КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение развития временных представлений у дошкольников
ПЛАН ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Лекция № 14 Запись цифр. При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками можно научить детей изображать цифры и знаки (+,-,<,>, =) на листе бумаги в клетку. Если умение писать цифры и знаки сформировано, полезно учить детей записывать решения арифметических задач и примеров. В процессе этой работы важно следить за правильной осанкой детей. Замечание: работа на листе бумаги в клетку охватывает разные разделы: «Количество и счет» (рисование нужного количества фигур, моделирование арифметических задач, запись арифметических примеров и др.); «Величина» (рисование отрезков разной длины, сериационных рядов и др.); «Форма» (рисование геометрических фигур и др.). Методика формирования умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах-схемах (задача 9) Дошкольникам часто предлагают задания по разгадыванию лабиринтов и т. п. Эта работа требует подготовки. Прежде чем использовать готовые схемы, полезно научиться самостоятельно их создавать (трансформировать трехмерное пространство в двухмерное). Усложнение заданий: 1. Обставить кукле комнату, как на рисунке (с помощью игрушечной мебели). 2. Моделирование обстановки комнаты с использованием:
• игрушечной мебели; • плоских изображений предметов; • условных знаков; • геометрических фигур. 3. На схеме обозначить стрелками словесные направления 4. Пользуясь картой, найти клад. 5. Путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соответствии с указанным маршрутом. В дальнейшем на основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, составляются планы-схемы пути из детского сада домой и др. Практически проделывая путь, в план вносятся дополнения, уточнения, изменения. Разгадывание готовых лабиринтов полезно для развития логического мышления и вызывает интерес у ребенка. Задание для самостоятельной работы студентов Составить конспект занятия по математике для старшей группы ДОУ с использованием дидактических игр на правила дорожного
1. Содержание понятия «ориентировка во времени». 2. Значение развития временных представлений у дошкольников. 3. Физиологические и психологические механизмы восприятия времени. 4. Особенности развития временных представлений у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ. Содержание понятия «ориентировка во времени» Слово «время» в переводе с древнерусского славянского языка обозначает вращение — «веремя». Особенности времени: • текучесть (нельзя остановить); • необратимость (нельзя повернуть вспять); • непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы); • отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей). Окружающий нас мир существует во времени. Временными характеристиками природных явлений являются: продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп. Промежутки времени измеряют. Единицей времени выбирается регулярно повторяющийся процесс. Такие единицы времени, как год, сутки, были взяты из природы, а час, минута, секунда придуманы человеком. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей. В младшей группе дети способны воспринять такие промежутки времени, как части суток (утро, день, вечер, ночь), связывая их со своей деятельностью. В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать понятия «вчера, сегодня, завтра». В старшей и подготовительной группах можно знакомить детей с днями недели, временами и месяцами года, с календарем. Параллельно надо развивать «чувство времени» — способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Детей можно познакомить с интервалами в 1, 2, 3, 5, 10 минут, полчаса, час; научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундомером. Детям уже в раннем возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: • планировать деятельность во времени (сначала — потом); • менять темп (быстро — медленно) и ритм (часто — редко) своих действий в зависимости от наличия времени; • правильно обозначать в речи временные понятия; • определять время по часам; • измерять временные промежутки и др. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе. Н. И. Красногорский подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени». С. Л. Рубинштейн обращала внимание на то, что на правильную оценку длительности времени оказывают три фактора: • содержание деятельности; • интерес к деятельности; • возраст детей. Ю. Д. Фаусек рекомендовала проводить «уроки тишины» (предложить детям 1 минуту посидеть тихо, закрыв глаза). Т. Д. Рихтерман предложила систему работы по формированию умения ориентироваться во времени, придавала большое значение выработке «установки на время» (не опоздать, уложиться), чтобы дисциплинировать детей.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |