КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рыночные реформы (1992-1996 гг.)
Социально-экономическое развитие. Территория и население. Выводы. Задуманная с целью обновления и улучшения социализма, перестройка привела к прямо противоположным результатам – к крушению социалистической системы, распаду СССР, падению коммунистических режимов в Восточной Европе. Начиная перестройку, Горбачев и его окружение не имели продуманного стратегического плана реформирования страны. Кризисная ситуация в экономике лишь усугублялась. Экономические реформы оказались неэффективными, так как попытка соединить план и рынок утопична по сути. Гласность не улучшила условий жизни. Она лишь усиливала критические настроения в обществе и ускоряла поляризацию политических сил. Именно политика гласности во многом определила необратимый характер перемен в обществе, раскрепостив сознание десятков миллионов. К началу 1990-х гг. стала очевидной невозможность осуществления реформ в СССР в рамках социалистического выбора. "Революция" М.С.Горбачева потерпела поражение. Глава 12. РОССИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИТЯ Независимая Россия занимает большую часть территории бывшего СССР – около 17 млн. кв. км. Административно-территориальное деление страны включает в себя 49 областей, 6 краев, 20 автономных республик (с июня 1992 г. – 21), 10 автономных округов и одну область, два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Согласно переписи населения 2002 г. в России проживает около 145 млн. человек. В 1992 г. впервые в послевоенное время в стране умерло больше, чем родилось. Эта тенденция сохранялась и в последующие годы. Неблагоприятная демографическая ситуация характерна прежде всего для русского населения. В то же время наблюдается опережающий рост численности неславянского населения. По прогнозам демографов, в 2017 г. в России будет проживать 153,7 млн. человек (по “пессимистическому” прогнозу – 143,8).
а) Программа перехода к рынку. Экономический курс России еще с осени 1991 г. был сориентирован на переход к рыночным отношениям. К тому времени существовали две модели перехода от государственной, плановой экономики к рынку: 1) Китайская модель означала сохранение в государственной собственности тяжелой промышленности, транспорта, стратегически важных ресурсов и приватизацию части предприятий легкой и пищевой промышленности, а также индустрии отдыха и развлечений. Данная стратегия предполагала постепенный, плавный переход к многоукладной экономике; поддержку малого и среднего бизнеса; широкомасштабное привлечение инвестиций, в том числе и иностранных; государственное стимулирование ведущих отраслей экономики, финансовой сферы, сельского хозяйства при сохранении ведущей роли коммунистической партии и незыблемости официальной коммунистической идеологии. 2) Польская модель, именуемая также “шоковой терапией”, предполагала либерализацию цен, открытие границ для беспрепятственного ввоза импорта, сведение к минимуму вмешательства государства в экономику, стимулирование развития прослойки частных собственников на фоне отказа от прежней идеологии, в условиях всеобщей демократизации. Данная экономическая стратегия основана на монетаризме – теории чикагского экономиста Милтона Фридмана, представляющей рынок как саморегулирующуюся систему, которая приводит цены в соответствие с себестоимостью, спрос – в соответствие с предложением и т.д. Несмотря на то, что Фридман в 1950-е гг. получил Нобелевскую премию в области экономики, современные экономисты, квалифицируя его теорию как “рыночный романтизм”, критикуют ее за необоснованную идеализацию рынка, уязвимость социальной сферы и другие недостатки. Однако в России в качестве ориентира был выбран польский вариант “шоковой терапии”. Данный выбор был обусловлен кадровой политикой президента Б.Н.Ельцина, назначившего в ноябре 1991 г. вице-премьером по экономическим вопросам либерального экономиста, сторонника монетаристской теории Е.Т.Гайдара. Гайдар и возглавляемая им команда “молодых реформаторов” предложили программу экономических преобразований в следующей последовательности: – переход к свободным ценам (либерализация цен); – либерализация торговли; – приватизация государственной собственности. Такой порядок преобразований, по мнению реформаторов, определялся состоянием российской экономики, в которой господствовали дефицит и бартер (натуральный обмен). На руках у населения скопилась огромная денежная масса, не окупавшаяся товарами. Либерализация цен должна была выявить истинную рыночную стоимость товаров, устранить дефицит и заставить предприятия зарабатывать. Без перехода к свободным ценам и либерализации торговли была бы невозможна приватизация, так как никто не стал бы брать в собственность предприятия, будучи вынужден торговать по государственным ценам и получать сырье от государства. Государство отказывалось от прямого вмешательства в экономику и намеревалось проводить жесткую финансовую политику, препятствуя инфляции и не допуская дефицита бюджета. Комплекс экономический преобразований предполагал также конверсию военно-промышленного комплекса и изменения в аграрном секторе.
б) Либерализация цен и торговли. 2 января 1992 г. указом Президента РФ были введены свободные (рыночные) цены. Временно не подлежали освобождению лишь цены на энергоносители и некоторые виды продовольствия (хлеб, молоко и др.). Был издан указ о свободе торговли и допущено хождение иностранной валюты. Резко увеличился импорт продовольствия и товаров народного потребления. Эти меры позволили легализовать рыночные отношения, насытить потребительский рынок, начать структурную перестройку промышленности. Но социальная цена реформ оказалась чрезвычайно высока. Предполагалось, что цены вырастут в 3-5 раз. Тем не менее, чрезмерная монополизация производства и тотальный дефицит обусловили гораздо более значительное увеличение цен. За год они выросли в среднем в 26 раз. Хотя параллельно с этим были в два-три раза повышены зарплаты бюджетников и пенсии, большинство населения оказалось за чертой бедности. Обесценились созданные многолетним трудом вклады в сберкассы. Особенно пострадали от либерализации цен пенсионеры и работники бюджетной сферы. В то же время начался резкий рост доходов немногочисленной социальной верхушки. В обществе стало проявляться сильное социальное расслоение. Платой за либерализацию цен стала высокая инфляция, достигавшая в отдельные месяцы 15-20 %.
в) Приватизация. Для перехода к рыночным отношениям в России необходимо было воссоздать частную собственность, провести приватизацию, то есть разгосударствление, создание акционерных, частных предприятий. Фактически процесс приватизации уже шел, но развивался стихийно, нелегально и в интересах руководителей предприятий и ведомств. Остановить “директорскую приватизацию” могла лишь массовая приватизация на основе закона. Программа приватизации разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество) под руководством А.Б.Чубайса. С целью ускорения процесса было принято решение о выдаче всему населению страны приватизационных чеков – ваучеров. Ваучер – неименная ценная бумага номиналом 10 тысяч рублей, которую можно было обменивать на акции приватизируемых предприятий, вкладывать в чековые инвестиционные фонды, продавать и покупать. С октября 1992 г. по февраль 1993 г. ваучеры были выданы населению России. Около 25% ваучеров было вложены в чековые инвестиционные фонды, столько же – продано и перешло в руки юридических лиц, 50% - вложено членами трудовых коллективов и членами их семей в акции собственных предприятий. Общественных ожиданий ваучерная приватизация не оправдала. Дивиденды по акциям, приобретенным на ваучеры, были незначительными, как и годовые доходы от ваучеров, вложенных в инвестиционные фонды. Однако ваучерная приватизация стимулировала формирование частной собственности в России и подготовила переход к денежной приватизации. Денежная приватизация осуществлялась с 1994 г. К этому времени был сформирован рынок акций и ценных бумаг. Стоимость акций большинства российских предприятий была низка, а продавать высокодоходные нефтяные предприятия запретила Государственная Дума. Главным механизмом приватизации стали залоговые аукционы. Передача акций в залог велась по заниженным ценам, и государство получало весьма незначительный доход, за что аукционы подвергались справедливой критике. Денежная приватизация отличалась и другими принципиальными недостатками. В ходе ее проведения было предоставлено большое количество льгот, создано множество финансово-промышленных групп на основе индивидуальных, внерыночных схем распределения собственности, что привело к переходу значительного объема бывшего государственного сектора экономики в руки узкого круга лиц (будущих монополистов, олигархов). Причем, процесс приватизации затронул даже сферу природных ресурсов, которые во всем цивилизованном мире находятся в государственной собственности и приносят в национальный бюджет так называемую “природную ренту”. В ходе приватизации были присвоены десятки миллионов долларов (не случайно в народе этот процесс называли “прихватизацией”). Заработанный на растущем экспорте нефти, природного газа, цветных металлов огромный валютный капитал почти не возвращался в российскую экономику, даже не использовался для оплаты растущего внешнего долга. Преобладающая часть экспортных прибылей оседала в западных банках, переходила на частные валютные счета. По первоначальной программе правительства, принятой летом 1992 г., из более чем 240 тысяч государственных предприятий не подлежало приватизации 30%, 31% мог быт акционирован по решению правительства, а более 20% – с разрешения Госимущества. Однако в процессе приватизации эти пропорции не соблюдались. В 1997 г. в России осталось лишь 30,5 тысяч федеральных государственных предприятий и учреждений, из них 893 предприятий оборонного комплекса и 1 257 – топливно-энергетического. В целом, период рыночных реформ характеризуется резким падением объема промышленного производства. Рыночные изменения произошли и в сельском хозяйстве страны. На смену колхозам и совхозам пришли акционерные общества, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства. Однако смена форм собственности в аграрной сфере, как и в промышленности, не привела к увеличению общего объема производимой продукции. Внутренний потребительский рынок сельскохозяйственной продукции обеспечивался за счет отечественных товаропроизводителей всего на 45-50%, при этом около четверти кооперированных и акционерных предприятий на селе фактически были банкротами.
г) Итоги рыночных реформ. Рыночные реформы не сняли остроты экономического кризиса, начавшегося еще в конце 1980-х гг., а только углубили кризисные явления. В течение 1992-1996 гг. спад производства в натуральном выражении составил более 50%, что превысило уровень падения экономики в начальный период Великой Отечественной войны. Общий объем промышленной продукции сократился в восемь раз, в машиностроении – почти втрое. По объему сельскохозяйственного производства и численности поголовья скота страна откатилась на много лет назад. Было бы некорректно объяснять глубину экономического кризиса одним лишь монетаристским курсом правительства. Причинами спада являлись также нарушение экономических связей на постсоветском пространстве и в России, неплатежеспособность как предприятий, так и физических лиц, отсутствие достаточных инвестиций отечественного и иностранного капитала. В 1994 г. началась война в Чечне, требовавшая колоссальных средств. Кроме того, Российская Федерация взяла на себя выплату долга СССР западным государствам. В итоге на 1997 г. общая сумма внешнего долга составляла около 100 млрд. долларов. Не способствовала усилению экономических позиций России и политика открытости границ, которая привела к тому, что на Запад из нашей страны хлынул поток сырья, особенно металлов, спровоцировав падение цен на мировом рынке. Доля стран СНГ во внешнеторговом обороте России сократилась к с 60% (1992 г.) до 20% (1996 г.). Экспорт товаров в страны дальнего зарубежья вырос в стоимостном выражении с 42,4 (1992 г.) до 66 млрд. долларов (1996 г.). Импорт составил соответственно – 37 и 41 млрд. долларов. Спад производства коснулся всех отраслей экономики, но не в одинаковой степени. 75% экспорта обеспечивали топливно-энергетические отрасли, черная и цветная металлургия, производство алмазов и др. В импортных товарах доля машин и оборудования составляла 27-39%. Конкуренция импортных товаров на внутреннем рынке стимулировала структурную перестройку экономики, однако отсутствие капиталов не позволило ее осуществить. Из экономического кризиса первыми стали выходить центры торгового и банковского капитала, тесно связанные с процессом приватизации и с государственными структурами власти. Рыночные реформы обернулись ударом по социальной сфере. “Шоковая терапия”, по Гайдару, так и не была реализована. Жизненный уровень большинства населения России значительно снизился, произошло резкое расслоение общества по имущественному положению. Реальная заработная плата за пять лет реформ сократилась в три раза, более того выдавалась она нерегулярно, с большими задержками, что было обусловлено кризисом неплатежей. Около 17 млн. россиян стали жертвами различных финансовых пирамид, чья деятельность завершалась крахом и серией скандалов. Проявилось и такое болезненное следствие рыночной экономики, как безработица. Безработными стали около 10% трудоспособного населения страны. Кроме того, рыночные реформы повлекли за собой частичную криминализацию экономики. Правительство Е.Т.Гайдара, а затем и В.С.Черномырдина (он стал премьером в конце 1992 г.) в связи с необходимостью финансирования бюджетных сфер вводило новые федеральные налоги, которые вместе с местным налогообложением достигали 90 копеек на 1 рубль прибыли. Это заставило большинство предприятий прибегнуть к “нелегальным” операциям. Рыночные отношения в России стали приобретать криминальный характер. Большинство предприятий и фирм вынуждено было платить преступным группировкам (“рэкетирам”) дань за “охрану” от других бандитов, “взыскание” долгов и т.д. Вместе с тем, на макроэкономическом уровне цели реформ можно считать достигнутыми. Были созданы предпосылки рыночного функционирования экономики, во многих слоях общества формировалась психология предпринимательства, прагматизма. Происходило насыщение рынка продуктами и товарами. Человек приобрел свободу выбора – ему было из чего выбирать. Экономика подошла к неизбежной структурной перестройке. Социальную напряженность отчасти снимал неофициальный (теневой) сектор экономики. Его уровень, по оценкам экспертов, вырос до 40% ВВП. В 1996 г. в стране было зарегистрировано более 950 тысяч малых предприятий, которые создавали 12% ВВП и давали рабочие места и заработки для 25 млн. человек.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 5447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |