Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек как субъект и объект социально-психологического взаимодействия




Психотерапия применяется не только для лечения «больных» людей, но даже чаще для решения проблем людей здоровых.

Личность психотерапевта не может быть вынесена за скобки психотерапевтического процесса, личность терапевта является воплощением его жизненной философии и служит основой для эффективного терапевтического воздействия.

С другой стороны она неразрывно связана с философией жизни и оказать адекватную психотерапевтическую помощь не имея ясной и устойчивой философии жизни весьма проблематично..

Психотерапия является научно-практической ветвью психологии и глубинным образом связана со всей остальной фундаментальной психологической наукой, прежде всего с психологией личности, психологией влечений и мотивации, психологией эмоций, психологией развития, психологией обучения, психологией общения, психологией мышления, социальной психологией и другими направлениями психологической мысли.

Психотерапию следует определить как решение психологических проблем человека, при опоре на его собственные силы и возможности, в ходе специально организованного общения.

 

 

Вопросы для контроля:

1. В чем различия подходов медицины и психологии к природе психических «заболеваний»?

2. В чем различия методов воздействия в психологии и медицине?

3. Как различаются критерии успешного воздействия в психологии и медицине?

4. Как можно обосновать относительную независимость психических процессов от мозга?

5. Каким образом психотерапия связана с психологической наукой?

6. В чем связь между психотерапией и жизненной философией?

7. Какое значение имеет личность психотерапевта для процесса психотерапии?

 

Литературные источники:

1. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. - Киев, Москва, 1999.

2. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А.,Литвак М.Е. Общая психопаталогия. - Ростов-на-Дону, 1998.

3. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. - М., 1994.

4. Карвасарский Б.Д. Психотерапия (учебник).- С.-Пб., 2000.

5. Кёниг К. Когда нужен психотерапевт... М., 1996.

6. Кискер К.П., Фрайбергер Г., Розе Г.К., Вульф Э. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия. - М., 1999.

7. Руководство по психотерапии (ред.Рожнова В.Е.) - Ташкент, 1979.

8. Свядощ А.М. Неврозы. Руководство для врачей. - С.-Пб., 1997.

9. Сметанников П.Г. Психиатрия. - С.-Пб., 1996.

10. Хэзлем М.Т. Психиатрия. - Львов, 1998.

11. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз. - М., 1998.

12. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1993.

 

 

Поскольку психологическая психотерапия рассматривает клиента как субъекта (это часть ее основополагающей жизненной философии), мы должны подробнее раскрыть это понятие в контексте психотерапевтических задач. Но прежде следует сказать о том, что человек одновременно является и субъектом, и объектом в зависимости от роли, которую он играет в определенном социальном действии. Например, когда он самостоятельно решает, пойти ему к зубному врачу или нет, то он - субъект, но в зубоврачебном кресле он - объект лечения, несмотря на то, что испытывает при этой очень сильные субъективные переживания, в контексте которых он, конечно, субъект, однако, это не меняет его объектной роли в контексте манипуляции врача.

Нельзя говорить, что быть субъектом всегда хорошо, а объектом - всегда плохо, все зависит от контекста. Когда мы добровольно позволяем зубному врачу лечить нам зубы или шоферу везти нас в машине, то ничего в этом плохого нет. Плохо, когда человек находится в положении объекта против своей воли, если он, например, находится в тюрьме или не может решить своей психологической проблемы и находится в состоянии психологического тупика. В этом случае он не способен действовать свободно, то есть субъектно, даже если знает, как надо действовать. Задача психотерапевта - освободить человека от этой рабской зависимости, сделать его в большей степени субъектом в контексте травмирующей ситуации, что позволит ему найти адекватное решение. Здесь уместна аналогия с живой бабочкой, посаженной на иголку. Бабочка везде свободна и вполне жизнеспособна, кроме одной точки, в которой она проколота и прикреплена к бумаге. Из-за точки, где она не может преодолеть своей объектности, как ни старается махать крылышками, страдает вся ее жизнедеятельность. Задача состоит в том, чтобы вынуть иголку, вернуть ей утраченную субъектность и бабочка улетит.

Наверное, первым, кто поставил в психотерапии проблему клиента как субъекта и создал клиентоцентрическую терапию, был один из родоначальников гуманистической психотерапии Карл Роджерс. Главное, что он постулировал, это наличие человеке собственных, внутренних сил здоровья и саморазвития.

Однако этим не исчерпывается понимание человека как субъекта. Можно выделить следующие шесть отличий человека в позиции субъекта и позиции объекта, что существенно проясняет суть психотерапевтического воздействия,

 

*1. Субъект проявляет свободную активность, это выражается в трех основных видах действий: 1) инициативе, то есть в спонтанных, самостоятельных начинаниях, предложениях и т. д.; 2) принятии решений, в частности выборе из ряда альтернатив; З) самореализации, то есть самостоятельных действиях по воплощению в жизнь своих решений и намерений.

Человек в состоянии объекта, напротив, несвободен в своих действиях, его поведение детерминировано, он хорошо предсказуем, потому что лишен спонтанности, находится в жесткой зависимости от чего-либо, вместо проявления инициативы он находится в состоянии вечного ожидания чего-то, например, инструкций и указании начальства, советов друга, второго пришествия, чуда и т.д.

Главное, он даже не пытается помочь себе сам, что-то изменить в своей жизни, вместо проявления инициативы он находится в состоянии вечного ожидания чего-то, например, инструкций и указании начальства, советов друга, второго пришествия, чуда и т.д. Главное, он даже не пытается помочь себе сам, что-то изменить в своей жизни,

Вместо принятия решения он проявляет амбивалентность, желание перенести ответственность за принятие решения на кого-то другого, сам не знает чего хочет, принимает решение и тут же передумывает и т. д.

Вместо самореализации он демонстрирует исполнительское поведение, легко подчиняется обстоятельствам или чужому влиянию, действует порой автоматически и даже во вред самому себе.

Понятие об автономности личности (а в конечном итоге о его свободе воли) является ключевым для психотерапии [2], оно входит в контекст той самой философии жизни, о которой говорилось ранее. Более того, клиент отрицающий свою автономию, снимает с себя и ответственность за свои собственные состояния и поведение, в результате он избегает решения собственных проблем и предстает перед психологом в роли «жертвы» коварной болезни.

2. Субъект обладает богатым, разносторонним внутренним миром и принимает решения, опираясь на свое собственное понимание ситуации, своих интересов, последствий своих действий. Он хорошо осознает свои чувства, даже если они носят негативный характер, и не обманывает сам себя.

* Соблюдая этические принципы, должен отметить, что идеи о 6 параметрах субъектности высказывались в устной форме психологом Лохиным Г.К. еще лет 12 назад. Пользуясь случаем хочу выразить ему свою благодарность.

В состоянии объекта внутренний мир человека как бы остается "вне игры", он постепенно деградирует. Человек действует без понимания мотивов своего поведения и не отдает себе отчета в собственных чувствах.

Происходит разъединение сознания и реального поведения между ними возникает конфликт: человек действует вопреки своим внутренним целям, идет против собственной совести и т.д. Или он живет на подобие некоторого биоробота, следуя раз навсегда утвержденным правилам и программам, даже не задумываясь об их адекватности или соответствии их реальности.

3. Субъект способен меняться, он может сформировать в самом себе какие-то новые качества, изменить свое поведение, может быть спонтанным и открытым к новому качеству, новому опыту.

В состоянии и объекта человек, наоборот не способен измениться по отношению к некоторой проблемной ситуации, его поведение стереотипно, он не воспринимает новое, если оно противоречит сложившимся формам поведения или устоявшимся представлениям. Например, человек, уверяет всех, что ему нужно бросить курить, при этом ничего не делает, чтобы действительно бросить, зато он может четко объяснить каждому желающему ему помочь, почему любой, предлагаемый способ отвыкания от курения ему не подойдет. При этом в других отношениях он сохраняет свою субъективность и способен меняться, но остается как бы парализованным, неподвижным или ходящим по заколдованному кругу. Иногда, чем больше он старается освободиться, тем больше запутывается. Так происходит, например, при навязчивых страхах (фобиях): когда человек старается прогнать, страх усиливается.

4. Субъект способен к самостоятельному развитию, самосовершенствованию, то есть сегодня он может справляться с задачами более сложными, чем он решал вчера, а завтра он будет решать еще более сложные проблемы, которые сегодня ему еще не по силам. Это относится и к интеллектуальным и к творческим способностям, и к личностному росту человека, Последнее особенно важно для пси­хотерапии, потому что личность на пути своего развития постоянно сталкивается со все более сложными проблемами и, решая их самосовершенствуется.

Человек, "завязший" в некоторой личностной проблеме, теряет в какой-то степени свою способность к личностному росту, и тем самым уподобляется объекту, который не развивается. В этом случае он реализует репродуктивные, а не творческие, т. е. продуктивные схемы поведения. В принципе он способен к изменениям, но все эти изменения лежат в одной плоскости развития, находятся на одном и том же уровне и не позволяют решить проблему (по такому сценарию: "я пробовал и это, и это... ничего не помогает). Для решения новой проблемы необходимо выйти на новый уровень личностного роста.

