Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость и типы государственного вмешательства в экономику




 

Теоретическому осознанию активной роли государства в рыночной экономике способствовала работа английского эко­номиста Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.). Он обосновал необходимость государственной экономической политики как средства, способного уравновешивать совокуп­ный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризиса и обеспечивать ее стабильность. Однако последователи А. Смита - неоклассики доказывают, что государство, также как и рынок, имеет свои «провалы». Государственные органы порой принимают решения, не всегда эффек­тивные с точки зрения общества. Являясь особой общественной подсистемой, государство в то же время представляет собой относительно самостоятельный организм с собственными ин­тересами, которые не всегда могут совпадать с интересами об­щества. Неоклассики утверждают, что система цен представля­ет собой механизм, способный обеспечивать общую сбаланси­рованность экономики без управления из центра. Оба подхода, особенно при их абсолютизации, страдают односторонностью. Эффективное развитие национальной экономики предполагает оптимальное сочетание конкурентно-рыночного и государственного регуляторов.

Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами. Во-первых, это причины, которые свя­заны с несовершенством, с так называемыми «провалами» или «фиаско» рынка, его противоре­чиями, с неспособностью рынка решать многие проблемы экономики и общества. Рынок рождает экономические кри­зисы, нестабильность, инфляцию, безработицу, неоправданные различия в доходах населения, неравномерность в развитии территорий и т.д.

Одной из сторон любой хозяйственной деятельности является наличие внешних эффектов. Это означает, что хозяйственные результаты отдельных экономических агентов связаны не только с их собственными решениями и действиями, но и с функционированием тех субъектов, которые взаимодействуют с ними через рынки, а также с теми субъектами, которые никак с ними непосредственно не связаны. Проблему внешних эффектов рыночный механизм не решает. В качестве примеров подобных внешних эффектов можно представить влияние химических, металлургических или иных заводов, имеющих вредные выбросы, на экономические результаты в сельском, лесном, водном хозяйстве. Внешние или побочные эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства.

Во-вторых, рыночные связи и отношения не могут охватить все стороны экономической деятельности. Су­ществуют потребности в благах коллективного и общественно­го пользования. Речь идет об обороне страны, обеспечении национальной безопас­ности, охране общественного порядка, управлении сложными производственными системами, имеющими большое значение для страны. Эти блага называются общественными товарами и услугами. Предоставление их населению является функцией государства и их финансирование ложится на бюджет. Произ­водство таких товаров и услуг предполагает развитие общест­венного сектора экономики. Это все те отрасли и сферы, конку­рентоспособность которых по тем или иным причинам не может быть обеспе­чена только при посредстве рыночного механизма, это сектора, где решают­ся крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборо­на, образование) и где частные инвести­ции связаны с высоким риском, а на их основе неосуществимы или трудно осу­ществимы долгосрочные и наиболее до­рогостоящие проекты (аэрокосмиче­ская промышленность, атомная энерге­тика, другие трудоёмкие отрасли). В данном случае общественная выгода превышает выго­ду отдельных предприятий или влечёт за собой их дополнительные расходы (например, в сфере экологии, развитии космоса).

Необходимость выполнения государством определенных функции в сфере экономики в настоящее время практически не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно соотноситься государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов.

Разновидностью хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень государственного монополизма, была построенная в СССР централизованно управляемая экономика. В её основе лежало директивное планирование, то есть централизованное решение вопросов о том, что и в каком количестве производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, какова должна быть оплата труда и т.д. Задача составления сбалансированного плана, увязанного по всем статьям, практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности.

При этом из сферы экономики исключалась частная инициатива. Все экономические агенты действовали на основе спускаемых сверху плановых заданий, приказов и распоряжений. Экономической самостоятельности было столько, сколько считал полезным и приемлемым центр. Жесткая централизация создавала бюрократические ограничения развитию.

Кроме того, любая жизнеспособная система предполагает наличие прямых и обратных связей. Такие связи лежат и в основе рыночного механизма саморегулирования. Равновесие между спросом и предложением устанавливается при наличии прямых (от производства к рынку) и обратных (от рынка к производству) связей, действующих через жизнеспособную, гибкую систему цен.

В плановой экономике существовали, хотя и деформированные, прямые связи, но практически не действовали обратные. Отсутствие обратной связи при неподвижных и искаженных ценах делало систему нечувствительной к динамике потребительского спроса. Хронический дефицит многих товаров был отличительной чертой плановой экономики. В варианте государственного монополизма в управлении оказывается блокированным конкурентный механизм, которому рыночная экономика прежде всего и обязана своей эффективностью.

Однако в настоящее время фактически не сущест­вует «чисто рыночной экономики». Не только в национальном, но и в международном масштабе сложилась и функционирует смешанная экономика. Ее основу составляют рыночные отно­шения и частное предпринимательство, при одновременном су­ществовании различных видов собственности и форм хозяйст­вования, многочисленных институтов, главным из которых явля­ется государство. Оно выступает как органичный элемент сме­шанной системы и как гарант ее существования и развития.

В условиях рыночной экономики важно определить сочетание плановых и рыночных регуляторов общественного производства, а, следовательно, необходимо сформулировать принципы и функции государственного вмешательства в экономику.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.