КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фигуры последовательностей
Фигуры эмоционального воздействия на слушателей Существуют для того, чтобы, воздействуя на чувства слушателей, привлечь их на свою сторону. Фигуры позволяют имитировать чувства и переживания оратора: гнев, радость, страх, удивление и др. Обращение – оратор прерывает свою мысль, чтобы обратиться к присутствующим или отсутствующим, живым или мертвым, к неодушевленным предметам. Фигура, изобретенная античнымаи ораторами, часто сочеталась у них с олицетворением. «Итак, Туберон, перед тобой подсудимый». (Цицерон) «Так, господа! Страстности было много в этом деле!» (Ф. Плевако) Риторическое восклицание — особо эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора. «О времена! О нравы!» (Цицерон) «И вдруг внезапная мысль, как молния, сверкнувшая в уме Засулич: «О, я сама! Нужен крик, в моей груди достанет воздуха, чтобы издать этот крик». (П. Александров. Речь по делу Веры Засулич) Градация — такое расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности. «Доколе ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды?» (Цицерон. Речь против Катилины). Умолчание – фигура, когда оратор, не закончив мысль, переходит к другой, но слушатели понимают, о чем намеренно умалчивается. «Много ли в нем чистосердечия – это мы увидим…» (Ф. Н. Плевако. Речь в защиту Кострубо-Корицкого). «…схватил жену за руку, потащил в кабинет – и оттуда, у самых дверей, раздался ее отчаянный крик… В несколько секунд все было кончено». (С. Андреевский. Речь по делу Андреева) Желание – фигура состоит в том, что оратор высказывает намерение что-то сказать или сделать. «Я не хочу обвинять ее, но я должен обличить ее ложь». (Ф. Н. Плевако. Речь в защиту Кострубо-Корицкого). Приемы, по которым слушатели могут заключить, что оратор говорит без подготовки: · Оговорка и исправление; · Поиски якобы потерянной мысли; · Притворное незнание чего-либо.
Подобные приемы повышают значимость сказанного, помогают наладить контакт с аудиторией, обратить на какое-либо высказывание особое внимание.
Анафора — повторение слова (нескольких слов) в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Суров закон. Суров, но справедлив. Из двух спорящих один всегда не прав. Из двух спорящих не прав тот, кто умнее. Эпифора — повтор заключительных элементов последовательных фраз. Кто должен взяться за это, если не мэр? И кто в любом случае потом получит по шапке, если не мэр? Параллелизм — однотипность синтаксических конструкции в смежных или отстоящих недалеко друг от друга частях сообщения. Но что же сказать о любви чистой и ясной, о любви идейной, о любви к Родине? Она бескорыстна, но это потому, что и всякая любовь бескорыстна (или она не есть любовь). Она готова на жертвы, но это потому, что нет любви без жертвы и подвига, нет любви без самоотверженности и самоотречения (А.Ф. Лосев) Ее песня была теперь спета, ее мысль исполнена, ее дело завершено. (П. Александров. Речь по делу Веры Засулич) Перекрещивание (хиазм) – в основе этой фигуры лежит повторение, но повторяющиеся слова меняются местами. Живу не для того, чтобы есть, а ем для того, чтобы жить. (Цицерон) При отсутствии предубеждения в суде вину надо карать, а при отсутствии вины – предубеждение отметать. (Цицерон) Король танцев и танец королей. (Г. де Мопассан) Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем прямой порядок слов с целью усиления выразительности речи. Наибольшую смысловую нагрузку несет тот член предложения, который помещен в его начало или конец. Сметливость его и тонкость ума меня поразили. (А.С. Пушкин) Тяжкое время переживал он. (С. Андреевский) Итак, риторические тропы и фигуры являются важным средством выражения мысли автора, тем инструментом, с помощью которого можно привлечь внимание аудитории и установить с нею контакт.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |