Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Криволинейная замедленная коммутация




 

Период коммутации в современных машинах постоянного то­ка весьма мал и составляет приблизительно 10-3 - 10-5 с. При этом средняя скорость изменения тока в коммутирующей секции (di/ dt)ср = 2iа/ Тк очень велика, что приводит к появлению в ком­мутирующей секции ЭДС самоиндукции

eL = - Lc (di /dt), (27.5)

где Lс — индуктивность секции; i — ток в коммутирующей секции.

 

Рис. 27.3. Магнитная связь одновременно коммути­рующих секций:

а — при полном шаге (у1 = τ); б — при укороченном шаге обмотки якоря (у1 < τ)

 

Обычно в каждом пазу якоря на­ходится несколько пазовых сторон (не менее двух), принадлежащих разным секциям. При этом если шаг обмотки полный (у1 = τ), то все эти секции од­новременно находятся в состоянии коммутации, будучи замкнутыми раз­ными щетками (рис. 27.3, а). Обычно ширина щетки больше коллекторного деления и каждая щетка замыкает од­новременно несколько секций. Так как пазовые части коммутирующих секций лежат в одних пазах, то изме­няющийся магнитный поток каждой из этих частей наводит в пазовых частях других секций ЭДС взаимоиндукции

ем = - Мс (di/ dt), (27.6)

где Мс — взаимная индуктивность од­новременно коммутирующих секций.

Обе ЭДС создают в коммути­рующей секции реактивную (резуль­тирующую) ЭДС

ер = еL + ем = -(Lc + Mс)(di/ dt) (27.7)

которая препятствует изменению тока в коммутирующей секции. Кроме того, под влиянием реакции якоря магнитная индукция в зоне коммутации (на геометрической нейтрали) приобретает неко­торое значение Вк (см. рис. 26.4, в), под действием которой в ком­мутирующей секции наводится ЭДС вращения

евр = Вк 2lwcv, (27.8)

где l — длина пазовых частей секции; w с — число витков в сек­ции; v — линейная скорость движения секции.

Электродвижущая сила вращения в отличие от реактивной ЭДС может иметь разное направление в зависимости от полярно­сти внешнего магнитного поля в зоне коммутации. Если машина не имеет добавочных полюсов, то ЭДС вращения направлена со­гласованно с реактивной ЭДС. В этом случае в контуре коммути­рующей секции действует сумма ЭДС

∑e = eр + e в.р. (27.9)

С учетом изложенного уравнение по второму закону Кирхгофа для коммутирующей секции замкнутой щеткой имеет вид

i1r1 – i2r2 = ∑e (27.10)

или с учетом (27.3) запишем выражение тока в коммутирующей секции при криволинейной замедленной коммутации:

i = [ia(r2 – r1)/ (r2 + r1)] + [∑e/ (r2 + r1)] (27.11)

Первое слагаемое правой части полученного выражения пред­ставляет собой ток прямолинейной коммутации [см. (27.3)]

iпр = iа(r2 – r1)/ (r2 + r1) (27.12)

Второе слагаемое правой части выражения (27.11) определяет значение дополнительного тока коммутации, возни­кающего в контуре коммутирующей секции под действием ЭДС ∑e:

iд = ∑e /(r2 + r1). (27-13)

Таким образом, ток в коммутирующей секции при криволиней­ной замедленной коммутации равен сумме двух составляющих:

i = iпр + iд. (27.14)

Характер изменения тока iпр определяется графиком, показан­ным на рис. 27.2. Что же касается дополнительного тока коммута­ции iд, то для определения характера его изменения за период коммутации необходимо предварительно выяснить, как меняются за период коммутации величины, определяющие этот ток, а имен­но ЭДС ∑e и сумма сопротивлений (r2 + r1).

Если в машине нет добавочных полюсов и магнитная индук­ция в зоне коммутации Вк невелика, то ЭДС ∑e определяется главным образом реактивной ЭДС ер = -(Lсс)(di/dt). При прямолинейном законе изменения тока di/dt = соnst, а следова­тельно, ∑e = const.

Закон изменения суммы сопротивлений (r1 + r2) определяется выражением

r2 + r1 = (27.15)

где R — сопротивление переходного контакта «щетка—пластина», когда пластина коллектора полностью перекрыта щеткой и пло­щадь ее переходного контакта равна Sk.

В начале (t = 0) и в конце (t = Tк) коммутации r1 + r2 = ∞; при t = 0,5 Tk Гц сумма сопротивлений r2 + r1 = 4R. На рис. 27.4, а представлен график (r2 + r1) = f (t). Этому закону изменения суммы сопротивлений и постоянству ЭДС ∑e соответствует кривая 1 измене­ния добавочного тока коммутации iд = f (t)представленная на рис. 27.4, б.

 


 

 

Рис. 27.4. Графики измене­ний сопротивлений (r1 + r2) и тока iд

 

График изменения результирую­щего тока коммутации i = iпр + iд = f (t), полученный сложением орди­нат графиков тока прямолинейной коммутации iпр = f (t) (см. рис. 27.2) и добавочного тока коммутации iд = f (t) (см. рис. 27.4, б, график 1), представ­лен на рис. 27.5. Криволинейный вид этого графика обусловлен криволинейностью графика iд = f (t). Физиче­ски это объясняется реактивным дей­ствием суммарной ЭДС ∑e, наводи­мой в коммутирующей секции, пре­пятствующей изменениям тока в этой секции от + iа в начале коммутации до – ia в ее конце. По этой причине в се­редине периода коммутации (точка а) ток в коммутирующей секции ia = iд, т.е. он не равен нулю, как это имело место при прямолинейной коммутации (см. рис. 27.2), а равен добавочному току коммутации iд, который в этот момент времени (t = 0,5 Tк) имеет наибольшее значение (см. рис. 27.4, б, график 1). Уменьшение тока ia до нуля и изменение его направления наступают во второй половине перио­да коммутации в момент времени t > 0,5 Тк (точка b), т. е. по срав­нению с прямолинейной в рассматриваемом виде коммутации процесс изменения направления тока в коммутирующей секции затягивается во времени. В итоге график коммутации приобретает криволинейный вид. По этой причине такую коммутацию называ­ют криволинейной замедленной. Характерный признак этого вида коммутации — неодинаковая плотность тока под щеткой в начале и в конце периода коммутации.

В этом можно убедиться, воспользовавшись построениями, сделанными на рис. 27.5, для момента времени t = 0,5 Тк.

Среднее значение плотности тока под набегающим краем щетки j2, имеющим контакт с пластиной 2 (рис. 27.6, а), меньше среднего значения плотности тока j1 под сбегающим краем щетки, имеющим контакт с пластиной 1. С одной стороны, это объясняет­ся тем, что tg α2 < tg α1, (см. рис. 27.5), а с другой стороны, тем, что при t = 0,5 Tк токи, отходящие в обмотку якоря через пластины 1 и 2, не равны: i2 < i1. При криволинейной замедленной коммутации площадь S1 соприкосновения пластины 1 с щеткой уменьшается быстрее, чем ток i1 = iа + iд, а поэтому плотность тока под сбе­гающим краем щетки повышается. К концу периода коммутации эта плотность тока достигает наибольшего значения j ≡ tg α/1, где α/1 соответствует t ≈ Тк (см. рис. 27.5).

 

Рис. 27.5. График тока криволи­нейной замедленной коммутации

 

 

При значительных нагрузках машины плотность тока под сбе­гающим краем щетки может дос­тигнуть недопустимо больших значений и вызвать искрение на коллекторе. Однако, как показы­вает опыт, возможно появление искрения и при небольших нагру­зочных токах в цепи якоря. Это свидетельствует о том, что уве­личение плотности тока под сбе­гающим краем щетки не единст­венная причина искрения на коллекторе. Искрение возникает также при размыкании замкнутой накоротко щеткой цепи коммути­рующей секции при выходе сбегающей пластины коллектора из-под щетки. В момент размыкания коммутирующей секции с добавочным током коммутации накоп­ленная в ней энергия магнитного поля (Дж)

W = 0,5 Lc i2 д (27.16)

 

 

Рис. 27.6. Распределение плотности тока под щеткой при криво­линейной

замедленной (а) и ускоренной (б) видах коммутации

 


затрачивается на создание электрической дуги между сбегающим краем щетки и сбегающей коллекторной пластиной.

Изложенные выше свойства криволинейной замедленной коммутации — повышение плотности тока под сбегающим краем щетки и выход сбегающей пластины из-под щетки с разрывом цепи тока коммутации — создают условия к возникновению искре­ния на коллекторе под сбегающими краями щеток.

 

§ 27.4. Способы улучшения коммутации

 

Основная причина неудовлетворительной коммутации в ма­шинах постоянного тока — добавочный ток коммутации

iд = ∑e / ∑rк (27.17)

Здесь ∑rк — сумма электрических сопротивлений добавочному току коммутации iд:

сопротивления мест пайки в петушках, пере­ходного контакта между коллекторными пластинами и щеткой и собственно щетки.

Однако из перечисленных сопротивлений, входящих в ∑rк, наибольшее значение имеет сопротивление щетки и переходного контакта, поэтому, обозначив их rщ, с некоторым приближением можно записать

iд = ∑e / rщ (27-18)

Из полученного выражения следует, что уменьшить ток iд, а следовательно улучшить коммутацию, можно либо увеличением сопротивления rщ, либо уменьшением суммарной ЭДС ∑e в ком­мутирующей секции. Отсюда вытекает ряд способов улучшения коммутации, основные из которых рассмотрены ниже.

Выбор щеток. С точки зрения обеспечения удовлетворитель­ной коммутации целесообразнее применять щетки с большим пе­реходным падением напряжения в переходном контакте и собст­венно щетке, т. е. щетке с большим сопротивлением rщ. Однако допустимая плотность тока в щеточном контакте этих щеток неве­лика, а поэтому их применение в машинах со значительным рабо­чим током ведет к необходимости увеличения площади щеточного контакта, что требует увеличения площади коллектора за счет его длины. Это привело бы к увеличению габаритов машины и допол­нительному расходу меди. Поэтому щетки с большим rщ приме­няют преимущественно в машинах с относительно высоким на­пряжением, а следовательно, и с небольшим рабочим током.

Щетки для электрических машин разделяют на четыре груп­пы, различающиеся составом, способом изготовления и характе­ристиками (табл. 27.1). Выбирают щетки в соответствии с реко­мендациями, выработанными на основании многолетнего опыта проектирования и эсплуатации электрических машин. Наибольшее применение в машинах постоянного тока напряжением 110 — 440 В имеют электрографитированные щетки.

Увеличению переходного сопротивления щеточного контакта, а следовательно улучшению коммутации, способствует поли­тура коллектора — тонкая оксидная пленка на поверхности коллектора, обладающая повышенным электрическим сопро­тивлением.

Уменьшение реактивной ЭДС. Существенное влияние на суммарную ЭДС в коммутирующей секции оказывает реактивная ЭДС ер = el + ем. ЭДС взаимоиндукции ем в значительной степени зависит от ширины щетки: чем шире щетка, тем большее число коллекторных пластин перекрывает она одновременно, а следова­тельно, тем больше секций одновременно коммутируется, что вы­зывает повышение ЭДС взаимоиндукции ем. Однако слишком уз­кие щетки также нежелательны из-за недостаточной механической прочности, а также потому, что для создания необходимой площади контактной поверхности в узкой щетке

 

Таблица 27.1

 

Группа щеток, обозначение Переходное падение напряжения на пару щеток при номина- ль­ном токе, В Номиналь­ная плот- ность тока, А/мм2 Область применения
Графитовые Г, 611М 1,9—2,0 0,11—0,12 Для машин с облегченными условиями коммутации
Электрографитиро­ванные ЭГ 2,0—2,7 0,10—0,15 Для машин со средними и за­трудненными условиями комму­тации и для контактных колец
Угольно-графитовые УГ;Т 2,0   0,06—0,07   Для машин со средними усло­виями коммутации
Медно-графитовые М, МГ   0,2—1,5   0,15—0,20   Для низковольтных (до 48 В) машин и контактных колец

 

пришлось бы увеличить ее длину, а это привело бы к необходимости увеличения длины кол­лектора. Наиболее целесообразны щетки шириной в 2—3 коллек­торных деления.

Заметное влияние на реактивную ЭДС оказывает тип обмотки якоря. Так, если обмотку якоря выполнить с укороченным шагом (у1 < τ), то активные стороны одновременно коммутирующих секций окажутся в разных пазах (см. рис. 27.3, б), что будет способст­вовать уменьшению ЭДС взаимоиндукции. Реактивная ЭДС может быть ослаблена уменьшением индуктивности секций Lc. Для этого следует применять в обмотке якоря секции с большим числом витков (Lcw c) и полузакрытые пазы. Однако осуществление многих мероприятий привело бы к созданию громоздких и неэкономичных машин. Поэтому при проектировании машин постоянного тока выбор указанных параметров связывают со стремлением получить компактную и экономичную машину. При этом реактивная ЭДС может быть в значительной степени уменьшена или даже полностью устранена созданием в зоне коммутации (по оси щеток) коммутирующего поля определенной полярности и величины. Создается такое поле добавочными полюсами или сдвигом щеток геометрической нейтрали.

Добавочные полюсы. Назначение добавочных полюсов – создать в зоне коммутации магнитное поле такой величины и на­правления, чтобы наводимая этим полем в коммутирующей сек­ции ЭДС вращения евр компенсировала реактивную ЭДС ер. В ма­шине постоянного тока без принятия мер по улучшению коммутации ЭДС ер и евр направлены в одну сторону, т. е. дейст­вуют согласно:

∑e = .

Суммарная ЭДС в коммутирующей секции ∑e окажется рав­ной нулю, если посредством добавочных полюсов создать в зоне коммутации магнитное поле с магнитной индукцией Вк такой ве­личины и направления, чтобы ЭДС вращения евр изменила свое направление на обратное [см. (27.8)], а значение ее было бы равно ЭДС реактивной ер. В этом случае

∑e = .

и коммутация становится прямолинейной (идеальной).

Добавочные полюсы располагают между главными. При этом щетки устанавливают на геометрической нейтрали.

Все машины постоянного тока мощностью свыше 1 кВт снаб­жаются добавочными полюсами, число которых принимают рав­ным числу главных полюсов или же вдвое меньшим. Наличие до­бавочных полюсов позволяет увеличить линейную нагрузку машины и при заданной мощности получить машину меньшего веса и габаритов.

Число витков обмотки добавочных полюсов выбирают таким, чтобы МДС добавочных полюсов компенсировала МДС якоря по поперечной оси в зоне коммутации и имела некоторый избыток, необходимый для создания коммутирующего поля с индукцией Вк, направленного противоположно полю реакции якоря (рис. 27.7). Исходя из этого, МДС добавочного полюса для некомпенсирован­ных машин постоянного тока принимают равной (А)

F д = k д Fa (27.19)

где kд = Fд / Fа - коэффициент, учитывающий требуемое превы­шение МДС обмотки добавочного полюса Fд над МДС якоря Fа [см. (26.6)]. Для машин постоянного тока современных серий этот коэффициент принимают равным kд = 1,20 ÷ 1,45.

Если машина снабжена компенсационной обмоткой, то МДС добавочных полюсов следует уменьшить на величину МДС ком­пенсационной обмотки Fк.о. Обычно в компенсированных маши­нах постоянного тока МДС добавочных полюсов на 15—30 % больше МДС якоря.

Если МДС добавочных полюсов сделать больше требуемого значения [см. (27.19) ], то ЭДС вращения евр станет больше реактивной ЭДС. В этом случае суммарная ЭДС ∑e изменит свой знак, а добавочный ток коммутации — свое направление на противоположное по сравнению с тем, какое он имел при криволи­нейной замедленной коммутации (см. рис. 27.4,6, кривая 2).

 

 

Рис. 27.7. Результирующее магнитное поле в воздушном

зазоре машины с добавочными полюсами в

генераторном (Г) и двигатель­ном (Д) режимах

 

 

График изменения результирующего тока коммутации i2 = ia + iд в этом случае принимает вид, представленный на рис. 27.8, т. е. коммутация становится криволинейной ускоренной, так как ток в коммутирующей секции достигает нулевого значения за время Т < 0,5 Тк (точка b). Для криволинейной уско­ренной коммутации ха­рактерно повышение плотности тока под на­бегающим краем щетки (см. рис. 27.6, б). Объ­ясняется это тем, что при этом виде комму­тации площадь сопри­косновения пластины 2 с щеткой нарастает медленнее, чем увели­чивается ток i2 = ia + iд. Наибольшее значение плотности тока у/2 ≡ tg α/2 соответствует началу периода коммутации (t ≈ 0). При значитель­ных нагрузках это мо­жет привести к искре­нию под набегающим краем щетки. Это объ­ясняется тем, что при ускоренной коммута­ции выход сбегающей пластины из-под щетки происходит с разрывом цепи добавочного тока коммутации, который имеет направление, про­тивоположное току за­медленной коммутации.

Для обеспечения компенсации реактивной ЭДС при различных нагрузках машины обмотку добавочных полюсов включают последовательно с обмоткой якоря. В этом случае МДС добавочных полюсов Fд при различных нагрузках машины изменяется пропорционально току якоря Iа, т. е. пропорционально МДС якоря Fа.

 

 

 

Рис. 27.8. График тока криволинейной уско­ренной коммутации

 

Полярность добавочного полюса в генераторе должна быть такой же, как и у следующего по направлению вращения главного полюса, а в двигателе — как у предшествующего полюса (рис. 27.9).

Рис. 27.9. Полярность добавочных полюсов Рис. 27.10. График изменения ЭДС в

при работе машины в генераторном и коммутирующей секции в зависи­мости

двигательном ре­жимах от тока нагрузки

 

Добавочные полюсы обеспечивают удовлетворительную ком­мутацию в машине только в

пределах номинальной нагрузки.

 

Рис. 27.11. К понятию о потоке рассеяния

добавочных полюсов

 

 

При перегрузке машины происходит насыще­ние магнитной цепи добавочных полюсов. В этом случае реактивная ЭДС ер изменя­ется пропорционально току нагрузки, а рост ЭДС внешнего поля из-за насыщения магнитной цепи несколько задерживается (рис. 27.10). В результате в коммутирую­щей секции появляется суммарная ЭДС ∑е = ер - ек, т. е. коммутация становится замедленной. Насыщению сердечников добавочных полюсов способствует маг­нитный поток рассеяния Фдσ, замыкаю­щийся через сердечники смежных главных полюсов и станину (рис. 27.11). В целях уменьшения магнитного потока рассеяния, а следовательно, обеспечения более линей­ной зависимости потока добавочных полю­сов от тока нагрузки воздушный зазор до­бавочного полюса δд разделяют на два: один — между сердечником полюса и яко­рем δд1, — а другой между сердечником полюса и станиной δд2 (см. рис. 27.7). В

этом случае зазор δд2 ограничит значение потока Фдσ. Зазор δд2 создается пакетом немагнитных прокладок, закладываемых между сердечником полюса и станиной.

Получение коммутирующего поля смещением щеток. В машинах постоянного тока мощностью до 1 кВт, выполняемых без добавочных полюсов, коммутирующее поле в зоне коммутации создается смещением щеток с геометрической нейтрали. Если щетки установлены на геометрической нейтрали (рис. 27.12, а), то поперечное магнитное поле якоря с магнитной индукцией Ваq создает в зоне коммутации индукцию Вк (рис. 27.12, б). В результате в коммутирующих секциях наводится ЭДС вращения евр, направленная согласованно с реактивной ЭДС ер и способствующая замедленной коммутации. При сдвиге щеток на

 

 

 

Рис. 27.12. Создание коммутирующего поля сдвигом щеток

 

физическую нейтраль mm' комму­тирующее поле с индукцией Вк исчезает и ЭДС вращения евр = 0. При этом в коммутирующих секциях наводится лишь реактивная ЭДС ер. Если же щетки сдвинуть на угол β, т. е. за физическую нейтраль mm' (линия cc'), то коммутирующее поле с индукцией В'к изменит свое направление относительно направления при положении щеток на геометрической нейтрали. Это поле будет наводить в коммутирую­щих секциях ЭДС вращения, равную реактивной ЭДС и противопо­ложную ей по направлению (евр - ер = 0), т. е. реактивная ЭДС ока­жется скомпенсированной и коммутация станет прямолинейной (идеальной). Для получения необходимого эффекта щетки следует смещать в направлении вращения якоря у генераторов или против вращения якоря у двигателей.

Описанный способ улучшения коммутации имеет следующие недостатки: а) коммутирующее поле изменяется не пропорцио­нально нагрузке машины, что исключает полную компенсацию реактивной ЭДС во всем диапазоне нагрузок, так как для этого пришлось бы при каждом изменении нагрузки менять положение щеток (обычно щетки устанавливают в фиксированное положение, соответствующее полной компенсации реактивной ЭДС при но­минальной нагрузке); б) при смещении щеток с геометрической нейтрали усиливается размагничивающее действие реакции якоря (см. рис. 26.5); в) для реверсируемых машин смещение щеток с геометрической нейтрали недопустимо, так как требуемое направ­ление смещения физической нейтрали меняется с изменением на­правления вращения якоря.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.