КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы построения изображений
Гедонистическая функция графики Профессиональная функция графики В профессиональной деятельности используются различные виды изображений. Чертежи, графики, схемы позволяют зафиксировать технологические параметры производственных процессов. Они доступны для восприятия, несут огромное количество информации, позволяют хранить, передавать и преобразовывать ее. В них отображаются пространственные, количественные и качественные параметры продукта труда. С помощью графических изображений, используемых в индикаторных устройствах, показывается динамика протекания технологических процессов, осуществляется контроль за их выполнением. Длительное время, в связи с ремесленным характером труда слепых и слабовидящих, графические средства ими почти не использовались. Механизация и автоматизация производства, включение слепых и слабовидящих в усложняющиеся производственные отношения предполагают усиление информационной и коммуникативной роли специальной графики. С учетом универсального характера графики в фиксации, хранении, преобразовании и представлении различной информации усовершенствованы программы по трудовому и профессиональному обучению слепых и слабовидящих, в которых предусмотрено использование графических знаний и умений. В соответствии с этими программами учащиеся овладевают процессами чтения и выполнения эскизов, технических рисунков, чертежей, схем, ориентационных планов, технологических карт. Графика, как один из видов искусства, способна доставлять людям наслаждение и оказывать воздействие на душевное состояние. В связи с этим для слепых и слабовидящих должны использоваться преобразованные или специально созданные художественно-графические произведения, доступные для восприятия. Несмотря на значительное сокращение объема познавательной и эстетической информации, они способны доставлять наслаждение и вызывать восхищение у слепых и слабовидящих, для чего должны иметь гармоническое соответствие формы и содержания, высокохудожественное исполнение, соотнесенность графических изображений познавательным возможностям и эстетическим потребностям слепых и слабовидящих. Реализация этих потребностей способствует повышению гедонистической функции графики в жизни слепых и слабовидящих. Графические изображения должны быть доступными для восприятия, конкретными по содержанию, лаконичными по структуре, эстетическими по форме. 164. Художественно-композиционные достоинства в значительной мере определяют эффективность восприятия изображений ребенком, а также эмоционально-эстетическое отношение к ним. Положительный эмоционально-эстетический фон служит, как правило, дополнительным мотивационным стимулом в овладении графикой. Нет сомнения в том, что глубокая функциональная, художественно-эстетическая, в том числе эргономическая обоснованность построения и реконструкции изображений играет первостепенную роль. Разнообразны изобразительно-композиционные средства: форма и размер, симметрия и асимметрия, метр и ритм, контраст и нюанс, пропорции и ^масштаб, цвет и тональность, что позволяет добиваться большей наглядности и выразительности графических информационных средств. Важно стремиться к правильной передаче формы, содержания, пропорциональных отношений, гармонии изображений, в которых бы находили отражение законы симметрии, ритма, штриха, цветообразования. Поскольку форма воспринимается через контраст — плоскость и изображение, то при ее передаче возникает необходимость применять разные изобразительные средства — цвет, линии, штрихи, точки и их комбинации. В зависимости от вида изображений используются формообразующие линии, линии построения, вспомогательные линии и точки. Они должны четко различаться в рисунках, чертежах, схемах. Смещение и недифференцированное применение изобразительных элементов при передаче формы усложняют понимание графических построений. Указанная закономерность достаточно известна, однако не всегда учитывается в практике обучения слепых и слабовидящих, она не получила еще развития и конкретизации применительно к восприятию изображений с помощью осязания и неполноценного зрения. Так, например, точки, штрихи и комбинации из них имеют разное значение в изображениях. Они могут выступать как функциональные элементы (обозначая на предметах выступ, кнопку, ручку и т. д.), служить элементам связи между линиями, дополнением к ним. Это требует некоторой осторожности в применении: механическое включение их в изображения приводит к изменению смысла и усложнению процесса восприятия изображений. В изображениях, предназначенных для слабовидящих и слепых, важную роль играет правильная передача формы, содержания, пропорциональных отношений. Нередко преподаватели дошкольных учреждений и школ для слепых и слабовидящих смешивают способы изображения предметов в одном рисунке, применяют плоскостное и объемное изображения, что значительно затрудняет процесс восприятия и понимания изображений. Основные принципы построения, унификации и реконструкции изображений заключаются в следующем: 1. Графическое представление информации должно осуществляться с учетом зрительных и осязательных возможностей де- тей, а такжеуровня развития у них познавательных процессов. 2. Графические изображения должны содержать лишь те элементы, которые необходимы для сообщения важной информации и точного понимания ее значения, выражать основное содержание, раскрывать признаки и свойства, присущие предмету, процессу или явлению. 3. Изображения, обозначающие одни и те же объекты, процессы и явления, должны быть унифицированы — иметь единое графическое1 решение. 4. Для представления сложной графической информации следует применять поэтапные, промежуточные рисунки, с помощью которых изучаются отдельные части, детали, фрагменты предметов, процессов и явлений. 5. Изображение должно иметь композиционный центр, иначе говоря, узел скопления информации, а также четкую, легко запоминающуюся структуру. 6. Нельзя допускать смещения элементов изображений, выполненных разными способами (методом ортогонального и аксонометрического проецирования, плоскостного и объемного изображения). 7. Цветовое оформление изображений должно соотноситься с 8. Нецелесообразно изображать на одном листе предметы 9. Все существенные признаки предметов или явлений в иллюстрациях должны четко выделяться контуром, разными линиями, штрихами, цветом.
10. В многоплановых иллюстрациях выделяются ближний, 11. В рисунках с передачей объема следует усиливать контуры, а также элементы, характеризующие объем (светотень, изменение углов, сокращение линий и т. д.).
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |