Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место теории менеджмента в учебном процессе

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

П Л А Н Ы

В Г. ЧЕРЕПОВЦЕ

 

 

С.В. БОЙКО

 

 

 

Методическое пособие

 

Для студентов очного обучения

направления 080200 – Менеджмент

 

Череповец, 2012


 

 

Бойко С.В. Планы практических занятий по теории менеджмента: методическое пособие. / С.В. Бойко – Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2012.

 

 

Пособие предназначено для подготовки студентов очной формы обучения направления 080200 – Менеджмент к практическим занятиям по менеджменту.

 

Рецензенты: Ю.Н. Юрлов, канд. психол. наук, доц., проф. каф. ЭУна ПГХ Филиала

ГБОУ ВПО СПбГИЭУ в г. Череповце.

А.П. Погорелый, канд. филос.наук, доц. зав.каф. ГСЭД ВА МО РФ

(филиал, г. Череповец, Вологодской обл.)

 

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры общепрофессиональных и специальных дисциплин Протокол № __ от_____________ 2012 года.

 

Утверждено решением Совета Филиала СПбГИЭУ в г. Череповце.

Протокол № __ от___________ 2012 года.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА.. 4

1.1. Место теории менеджмента в учебном процессе. 4

1.2. Цели и задачи дисциплины.. 6

1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.. 6

1.4. Изучение дисциплины «Теория менеджмент» способствует формированию следующих компетенций: 7

1.5. Основные виды учебных занятий. 8

2. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ... 11

2.1. Основная литература. 11

2.2. Дополнительная литература. 12

2.3. Методические разработки СПбГИЭУ и филиала в г. Череповце. 13

2.4. Компьютерные программы.. 13

3. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА И ГРАФИК ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 15

3.1. Тематическая карта дисциплины.. 15

3.2. График изучения дисциплины.. 16

4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ... 18

5. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 23

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ... 72

7. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ И ЭКЗАМЕНУ В ФОРМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ.. 76

7.1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ В ФОРМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ 76

7.2. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ В ФОРМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ.. 81


1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА
В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА

Объектом изучения дисциплины является предприятия (организации, учреждения), осуществляющие производственную деятельность и/или оказание услуг.

Предметом изучения дисциплины является управленческая деятельность, осуществляемая органами управления и направленная на достижение поставленных целей.

Теория менеджмента является дисциплиной, показывающей состав и взаимосвязи элементов предприятия, как большой экономической системы, а также принципы, условия и содержание эффективного управления: постановки целей, мотивации и принятия решений, задач по развитию организации и др.

Цель преподавания дисциплины «Теория менеджмента» – дать будущему бакалавру знания для принятия эффективных управленческих решений на предприятии. Знания и умения, полученные в результате изучения дисциплины, понадобятся при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин. Необходимо видеть тесную связь проводимых занятий с особенностями профессиональной подготовки студентов.

«Теория менеджмента» как учебная дисциплина в системе подготовки бакалавров связана с дисциплинами учебного плана:

• в теоретико-методологическом направлении – с дисциплинами «Философия», «Социология», «Логика», «Экономическая теория».

• в направлении, обеспечивающем изучение количественных методов оценки и принятия решений, – с дисциплинами «Методы и модели в экономике», «Эконометрика», «Информационные технологии в экономике» «Статистика»;

• в направлении, обеспечивающем взаимосвязь экономических и управленческих процессов на предприятии – с дисциплинами «Экономика организации», «Организация производства», «Маркетинг», «Планирование производства», «Принятие решений в менеджменте», «Управление персоналом», «Стратегический менеджмент»;

• в направлении, обеспечивающем связь с отраслевым менеджментом – с дисциплинами «Финансовый менеджмент», «Муниципальный менеджмент», «Градостроительный менеджмент», «Финансовый менеджмент в инвестиционных фондах», «Информационный менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Менеджмент спортивных организаций» и др.

Учебная программа по курсу «Теория менеджмента» структурно состоит из пяти разделов:

1. История и методологические основы менеджмента.

