Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура. Параллельно возрождению некоторых форм национального протеста в 60-70-е гг




Положение церкви.

Параллельно возрождению некоторых форм национального протеста в 60-70-е гг. происходило возрождение религиозного сознания. Интерес к религии принимал различные формы. Восстанавливаются храмы, публикуются книги о русской православной религиозной традиции, появляется мода на коллекционирование икон. В Москве существовал религиозно-философский семинар, издавался журнал “Вече”. Этот процесс проходил вне рамок официальной церкви, строго контролировавшийся партией и КГБ. Патриархия не предпринимала серьезных попыток расширить рамки своей деятельности.

 

Развитие культуры в период “застоя” было наполнено противоречиями, связанными с партийным вмешательством в работу деятелей культуры, науки и образования. С одной стороны, государственное финансирование позволило развивать материальную базу, с другой – происходила регламентация, а часто навязывание вкуса руководства, идеологических штампов. Особенно ярко эти тенденции проявились в развитии науки. В сфере фундаментальных и теоретических исследований СССР не уступал Западу, достигнув значительных успехов. В производстве внедрение достижений научно-технического процесса не стимулировалось. У предприятий не было сил для этого. Фонды самофинансирования предприятий не могли быть эффективно использованы по причине слабой координации между научными изысканиями и промышленностью (от разработки до выпуска первого образца, а тем более, освоение серийного производства проходило шесть-восемь лет). Процессы урбанизации нашли отражение в социальной структуре и показателях образования граждан. До конца 50-х гг. подавляющее большинство городского населения (около 70%) было занято в промышленности, строительстве и на транспорте. Доля высококвалифицированного труда при том очень невелика. В 1956 г. 69% директоров заводов и 33% главных инженеров имело основное начальное или неполное среднее образование.

К нач. 70-х гг. произошли изменения в образовательном и профессиональном уровне рабочего класса и крестьянства. Достаточно много высококвалифицированных специалистов сосредотачивается сфере производства. Появляются отрасли, рожденные научно-технической революцией: освоение космоса, развитие химии, автоматизация производства. Но масштабам массового производства научно-технический прогресс действовал вяло. Ручным трудом к началу 70-х гг. было занято около 50 млн. человек. В то же время средний уровень образования рабочих к началу 80-х гг. достиг 9 лет обучения. Лозунг “органически соединить достижения НТР с преимуществами социализма” (XXIV съезд КПСС, 1971 г.) претворить в жизнь не удалось.

К 80-м гг. структура социальная и профессиональная стали более сложными и дифференцированными в профессиональном отношении. В начале 80-х гг. специалисты, получившие высшее или среднее образование, составляли уже 40% городского населения. К сер. 80-х гг. более 5 млн. студентов обучались в высших учебных заведениях.

Переход значительной части населения из разряда сельских жителей в городские (к 1980 г. – 163 млн.) существенно сказался на развитии общества в эти годы. Культурный мир новых горожан резко изменился за счет доступа к новым видам и формам труда, к более урбанизированным отношениям, сами города приобрели новые черты.

По данным ЮНЕСКО, в 1960 г. СССР делил 2-3 место в мире по интеллектуальному потенциалу страны.

В 1964 г. было принято решение о возвращении школы к 10—летнему сроку обучения. В 1966 г. была поставлена задача постепенного вода обязательного среднего образования для всех детей школьного возраста.

В 1977 г. Совет Министров СССР принял постановление, в котором были намечены меры по улучшению подготовки учащихся к труду, к обоснованному выбору профессии. В школах время на трудовое обучение было увеличено до 4 часов в неделю. Была расширена сеть ПТУ, где готовились кадры рабочих по 1300 специальностям. В 1985 г. в СССР было около 900 вузов, 4300 техникумов, широкая сеть ПТУ, 140 тысяч общеобразовательных школ.

В 1984 г. вводилось обучение с шестилетнего возраста, стали преподаваться новые предметы, факультативные курсы. Началось внедрение компьютерной техники. Но материальная база была недостаточна, не хватало реформе решительности и масштабности.

С конца 1960-х гг. стали подвергаться гонением ученые и научные направления, видевшие средства разрешения экономических проблем в переходе к рыночным отношениям. В различные годы гонениям подверглись историки (так называемое “новое направление” – М.Гефтер, Л.Волобуев, К.Тарновский и др.), представители других гуманитарных наук, расходившееся в своих концепциях с идеологическими установками партийного руководства.

В 1960-е гг. происходит ужесточение цензуры. Многие талантливые писатели были лишены возможностей публиковать свои произведения, кинофильмы оставались на полках.

Наряду с “официальным” творчеством в эти годы продолжали появляться произведения литературы, музыкального искусства, живописи, скульптуры, и т. д., ставшие достойным вкладом в сокровищницу мировой культуры.

Среди писателей этого периода можно отметить творчество А.Солженицына, В.Аксенова, А.Битова, поэтов – И.Бродского, А.Галича, В.Высоцкого, художников – О.Целкова, М.Шемякина, скульпторов – В.Сидура, Э.Неизвестного, композиторов – Г.Свиридова, А.Шнитке, Э.Артемьева, кинорежиссеров – А.Тарковского, А.Германа, К.Муратовой, Т.Абуладзе и мн. др.

Фактическая культура и искусство существовали как бы на двух уровнях - официальном, признанном руководством страны, и неофициальном.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.