Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория стратификации П. Сорокина




 

Питирим Александрович Сорокин (1889— 1968) — русско-американский ученый, родившийся в Вологод­ской губернии и умерший в Винчестере (США), счита­ется крупнейшим социологом нашего столетия. Его книга «Социальная и культурная динамика» — беспре­цедентный по объему научный труд, превзошедший «Капитал» К. Маркса. Другая его книга «Социальная мобильность» признана мировой классикой.

П.Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т. е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отно­шениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положе­ние любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главные оси координат — ось X (для измерения горизонтальной мобильности) и ось Y (для измерения вертикальной мобильности). Иначе говоря, получилось некое подобие классического эвклидова пространства.

Кроме них П.Сорокин выделяет три разновиднос­ти социальной стратификации: экономическую, поли­тическую и профессиональную. Социальная стратифи­кация в целом описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги. Ее основа — неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Ее подвид— эконо­мическое расслоение — означает неодинаковость эко­номических статусов, иначе говоря, наличие экономи­ческого неравенства, которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существовании бедных и богатых. Политическая дифференциация описывает систему иерархических рангов, которая опутала, подоб­но гигантской паутине, все общество. Она включает авторитеты, власть, престиж, звания, почести. Профес­сиональная дифференциация — разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям, одни из которых считаются более престижными, другие менее, а их организация обязательно включает руко­водителей различного ранга и подчиненных.

Для экономической стратификации показательны два явления, которые Сорокин называет флуктуациями:

1) обогащение и обеднение группы либо общества;

2) уменьшение и увеличение высоты экономической пи­рамиды. Оперируя огромным статистическим материа­лом, он доказывает, что нет семьи, деревни, города, области или страны, которые бы год от года становились богаче или беднее. В истории не существует никакой устойчивой тенденции. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения. Так было в Древнем Египте и так есть в современной Америке. Бесцельные колебания (флуктуации) совершаются циклически (за обогащением следует обнищание): мелкие циклы — 3 — 5; 7 — 8; 10—12лет; крупные — 40 — 60 лет. Сорокин считает, что его теория флуктуации опровергает идею прогресса человечества — постоянного улучшения экономического положения.

Сравнив различные классы, эпохи и страны, Со­рокин неожиданно обнаружил, что в колебаниях высоты экономической пирамиды нет никакой устойчивой тенденции. Если высоту измерять разницей между доходами высших, средних и низших слоев общества, то окажется, что в течение последних 500 лет она то увеличивалась, то сокращалась. Это значит, что бога­тые не богатеют, а бедные не беднеют постоянно. Вме­сто прямолинейного процесса существуют периодичес­кие флуктуации. Они равны 50, 100 и 150 годам. Точно так же колеблются и мировые цены в истории — то падая, то возрастая. Неудивительна связь двух явле­ний — бедности и мировых цен, ведь изменение цен способствует перераспределению национального до­хода в пользу того или другого класса.

В обществе, основанном на частной собственнос­ти, нет социальных потрясений. Его пирамида не слиш­ком высока, но и не слишком низка. Как только част­ную собственность уничтожают, общество входит в полосу социальных потрясений. В 1917 г. большевики национализировали банки, ликвидировали богатых, сократили разницу между самой высокой и самой низкой зарплатой и довели ее до соотношения 175:100.

Экономическая пирамида стала почти плоской. Хотя подобные случаи в истории единичны, они слу­жат предвестием грядущей катастрофы, после которой общество стремится восстановить нормальную форму распределения доходов. И в коммунистической России вскоре появились богатые, средние и нищие. Челове­чество должно усвоить простую истину, считает П.Со­рокин: либо плоская пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты, либо преуспевающее общество с неизбежным неравенством. Третьего не дано.

Когда профиль пирамиды чрезмерно вытягивает­ся, это означает, что появляется чрезмерное социаль­ное расслоение. Когда расслоение достигает пика, следует социальная катастрофа — революционно-урав­нительная лихорадка. Возможны два исхода: либо об­щество сразу возвращается к нормальной форме стра­тификации, либо идет к ней через «большую катастро­фу». Первый путь ближе к реформам, второй— к революции.

Задание 3

Сословный строй — прекрасное поле для социо­логических размышлений. Найдите необходимую ис­торическую литературу и ответьте на вопросы:

1.Какие обязанности закреплялись за каждым сосло­вием в феодальной Европе? Сможете ли вы обна­ружить межстрановые различия?

2.Какие повинности возлагались на крестьян?

3.Почему феодал не только эксплуатировал, но и за­ботился о подданных?

4.Почему сословия существовали на Западе, но их не было на Востоке?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 6503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.