КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кризис 6-7 лет
По мнению отечественных психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.), дошкольный и младший школьный возрасты разделяет кризис 7 лет. Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. Поскольку изменяется социальная ситуация развития (т.е. система отношений), ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Поэтому кризис 7 лет, выделяемый на этапе поступления ребенка в школу, называют кризисом саморегуляции. Л.И. Божович назвала кризис 7 лет периодом рождения социального Я. Ребенок вступает в новую социальную позицию – позицию школьника. Это коренным образом меняет его самосознание. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше (игра), становится второстепенным. Ценным становится все, что связано с учебой, в первую очередь отметки. Кроме того, происходят глубокие изменения в плане своих переживаний: если раньше эмоции и чувства были мимолетными, ситуативными, то теперь они становятся более стойкими и определяют настроение и преобладающий эмоциональный фон ребенка. Л.С. Выготский назвал это явление обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком приводит к формированию устойчивого чувства неполноценности, унижения или чувства компетентности, значимости. Подкрепляясь соответствующими событиями, данные образования могут зафиксироваться в структуре личности, что повлияет на самооценку и уровень притязаний ребенка. Выводы 1. Новая социальная позиция школьника изменяет самосознание ребенка. 2. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. 3. Эмоции и чувства становятся более стойкими. Появляются новые аффективные образования – «обобщение переживаний» (Л.С. Выготский). Эти аффективные образования (чувство неполноценности, чувство компетентности, значимости) могут изменяться и исчезать по мере накопления опыта, и могут стать чертой личности, если будут постоянно подкрепляться соответствующими событиями. 4. Появляется логика чувств – переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи. 5. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка – внешние события, ситуации, отношения преломляются в сознании ребенка в зависимости от логики чувств, уровня притязаний, ожиданий и т.д. 6. Эмоциональное предвосхищение последствий действия изменяет структуру поведения ребенка - между желанием что-то сделать и действием появляется промежуточное звено – смысловая ориентировка. 7. Смысловая ориентировка исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Ребенок размышляет, прежде, чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. 8. Это выражается в следующих кризисных проявлениях: кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения, склонность к капризам, аффективные реакции, конфликты. 9. Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |