Последовательность использования наглядного материала
Наглядный материал
Предварительная работа
Во второй младшей группе дети уже умеют работать с множествами. Видят и составляют группы предметов, выделяя их существенные признаки. Им интересно сравнивать группы по количеству, причем они испытывают тягу к составлению равночисленных множеств. Это является основой для обучения сравнению множеств путем наложения. Необходимо научить их правильно устанавливать взаимно однозначные соответствия («один к одному») между предметными множествами, уравнивать группы по количеству, добавляя и убирая один предмет. Это подготовит детей к счетной деятельности и к усвоению понятия числа (образованию соседних чисел).
• Игрушки, строительный материал;
• Конструкторы, объемные геометрические формы;
• Всевозможные вкладыши (матрешки, ведерки и др.).
• Наборы картинок и геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные).
• Однополосные (для наложения) (рис. 1) и двухполосные (для приложения) (рис. 2) карточки-считалочки (демонстрационные и раздаточные).
Объемные игрушки и предметы -------- карточки –считалочки с картинками ------ картинки и чистые карточки ----- геометрические фигуры
Методика обучения
Сначала учим детей сравнению множеств по количеству приемом наложения, затем — приложения. Понятия даются небольшими порциями с предварительным закреплением. Все термины отрабатываются на большом разнообразии наглядного материала.
Программные задачи
Наглядный материал
Речь воспитателя
Речь детей
Дать понятия
Ведра, совки
— Что это?
— Ведра
«по многу».
— Сколько?
— Много ведер
Показать «закон сохранения количества»
— Поставьте ведерки вряд
— Одно ведро, одно ведро...
— Сколько ведер?
— Много ведер
— Что это?
— Совки
— Сколько?
— Много совков
— Разложите совочки вряд
— Один совок, один совок...
— Сколько совков?
— Много совков
— Ведер и совков помногу
— Ведер и совков помногу
— Повторите
— Ведер и совков по многу
Дать понятия
Блюдца, чашки
— Что это?
— Блюдца
«столько — сколько», «одинаково», «поровну»
— Сколько?
— Много блюдец
— Что это?
— Чашки
— Сколько?
— Много чашек
— По скольку блюдец и чашек?
— Блюдец и чашек по многу
— Расставьте блюдца вряд
— Одно блюдце,...
— На каждое блюдце поставьте по одной чашке
— Одно блюдце — одна чашка...
— На всех блюдцах есть чашки?
-Да
— Значит, чашек столько, сколько блюдец, а блюдец столько, сколько чашек. Повторите
(Дети сначала повторяют за воспитателем, а затем отвечают на его вопросы, используя разные формулировки.)
— Чашек и блюдец поровну, одинаково
— Что можно сказать о блюдцах и чашках?
Дать понятия «больше —
Однополосные карточки-счита-
— Что это?
— Цветы
меньше»
лочки демонстрационные и разда-
— Сколько?
— Много цветов
точные
— Что это?
— Бабочки
— Сколько?
— Много бабочек
— По скольку цветов и бабочек?
— Цветов и бабочек по многу
— Бабочки сели на цветочки. Один цветок— одна бабочка, один цветок — одна бабочка...
— Один цветок —одна бабочка, один цветок — одна бабочка...
— На все цветочки сели бабочки?
-Да
— Что можно сказать про цветы и бабочек?
Дети используют разные формулировки.)
— Как еще можно сказать?
— Одна бабочка улетела. Что теперь можно сказать?
— Чего меньше?
— Бабочек меньше, чем цветов
— Чего больше?
— Цветов больше, чем бабочек
— Бабочка прилетела. Что можно сказать?
— Их стало опять поровну
— Цветочек сорвали. Чего теперь меньше?
— Цветов меньше, чем бабочек
— Чего больше?
— Бабочек больше, чем цветов
Работа с демонстрационным материалом
Научить уравнивать множества по количеству, добавляя и убирая один предмет
Картинки демонстрационные
— Кто это?
— Белочки
— Сколько?
— Много белок
— Что это?
— Шишки
— Сколько?
— Много шишек
— По скольку белок и шишек?
— Белок и шишек по многу
— Белочки стали собирать шишки
— Одна белка — одна шишка...
— Всем ли белкам хватило шишек?
— Нет, одной белке не хватило шишки
— Что можно сказать про белок и шишки?
— Шишек меньше, чем белок. Белок больше, чем шишек
— А что нужно сделать, чтобы белок и шишек стало поровну?
— Добавить одну шишку
— Добавим одну шишку
— Что теперь можно сказать?
— Стало поровну (и другие формулировки)
— Что мы сделали, чтобы белок и шишек стало поровну?
— Добавили одну шишку
— А как можно было сделать по-другому? (Воспитатель убирает одну шишку.)
— Убрать одну белку
— Уберем одну белку. Что теперь можно сказать?
(Различные формулировки)
— Как мы сделали поровну?
— Убрали одну белочку
II. Работа с раздаточным материалом
Раздаточные чистые полоски и геометрические фигуры (5 квадратов, 4 круга) у каждого ребенка на парте
- Положите перед собой полоски
- что у вас на подносе
- квадраты, круги
- возьмите в руку один квадрат. Что вы про него знаете?
(дети вспоминают свойства фигур)
- возьмите в руку один круг. Что вы про него знаете?
- по скольку квадратов и кругов?
- квадратов и кругов по многу
- разложите квадраты на полоске в ряд. Берите по одному правой рукой. Раскладывайте слева направо
- один квадрат, один квадрат…
- а теперь на каждый квадрат положите по одному кругу
- один квадрат – один круг, один квадрат – один круг…
- на всех ли квадратах лежат круги?
- нет. На одном квадрате нет круга
- что про них можно сказать?
- квадратов больше, чем кругов
- как еще можно сказать?
- кругов меньше, чем квадратов
- а как сделать поровну?
- добавить один круг
- возьмите у меня по одному кругу, добавьте
- что теперь можно сделать?
- квадратов и кругов поровну (и другие формулировки)
- что мы сделали, чтобы квадратов и кругов стало поровну?
- добавили один круг
- ну-ка, верните мне по одному кругу. А как можно сделать поровну по-другому?
- убрать один квадрат
- уберите один квадрат. Что теперь можно сказать?
(дети делают различные формулировки)
- как мы сделали поровну?
- убрали один квадрат
вывод: поровну мы делали двумя способами: добавляли один предмет и убирали один предмет
Замечание. Понятия «больше» и «меньше» даются одновременно. Необходимо добиваться от детей различных вариантов ответов на один вопрос и обязательно проговаривать концовки («кругов меньше, чем квадратов»).
Обучение сравнению множеств по количеству способом приложения идет в той же последовательности, что и способом наложения. Чтобы предотвратить ошибки детей, необходимо:
• показать переход от способа сравнения множеств наложением к способу приложения;
• обсудить правила работы на карточке, понятия «над» и «под» применительно к ориентировке на листе бумаги;
• показать приемы работы сначала на вертикально расположенной плоскости (чтобы не подсовывали один предмет под другой);
• требовать проговаривать при работе: «один цветок — одна бабочка,...» (чтобы не увлекались обкладыванием со всех сторон).
Программные задачи
Наглядный материал
Речь воспитателя
Речь детей
Показать переход от способа сравнения множеств наложением к способу приложения
Показать «закон сохранения количества»
Объемная лесенка с несколькими ступеньками. Кубики, пирамидки
(по 5)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление