КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Спортивные сооружения учебных заведений в общей системе физкультурно-спортивных сооружений
СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КООПЕРИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КОМПЛЕКСОВ Формирование состава сооружений этих кооперированных объектов основывается на укрупнении и попеременном использовании наиболее дорогих и технически сложных сооружений зон О, I и частично - II. Архитектурно-планировочная организация кооперированных комплексов основана на объединении параллельных функционально-экологических зон, а также (как и для отдельного комплекса) - на снижении концентрации сооружений от зоны 0 к зоне III. При объединении в укрупненный комплекс для одноименных видов спорта необходимо обособление ряда сооружений: административно-служебных, обслуживания занимающихся и хранения инвентаря. Это определяет структуру состава сооружений. Аналогична и структура состава сооружений укрупненных комплексов для родственных видов спорта. Таким образом, архитектурно-планировочная организация укрупненных комплексов для одноименных видов спорта отличается от обычных лишь большим числом повторяющихся элементов сооружений обслуживания занимающихся и спортивного инвентаря при полном взаимопроникновении одноименных функциональных групп сооружений и функционально-экологических зон. Укрупненные комплексы для родственных видов спорта отличаются от одноименных пространственным разделением сооружений для обслуживания спортивных и физкультурно-оздоровительных занятий. Несмотря на разнообразие специализированных физкультурно-спортивных комплексов и вариантов их сочетаний, можно выделить главные проблемы их проектирования. Как и для всей системы физкультурно-спортивных комплексов, это проблемы прежде всего территориальные: выбора места для комплекса, решения его пространственных взаимосвязей при кооперировании с другими физкультурно-спортивными комплексами и комплексами отдыха, проблемы пространственной организации самого комплекса — его зонирования, композиционной и художественно-образной организации. И, наконец, проблемы экологические, становящиеся в загородной зоне приоритетными. При проектировании специализированного физкультурно-спортивного комплекса архитектор должен работать в контакте с экологом. Спортивные сооружения учебных заведений играют существенную роль в общей системе физкультурно-спортивных сооружений страны. В некоторых населенных местах или изолированных небольших районах городов они — единственные сооружения для физкультурно-спортивной деятельности населения. Спортивные сооружения учебных заведений образуют комплексы, состоящие из залов (в школах, ПТУ и ССУЗах - универсальных, в вузах - и универсальных, и специализированных), из открытых плоскостных сооружений (в каждом учебном заведении) и из бассейнов, которые либо входят в состав учебного заведения либо используются группой учебных заведений. У подавляющего большинства школ, ПТУ, ССУЗов своих бассейнов нет. Собственными бассейнами обеспечено около 15 % вузов страны. Значение спортивных сооружений учебных заведений определяется их долей в общем количестве физкультурно-спортивных сооружений. Спортивные залы учебных заведений составляют 72 % спортивных залов страны (табл. 10.3.1), большая часть плоскостных спортивных площадок принадлежит учебным заведениям. Включение всех спортивных сооружений в единую систему существенно меняет характер ее функционирования. Использование всех школьных залов населением ежедневно в течение лишь полутора часов равнозначно увеличению на 40 % мощности существующих спортивных залов сети общего пользования. Опыт проектирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений учебных заведений в зарубежных странах демонстрирует преимущества кооперированного с населением использования этих сооружений, и 286 физкультурно-спортивные сооружения Таблица 10.3.1. Структура сети спортивных сооружений различной принадлежности в стране. Данные госстатистики (форма I -ФК) и расчеты авторов по данным паспортизации физкультурно-спортивных сооружений (1988, 1998 гг.) в первую очередь - школ. В Германии было законодательно утверждено использование спортзалов школ взрослым населением: в нормах, регламентирующих количество спортивных сооружений в населенных местах, все расчетные показатели даны и на количество жителей и на количество школьников или число классов. Спортивные сооружения вузов часто становятся основными в городе, особенно в небольших вузовских городах (рис. 10.3.1). В подавляющем большинстве городских бассейнов предусмотрена возможность использования их учащимися для академических занятий. Встречаются разнообразные