КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Н.А. Симония об альтернативности в историческом развитии
Регионоведении Научные подходы и методы в комплексном
Для меня изучение и серьезный анализ альтернативных вариантов исторического развития представляется делом не только интересным и полезным, но и необходимым. Думается, что учет фактора альтернативности насущен во многих отношениях. Во-первых, выиграет сама описательная сторона исторического исследования, став объемнее и, стало быть, адекватнее реальности, нежели жестко-линейные ее реконструкции. Во-вторых, анализ альтернативности служит дополнительным фактором, делающим историю подлинной наукой, а не простым нанизыванием событий прошлого на нить повествования. Фактор альтернативности помогает, на мой взгляд, точнее и четче высветить ту роль, которую играют в развитии человеческих обществ закономерности и случайности. Я против упрощенного, «лобового» противопоставления этих двух категорий понимания человеческой истории. Они даны нашему разуму в единстве, во взаимодействии – взаимодействии сложном, диалектическом, неоднозначном. Важная задача историка (социолога, философа, политэконома, – от междисциплинарного подхода нам не уйти) в том, в частности, и заключается, чтобы определить некие рамки, некое историческое поле, в котором проявляются соответствующие закономерности и случайности. Действительно, важно выявить, как они проявляются, как пересекаются, действуют ли в общем направлении, ускоряя исторический прогресс, или же происходит их столкновение, могущее привести к результатам самого негативного свойства – вплоть до тупиков развития. В-третьих, исследования проблем альтернативности имеют важное значение для будущего развития человечества, в частности, в плане наращивания потенциала познания закономерностей общественного развития, накопления знаний о множественных вариантах взаимодействия между закономерностью и случайностью. Может быть, это пригодится в то отдаленное от нас время, когда люди окажутся, наконец, способными извлекать уроки из своего и чужого исторического опыта. Я полагаю, что мы слишком поспешно и неразумно отказались от концепции формационного развития. Психологически понятно, что этот отказ произошел в оправданном порыве накопившегося неприятия и отвержения того примитива, который Сталин и его «верные ученики» от политэкономии, философии, истории, социологии навязывали нам – чуть ли не с детского сада – под видом «марксизма-ленинизма». У меня не вызывает удивления, что на Западе многие (хотя далеко не все!) в упор не хотят замечать ту пропасть, которая отделяет подлинные идеи и построения Маркса, Энгельса и даже Ленина о формационном развитии от того, что Сталин и его подручные выдавали за марксизм. Но мне непонятно, зачем это нужно нам, серьезным ученым? Почему мы, вслед за политиками, должны становиться на сомнительный путь радикального нигилизма? Здесь, очевидно, следует сделать одну важную оговорку: под формацией я никогда не имел в виду одну только социально-экономическую сферу. Речь шла об определенном типе всего общества – от его экономического базиса, через соответствующую ему социальную структуру, политическую надстройку, культуру, идеологию, психологию и т.д. Так я считал раньше (когда в середине 70-х выступил с достаточно резкой критикой советского обществоведения) и думаю теперь, что закономерности развития человеческих обществ проявляются прежде всего в сфере отношений формационных. И, разумеется, не в том примитивном смысле, что каждое данное общество должно обязательно и последовательно пройти через все известные формации. И уж тем более я не склонен к жесткому ограничению численности типов формаций. Уверен, что без учета азиатского способа производства (одно даже упоминание которого считалось у нас крамолой) мы не можем понять суть общественного развития большинства стран Востока. Но, рассуждая об альтернативности формационного развития, мы, очевидно, не должны выпускать из поля зрения международные факторы. Ведь различные страны и народы развиваются неравномерно, и в каждый момент в мире существуют и в той или иной степени соприкасаются и влияют друг на друга разные цивилизации и разные типы формационного развития. И чем шире и глубже протекают процессы интернационализации мировой экономики и политики, тем выше уровень альтернативности в обществах догоняющего развития. О внутренней напряженности процессов догоняющего развития мы с Вами уже говорили. Вместе с тем, закономерность проявляется в том, что заимствование «чужого» варианта формационного развития возможно, а в некоторых случаях даже неизбежно, но имеет свои пределы и ограничено степенью сохранения в данном «догоняющем» обществе элементов «почвенности», традиционных структур и психологии. Так, Петр I, в рамках политики «самоусиления» (я здесь сознательно прибегаю к термину, возникшему в Китае на рубеже XIX–XX веков, когда тамошние реформаторы добивались примерно тех же целей, что и наш император) заимствовал такую форму, как «мануфактура» для развития отечественной промышленности. Или, точнее, того, что мы сейчас назвали бы ВПК. Однако наши историки-патриоты разных времен полностью игнорируют при этом социально-экономическую суть всех этих петровских мануфактур, которые были не только казенными, но и основанными на рабском труде крепостных крестьян, то есть ничего общего не имели с капиталистической мануфактурой европейского типа. Примерно такого же порядка явления можно было наблюдать и в 90-х годах предшествующего века. Когда, например, Гайдар и Чубайс инициировали массовое формирование «акционерных обществ», то за этой заимствованной формой скрывалось отнюдь не современное капиталистическое содержание. Так что классическая западная схема (собственник – менеджер – коллектив работников), в которой главной задачей была оптимизация прибылей собственников, у нас просто не осуществилась.
Симония Н.А. Интервью Е.Б. Рашковскому – Восток-Запад-Россия. Сборник статей. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – С. 26–29.
Вопросы и задания 1. Как объясняет Н.А. Симония значимость фактора альтернативности в историческом развитии? 2. Почему, по мнению ученого, неразумно отказываться от концепции формационного развития? 3. Каково Ваше отношение к позиции Н.А. Симонии по вопросу о методологической значимости марксистской концепции исторического развития для современного обществоведения?
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |