Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль государства в экономике России




 

На этапе становления рыночной экономики в переходный период роль государства как регулятора экономических процессов возрастает. В переходный период без активного участия государства невозможно успешное становление новой системы отношений собственности и различных видов предпринимательства, присущих смешанной экономике, формирование финансового (в том числе фондового) рынка, рынка труда и рыночной инфраструктуры.

Развитие рынка - объективный процесс. Ему можно содей­ствовать, создавая благоприятные правовые предпосылки. В последние годы проведена большая работа по формированию правовой базы новой системы хозяйствования: это Конститу­ция РФ, кодексы законов - Гражданский, На­логовый, Земельный, Трудовой и др. Кроме того, принято боль­шое количество законов, указов президента, постановлений правительства по широкому кругу хозяйственных вопросов. Процесс совершенствования правовой базы включает принятие новых и отмену устаревших законов и нормативных актов, вне­сение по мере необходимости поправок и дополнений в дейст­вующие законы.

Государственное регулирование направлено на достижение конкретных общественно значимых целей. Цели регулирова­ния многообразны и на каждом историческом этапе зависят от многих обстоятельств: степени общей развитости экономики, ее структуры, социальной ориентации, меры включенности страны в мировые экономические связи. Различаются текущие (ближайшие) и стратегические цели регулирования. Генераль­ной целью является обеспечение динамичного и сбалансиро­ванного развития экономики на основе эффективного исполь­зования ресурсов. Во взаимосвязи с ней существует набор конкретных целей, образующих дерево целей. Среди них выделяются: обеспечение приемлемых темпов экономического роста, эффективной занятости населения, стабильного уровня цен, справедливого распределения доходов в обществе, достижение высокой экономической эф­фективности и другие. Поскольку целевые установки неодинаковы по своим масштабам и значению, то необходимо определение приоритетов при их выполнении.

Однако следует констатировать, что в России система государственного регулирования пока не отвечает потребностям нынешнего этапа российских реформ. Государство до сих пор перегружено функциями, которые ему в рыночной экономике не дол­жны быть свойственны. В то же вре­мя оно недостаточно занимается созданием необходимой конкурентной рыночной среды, разработкой последовательной социальной политики. Очень слаба под­держка малого бизнеса. Действует разрешительная, а не ре­гистрационная система создания новых предприятий. Не отработаны механиз­мы привлечения долгосрочных инвестиций в реаль­ный сектор и использования в этих целях сбережений населения. Задача совершенствования государственного регулирования состоит не в экстенсив­ном расширении государственного вме­шательства в российскую экономику, а в его модернизации и повышении его эффективности. Это требует исполь­зования современных форм государст­венного регулирования: совершенст­вования налогового законодательства, развития системы правительственных гарантий под кредиты коммерческих банков на инвестиции и инновации,мер по стимулированию отечественных предприятий обрабатывающей промыш­ленности, работающих на экспорт, прио­ритетного финансирования из бюджет­ных фондов наукоёмких и высокотех­нологичных производств, проведения активной социальной политики.

В любом случае государство должно быть эффективным, то есть мак­симально использовать предпринимательскую энергию для углуб­ления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами, - здравоохра­нение, образование, макроэкономическую стабильность, защиту неимущих и т.д.

По такому пути развиваются экономические и социальные про­цессы в Российской Федерации, где за годы реформ были заложены основы финансово-экономического регулирования эко­номики. Перспективы российской экономики связываются с гаран­тией прав собственности и справедливой конкуренцией для эффективного функционирования рыночной экономики. Госу­дарство осуществляет контроль за денежной массой, снижением инфляции, а также обеспечением структурных сдвигов в производ­стве и экспорте продукции.

Государство предпола­гает достичь активизации инвестиционного процесса путем удешевления кредитных ресурсов.

Предполагается, что бюджет как метод экономического воздей­ствия будет стимулировать экономический рост. Это достигается тем, что средства налогоплательщиков предоставляются корпоративно­му сектору исключительно на конкурентной основе. Уменьшится количество налогов и снизятся параметры налоговых ставок, произойдет выравни­вание налоговой нагрузки.

Социальная и военная реформы позволят в перспективе сокра­тить нагрузку на государственный бюджет, не уменьшая расходы на образование, здравоохранение, культуру и пенсии.

Вложения государства в социальную сферу, накопление человеческого ка­питала характеризуют уровень цивилизованности страны. В соответствии с Конституцией Российское государство опреде­ляется как социальное. Но, чтобы оно действительно стало таким, нужно пройти большой путь. И в этом отношении перед Российским государством стоят многочисленные и сложные задачи, носящие как текущий, так и перспективный характер.

 

Раздел 5. Денежно - кредитная система и денежно – кредитная политика государства

Деньги и их функции. Виды денег. Денежные агрегаты. Кредит: содержание и значение. Принципы и формы кредитования. Кредитная система рыночной экономики. Спрос на деньги и предложение денег. Равновесие товарного и денежного рынков. Денежно – кредитная политика государства: содержание, направления, формы и основные инструменты. Кейнсианская и монетаристская концепции денежно – кредитной политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.