Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы гармонического пения




 

В древних шаманских ритуалах Монголии, Африки, Мексики и арабских стран, в тайных обрядах каббалы и в священных тибетских церемониях гласные звуки и гармоники, или обертоны, с давних времен использовались для исцеления н совершенствования тела и духа. Гласные и гармоники позволяли путем резонанса воздействовать на различные участки мозга, уравновесить и привести в гармонию энергетические центры человеческого организма, а кроме того — вступить в контакт с духами и божествами.

Я занимаюсь терапевтическими свойствами звука на протяжении многих лет. И за все это время мне не удалось найти более мощного и действенного орудия исцеления, чем гармоники. Именно они, на мой взгляд, наиболее полно воплощают в себе божественную силу звука. Само по себе умение производить несколько тонов одновременно — уже волшебный дар. А тот факт, что эти необычные звуки способны воздействовать на физическое, эмоциональное, ментальное и духовное тела, наделяет их еще большей ценностью.

До недавнего времени техника обертонального пения, скрытая в недоступных глубинах эзотерических традиций, тщательно оберегалась от непосвященных. Однако за последнее десятилетие положение значительно изменилось. Тибетские монахи из монастырей Гьюто и Гьюд-мед объехали множество стран, на открытых концертах демонстрируя свое вокальное искусство. Поступили в свободную продажу полевые записи монгольского горлового пения хоомей. Западные музыканты, учителя медитации и мастера пения — такие как Дэвид Хайкс, Джилл Перс и Михаэль Феттер — прикладывают все усилия, чтобы техника обертонального пения стала общедоступной.

Эта глава поможет вам приобщиться к магической силе гармоник, научившись самостоятельно производить голосом более одного тона одновременно. Обертональ-ное пение — одна из самых совершенных форм цели-тельства. Секрет ее заключается в том, что издаваемые вами звуки составляют стройный аккорд со звучанием нашего тела. Стоит вам овладеть хотя бы азами этого искусства, как ваше слуховое восприятие и принцип работы голосового аппарата немедленно и навсегда изменятся. Вам откроются новые, доселе неведомые возможности бесчисленного разнообразия звуков, переполняющих Вселенную.

Я помогу вам, дорогие читатели, освоить некоторые вокальные приемы, применяемые в шаманских и иных священных традициях. Хотя мои упражнения крайне просты и доступны каждому, они несут в себе мощную целительную энергию. Чтобы выполнять их, не требуется специальной музыкальной подготовки или вокальных способностей. Шаг за шагом следуя моим инструкциям, вы постепенно научитесь различать в глубине привычных звуков их таинственные составляющие — обертоны.

 

ОБУЧАЕМСЯ ОБЕРТОНАЛЬНОМУ ПЕНИЮ

 

Подготовительный этап

Прежде чем приступать к упражнениям, изложенным в этой главе, прочтите ее до конца. Советую вам также, если возможно, приобрести несколько пленок с записью обертональ-ного пения (их названия перечислены в главе «Список музыкальных произведений»). Для тренировки вам потребуется удобное помещение, где никто не сможет вас потревожить. Сядьте, выпрямив спину, на пол или на стул. Со временем вы сможете выполнять упражнения стоя или лежа, но начинать лучше всего с положения сидя. Не забудьте приготовить тетрадь или блокнот: возможно, вам захочется зафиксировать те изменения, которые вскоре начнут происходить в вашем физическом, эмоциональном и ментальном состоянии.

 

Пение гласных звуков

Первый шаг на пути к обертональному пению — пение гласных звуков. Вокальные гармоники напрямую связаны с формантами в составе гласных. Как мы уже выяснили, форманты заключают в себе целые пучки гармоник и представляют собой точки, где концентрируется энергия всего частотного спектра звука. Именно они, к примеру, придают каждому музыкальному инструменту собственный тембр и неповторимую звуковую окраску.

В составе каждой гласной есть гармоника, которая выходит на первый план при его произнесении или пении. К примеру, если мы поем звук «А-а» (как в слове «марево»), особую четкость обретают иные гармоники, чем в звуке «И-и» («милый»), или чем в звуке «У-у» («буря»). В целом обертональный состав гласных всегда один и тот же, различается лишь строение формант. И в каждой форманте центральное место занимают разные обертоны.

Все же голос каждого из нас уникален, и мы произносим гласные немного по-разному. Следовательно, гармоники в составе гласных, произносимых разными людьми, тоже будут слегка различаться в зависимости от наших индивидуальных особенностей. Если вы немного освоили упражнения, изложенные в предыдущей главе, не исключено, что вам уже удалось различить в глубине гласных дополнительные тоны. Это и есть гармоники.

При помощи той же методики, которая предлагается вам в этой книге, и под руководством Карлхайнца Штокхаузена смог овладеть искусством обертонального пения швейцарец Михаэль Феттер, признанный мастер вокальной техники. «Освоение обертонального пения, как и любого музыкального инструмента, требует немалых усилий и упорной тренировки. Но голос — в качестве главного средства общения — дается человеку от рождения... Чтобы овладеть вокальной техникой, не обязательно обращаться к учителям — нужно только внимательно слушать. И тренироваться: каждый день, в течение получаса, медленно, негромко, в привычном тембре петь все формы гласных, встречающиеся в обыденной речи. Остальное придет само собой».

Итак, вы, возможно, уже и сами заметили, что каждый гласный сопровождает собственная гармоника. Пропев слитно, на одном дыхании звуки «У», «У-у», «О», «А», «Ай», «Э-э», «И-и», вы без труда различите эти гармоники в собственном голосе.

Поскольку каждый гласный обладает своими особыми формантами, выпевая разные гласные, вы будете производить разные гармоники. Это явление и лежит в основе гармонического пения.

В результате пения гласного «У-у», например, образуется обертон, отстоящий на октаву и квинту от основного тона. Гласному «О-о» соответствуют обертоны, составляющие с основным тоном интервалы в большую терцию плюс октава и квинту плюс октава. Звук «А-а» рождает обертон, отстоящий от основного тона на септиму. Эти показатели, конечно, могут варьироваться в зависимости от особенностей вашего произношения. Выполняя упражнение, вы заметите также, что при переходе от одной гласной к другой тоже образуются специфические гармоники. Проходя весь ряд от «У» до «И», вы услышите, что высота обертонов будет последовательно расти.

Как и для предыдущего упражнения, сядьте поудобнее и сложите руки на коленях. Выберите подходящий тон — не слишком низкий для вашего голоса, но и не слишком высокий. И начинайте петь гласные, переходя от одной к другой слитно, на одном дыхании: «У» — «У-у-у» — «О» — «А» — «Ай» — «Э-э» — «И-и».

Чем более размытыми будут звуковые очертания самих гласных, тем отчетливее будут звучать гармоники. Поэтому не старайтесь ясно выговаривать «О» или «И»: удерживайте гласные в глубине гортани и концентрируйте внимание на звуковой энергии, средоточием которой являются гармоники. То есть вы снова и снова должны придавать ротовой полости нужную форму, поднимать и опускать язык и челюсть, не стремясь при этом четко произнести определенный гласный.

Теперь попробуйте самостоятельно выполнить это упражнение. Вероятно, вам, как и мне, доводилось в детстве ради забавы проводить подобные звуковые эксперименты. Начинайте петь. Подвигайте челюстью, откройте пошире рот, а затем постепенно совсем его закройте. Поиграйте со звуком. Воспринимайте это упражнение как забавную игру.

Чтобы различить гармоники, производимые вашим собственным голосом, вам поначалу потребуется приложить к уху сомкнутую чашечкой ладонь, так, словно вы пытаетесь расслышать чей-то голос в шумном помещении. Рука продолжает и расширяет объем ушной раковины, что дает возможность воспринимать звук более отчетливо. Вторую же руку поместите, ладонью к себе, в нескольких дюймах от своего рта. Звук будет отражаться от ладони в направлении вашего уха, и вам будет легче уловить гармоники.

Важно понять, что громкий основной тон не влечет за собой столь же громких обертонов — зависимость здесь скорее обратная. Если звук громкий, основная доля его энергии концентрируется за пределами человеческого рта. Именно эту цель преследуют многие вокальные техники, но только не обертональное пение. В Центральной Азии обер-тональное пение носит название «горлового». Этот термин отражает суть процесса: помещайте основной тон в глубину гортани, чтобы не выпустить звуковую энергию за пределы ротовой полости. А затем используйте полость рта и остальные голосовые резонаторы — носовую полость, щеки и губы — для создания вокальных гармоник. Тогда гармоники обретут большую силу и четкость. Полезнее всего начинать тренировку с негромких звуков, напрягая голос не больше, чем в обыденной речи. А научившись сознательно производить вокальные гармоники, вы сможете увеличить силу звука.

 

Учимся производить гармоники

Выполнив вышеописанное упражнение, вы, возможно, уже смогли различить в собственном голосе какие-то новые, ранее неслышимые, высокие тона. Это может напоминать свист, пронзительное жужжание. А возможно, к основному звуку вашего голоса добавилась вторая нота. Эти звуки могут быть очень высокими, почти за пределами человеческого слуха, а могут и лишь немного отличаться от привычного вам основного тона. Может оказаться, что вы уже раньше слышали эти звуки во время пения. Это — обертоны. Обычно неслышные, они присутствуют изначально в каждом производимом нами звуке. Выполняя вышеописанное упражнение, мы просто выделяем их, концентрируем на них свое внимание.

Существует набор фонем, произнесение и пение которых поможет вам освоить элементарный уровень техники гармонического пения. Попробуем поэкспериментировать с этими звуками.

Начнем со звука «М». Тяните его на той ноте, которая не требует от вас напряжения: «М-м-м». Направьте звуковую энергию на губы так, чтобы они сильно завибрировали. Прикоснитесь к губам пальцем, чтобы ощутить их вибрацию.

Теперь поэкспериментируйте с этим звуком, приставляя к нему различные гласные — «М-м-м-у-у-у», «М-м-м-о-о-о», «М-м-м-а-а-а», «М-м-м-а-а-а-й», «М-м-м-э-э-й», «М-м-м-э-э-э», «М-м-м-и-и-и». Пойте тихо, мягко. Пусть ваши губы слегка вибрируют, а потом раскрываются лишь настолько, чтобы стал различим следующий за «М-м-м» гласный звук. В результате вы услышите и ощутите, как гармоники буквально отскакивают от ваших губ.

Теперь сложите губы трубочкой, будто собираетесь свистнуть, и начинайте постепенно открывать рот, не нарушая при этом форму губ. Представьте, что вы изображаете рыбу или кролика.

Итак, ваши губы сжаты трубочкой и слегка вибрируют поддействием энергии звука «М-м-м». Начинайте приоткрывать рот (как описано выше), произнося «М-м-м-о-о-о-р» (причем «р» произносится, как в английском слове «тоге»: язык практически не касается нёба). Протяните этот слог на одном дыхании.

Важно помнить, что каждый из голосовых резонаторов — губы, щеки, язык и т.д. — играет в создании вокальной гармоники свою роль. Особенно важна в этом отношении носовая полость. Многим западным певцам умение направлять звук в носовую полость практически недоступно. Тем не менее при создании определенных гармоник необходимо участие именно этого голосового резонатора. Чем более носовым становится звук, тем выше поднимаются тоны входящих в него гармоник. Попробуйте проверить это самостоятельно. Пропойте слог «Н-н-н-и-и-и». Приложив к крыльям носа два пальца, вы ощутите в них вибрацию. Поначалу это может показаться вам странным! особенно если прежде вам никогда не приходилось использовать носовую полость в таком необычном качестве. Вибрация в носовой полости может повлечь за собой очищение ноздрей от жидкости так, что вам понадобится носовой платок.

Поработав с носовым слогом «Н-н-н-и-и-и» и заставив резонировать носовую полость, перейдем к следующему слогу, который также необходимо освоить, — слогу «Н-н-н-ё-р». Сочетание «ё-р-р-р» произносится, как в английском слове «her» (язык практически не касается нёба). Упражнения с этим слогом очень полезны. Итак, для начала вновь приведем носовую полость в состояние вибрации при помощи звука «Н-н-н». Затем добавим к «Н-н» звук «ё-р-р-р». В результате произойдет следующее: стенки носовой полости будут вибрировать под воздействием звука «Н», а одновременно с этим под действием звука «ё-р-р-р» начнет вибрировать задняя стенка гортани.

Проследите, чтобы при произнесении звука «Р» язык находился вблизи верхнего нёба, все же не касаясь его. Именно такое расположение языка необходимо для создания высших гармоник. Если вы поместите язык примерно в 1 см от передних зубов, едва касаясь кончиком верхнего нёба, он начнет вибрировать наподобие язычка фагота или гобоя. Помните: язык не должен прижиматься к нёбу. Вибрация происходит лишь на самой поверхности языка и в покрывающем его слое слюны. Прижавшись к нёбу, язык лишь заглушит и блокирует звук.

Интересно, кстати, что, по представлениям йогов, на поверхности нёба имеется крохотная «кнопка», на которую нажимают языком, чтобы стимулировать шишковидную железу. Располагается эта кнопка примерно в той же точке, в которой язык касается нёба в вышеописанном упражнении.

Теперь пропойте слог «Н-н-н-ё-ё-р-р», медленно продвигая язык от задней части нёба к передней. В какой-то момент вы услышите, что на определенном участке звучание обертона, напоминающее пронзительный свист, станет отчетливее и громче. Установив эту точку, задержите на ней язык и одновременно поэкспериментируйте с формой ротовой полости — к примеру, сделайте «рыбьи губы», как в одном из предыдущих упражнений. Это позволит вам произвести несколько различных гармоник.

Перейдем к следующему упражнению. Оно основано на слоге «Н-Н-о-о-Н-Н», состоящем из носовых согласных и гласного. В процессе пения этого слога открывается и закрывается голосовая щель (образованная мускулом на задней стенке гортани). Там располагается еще одна область образования гармоник. Для начала пропойте носовой звук «Н-Н-Н», а затем добавьте к нему слог «а-а-Н». Получится — «Н-Н-а-Н». Затем пропойте носовой звук

«Н-Н-Н» и добавьте к нему слог «о-о-Н». Повторите то же самое со слогами «Н-Н-Н-е-е-Н» и «Н-Н-Н-и-и-Н» (наподобие английского sing).

Теперь свяжите эти четыре слога — «Н-Н-а-Н-Н», «Н-Н-о-о-Н-Н», «Н-Н-Н-е-Н» и «Н-Н-Н-и-и-Н» — воедино, пропев их на одном дыхании. По существу, вы просто тянете звук «Н», периодически приоткрывая голосовую щель, чтобы пропеть тот или иной гласный. В процессе пения вы заметите, как в глубине вашей гортани, у задней стенки, образуются гармоники разной высоты.

Теперь, освоив слоги «МОР», «НЁР» и «НОН», попробуйте объединить их в непрерывную линию. Пропойте их по очереди, плавно переходя от одного к другому. Вы услышите, что каждому из этих слогов сопутствуют свои особые гармоники.

Попробуйте поменять порядок слогов: начните с «НОН», затем перейдите к «НЁР» и закончите «МОР». Потом поменяйте порядок следующим образом: «МОР», «НЁР», «НОН».

Это упражнение — наиболее легкий путь к созданию вокальных гармоник. Однако той же цели могут служить и некоторые другие фонемы. Попробуйте самостоятельно испытать их:

•Ф- «У-у-у-а-а-а-у-у»: медленно тяните этот звук на одном дыхании. В те моменты, когда вы будете открывать и закрывать рот, вы услышите гармоники разной высоты. Если вы назализуете звук, число отчетливо слышимых обертонов увеличится.