организационные формы кооперированного использования сооружений учащимися и взрослым населением, однако во всех случаях типологические характеристики залов, бассейнов, помещений позволяют различным возрастным группам попеременно пользоваться ими. Отечественный опыт нормирования и проектирования спортивных сооружений учебных заведений отличается от зарубежного тем, что у нас десятилетиями действовал на основании санитарно-гигиенических требований строжайший запрет на использование взрослыми сооружений учебных заведений. В первую очередь это относилось к спортзалам школ, а именно они - наиболее массовый элемент общей системы сооружений. Кроме того, они в наибольшей степени способны решить проблемы занятий всех групп населения жилых домов в зоне пешеходной доступности школы. Использование спортзоны на участке школы не так актуально, так как открытые площадки относительно легко создаются, недороги и есть почти в любом насе- КОМПЛЕКСЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ 287 ленном пункте, даже самом малом. А возведение спортивных залов сети общего пользования у нас отстает от строительства жилых массивов. Школьный спортивный зал, пустующий по вечерам, долгие годы был ярким примером ведомственной разобщенности, царившей во всех областях народного хозяйства. В полной мере это относится к сооружениям других учебных заведений. Очевидная нецелесообразность подобного функционирования спортивных сооружений приводила к тому, что в обход запрещений в спортзалах учебных заведений по вечерам все-таки проводились занятия других групп населения. При этом выявилась типологическая неприспособленность залов к кооперированным формам работы: недостаточное количество раздевальных и душевых, размещение спортивного зала на втором этаже, заставляющее проходить по школьным лестницам и коридорам. Сейчас, когда рушатся ведомственные барьеры и сняты многие ограничения, возросла необходимость пересмотреть типологические характеристики спортивных сооружений учебных заведений, чтобы попеременно использовать их различными возрастными группами и для различных видов занятий — академических, оздоровительных, спортивно-досуговых и др. Экспериментальные проекты учебных заведений последнего времени уже разработаны с учетом проведения и физкультурно-оздоровительных занятий населения (рис. 10.3.2). Это не только улучшило функциональные параметры, но и значительно обогатило архитектурно-пространственную композицию сооружений. В результате кооперированного использования сооружений достигается социально-экономический эффект, который определяется следующими исходными позициями: - Экономия средств на строительство новых сооружений для физкультур- но-оздоровительных занятий населения может быть достигнута путем использования резервов в режимах работы сооружений учебных заведений (вечерами и по воскресеньям), и сооружений сети общего пользования (утром). Реализация 8 - 10 % выявленных резервов в течение 5 лет может дать экономию в 3,5 — 5,0 % суммы ежегодных затрат на спортивное строительство. -Улучшение типологических характеристик сооружений для кооперированного использования различными социально-демографическими группами населения. При суммировании градостроительных нормативов, определяющих потребности каждой из этих групп, появляется возможность создавать сооружения, отвечающие технологическим требованиям занятий, а также специализированные сооружения для различных видов спортивной и физкультурно-оздоровительной работы. 288 физкультурно-спортивные сооружения -Сокращение времени доступности сооружений, поскольку при единой сети на каждом сооружении смогут заниматься и учащиеся, и работающие и проживающие в зоне действия сооружения. -Экономия дефицитных городских территорий за счет кооперированного (попеременного) использования открытых полей и площадок (прежде всего — спортивного ядра) и исключения их дублирования. Когда в жилом районе одна из школ (базовая, со спортивным уклоном) или ПТУ (ССУЗ) размещается возле районного физкультурно-спортивного ядра, экономятся 0,5 — 0,7 % территории жилого района. В последние годы прослеживаются некоторые общие тенденции проектирования спортивных сооружений учебных заведений. Увеличивается доля строительства по индивидуальным проектам. Прежде всего это относится к вузам, но и для массовых сооружений разрабатывается все больше разнообразных экспериментальных проектов, в том числе региональных. Расширяется строительство бассейнов. Интенсивнее используются участки учебных заведений. В сооружения вводятся оздоровительные элементы. Предусматривается возможность использования сооружений населением.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |