Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главный вывод, который сделали бихевиористы из тщательно проведенных экспериментов - награждение обучает лучше, чем наказание!




Наказание информирует наказуемого о том, чего не надо делать, но не сообщает, что делать. Оно не дает возможности научиться человеку тому, какое поведение в данной ситуации является лучшим. Это основное препятствие эффективному обучению, тем более, что неверных форм поведения гораздо больше, чем правильных.

 

Пример1.

На день рождения к подруге мама привела семилетнего сына в прекрасном чистом костюмчике с галстуком. По всему было видно, что его тщательно инструктировали как надо себя вести за столом. Он старался вести себя как истинный джентльмен, но попал в затруднительное положение столь характерное для маленьких детей. Когда на тарелке осталось несколько горошин и кусочков жареной картошки, он никак не мог поймать их вилкой. Он было хотел сделать движение большим пальцем другой руки, чтобы загнать непокорные горошины на вилку, но видно ему это было категорически запрещено. Поэтому он делал небольшие движения большим пальцем, но тут же останавливался. Он задумался и тут его осенило! Он помог горошку с помощью локтя своего прекрасного костюмчика (ведь это же не запрещалось!). Его мама ничего не заметила, а я не стал выдавать парня.

Пример2.

В «маршрутке» бабушка разговаривает с внучкой примерно 4 лет. Внучка о чем-то громко спросила бабушку, но та то ли не услышала, то ли не захотела отвечать. Внучка очень звонко спрашивает бабушку: «Бабушка ты что, оглохла?! Я тебя спрашиваю, а ты не отвечаешь...»

Бабушка очень спокойно и выдержанно: «Так нельзя говорить бабушке: «Ты что, оглохла?»

- (Так же звонко) А как?

- Так нельзя говорить бабушке: «Ты что, оглохла?»

- А как?

- Так нельзя говорить бабушке...

- А как?

И так далее...Пока маршрутка не остановилась на конечной остановке.

Мне конечно хотелось подсказать внучке как можно вежливо сказать бабушке, но нельзя же вмешиваться...

 

Наказываемые способы поведения не исчезают; они почти всегда возвращаются, обычно замаскированные (сопровождаемые) другими способами поведения. Вспомните, что делают школьники, которых «гоняют» за курение в туалетах. Тюрьма - прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Другая сторона наказания состоит в том, что оно поощряет наказующего, развивая внем тиранические навыки.

Наказание неэффективно прежде всего потому, что практически никогда не совпадает по времени с моментом совершения нежелательного поведения, поэтому и животное (а также и человек), чье поведение пытаются изменить, не понимает наказание как следствие собственных действий, скорее наказание понимается им как месть и реванш, произвол со стороны наказующего.

Кроме того, наказание невозможно отменить, изменив поведение, ведь все уже совершилось. Поэтому изменений и не происходит, единственное изменение состоит в том, что человек (или животное) стремится больше не попадаться. Наказуемые формы поведения возвращаются потом в скрытой или завуалированной форме. Как говорил Б.Ф.Скиннер, успехи мизерны, но вера в наказание безгранична.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.