❖ «Х-х-х-х-ё-ё-ё-р-р-р — И-и-и-и»: этот звук, очень похожий на уже известный нам «НЁР», переносит место образования основного тона и обертонов из глубины гортани в переднюю часть ротовой полости. Пропойте этот слог на одном дыхании, но разделив его на две части: «Х-х-х-ё-ё-ё и «Р-и-и-и-и» (на звуке «р» язык практически не касается неба). «У-у-у-у-и-и-и-и»: этот звук больше всего подходит людям с высоким голосом или фальцетом. «У-у-у» создает более низкие гармоники, тогда как«И-и-и» — гармоники более высокие. Некоторые люди считают это упражнение самым легким и действенным.

Пение слогов — это лишь начальный этап обучения технике обертонального пения. Следующая задача, стоящая перед вами, — обрести контроль иад гармониками, возникающими во время пения.

Разные гласные позволяют производить гармоники разных тонов. В ряду гласных от «У» до «И» (У, О, А, Э, И) заключена серия формант, тоны которых последовательно перемещаются вверх по гармоническому ряду. Немного потренировавшись, вы, скорее всего, уже научитесь производить и различать по меньшей мере девять обертонов.

Учимся регулировать звучание гармоник

Если вы освоили сам принцип гармонического пения, переходите к следующему этапу. Теперь вам предстоит научиться сосредоточивать внимание на одной из гармоник и увеличивать ее громкость. При этом не важно, какую именно фонему вы используете. Если вам удалось выполнить эту задачу с одной гармоникой, переходите к следующей.

Поскольку все мы обладаем разными вокальными возможностями, можно предположить, что и обертональный диапазон у каждого из нас свой. Если вы выполнили все вышеописанные упражнения, но так и не сумели различить в своем голосе гармоники, попробуйте немного поднять — или, наоборот, понизить — высоту основного тона. Вполне возможно, что хватит лишь небольшого изменения.

Кроме кассет с записью обертонального пения на первом этапе обучения вам могут помочь магнитофонные записи вашего собственного голоса. Запишите на пленку свои упражнения, а затем прослушайте. Нередко люди настолько поглощены процессом пения, стремясь во что бы то ни стало достигнуть желаемого результата, что сам результат ускользает от их внимания. Случается также, что человек просто не в силах определить, действительно ли в его голосе звучали гармоники. Магнитофонная запись поможет вам услышать, как при пении меняется высота и характер звука и как в вашем голосе естественным путем возникают гармоники. Таким образом вы сможете осознать, что искусство обертонального пения доступно каждому.

Помните, что путь к успеху лежит через упорные тренировки. Чем больше вы практикуетесь, тем совершеннее становится ваша техника. Не забывайте, что рано или поздно вы сможете добиться желаемого результата, хотя одни услышат в своем голосе гармоники после первого же упражнения, а другим для этого понадобится несколько дней.

Во время тренировок вам придется напрягать мышцы голосового аппарата совершенно новым, непривычным способом. Кроме того, вам, вероятно, понадобится некоторое время иа то, чтобы освоить те области гортани, ротовой и носовой полости, которые прежде не участвовали в процессе звукообразования.

Рассчитайте, какое время вам удобно тратить на тренировки. Считается, что наибольшую пользу приносят ежедневные пятнадцатиминутные занятия. Прибавьте к этому сроку еще некоторое время для того, чтобы полностью прочувствовать и осмыслить полученный результат: ведь те звуки, которые вы научитесь издавать, будут, резонируя с вашим телом, воздействовать на ваш сердечный и дыхательный ритм, кровоток, температуру, мозговые волны и многое другое. Повторю свой совет на протяжении тренировки держать под рукой блокнот.

Во многих магических и религиозных традициях гармоники почитаются как священные звуки. Сейчас вы готовитесь пробудить их божественную силу, дремлющую в вашем собственном теле. Отнеситесь к этим волшебным звукам с должным почтением и трепетом. Но помимо прочего процесс обучения принесет вам море радости и веселья. Испытайте счастье и благодать, что несет в себе звук. Шагните в распахнутые врата нового мира.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.