Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы сбалансированности государственного бюджета. Дефицит и профицит государственного бюджета




Содержание и структура государственного бюджета.

Государственный бюджет как главный элемент государственных финансов.

Слово "бюджет" переводится с английского языка как " сумка и её содержимое". Бюджетом называли денежный портфель министра казначейства. Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций: как экономическую категорию и как финансовый план.

По своей экономической сущности государственный бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами по формированию и использованию централизованного фонда денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

- перераспределение национального дохода;

- государственное регулирование и стимулирование экономики, в том числе стимулирование НТП;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Бюджетное устройство характеризует организацию бюджетной системы, принципы её построения и функционирования. Бюджетное устройство определяется государственным устройством: в унитарных государствах существуют два звена бюджетной системы (государственный и местный бюджеты), в федеративных - три (ещё и бюджеты субъектов федерации).

Бюджетная система РФ включает три уровня:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов РФ;

- местные бюджеты.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Финансовые отношения между различными звеньями бюджетной системы строятся на основе принципа бюджетного федерализма, предусматривающего:

- самостоятельность бюджетов различных уровней;

- разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между бюджетами различных уровней;

- межбюджетное регулирование, то есть возможность обеспечения сбалансированности нижестоящих бюджетов за счёт вышестоящих.

Межбюджетное регулирование осуществляется следующими методами:

- зачисление в доход определённого бюджета части доходов субъектов

(обычно устанавливается процент отчислений от федеральных налогов);

- субвенция – это денежная сумма, которая выдаётся из вышестоящего бюджета нижестоящему для покрытия дефицита, для финансирования социальных или экономических проблем, в том числе - это долевое участие вышестоящего бюджета в целевых мероприятиях нижестоящего;

- кредитные ресурсы – это средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них.

Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в пользу государства в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством. Они могут носить налоговый и неналоговый характер. В доходах бюджета различных государств налоги составляют 80-90%. Неналоговые доходы бюджета образуются:

- в результате экономической деятельности самого государства (функционирования государственной собственности);

- от продажи объектов государственной собственности (приватизации);

- реализации государственных запасов;

- получение процентных платежей по займам, которые предоставляло государство в предшествующие периоды и других источников.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Расходы государственного бюджета можно классифицировать по двум признакам: во-первых, с точки зрения влияния расходов на процесс расширенного воспроизводства, во-вторых, с точки зрения функционального назначения расходных статей.

В рамках первой классификации все государственные расходы подразделяются на: текущие и капитальные расходы.

Текущие расходы включают следующие направления:

- командировки и служебные разъезды, заработная плата чиновников и государственных служащих;

- приобретение предметов снабжения и расходных материалов, и оплата услуг;

- различного рода субсидии, социальные трансфертные платежи, дотации;

- выплаты по займам и другие.

Капитальные расходы – это денежные затраты государства, направленные на финансирование инновационной и инвестиционной деятельности. Сюда относятся:

- капитальное строительство, в том числе производственное, культурное, жилищное;

- капитальные вложения в основные фонды, а именно приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

- расходы на капитальный ремонт;

- создание государственных запасов и резервов, приобретение земель и другие.

Вторая классификация с точки зрения функционального назначения расходов предполагает их деление на:

- расходы на общественные и социальные нужды, то есть расходы на образование, здравоохранение и т.п.;

- расходы на хозяйственные нужды или расходы по вмешательству государства в экономику; к ним относятся: расходы по государственным инвестиционным программам, субсидии, дотации, ассигнования на НИОКР;

- административные расходы, то есть расходы на содержание органов власти;

- расходы по обеспечению стратегической безопасности, то есть расходы на оборону, на содержание посольств и консульств, таможенных органов, милиции;

- платежи по государственному долгу и другие.

Структура государственных расходов, то есть соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете государства не одинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды её развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими. У ряда стран высока доля военных расходов, наблюдается постоянный рост расходов на управление страной.

Государственные расходы имеют важное предназначение, а именно выполняют различные функции:

- Социальная функция предполагает, что государственные расходы могут смягчить социальную дифференциацию и обеспечить нормальные условия жизни нетрудоспособному и незанятому населению, ибо государственные расходы должны обеспечить приобщение определенных слоев общества к получению знаний и медицинской помощи. А, следовательно, расходы государственного бюджета содействуют обеспечению народного хозяйства страны квалифицированной и здоровой рабочей силой.

- Регулирующая функция заключается в том, что расходы государственного бюджета могут стимулировать или сдерживать совокупный спрос и влиять на совокупное предложение, в том числе под воздействием государственных расходов могут происходить изменения в отраслевой и региональной структуре общественного производства.

- Административная функция означает, что государственные расходы должны создавать нормальные условия для выполнения государственными управленческими и правоохранительными органами своих задач.

Действенность государственных расходов зависит от следующих факторов: от абсолютных размеров денежных средств, выделяемых по тому или иному направлению; от структуры этих расходов, то есть от доли определенных статей расходов в общих расходах государственного бюджета; от эффективности использования каждой единицы расходуемых сумм.

 

Государственный бюджет может иметь следующие состояния:

1. Сбалансированный бюджет, когда доходы бюджета равны его расходам.

2. Дефицит - когда расходы превышают доходы бюджета.

3. Профицит – когда доходы превышают расходы бюджета.

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.

Причины дефицита могут быть различными:

- низкая эффективность общественного производства, его спад;

- нерациональная структура бюджетных расходов (огромные военные расходы, крупные государственные инвестиции, " раздутые" социальные программы);

- массовый выпуск "пустых денег";

- оборот "теневого" капитала в огромных масштабах;

- чрезвычайные ситуации (войны, природные катаклизмы, стихийные бедствия) и др.

Нередко дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Ещё Дж.Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определённых этапах развития общества.

Однако дефицит может отражать кризисные явления в экономике, её развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия срочных и действенных экономических мер по стабилизации экономики и её финансовому оздоровлению.

Бюджетная политика- это мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом. В экономике известны следующие концепции бюджетной политики государства.

Основу первой концепции составляет ежегодно сбалансированный бюджет. Ещё совсем недавно такой бюджет считался целью финансовой политики, что должно было обеспечить стабильность экономического развития страны. Но такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность финансовой политики государства. Например, в экономике наблюдается длительный период безработицы, когда доходы населения падают. При этом налоговые поступления автоматически сокращаются. Если целью финансовой политики является ежегодно сбалансированный бюджет, то правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать комбинацию в виде двух мер. Следствием указанных мероприятий будет ещё больше сокращение совокупного спроса, а, значит, более значительное падение производства и увеличение безработицы. Стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать и инфляцию, в условиях которой повышение денежных доходов увеличивает и налоговые поступления. Для того чтобы доходы бюджета не превышали расходы, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать комбинацию этих двух мер. Следствие этого будет лишь увеличение темпов инфляции.

Основу второй концепции бюджетной политики составляет бюджет, сбалансированный в ходе экономического цикла, а не ежегодно, то есть государство осуществляет антициклическое регулирование и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период кризиса снижаются налоги и увеличиваются государственные расходы, то есть создаётся временный дефицит бюджета. Во время подъёма налоги повышаются, а государственные расходы сокращаются. Возникший бюджетный профицит может быть использован на покрытие дефицита, образованного в период спада.

Третья концепция бюджетной политики базируется на обеспечении сбалансированности экономики, а не бюджета. При этом в экономике может наблюдаться как устойчивый профицит, так и устойчивый дефицит бюджета, то есть стабильность экономики и её устойчивое развитие являются главной задачей, а сбалансированность бюджета - второстепенной.

Российская бюджетная политика длительное время базировалась на первой концепции: требование бездефицитности бюджета было обязательным. В настоящее время правительство страны в большей степени ориентируется на положения второй концепции - сбалансирование бюджета в ходе экономического цикла.

Любое государство стремиться если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета следующими способами:

1. Государственные займы. Этот способ покрытия дефицита бюджета не приводит к увеличению инфляции, сохраняет устойчивость денежного обращения. Во многих странах займы превратились в такой же постоянный элемент дохода, как и налоги. Займы государства могут осуществляться через:

- выпуск государственных ценных бумаг, как в собственной, так и в иностранной валюте: ГКО (Государственные краткосрочные облигации), КО (Казначейские обязательства), облигации внутреннего валютного государственного облигационного займа, ОФЗ (Облигации федеральных займов), государственные сберегательные займы, золотые сертификаты, евробонды и др.;

- заимствование средств как у отечественных банков, так и у внешних кредиторов (других государств, международных частных банков, международных финансовых организаций, например, Международного валютного фонда - МВФ, группы Всемирного банка – ВБ, Европейского банка реконструкции развития – ЕБРР и др.);

- ссуды, полученные от бюджетов других уровней.

2. Ужесточение налогообложения. Повышение налогов может привести к увеличению доходов бюджета, но в дальнейшем эта мера может повлиять на экономическую активность экономических субъектов, снизить стимулы к предпринимательской деятельности и увести часть предпринимателей в "теневой" сектор экономики, а следовательно, может явиться фактором сдерживания экономического роста.

3. Эмиссия денег является самым быстрым способом покрытия бюджетного дефицита, но в то же время самым инфляционным. Выпуск в обращение необеспеченных денег практически всегда приводит к росту инфляции.

4. Секвестирование – пропорциональное сокращение расходных статей бюджета на определенную величину в рамках определенного финансового года (нередко на ежемесячной основе). Эта мера даёт текущий эффект;

Чтобы получить более долговременный эффект, необходимо использовать различные виды экономической политики по оздоровлению экономики.

Бюджетным профицитом называется такое состояние бюджета, когда доходы государства превышают его расходы. Основными причинами профицита государственного бюджета являются:

- экономический рост в стране, так как в данном случае даже без изменения системы налогообложения существенно могут вырасти налоговые поступления, которые составляют основную долю доходов бюджета;

-благоприятная конъюнктура мирового рынка по товарам, являющимся основными статьями экспорта данной страны;

- уменьшение "теневого" сектора экономики.

Если бюджетный профицит вызван экономическим ростом, то дополнительные доходы государство может использовать на различные цели, и это не будет вызывать инфляционных процессов в экономике. Бюджетный профицит, вызванный благоприятной конъюнктурой на мировом рынке, может наполнять денежное обращение излишней денежной массой, поэтому встаёт вопрос о его правильном использовании.

Как правило управление бюджетным профицитом предполагает следующие меры:

- повышение определенных расходных статей бюджета;

- кредитование других государств или бюджетов других уровней;

- создание Стабилизационного (Резервного) фонда.

Оживление российской экономики и благоприятные цены на мировом рынке на основные товары нашего экспорта (нефть, газ) сказались на государственных доходах. Начиная с 2002 года Федеральный бюджет РФ сводится с профицитом. Правительством было принято решение об использовании профицита бюджета для погашения государственного долга РФ и о создании финансового резерва государства.

1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд РФ, который является частью бюджета государства. Он призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Фонд должен способствовать стабильности экономического развития страны, явиться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

1 февраля 2008г. Стабилизационный фонд был поделен на две части – Резервный фонд и фонд Национального благосостояния. Разделение Стабилизационного фонда на две части предполагало возможность вложения части средств в более рискованные, но и более доходные проекты (в том числе акции частных компаний).

Резервный фонд сосредоточил в себе большую часть бывшего Стабилизационного фонда. Целью существования Резервного фонда является: покрытие дефицита бюджета при понижении цены на нефть, стерилизация избыточных денежных средств на финансовом рынке России. Предусмотрена возможность использования средств Резервного фонда в целях погашения внешней государственной задолженности.

Министерство финансов может управлять этими средствами следующим образом:

- размещать деньги на счетах Центрального банка в разрешенной валюте (американские доллары, евро, фунты стерлингов);

- приобретать долговые обязательства других государств;

- приобретать долговые обязательства государственных агентств и Центральных банков;

- размещать в качестве депозитов на счетах иностранных банков и кредитных организаций.

Минфин имеет право вкладывать средства фонда в государственные банки и негосударственные кредитные организации, но при этом предпочтение отдается приобретению государственных долговых обязательств.

Порядок управления средствами фонда Национального благосостояния отличается от порядка управления Резервным фондом лишь возможностью вложения этих средств в инновационные фонды (такие, как государственные корпорации). Формирование фонда Национального благосостояния будет проводиться за счет перечисления всех средств, которые останутся от заполнения резервного фонда до 10% от ВВП. За счет средств этого фонда планируется покрывать дефицит Пенсионного фонда РФ, а также проводить софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.