Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения и тенденции развития




Универсальные спортивные залы классифицируются по величине их аре­ны: залы с малой, средней и большой ареной. С размером арены увеличива­ется и степень универсализации.

Залы с малой ареной (40 х 20м - 48 х 27м) предназначены для 15 видов спорта: акробатики, бадминтона, баскетбола, волейбола, гандбола, гимна­стики спортивной и художественной, борьбы, бокса, тенниса, тенниса на­стольного, тяжелой атлетики, прыжков на батуте, фехтования, мини-фут­бола.

В залах со средней ареной (56 х 26 м — 65 х 36 м) проводятся еще и хок­кей, фигурное катание, шорт-трек.

Залы с большой ареной (10 000 м2 и более) могут иметь в основе вело­треки, легкоатлетические, футбольные арены, а также конькобежные до­рожки длиной 400 м, поля для хоккея с мячом.

Универсальные залы появились в начале XX в. с возникновением новых видов спорта и зрелищ. Вначале для спортивных и общественно-зрелищных мероприятий приспосабливали большие склады, цирки и т.п. В них устраи­вали относительно небольшие временные трибуны. С течением времени росли объемы залов и вместимость трибун. Современные универсальные залы по­явились в 20-е годы в США. Это — зал со спортивной ареной и сценой, предназначенной прежде всего для общественно-зрелищных мероприятий (в Сан-Луи на 12 тыс. зрителей и др.).

Залы с малой ареной, меньшего объема и вместимости, начали строить впервые в Европе в 30-е годы (теннисный клуб в Стокгольме на 6 тыс. зрителей, спортивный зал "Мессухалли" в Хельсинки на 7 - 10 тыс. чело­век, баскетбольный стадион в Каунасе на 10 тыс. зрителей).

В 50-е годы были возведены наиболее известные и крупные залы Евро­пы со средней ареной: например, венский "Штадт Халле". Для залов этого периода характерна большая вместимость (от 15 до 23 тыс. зрителей) с пре­обладанием двух- или четырехсторонних трибун, оказавшихся, однако, не­удобными для культурно-зрелищных мероприятий. Эти черты сохранили первые универсальные залы с искусственным льдом в нашей стране - Дворцы спорта в Москве и Клеве.

Первый этап развития универсальных залов с большой ареной — конец 50-х — начало 60-х годов. Проекты США того времени отличались примене­нием в них большепролетных конструкций, разработка которых к этому времени значительно шагнула вперед. Но при гигантских размерах залов по технологии и планировке они еще повторяли опыт прежних лет (крытый ста­дион на 150 тыс. мест в Нью-Йорке, на 50 тыс. зрителей в Лос-Анджелесе).

В 60-е годы изменялось назначение универсальных залов: стремясь к рен­табельности, их стали шире использовать для зрелищных и общественных мероприятий. Расширялся диапазон вместимости, менялась архитектурно-планировочная структура.

Симметрия трибун в 60-е годы была нарушена. Архитекторы Р.Райнер, Е. Бокманн и Г. Лихтенан в проектах известных залов со средней ареной в Бремене и Эссене (Германия) предложили двусторонние разновеликие три­буны, что позволило для концертов отделять малую трибуну от основного объема зала и использовать эстраду при односторонней трибуне. Это повы­сило качество восприятия зрелищных программ. В дальнейшем развитие схе­мы с разновеликими трибунами привело к конструкциям с односторонней трибуной, что при ограниченной вместимости (до 3 000 зрителей) обеспе­чивает лучшее восприятие как спортивных, так и зрелищных программ.

Одновременно строили спортивно-демонстрационные залы большой вместимости с разными размерами арен, планировочная структура и состав которых схожи с аналогами прежних лет (зал Иллинойского университета в Урбане на 13 тыс. зрителей, Олимпийский дворец спорта в Риме на 14-16 тыс.). Исходя из опыта использования сооружений для многотысячных ре­лигиозных собраний и политических митингов, крытым стадионам задают­ся параметры, значительно превышающие функционально необходимые для спорта и превращающие универсальный зал в важнейший общественно-политический центр города (стадион в Новом Орлеане).