2. Система функций менеджмента.

3. Технология и методы менеджмента.

4. Социально-психологические основы менеджмента.

5. Развитие менеджмента в современных условиях

 

В первом разделе «История и методологические основы менеджмента» раскрываются предмет и структура менеджмента как науки и учебной дисциплины, определяются основные исторические этапы его развития, содержание организации ее структуры и основных характеристик.

При изучении этого раздела главное внимание необходимо уделить:

- уяснению критериев научности менеджмента, его предметной области, роли в экономической жизни и в практике работы экономиста;

- пониманию предмета менеджмента, его структуры, видов, законов, категорий, методов, основных функций и способов оценки эффективности;

- осмыслению и пониманию характера основных периодов развития мирового и отечественного менеджмента;

- определению организации как основной категории менеджмента и главного субъекта хозяйственных отношений в рыночной экономике;

- выяснению оснований классификации организаций и видов организационных структур;

- формированию навыков анализа внутренних переменных организации и ее внешнего окружения.

Второй раздел «Система функций менеджмента» посвящен рассмотрению проблем стратегии и формирование целей в организации, а также планирование, организация, мотивация и контроля как главных функций менеджмента.

При изучении этого раздела главное внимание необходимо обратить:

- на осмысление понятия и категорий стратегического управления, содержания миссии и целей организации;

- на углубление знаний задач и основных принципов планирования в рамках системы менеджмента, классификации и содержания планов;

- на понимание содержания функции «организация» и видов организационных структур управления, делегирования, ответственности и полномочий в организации;

- на исследование механизма и основных теорий мотивации, ее значения в практике работы менеджера;

- на совершенствование навыков в организации контроля и регулирования в системе менеджмента.

В третьем разделе «Технология и методы менеджмента» рассматриваются управленческие решения в системе менеджмента, методы и инструменты принятия решений, коммуникации в менеджменте.

При изучении этого раздела главное внимание необходимо уделить:

- уяснению основных этапов процесса принятия решений и критериев оценки их вариантов в менеджменте;

- пониманию факторов, обуславливающих необходимость использования моделирования для подготовки и обоснования управленческих решений;

- осмыслению связи количественных и качественных методов и инструментов подготовки и обоснования решений;

- выяснению особенностей основных моделей принятия решений в менеджменте;

- формированию навыков прогнозирования в менеджменте;

- рассмотрению структуры общения и элементов коммуникации;

- выработке навыков и умений проведения деловых совещаний и переговоров.

Четвертый раздел «Социально-психологические основы менеджмента» раскрывает проблемы практики работы менеджера с персоналом, положения менеджера и содержания руководства в организации, действий менеджера в конфликтной ситуации, эффективности его управленческого труда.

При изучении этого раздела главное внимание необходимо обратить:

- на осмысление положения менеджера в организации и профессиональных требований к нему;

- на углубление знаний методов менеджмента при подготовке и обоснованию решений и выборе альтернатив, воздействия на исполнителей с целью реализации решений, подготовки и анализа информации для управления;

- на понимание содержания руководства, власти, влияния, их форм;

- на исследование природы конфликта в организации, их типов и стадий протекания и последствий;

- на выяснение и усвоение методов действий менеджера в конфликтной ситуации;

- на совершенствование навыков в организации самоменеджмента и повышения эффективности управленческого труда.

Пятый раздел «Развитие менеджмента в современных условиях» посвящен вопросам развитии теории и практики менеджмента в современных условиях на мировой арене и в России, а также проблемам развития организаций.

При изучении данного раздела следует показать:

- характерные черты развития современного менеджмента за рубежом;

- национальное разнообразие моделей менеджмента;

- состояние и развитие современного менеджмента в США, Японии, западной Европе;

- характерные черты современного менеджмента в России;

- перспективы развития менеджмента в России;

- понятие организационного развития;

- основные стадии программ организационного развития;

- основные тенденции развития организаций в будущем..

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решение линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами с помощью операционного исчисления | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.