Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фрагменты занятий




Последовательность использования наглядного материала

Наглядный материал

Предварительная работа

Во второй младшей группе дети уже умеют работать с мно­жествами. Видят и составляют группы предметов, выделяя их су­щественные признаки. Им интересно сравнивать группы по ко­личеству, причем они испытывают тягу к составлению равно­численных множеств. Это является основой для обучения сравнению множеств путем наложения. Необходимо научить их правильно устанавливать взаимно однозначные соответствия («один к одному») между предметными множествами, уравни­вать группы по количеству, добавляя и убирая один предмет. Это подготовит детей к счетной деятельности и к усвоению по­нятия числа (образованию соседних чисел).

• Игрушки, строительный материал;

• Конструкторы, объемные геометрические формы;

• Всевозможные вкладыши (матрешки, ведерки и др.).

• Наборы картинок и геометрических фигур (демонстраци­онные и раздаточные).

• Однополосные (для наложения) (рис. 1) и двухполосные (для приложения) (рис. 2) карточки-считалочки (демонст­рационные и раздаточные).

 

Объемные игрушки и предметы -------- карточки –считалочки с картинками ------ картинки и чистые карточки ----- геометрические фигуры

Методика обучения

Сначала учим детей сравнению множеств по количеству приемом наложения, затем — приложения. Понятия даются не­большими порциями с предварительным закреплением. Все тер­мины отрабатываются на большом разнообразии наглядного ма­териала.


Программные задачи Наглядный материал Речь воспитателя Речь детей
Дать понятия Ведра, совки — Что это? — Ведра
«по многу».   — Сколько? — Много ведер
Показать «закон сохранения коли­чества»   — Поставьте ведерки вряд — Одно ведро, одно ведро...
        — Сколько ведер? — Много ведер
    — Что это? — Совки
    — Сколько? — Много совков
      — Разложите совочки вряд — Один совок, один совок...
      — Сколько совков? — Много совков
      — Ведер и совков помногу — Ведер и совков помногу
      — Повторите — Ведер и совков по многу
Дать понятия Блюдца, чашки — Что это? — Блюдца
«столько — сколь­ко», «одинаково», «поровну»   — Сколько? — Много блюдец
        — Что это? — Чашки
    — Сколько? — Много чашек
    — По скольку блюдец и чашек? — Блюдец и чашек по многу
    — Расставьте блюдца вряд — Одно блюдце,...
    — На каждое блюдце по­ставьте по одной чашке — Одно блюдце — одна чашка...
    — На всех блюдцах есть чашки? -Да
    — Значит, чашек столь­ко, сколько блюдец, а блюдец столько, сколько чашек. Повторите (Дети сначала повторяют за воспитателем, а затем отвечают на его вопросы, используя разные форму­лировки.)
    — Чашек и блюдец поровну, одинаково    
    — Что можно сказать о блюдцах и чашках?  

 

Дать понятия «больше — Однополосные карточки-счита- — Что это? — Цветы
меньше» лочки демонстра­ционные и разда- — Сколько? — Много цветов
  точные — Что это? — Бабочки
    — Сколько? — Много бабочек
    — По скольку цветов и бабочек? — Цветов и бабочек по многу
    — Бабочки сели на цве­точки. Один цветок— одна бабочка, один цветок — одна бабочка... — Один цветок —одна бабочка, один цве­ток — одна бабочка...
    — На все цветочки сели бабочки? -Да
    — Что можно сказать про цветы и бабочек? Дети используют разные формулировки.)
    — Как еще можно ска­зать?    
    — Одна бабочка улетела. Что теперь можно сказать?  
    — Чего меньше? — Бабочек меньше, чем цветов
    — Чего больше? — Цветов больше, чем бабочек
    — Бабочка прилетела. Что можно сказать? — Их стало опять поровну
    — Цветочек сорвали. Чего теперь меньше? — Цветов меньше, чем бабочек
    — Чего больше? — Бабочек больше, чем цветов

 

 

Работа с демонстрационным материалом
Научить уравни­вать множества по количеству, добав­ляя и убирая один предмет Картинки демон­страционные — Кто это? — Белочки
        — Сколько? — Много белок
        — Что это? — Шишки
    — Сколько? — Много шишек
    — По скольку белок и шишек? — Белок и шишек по многу
    — Белочки стали соби­рать шишки — Одна белка — одна шишка...
    — Всем ли белкам хва­тило шишек? — Нет, одной белке не хватило шишки
    — Что можно сказать про белок и шишки? — Шишек меньше, чем белок. Белок больше, чем шишек
    — А что нужно сделать, чтобы белок и шишек стало поровну? — Добавить одну шишку
    — Добавим одну шишку  
    — Что теперь можно сказать? — Стало поровну (и дру­гие формулировки)
    — Что мы сделали, что­бы белок и шишек стало поровну? — Добавили одну шишку
    — А как можно было сделать по-другому? (Воспитатель убирает одну шишку.) — Убрать одну белку
    — Уберем одну белку. Что теперь можно сказать? (Различные формулировки)
    — Как мы сделали поровну?   — Убрали одну белочку
II. Работа с раздаточным материалом  
  Раздаточные чистые полоски и геометрические фигуры (5 квадратов, 4 круга) у каждого ребенка на парте - Положите перед собой полоски    
- что у вас на подносе - квадраты, круги  
- возьмите в руку один квадрат. Что вы про него знаете? (дети вспоминают свойства фигур)  
- возьмите в руку один круг. Что вы про него знаете?    
- по скольку квадратов и кругов? - квадратов и кругов по многу  
- разложите квадраты на полоске в ряд. Берите по одному правой рукой. Раскладывайте слева направо - один квадрат, один квадрат…  
- а теперь на каждый квадрат положите по одному кругу - один квадрат – один круг, один квадрат – один круг…  
- на всех ли квадратах лежат круги? - нет. На одном квадрате нет круга  
- что про них можно сказать? - квадратов больше, чем кругов  
- как еще можно сказать? - кругов меньше, чем квадратов  
- а как сделать поровну? - добавить один круг  
- возьмите у меня по одному кругу, добавьте    
- что теперь можно сделать? - квадратов и кругов поровну (и другие формулировки)  
- что мы сделали, чтобы квадратов и кругов стало поровну? - добавили один круг  
- ну-ка, верните мне по одному кругу. А как можно сделать поровну по-другому? - убрать один квадрат  
- уберите один квадрат. Что теперь можно сказать? (дети делают различные формулировки)  
- как мы сделали поровну? - убрали один квадрат  
вывод: поровну мы делали двумя способами: добавляли один предмет и убирали один предмет    
             

Замечание. Понятия «больше» и «меньше» даются одновре­менно. Необходимо добиваться от детей различных вариантов от­ветов на один вопрос и обязательно проговаривать концовки («кругов меньше, чем квадратов»).

Обучение сравнению множеств по количеству способом при­ложения идет в той же последовательности, что и способом на­ложения. Чтобы предотвратить ошибки детей, необходимо:

• показать переход от способа сравнения множеств наложе­нием к способу приложения;

• обсудить правила работы на карточке, понятия «над» и «под» применительно к ориентировке на листе бумаги;

• показать приемы работы сначала на вертикально располо­женной плоскости (чтобы не подсовывали один предмет под другой);

• требовать проговаривать при работе: «один цветок — одна бабочка,...» (чтобы не увлекались обкладыванием со всех сторон).

 

Программные задачи Наглядный материал Речь воспитателя Речь детей
Показать переход от способа сравнения множеств наложе­нием к способу приложения Показать «закон сохранения коли­чества» Объемная лесенка с несколькими ступень­ками. Кубики, пирамидки (по 5) — Что это? — Кубики
        — Что это? — Пирамидки
        — По скольку их? — По многу
        — Поставим кубики в ряд на верхнюю ступеньку — Один кубик, один кубик,...
        — Поставим на них пирамидки — Один кубик—одна пирамидка,...
        — Что можно сказать? — Их поровну
        — Поставим пирамид­ки под кубики — Один кубик—одна пирамидка,...
        — Под каждым ли ку­биком стоит пира­мидка? -Да
        — Что про них можно сказать? — Их поровну



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.