Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фигуры украшения




Фигуры мысли

Риторические фигуры

Фигуры речи — это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила её воздействия на адресата. Риторические фигуры являются не менее важным средством украшения речи, чем тропы. Риторических фигур несколько десятков. Мы остановимся на основных, часто встречающихся в публичных выступлениях.

Особенно важны те риторические фигуры, которые помогают установить контакт между говорящим и слушателем, диалогизируют речь.

Риторический вопрос — утверждение или отрицание, облеченное в форму

вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизировать

внимание и интерес слушателей. Умело поставленный риторический вопрос формирует мнение и чувство аудитории, выделяет важные мысли в речи.

Этим приемом часто пользовались античные ораторы. «Так возможны ли сомнения в том, что добычу предложили Хрисогону именно те люди, которые и получили от него часть этой добычи?» (Цицерон. Речь в защиту Секста Росция).

Оратор может задать вопрос и сам же на него ответить: «Кому же нужно было бежать из Москвы? Г-же Булах или Мазуриной? Я утверждаю, что это нужно было Булах. Вот мои аргументы…». (Плевако Ф.Н. Речь в защиту Мазуриной).

Предварение (предупреждение) – оратор, зная, что его аргументы могут вызвать возражения, сам эти возражения формулирует. Эту фигуру полезно использовать в начале речи.

«Что касается меня, то я не знаю, к чему мне прибегнуть: отрицать ли мне позорный факт подкупа суда, отрицать ли мне, что о нем открыто говорили на народных сходках». (Цицерон. В защиту Авла Габита)

Сермоцинацио (цитирование) — это «прямая речь» в ткани устной монологической речи (выступления), но не любая, а выдуманная, додуманная или в обработанной форме восстановленная оратором.

Что же любить? Любить не для того, кого любишь, не для себя, а для любви. Стоит понять это, и сразу уничтожится все зло человеческой жизни и становится ясным и радостным смысл ее. «Да, это хорошо бы было. Чего же лучше, — скажут люди. — Хорошо бы было любить и жить для любви, если бы все так жили. А то я буду жить для любви, отдавать все другому, а другие будут жить для себя; что же будет со мной?». (Л.Н. Толстой. «Обращение к юношеству»)

Вот что писал П. Сергеич о фигуре сермоцинацио: «Этот прием незаменим как выражение нравственной оценки поступков человека».

Картина – прием, с помощью которого все, сказанное оратором, представляется как бы происходящим на глазах у слушателей, тем самым достигается наглядность в изображении событий. Картина создается с помощью имеющихся фактических данных.

«Тогда Андреев быстрым движение сбросил с себя пальто, со словами: «Долго ли ты будешь оскорблять нас?» - схватил жену за руку, потащил в кабинет и оттуда, у самых дверей, раздался ее сдавленный крик». (Андреевский С.А. Речь по делу Андреева).

Параллель – предполагает сравнивание двух людей, их внешности, характеров, особенностей поведения. Позволяет ярче показать сходство или противоположность героев речи.

В основе параллели лежит антитеза — оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

«Сравните нынешнее состояние мира с тогдашней войной… Сравните Вереса с Марцеллом, не для того, чтобы сопоставить их как человека с человеком, а чтобы сравнить мир с войной». (Цицерон. Речь против Гая Вереса).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.