В это же время в США работали над многоцелевым использованием универсальных залов с большой ареной, где качество наблюдения значи­тельно ниже, чем в залах с меньшими аренами или специализированных сооружениях. Однако из-за большой разницы конфигураций бейсбольного и футбольного поля и различного качества мест на трибунах для наблюде-


162 физкультурно-спортивные сооружения

ния за игрой не удалось достичь оптимального решения стационарных три­бун многоцелевого стадиона. В дальнейшем пришли к необходимости транс­формирующихся (передвижных) трибун, создающих нужную организацию мест для большинства видов мероприятий.

В 60-е годы в нашей стране шло интенсивное строительство универсаль­ных залов. Построены Дворец спорта в Тбилиси (10 тыс.), Теннисхолл ДСО "Калев" в Таллинне (3-6 тыс.), спортивный зал "Динамо" в Ереване (2-3 тыс.), Дворец спорта "Экспресс" в Ростове-на-Дону(2,5 тыс.), Дом спорта "Даугава" в Риге (1 тыс.), крытые теннисные корты ЦСКА (0,85 тыс. зрите­лей). Их основное назначение - спортивно-демонстрационное, они входят в спортивные комплексы, имеют 1-2 тренировочных зала и вспомогатель­ные помещения, минимальные по площади и составу. Арена прямоуголь­ная, трибуны преимущественно двусторонние. В плане здания компактные, для перекрытия использованы плоские системы и своды. В 60-е годы по типовому проекту универсального демонстрационного зала на 7 тыс. зрите­лей было построено более трети универсальных залов страны: в Казани, Барнауле, Ижевске, Глазове, Ташкенте, Алма-Ате и других городах.

В 70-е годы углубляется процесс изменения назначения и вместимости залов. Ведущее место (по числу построенных в эти годы) занимают спортив­но-демонстрационные залы с малой и средней ареной и трибунами до 1000 зрителей. Для этих сооружений характерно включение в их состав помимо главного демонстрационного зала 1-3 тренировочных залов, а также кегель­банов, тиров и других досуговых объектов.

В 70-е годы продолжается и строительство спортивно-зрелищных залов с трибунами на 2-5 тыс. зрителей. Эти многофункциональные сооружения орга­нично входят в общественные центры городов, в парки спорта и отдыха. Наибольшее распространение такие сооружения получили в Германии, Франции, Румынии и Японии. Обращает на себя внимание оригинальное архитектурное решение залов, построенных в эти годы в Минске, Вильню­се, Фрунзе (Бишкеке).

Следующий этап — широкое распространение универсальных залов с большой ареной. Для них характерна высокая комфортность, высокоорга­низованная система обслуживания с проведением дополнительных досуго­вых и зрелищных мероприятий, быстрая трансформация арены и зала, со­вершенные телевизионные и электронно-информационные системы (рис. 6.1-6.3).


УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ ЗАЛЫ______________________________________________________________ 163


164 физкультурно-спортивные сооружения

В нашей стране к XXII Олимпиаде были возведены уникальные сооруже­ния с большой ареной. В их основе - крытые конькобежные дорожки, поле для хоккея с мячом, велотрек, футбольное поле и легкоатлетический манеж (цв. фото - сооружения "Динамо", ЦСКА, РГАФКа в Измайлово и др.). Про-


УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ ЗАЛЫ_______________________________________________________________ 165

ведена реконструкция Малой арены стадиона "Лужники" в части превраще­ния ее из открытой в крытую. Дворец спорта в Санкт-Петербурге вмещает 25 тыс. зрителей, построен на круглом плане, перекрыт висячей металлической мембраной. Размер арены (с учетом трансформации трибун) позволил разме­стить конькобежную дорожку длиной 333,3 м. Дворец спорта "Олимпийский" в Москве вмещает поле для русского хоккея, куда вписывается 250-метровая конькобежная дорожка (арена 120 х 86 м и на ней футбольное поле со съем­ным синтетическим покрытием). При установке на арене передвижных три­бун общая вместимость трибун составляет 35-40 тыс. мест.

Дальнейшее формирование и развитие типологии универсальных залов отражало популярность спортивных соревнований и физкультурно-оздоро­вительных занятий, повышение уровня подготовки спортсменов, появле­ние новых форм организации досуга, развитие конструктивно-технической мысли, средств информации (рис. 6.4-6.9).


ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ


УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ ЗАЛЫ_______________________________________________________________ 167


168 ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ



УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ ЗАЛЫ_______________________________________________________________ 169




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.