5. Субъект в своих сегодняшних действиях и решениях исходит из некоторого представления о своем будущем, строит некоторую личностную перспективу. В частности, это выражается в ощущении осмысленности своего существования (см. концепцию В. Франкла о смысле жизни). Ради будущего человек способен перенести огромные тяготы "здесь и сейчас", а чувство перспективы жизни, открытого горизонта является необходимым условием здорового самочувствия, уверенности в себе, способности тратить усилия на свое развитие и т. д.

В положении объекта человек теряет эту перспективу, попав в зависимость от какой-то, может быть частной, проблемы, он ощущает свою "замурованность", бесперспективность жизни и свое бессилие, у него, как говорится, опускаются руки. Чувство бессмысленности жизни может возникать не только при отсутствии перспектив, но и при четко, жестко заданное, спланированной за человека перспективе, когда все равно ничего изменить нельзя. Чувство апатии, безнадежности и тоски очень часто встречаются в практике, они естественные спутники проблемного тупика, в котором находится клиент.

6. Жизнь субъекта многомерна, она протекает одновременно как бы во многих планах, è не возможно сказать, какой ее параметр самый главный, все они необходимы для полноценного существования: это может быть и семья, и работа, и хобби, и спорт, и духовные интересы, и просто отдых, и т. д. Каждый из названных параметров также сам по себе многомерен, содержит много значимых для субъекта аспектов, образующих сложный контекст его жизни, некий целостные гештальты (см. гештальттерапия), которые не сводятся к сумме составляющих их частей.

Таблица 1

СУБЪЕКТ ОБЪЕКТ
Активность: а)инициатива б)принятие решений в)самореализация Детерминированность: а)ожидание б)отказ от решений в) исполнительность  
2. Опора на внутренний мир, понимание. 2. Опора на внешний мир, стимулы.
3. Способность к изменениям. 3. Неизменность, стабильность.
4. Способность к саморазвитию. 4. Репродуктивное поведение.
5. Действует, исходя из будущего, перспективы. 5. Бесперспективность, безнадежость.
6. Многомерность существования. 6. Монопараметричность существования.

 

Сильное изменение или выпадение одного из параметров может привести к разрушению всего гештальта, всего образа жизни. Это и происходит, когда человек попадает в состояние объекта, при котором для него один какой-то аспект жизни начинает "затмевать" все остальные ее стороны, как например, выпивка для алкоголика или наркотик для наркомана. В состоянии объекта человек становится монопараметричным, монофункциональным, вся остальная жизнь вращается вокруг одного больного места. Гештальт здоровой жизни рушится и может образоваться новый, уже патологический гештальт, в котором порой одна патология является компенсацией другой патологии: пьянство может служить компенсацией скандалов в семье, скандалы в семье могут компенсировать чувство неполноценности и т. д. Основа этого - "заклинивание" на какой-то моменте жизни, какой-то проблеме, когда человек не видит уже ничего другого,

Перечисленные выше качества субъекта представляют собой полную систему, выпадение одного из качеств ведет к серьезным нарушениям, даже к нарушению субъектности, а наличие всех шести качеств достаточно для ее полноценного существования.

Как уже говорилось, основная задача психотерапии - освободить клиента от «принудительного» состояния объектности, пробудить в нем качества субъекта, способность решать свои проблемы самостоятельно.

Парадокс состоит в том, что очень часто клиент приходит к психотерапевту в надежде переложить на него груз ответственности за решение своих проблем и сохранить свое состояние объектности в другой форме. Помощь заключается в том, чтобы делать человека сильнее, свободнее, чтобы он сумел сам выйти из своего психологического тупика, иначе через какое-то время он снова в него попадет. Но для того, чтобы эффективно помогать в высвобождение из подобного тупика, следует ясно представлять каким образом человек туда попадает. Поэтому рассмотрим модель психологического тупика или проблемы, в котором обычно пребывает клиент психотерапевта, в результате чего он и оказывается в роли «страдающего объекта».

 

Вопросы для контроля:

1. Чем отличается человек-субъект и человек-объект?

2. Всегда ли быть «объектом» плохо?

3. Почему задача психотерапевта - освободить индивида от позиции объектности?

4. Какие психологические параметры свойственны человеку-субъекту и

какие возможности это перед ним раскрывает?

5. Почему иногда выгодно быть объектом?

 

Литературные источники:

1. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. - М., 1999.

2. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. - М., 1997.

3. Данилова В. Как стать собой. - Харьков, 1994.

4. Жикаринцев В. Путь к свободе. - С.-Пб., 1996.

5. Менегетти А. Система и личность. - М., 1996.

6. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. - М., 1999.

7. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. - Минск, 1992.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.