Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физкультурно-спортивные сооружения вузов




В общей системе физического воспитания населения существенную роль играет спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа ВУ­Зов. Из студентов формируются команды высшего уровня. Будущим работ­никам умственного труда физическая активность особенно нужна для сохра­нения здоровья. Однако существующая сеть спортивных сооружений ВУЗов, состоящая в значительной мере из приспособленных или построенных по типовым проектам зданий, не отвечает этим задачам ни количественно, ни качественно.

Одна из основных проблем развития сооружений ВУЗов — реконструк­ция и модернизация сложившейся сети, и прежде всего увеличение числа крытых сооружений, приведение их параметров в соответствие с совре­менными типологическими требованиями.

В последние годы появились проекты вузовских спортивных комп­лексов, привлекающие внимание не только нетрадиционным составом сооружений, но и новым подходом к формированию пространствен­ной структуры. Эти комплексы, как правило, размещаются на террито­риях с высокой стоимостью земли, часто — в сложившейся застройке. Поэтому проекты отличаются интенсивностью использования терри­тории. В отличие от традиционного павильонного построения комплек­са авторы предлагают, например, анфиладное построение зальных про­странств (рис.10.3.13). Объединяя большепролетные элементы различ­ной высоты, создают своеобразные композиции. Проектируются кры­тые пешеходные улицы, сочетающиеся с полуоткрытыми пространства­ми. Объединяются атриумы, вестибюльные группы, фойе, залы отдыха. Активно используется стилобатная часть здания для вспомогательных служб комплекса. Применяется ярусное расположение спортивных за­лов, не только существенно повышающее интенсивность использова­ния территории комплекса, но и создающее выразительные компози­ционные доминанты.

Примеры подобных уникальных комплексов в отечественной практике пока единичны. За рубежом спортивные комплексы крупных ВУЗов входят в число самых представительных спортивных сооружений городов и учебных центров. Однако для условий нашей страны важен сейчас не столько опыт создания уникальных объектов, сколько рекомендации по формиро­ванию физкультурно-спортивных сооружений рядовых ВУЗов, которых в


300 физкультурно-спортивные сооружения

России свыше 400. Новое строительство и модернизация ВУЗов нуждаются в предложениях по составу спортивных сооружений в зависимости от числен­ности студентов в соответствии с новыми задачами.

На основании рекомендуемых объектов и форм занятий всех отделений ВУЗа с учетом предпочитаемых видов спорта при их свободном выборе, с учетом распределения по сезонам объемов занятий между залами, бассей­нами и открытыми плоскостными сооружениями, предлагается номенкла­тура физкультурно-спортивных сооружений для ВУЗов с числом студентов от 2 до 12 тыс. чел. (табл. 10.3.4).

В предложенный состав сооружений введен зал для спортивных игр с новыми для ВУЗов параметрами: 45 х 27 м. Он соответствует проведению академических и секционных занятий, может делиться на 3 малых зала. Раз­меры манежа (132 х 42 м) позволяют культивировать в ВУЗе все элементы легкой атлетики.

В номенклатуру введены три типоразмера ванн бассейнов, что позволит строить бассейн с ванной 25 х 11 м в ВУЗе с 4 тыс. студентов. К бассейнам ВУЗов предъявляются требования, близкие к тем, которые определены для сооружений сети общего пользования. Рекомендуемая глубина воды — 1,8 -2,05 м - достаточна для квалификационных соревнований. По специальному заданию возможна установка прыжковых устройств. Помимо спортивной в бассейнах крупных ВУЗов возможно размещение ванны для оздоровитель­ных занятий и обучения плаванию размером 16,6 х 6 м при глубине воды 1,2 — 1,45 м. При самой крупной ванне рекомендуется устройство трибун для 300 - 500 зрителей.

Норма площади крытых основных спортивных сооружений в предло­женной номенклатуре в среднем 1,2 м2 на 1 студента. Этот показатель ко­леблется в различных ВУЗах от 1,08 до 1,48 м2. (Причем самая большая величина — в ВУЗе с 10 000 студентов — объясняется тем, что с этого уровня вводятся манеж для легкой атлетики и бассейн с ванной 50 х 21 м.) На перспективу предлагается увеличение этих нормативов.

Номенклатура открытых плоскостных сооружений рассчитана на заня­тия групп спортивного учебного отделения со специализацией по легкой


КОМПЛЕКСЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ______________________________________________________ 301

атлетике и футболу, а также основного: в первую половину дня — в рамках академической программы, во вторую - физкультурно-оздоровительные за­нятия. Кроме приведенных в табл. 10.3.4 полей и площадок рекомендуются освещенные дорожки для оздоровительного бега, кросса, лыжероллерные трассы, зимой используемые как лыжные трассы.

Анализ фактической работы физкультурно-спортивных сооружений ВУ­Зов выявил несоответствие существующих вспомогательных помещений требованиям учебного процесса. Наиболее остро оно проявляется в недо­статочных размерах мест для переодевания. Применение для расчета со­става и площадей вспомогательных сооружений нормативов спортивных сооружений сети общего пользования этого несоответствия не снимает, так как специфика проведения академических занятий требует нормы пло­щади мест для переодевания не для 100 % единовременной пропускной способности основных сооружений (залов, бассейнов), а для 200 %. Соот­ветственно требуется увеличить количество шкафов для домашней одеж­ды и площадь для их размещения в раздевальных при спортивных залах и плоскостных сооружениях.

Кроме комнат инструкторского и тренерского состава, приведенных в нормативных документах для спортивных сооружений общего пользова­ния, в ВУЗах необходимы помещения для учебно-методической и научной работы сотрудников кафедры физического воспитания.

В число обязательных сооружений ВУЗа рекомендуется включить меди­ко-восстановительный центр. Его величина должна определяться числен­ностью студентов. Для ВУЗов с числом студентов менее 4 тыс. чел. рекомен­дуется только один кабинет функциональной диагностики, в ВУЗах с чис­лом студентов от 8 тыс. чел. и более в медико-восстановительном центре следует увеличить число кабинетов функциональной диагностики, площадь кабинета физиотерапии, ввести помещение для лечебной физкультуры (см. главу 8).

Параметры физкультурно-спортивных сооружений ВУЗов позволяют легко кооперировать их с сооружениями сети общего пользования. Наиболее целе­сообразно включать в кооперирование сооружения малых ВУЗов.

Формирование сети физкультурно-спортивных сооружений как единой системы, включающей сооружения общего и ограниченного пользования, позволяет создавать современные комплексы физкультурно-спортивных сооружений, удобно расположенные в застройке, интенсивно используе­мые всеми группами населения и обеспечивающие экономию дефицитных и дорогостоящих городских территорий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.