КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные виды информации и её характеристика
В зависимости от назначения, содержания, способов получения и документирования информацию делят на различные виды (рис. 1.1). Статистическая информация – это официальная документированная государственная информация, которая дает количественную характеристику событий и явлений, происходящих в экономической, социальной, культурной и в других сферах жизни Украины. Получение и обработка этой информации неразрывно связаны с применением информационных технологий. Информационные технологии позволяют в короткие сроки получать статистическую информацию с заданными количественными и точностными характеристиками. Массовая информация – это публично распространяемая печатная и аудио – визуальная информация. Информация о деятельности государственных органов власти и органов местного и регионального самоуправления – это официальная документированная информация, которая создается в процессе текущей деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного и регионального самоуправления. Информация справочно-энциклопедического характера – это систематизированные, документированные или публично объявленные сведения об общественной, государственной жизни и окружающей естественной среде. Основными источниками этой информации являются энциклопедии, словари, справочники, рекламные сообщения и объявления, путеводители, картографические материалы и др. Источники данной информации находятся, в основном, в библиотечных и архивных фондах. В них для учета, поиска, выбора информации широко используются автоматизированные информационные системы. Социологическая информация – это документированные или публично объявленные сведения об отношении отдельных граждан и социальных групп к общественным событиям и явлениям, процессам, фактам. Информация о личности – это совокупность документированных или публично объявленных персональных сведений (национальность, образование, семейное положение, религиозность, состояние здоровья, место и дата рождения, адрес местожительства и т.д.). Административная информация (данные) – это официально документированные данные, которые дают количественную характеристику явлений и процессов, происходящих в экономической, социальной, культурной, других сферах жизни и собираются, используются, распространяются и хранятся органами государственной власти (за исключением органов государственной статистики), органами местного самоуправления, юридическими лицами в соответствии с законодательством с целью выполнения административных обязанностей и заданий, которые принадлежат к их компетенции. Правовая информация определена как совокупность документированных или публично объявленных сведений о праве, его системе, источниках, реализации, юридических фактах, правоотношениях, правопорядке, правонарушениях и борьбе с ними, их профилактике и т.п. В широком смысле под правовой информацией понимают содержание данных, использование которых предопределяет или способствует решению правовой задачи. Правовая информация зарождается в процессе правотворчества. Ее источником являются такие формы проявления правовой активности, как толкование правовых норм и обобщение правовой практики (например, судебной). Дополнительную информацию дает логическое и систематическое толкование. В процессе обобщения правовой практики новая информация возникает за счет разъяснения терминов, понятий, анализа типичных ситуаций в уголовно – правовой, гражданско-правовой и иных сферах юридической деятельности. Процесс создания информации продолжается в правоприменительной деятельности. В ходе конституционного, гражданского, арбитражного или уголовного производства создается особый вид правовой информации – судебное доказательство, служащее основой для принятия судебного решения. В результате этого создаются процессуальные документы, несущие информацию о принятом решении. Любой вид юридической деятельности налагает определенный отпечаток на используемую в нем информацию и предопределяет источники, из которых она может быть получена. Все многообразие источников правовой информации (рис. 1.2) принято подразделять на два основных класса: официальные и неофициальные. К официальным источникам относятся акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно – правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов. Под неофициальными источниками следует понимать приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций; судебные приговоры, решения и определения; акты нотариальных органов; акты, фиксирующие результаты научной и практической юридической деятельности (например, протоколы допросов, осмотров мест преступлений и др. источники, содержащие данные, используемые при решении правовых задач). Правовая информация подразделяется на документальную и недокументальную. К документальной относится информация, закрепленная любым способом и на любом носителе. С этой точки зрения правовым документом признается любой материальный объект, в котором фиксируются знания (данные) о праве и юридической деятельности, предназначенные для передачи во времени и пространстве и используемые в общественной практике. Независимо от того, из какого источника получена правовая информация и на каком носителе она представлена, к ней предъявляются определенные требования. Она должна быть достоверной, т.е. строго соответствовать действующему законодательству и правоприменительным документам правоохранительных органов. Кроме того, она должна быть полной, т.е. отражать все важнейшие аспекты правового явления или объекта правового исследования и результаты их познания. И, наконец, полная и достоверная информация потеряет свое практическое значение, если она не будет своевременно поступать к тому или иному субъекту юридической деятельности. Процесс принятия любого правотворческого решения предполагает целенаправленную специальную обработку и преобразование больших массивов различной информации. Происходит преобразование юридической, социальной, экономической и другой информации в правовую. Этот процесс происходит последовательно и поэтапно. В результате этого можно говорить об алгоритмах принятия правотворческих решений. Реализация таких алгоритмов невозможна без применения компьютерной техники. Очень важной является экономическая информация. Ее отличительная черта – связь с процессами управления большими коллективами людей, организациями, предприятиями и другими экономическими структурами. Э кономическая информация – совокупность сведений, сообщений, данных об экономическом состоянии тех или иных объектов и социально – экономических процессах жизни общества. Таким образом, экономическая информация отражает не всякую человеческую деятельность, а лишь ту, которая имеет товарно-денежный характер (она или её результаты являются предметом купли – продажи). Экономическая информация охватывает сферу деятельности, как отдельного предприятия, так и хозяйство страны в целом. Информация выполняет в экономической системе важнейшие функции, выступая в роли всех её ключевых компонентов. Экономическую информацию разделяют по стадиям управления и функциям (рис. 1.3). Прогнозируемая информация связана с функцией прогнозирования, плановая – с планированием (перспективным, технико-экономическим, оперативно – производственным и т. д.), учетная – с бухгалтерским, финансовым, хозяйственным учетом. Нормативная информация содержит различные нормы и нормативы, цены, расценки, тарифы, а также другие данные, необходимые во время выполнения функциональных задач по прогнозу, планированию и учету экономической деятельности. Аналитическая информация служит для анализа хозяйственной деятельности и оперативного управления хозяйствующим субъектом. Большие объемы и множество источников экономической информации, необходимость проведения селективной работы с ней, оперативность при получении и обработке информации позволяют сделать вывод: для эффективной работы с такой информацией требуется применение современных информационных технологий. В большинстве своем производство информационных товаров и услуг предназначено для продажи их на рынке, т.е. информационные продукты должны обладать свойствами товара, например, потребительной стоимостью и ценой. Потребительная стоимость информационных продуктов определяется их способностью удовлетворять какие – либо потребности человека, осуществлять определенные функции.Цена информационных товаров определяется издержками производителя (обуславливают нижний предел цены) и потребительной стоимостью товаров (верхний предел цены). Информация, как товар, обладает уникальными свойствами, которые не присущи другим товарам (рис. 1.4). Не являясь собственно материальным объектом, информация неразрывно связана с материальным носителем. Материальный носитель информации – материал с определенными физическими свойствами, который может быть использован для записи и хранения информации. Материальный носитель с зафиксированной и непосредственно воспринимаемой информацией является документом. Документ – это предусмотренная законом материальная форма получения, сохранения, использования и распространения информации путем фиксации ее на бумаге, магнитной, кино –, видео –, фотопленке или на другом носителе. Первичный документ – это документ, который включает в себя исходную информацию. Вторичный документ – это документ, который представляет собой результат аналитико-синтетической и другой переработки одного или нескольких документов. Необходимо отметить введение в украинском законодательстве понятия вторичного документа. Оно определяет возможность, а в большинстве случаев и необходимость обработки первичных документов с целью получения необходимой информации. Если учесть, что первичные документы в настоящее время фиксируются на носителях, с которыми работают средства вычислительной техники, и использование этих носителей предусмотрено законом, применение компьютерных технологий и программных средств обработки информации являются неотъемлемой частью в работе любого государственного органа. Сравнительно недавно на законодательном уровне в Украине были введены понятия: электронный документ и электронный документооборот. Электронный документ – документ, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных, включающих обязательные реквизиты документа. Одним из обязательных реквизитов электронного документа, который используется для проверки подлинности и авторства документа, является электронная цифровая подпись (ЭЦП), завершающая его создание. Электронный документооборот – совокупность процессов создания, обработки, отправления, передачи, получения, сохранения, использования и уничтожения электронных документов, которые происходят с применением проверки целостности и факта получения таких документов. Анализ соотношения стоимости адекватных по содержанию 400 печатных и электронных источников, показал, что печатные источники информации в среднем дороже идентичных электронных более чем в 10 раз, а в случайной выборке – от 10 до 100 раз. В связи с этим и в научном, и в практическом плане необходимо акцентировать внимание на решении задач сбора, обработки, хранения и распространения нормативно-правовой информации в машиночитаемом виде с самым широким использованием средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Заметим, что внедрение электронного документооборота в области права и экономики позволяет значительно ускорить информационные потоки, сохранять большие массивы информации и передавать их на огромные расстояния. Любая информация имеет собственника. Информационная продукция и информационные услуги могут быть объектами товарных отношений и иметь цену. При обработке информации с помощью средств вычислительной техники возникают специфические вопросы сохранности и ограничения доступа к носителям информации, которые решаются на основе сочетания организационных, правовых и программно – технических методов защиты. Глубоко общественный характер информации ослабляет стимулы, присущие частному предпринимательству, в ее производстве и распространении. Именно поэтому огосударствление некоторых отраслей информационного сектора (образование, научные учреждения и др.) признается необходимым условием развития современного общества. Государство, являясь одним из крупнейших потребителей компьютерной техники, производителем, потребителем и накопителем информации, нуждается в грамотных специалистах в сфере ИТ. Информационная компетентность – понятие более широкое, чем компьютерная грамотность. Она включает не только способность найти информацию, но и оценить её качество и вклад в решение конкретной задачи. Это умственная работа, требующая не только общего образования, но и специальной подготовки. Поэтому уже во многих учебных заведениях начали подготовку специалистов по работе с информацией на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |