Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и методика обучения специальной графике




Обучение слепых и слабовидящих специальной графике имеет те же цели и задачи, что и в массовых школах и дошкольных учреждениях, реализуемые с учетом специфических особенностей данной категории детей.

В процессе обучения специальной графике должны решаться следующие задачи: 1) нравственное и идейно-эстетическое воспитание; 2) формирование навыков чтения и выполнения изображений; 3) обучение детей осознанию символической функции графики, умению пользоваться изображениями при изучении различных учебных предметов, в творчестве и трудовой деятельно-


сти; 4) ознакомление с выдающимися произведениями графики.

Кроме этих задач, при обучении графике решаются задачи, обеспечивающие преодоление, коррекцию и компенсацию отклонений вразвитии детей.

Чтение и выполнение изображений связано с развитием восприятия, речи, мышления, с осознанием детьми символической функции графики. По своему содержанию чтение рисунков, чертежей, схем представляет собой сложную психическую деятельность, которая связана с ориентировочно-поисковыми, перцептивно-опознавательными и логическими операциями.

Процесс чтения изображений имеет сложную структуру и складывается из нескольких уровней и этапов. По мере обучения сокращаются, рационализируются и модифицируются переходы от одного уровня к другому, снижается неопределенность, возрастает объем получения семантической и эстетической информации.

Чтение изображений может быть расчленено на ряд этапов-операций, включающих в себя поиск и обнаружение изображения, различение, идентификацию, обобщение и систематизацию графической информации (О. И. Галкина, Б. Ф. Ломов). Возможности обнаружения элементов изображения зависят от чувствительности и разрешающей способности осязания — у слепых, от чувствительности, разрешающей, способности цветовосприятия, стереоскопической пластичности и других свойств зрительного анализатора — у слабовидящих. Кроме того, чтение изображений предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование представлений и развитие мышления.

Процесс обучения детей с нарушением зрения чтению рисунков начинается с ознакомления их с приемами ориентировки на изобразительной плоскости и формообразующими элементами. Вначале они должны научиться ориентироваться на изобразительной плоскости, различать точки по величине, определять типы линий, дифференцировать их по длине, ширине и форме (прямые, ломаные, дугообразные, волнистые, спиральные, замкнутые).

На следующем этапе обучения дети знакомятся с формами основных плоских геометрических фигур (треугольником, четырехугольником, окружностью, овалом и др.). Изображения, выполненные на их основе (флажок, значок, циферблат часов и др.), воспринимаются с помощью нарушенного зрения и осязания. Далее дети знакомятся с сочетанием геометрических фигур и ' переходят к пониманию изображений более сложных форм (ножниц, ключей, ракетки, портфеля и т. п.).

После овладения процессом чтения изображений плоских предметов приступают к изучению изображений объемных предметов, чертежей и схем. Для -их чтения необходим высокий уровень представлений и способностей пространственного воображения. Для формирования представлений и овладения умениями в пространственных преобразованиях необходимо подбирать изображения с разной степенью трудности анализа и перевода плоскостного изображения в объемную форму.


При графическом воспроизведении пространственных свойств и отношений предметов можно выделить ряд компонентов, которыми должны овладеть дети. Основными из них являются наблюдение, измерение и построение. В этой связи важно организовать наблюдение предметов детьми на тактильной, визуальной и визуально-тактильной основе; сформировать знания о системе мер, научить производить сенсорную и инструментальную оценку величины предметов, а также осуществлять самоконтроль и регуляцию графических движений.

Обучение детей с учетом функциональных свойств, закономерностей и динамики изменения зрения, направленное на интермодальное развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, поэтапное ознакомление с изображениями и соответствующими им предметами в условиях предметно-практической деятельности (моделирование, рисование с натуры, труд и др.), усиление мотивации и целей графической деятельности, эстетическое воспитание детей ведет к овладению специальной графикой.

ЛИТЕРАТУРА

Ермаков В. П., Егорова О. И. Обучение слепых специальной графике.— М., 1978.

Ермаков В. П. Графические средства наглядности для слабовидящих.— М., 1988.

Ермаков В. П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений.—М., 1987.

Роганов Г. Н. Методика обучения слепых чтению машиностроительных чертежей, схем, технических рисунков.— М., 1940.

Семевский Н. А. Обучение графике в школе слепых.— М., 1952.

Семевский Н. А. Обучение рисованию в школе слепых.— М„ 1960.

Глава 6. ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.