Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура. Период «великих реформ» был очень противоречивым для российской духовной жизни




Период «великих реформ» был очень противоречивым для российской духовной жизни.

С одной стороны, либеральные преобразования и быстрая модернизация общества создали благоприятные условия для подъема во всех сферах культуры.

Значительное влияние на культурную жизнь Росси оказала реформа системы образования, начатая в 1864 г. Было разрешено открывать начальные училища общественным учреждениям и частным лицам, но под контролем уездных и губернских училищных советов, состоявших из представителей земств и чиновников (председателем был архиерей). Начальные школы делились на казенные, земские и церковно-приходские.

Среднее образование в семиклассных мужских гимназиях объявлялось открытым для всех сословий, но вводилась высокая плата за обучение. Гимназии делились на классические (общеобразовательные предметы, латинский и греческие языки) и реальные (вместо древних языков увеличен объем математики и естествознания). Окончившие классические гимназии без экзаменов принимались в университет. Реальные гимназии давали доступ лишь в технические вузы. (В 1871 г. реальные гимназии реорганизованы в реальные училища.) С конца 50-х гг. стали открываться женские гимназии.

Новый устав (1863 г.) восстанавливал академическую автономию университетов. Совет профессоров руководил всей университетской жизнью. Быстрое развитие получили технические вузы. В 1869 г. открылись Лубянские высшие женские курсы, положившие начало высшему женскому образованию в России.

Но в то же время в стране обозначился социокультурный раскол. Он заключался в складывании двух противостоящих друг другу типов культурных ценностей: с одной стороны - городской, индустриальной, ориентированной на европеизацию и модернизацию, на рост атеизма - и с другой - сельской, аграрной, базирующейся на традиционализме и консерватизме, на религии. Это противостояние дополнялось старым расколом между дворянской, преимущественно европейской, культурой и культурой низов, сохранявшей традиционные ценности русской общины.

Сложное переплетение различных представлений о системе ценностей неизбежно порождало внутреннюю конфликтность духовной жизни российского общества. Снятие этих конфликтов и проявилось в активных творческих поисках во всех сферах культуры.

Активная антирусская позиция, занятая ведущими европейскими странами в период Крымской войны 1853-56 гг. и русско-турецкой войны 1877-78 гг. (за освобождение Болгарии) также серьезно повлияла на систему ценностей всего российского общества того периода. В стране стали усиливаться тенденции национализма, русификации, что проявилось в формировании идей панславизма. Панславизм заключался в противопоставлении идее европейской цивилизации идеи всеславянской цивилизации, которая возникла бы вследствие объединения всех славянских народов под верховенством России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.