Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спортивные сооружения учебных заведений в общей системе физкультурно-спортивных сооружений




СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

КООПЕРИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Формирование состава сооружений этих кооперированных объектов ос­новывается на укрупнении и попеременном использовании наиболее доро­гих и технически сложных сооружений зон О, I и частично - II. Архитектур­но-планировочная организация кооперированных комплексов основана на объединении параллельных функционально-экологических зон, а также (как и для отдельного комплекса) - на снижении концентрации сооружений от зоны 0 к зоне III.

При объединении в укрупненный комплекс для одноименных видов спорта необходимо обособление ряда сооружений: административно-слу­жебных, обслуживания занимающихся и хранения инвентаря. Это опреде­ляет структуру состава сооружений. Аналогична и структура состава соору­жений укрупненных комплексов для родственных видов спорта. Таким об­разом, архитектурно-планировочная организация укрупненных комплек­сов для одноименных видов спорта отличается от обычных лишь большим числом повторяющихся элементов сооружений обслуживания занимающих­ся и спортивного инвентаря при полном взаимопроникновении одноимен­ных функциональных групп сооружений и функционально-экологических зон. Укрупненные комплексы для родственных видов спорта отличаются от одноименных пространственным разделением сооружений для обслужива­ния спортивных и физкультурно-оздоровительных занятий.

Несмотря на разнообразие специализированных физкультурно-спортив­ных комплексов и вариантов их сочетаний, можно выделить главные про­блемы их проектирования. Как и для всей системы физкультурно-спортив­ных комплексов, это проблемы прежде всего территориальные: выбора места для комплекса, решения его пространственных взаимосвязей при кооперировании с другими физкультурно-спортивными комплексами и комплексами отдыха, проблемы пространственной организации самого комплекса — его зонирования, композиционной и художественно-образ­ной организации. И, наконец, проблемы экологические, становящиеся в загородной зоне приоритетными. При проектировании специализирован­ного физкультурно-спортивного комплекса архитектор должен работать в контакте с экологом.

Спортивные сооружения учебных заведений играют существенную роль в общей системе физкультурно-спортивных сооружений страны. В некото­рых населенных местах или изолированных небольших районах городов они — единственные сооружения для физкультурно-спортивной деятельности населения.

Спортивные сооружения учебных заведений образуют комплексы, со­стоящие из залов (в школах, ПТУ и ССУЗах - универсальных, в вузах - и универсальных, и специализированных), из открытых плоскостных соору­жений (в каждом учебном заведении) и из бассейнов, которые либо вхо­дят в состав учебного заведения либо используются группой учебных заве­дений. У подавляющего большинства школ, ПТУ, ССУЗов своих бассейнов нет. Собственными бассейнами обеспечено около 15 % вузов страны.

Значение спортивных сооружений учебных заведений определяется их долей в общем количестве физкультурно-спортивных сооружений. Спортив­ные залы учебных заведений составляют 72 % спортивных залов страны (табл. 10.3.1), большая часть плоскостных спортивных площадок принадлежит учеб­ным заведениям. Включение всех спортивных сооружений в единую систему существенно меняет характер ее функционирования. Использование всех школьных залов населением ежедневно в течение лишь полутора часов рав­нозначно увеличению на 40 % мощности существующих спортивных залов сети общего пользования.

Опыт проектирования, строительства и эксплуатации спортивных со­оружений учебных заведений в зарубежных странах демонстрирует преиму­щества кооперированного с населением использования этих сооружений, и


286 физкультурно-спортивные сооружения

Таблица 10.3.1. Структура сети спортивных сооружений различной принадлежности в стране. Данные госстатистики (форма I -ФК) и расчеты авторов по данным паспор­тизации физкультурно-спортивных сооружений (1988, 1998 гг.)

в первую очередь - школ. В Германии было законодательно утверждено ис­пользование спортзалов школ взрослым населением: в нормах, регламенти­рующих количество спортивных сооружений в населенных местах, все рас­четные показатели даны и на количество жителей и на количество школьни­ков или число классов. Спортивные сооружения вузов часто становятся ос­новными в городе, особенно в небольших вузовских городах (рис. 10.3.1). В подавляющем большинстве городских бассейнов предусмотрена возможность использования их учащимися для академических занятий. Встречаются раз­нообразные организационные формы кооперированного использования со­оружений учащимися и взрослым населением, однако во всех случаях типо­логические характеристики залов, бассейнов, помещений позволяют раз­личным возрастным группам попеременно пользоваться ими.

Отечественный опыт нормирования и проектирования спортивных со­оружений учебных заведений отличается от зарубежного тем, что у нас десятилетиями действовал на основании санитарно-гигиенических требо­ваний строжайший запрет на использование взрослыми сооружений учеб­ных заведений. В первую очередь это относилось к спортзалам школ, а именно они - наиболее массовый элемент общей системы сооружений. Кроме того, они в наибольшей степени способны решить проблемы занятий всех групп населения жилых домов в зоне пешеходной доступности школы. Использо­вание спортзоны на участке школы не так актуально, так как открытые пло­щадки относительно легко создаются, недороги и есть почти в любом насе-


КОМПЛЕКСЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ 287

ленном пункте, даже самом малом. А возведение спортивных залов сети об­щего пользования у нас отстает от строительства жилых массивов. Школь­ный спортивный зал, пустующий по вечерам, долгие годы был ярким при­мером ведомственной разобщенности, царившей во всех областях народно­го хозяйства. В полной мере это относится к сооружениям других учебных заведений.

Очевидная нецелесообразность подобного функционирования спортив­ных сооружений приводила к тому, что в обход запрещений в спортзалах учебных заведений по вечерам все-таки проводились занятия других групп населения. При этом выявилась типологическая неприспособленность за­лов к кооперированным формам работы: недостаточное количество разде­вальных и душевых, размещение спортивного зала на втором этаже, зас­тавляющее проходить по школьным лестницам и коридорам.

Сейчас, когда рушатся ведомственные барьеры и сняты многие ограни­чения, возросла необходимость пересмотреть типологические характерис­тики спортивных сооружений учебных заведений, чтобы попеременно ис­пользовать их различными возрастными группами и для различных видов занятий — академических, оздоровительных, спортивно-досуговых и др. Эк­спериментальные проекты учебных заведений последнего времени уже раз­работаны с учетом проведения и физкультурно-оздоровительных занятий населения (рис. 10.3.2). Это не только улучшило функциональные парамет­ры, но и значительно обогатило архитектурно-пространственную компо­зицию сооружений. В результате кооперированного использования соору­жений достигается социально-экономический эффект, который определя­ется следующими исходными позициями:

- Экономия средств на строительство новых сооружений для физкультур-

но-оздоровительных занятий населения может быть достигнута путем ис­пользования резервов в режимах работы сооружений учебных заведений (вечерами и по воскресеньям), и сооружений сети обще­го пользования (утром). Реализация 8 - 10 % выявленных резервов в течение 5 лет может дать экономию в 3,5 — 5,0 % суммы ежегодных затрат на спортив­ное строительство.

-Улучшение типологических характеристик сооружений для кооперированного использования различными социаль­но-демографическими группами населения. При суммировании градост­роительных нормативов, определяющих потребности каждой из этих групп, появляется возможность создавать сооружения, отвечающие тех­нологическим требованиям занятий, а также специализированные со­оружения для различных видов спортивной и физкультурно-оздорови­тельной работы.


288 физкультурно-спортивные сооружения

-Сокращение времени доступности сооружений, поскольку при единой сети на каждом сооружении смогут заниматься и уча­щиеся, и работающие и проживающие в зоне действия сооружения.

-Экономия дефицитных городских территорий за счет кооперированного (попеременного) использования открытых по­лей и площадок (прежде всего — спортивного ядра) и исключения их дуб­лирования. Когда в жилом районе одна из школ (базовая, со спортивным уклоном) или ПТУ (ССУЗ) размещается возле районного физкультурно-спортивного ядра, экономятся 0,5 — 0,7 % территории жилого района.

В последние годы прослеживаются некоторые общие тенденции проек­тирования спортивных сооружений учебных заведений. Увеличивается доля строительства по индивидуальным проектам. Прежде всего это относится к вузам, но и для массовых сооружений разрабатывается все больше разно­образных экспериментальных проектов, в том числе региональных. Расши­ряется строительство бассейнов. Интенсивнее используются участки учеб­ных заведений. В сооружения вводятся оздоровительные элементы. Предус­матривается возможность использования сооружений населением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.