Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Безопасность в альпинизме




В.Винокуров, А.Левин, И.Мартынов

Не менее важно изучать поведение человека в горах, его реакции в сложных условиях, ошибки, которые приводят к несчастным случаям. Это помогает выделить главные проблемы обеспечения безопасности, организовать целенаправленное совершенствование учебно-спортивной работы, а также профилактических мер горной спасательной службы.

Из зарубежных трудов, изданных на русском языке, отметим книгу Б.Маринова «Проблемы безопасности в горах» (М., 1981). В ней приводятся исследования о влиянии горного туризма и альпинизма на физиологические и психические функции человека, ошибки при лазанье по скалам и их причины. Однако автор дает лишь качественный анализ ошибок спортсменов, что не позволило ему вскрыть главные причины травм; к тому же сам опыт болгарских альпинистов, видимо, нельзя механически перенести в наши условия. В этой книге впервые сделана попытка количественного анализа поведения спортсменов в аварийных ситуациях, выявлены типичные ошибки, приводящие к несчастным случаям, предложены рекомендации по совершенствованию программы обучения и тренировки альпинистов различной квалификации. Для улучшения контроля за уровнем подготовки спортсменов разработаны специальные ситуационные задачи.

Впервые в нашей литературе по альпинизму приводится материал по организации и тактике спасательных работ, по взаимодействию спасателей с авиацией.

Продолжительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей организма, высоты и условий работы, уровня предварительной подготовки, характера адаптации. Для гор высотой 4000—5000 м адаптация длится, как правило, 5—12 дней. Но и тогда, когда она завершилась, реакция человека на внешние воздействия остается более замедленной, чем на равнине (что особенно характерно для начинающих альпинистов), и проявляется часто при выполнении сложных приемов и в опасной ситуации.

Любознательность, внимание к горной природе позволяют быстрее и успешнее освоиться в горах. Чтобы пробудить такое отношение, руководитель или инструктор должен грамотно регулировать нагрузки, не спешить осуждать новичка за неумение, за проявление слабости при усталости, голоде и жажде, должен сам быть примером выдержки и работоспособности. Можно назвать некоторые психологические трудности, с которыми человек встречается в горах как в процессе начального обучения, так и позднее, в ходе спортивного совершенствования.

Чувство неловкости при выполнении еще не освоенных упражнений. Например, при прохождении маршрута боязнь насмешек за свое неумение, ложный стыд при неудаче, страх перед глубиной.

Стресс — напряженное состояние психики, вызываемое сильными или длительно действующими раздражителями, не встречавшимися в такой форме в процессе предварительной подготовки. Результатом стресса могут стать активное, но плохо контролируемое действие или, наоборот, беспомощность, деморализация, обреченность, также приводящие к беспорядочным действиям. Хорошо заметно состояние стресса при внезапном возникновении опасности или в аварийной ситуации. Сложнее определить момент наступления стресса при длительной работе в экстремальных условиях. Поэтому надо предусматривать такую возможность в группе и не допускать перегрузки кого-то одного, внимательно оценивать степень подготовленности каждого, обращая особое внимание на тех, кто не имеет опыта восхождений подобной трудности либо потерял спортивную форму из-за болезни или других причин. Особенно важно это потому, что одной из причин непонятной гибели высококвалифицированных альпинистов на несложных участках маршрутов мог быть именно стресс.

Болезненные явления, связанные с кислородным голоданием, определяют так называемую горную болезнь. Признаки ее: плохой сон, отсутствие аппетита, нарушение координации и пассивность действий, головная боль, тошнота. Особенно опасны общее плохое состояние, нарушения сердечной деятельности, провалы в сознании. Лучшая помощь при горной болезни — своевременный спуск! Очень внимательным надо быть к еще одному симптому горной болезни — эйфории, возбуждению с временным повышением тонуса, при котором человек теряет способность правильно оценивать обстановку и собственные возможности. Так, в 1979 г. группа альпинистов II и III разрядов во главе с двумя опытными тренерами в первый день после подъема из города на бивак вышла для активной акклиматизации на склоны Эльбруса. Поднявшись на высоту около 5000 м, она так хорошо себя чувствовала, что решила, нарушив тактическую дисциплину и правила горовосхождений, взойти на вершину. Уже на вершине появились определенные признаки нарушения деятельности у некоторых участников, а когда при спуске резко ухудшилась погода, несколько человек сорвались, остальные же оказались неспособными ни к правильным решениям, ни к активным действиям для спасения погибавших.

Опасности в горах характеризуются комплексностью — внезапностью и быстротечностью при нарастающем темпе их возникновения. Некоторые из них обладают цикличностью — годовой и суточной. Умение распознать опасности, знание закономерностей их возникновения позволяют выделить главные из них в данный момент и найти правильные пути для их преодоления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.