Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распространение современных информационных технологий




Развитие человеческого потенциала.

Внедрение более дешевого и надежного ИНТЕРНЕТ для всех.

Создание основ Информационного общества.

· Создание современной телекоммуникационной инфраструктуры, доступной всем.

· Создание системы национальных информационных ресурсов.

· Создание общегосударственной системы обучения населения основам использования продуктов ИТТ.

· Создание нормативно – правовых основ для функционирования Информационного общества.

· Создание Интегрированной информационно – аналитической системы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

· Обеспечение доступа к ИНТЕРНЕТ как универсальной услуги.

· Обеспечение быстрым ИНТЕРНЕТ научных работников и студентов.

· Создание защищенных сетей.

· Обеспечение полной компьютерной грамотности молодого поколения.

· Создание условий для развития интеллектуально насыщенной экономики.

· Создание условий для каждого гражданина использовать возможности информационного общества.

· 3.4. Развитие индустрии программного обеспечения.

· Создание системы электронного правительства – от информирования до предоставления услуг.

· Ускорение развития электронной коммерции.

· Создание системы электронного здоровья.

· Разработка интеллектуально насыщенных систем общественного транспорта.

· Создание электронных систем содействия защите окружающей среды.

Для реализации программы «Электронная Украина» необходимы несколько условий. Главное из них – развитая современная телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая передачу необходимых объемов данных. Второе – собственно информационные ресурсы, торговые площадки, средства общения, электронные представительства субъектов реального государства – от отдельных жителей и предприятий до органов государственного управления. Эти информационные ресурсы должны быть структурированы, в некоторой степени стандартизированы, должны обеспечивать защиту прав каждого конкретного гражданина. Взаимодействие всех этих компонентов и есть «Электронная Украина». Таким образом, государство должно предпринять ряд шагов, в первую очередь, по созданию базовой телекоммуникационной инфраструктуры. Информационное наполнение должно осуществляться по мере необходимости. Немаловажным фактором в реализации программы является наличие компьютеров и специалистов в области программного обеспечения в государстве.

В настоящее время в стране оценочно эксплуатируется свыше 1,2 млн. компьютеров. На закупку компьютеров за счет всех источников было израсходовано на протяжении последних лет почти 1 млрд. долл. США. Только в органах государственной власти эксплуатируется больше 100 тыс. компьютеров. В последнее время на Украине вкладываются значительные средства в производство ПК и, как следствие, наблюдается рост производства компьютеров (рис. 1.22).


По данным исследований, проведенных компанией «Брэйн Бенч» (США), Украина находится на четвертом месте в мире по числу сертифицированных программистов. На первом месте находятся США, где насчитывается 200 тысяч программистов, имеющих международные сертификаты, на втором Индия – 160 тысяч программистов, на третьем Россия – 60 тысяч, в Украине таких программистов насчитывается 23 тысячи. Хотя, по данным исследования Ассоциации разработчиков программного обеспечения Украины, у нас насчитывается 50 тысяч дипломированных программистов. Тем не менее, пока результаты рынка программного обеспечения в Украине не соответствуют его потенциалу.

Основными факторами, способствующими достаточно быстрому росту рынка программного обеспечения в Украине, являются: бурный рост продаж ИТ в стране (в 2001 – 2002 г. он составил 35%), рост внимания государства к ИТ, борьба с компьютерным пиратством, увеличение финансирования на ИТ в государственном и корпоративном секторах.

В 2003 г. в Украине провели исследование состояния информационно-телекоммуникационной отрасли, результаты которого представлены в документе «Оценка электронной готовности Украины».

В исследовании принимали участие постоянный представитель Программы развития ООН, специалисты Госкомсвязи и других министерств и ведомств, народные депутаты, ученые.

Комплексное исследование состояния дел в сфере информационно – телекоммуникацион­ных технологий осуществлено в Украине впервые. Этот документ, который увидел мир в рамках проекта Правительства Украины и Программы развития ООН «Инновационный трамплин: информационно – коммуникационные технологии ради благосостояния Украины», подготовили международные и национальные эксперты с использованием рекомендаций Гарвардского «Справочника готовности к информационному миру».

Результат исследования состоит из двух документов:

«Стратегические рекомендации» содержат обобщенные результаты и выводы относительно ситуации в отрасли и ее дальнейшего развития;

«Оценка электронной готовности Украины» представляет результаты исследований в развернутом виде.

 
 

ИНТЕРНЕТ – сектор на сегодня насчитывает свыше 300 провайдеров (рис. 1.23), почти 1,5 млн. пользователей и 47 тыс. хостов.

Как отмечается в документе, от крайне недостаточной компьютеризации страдает система высшего образования, а в особенности среднего школьного. Анализируя состояние подготовки специалистов по ИТТ, эксперты приводят такие данные: высшие учебные заведения выпускают 27 тыс. специалистов со степенями бакалавра или магистра в год, свыше 175 тыс. выпускников профессиональных училищ и учебных центров ежегоднополучают диплом специалиста по ИТТ. Почти все высшие учебные заведения, в особенности университеты, развивают дистанционное обучение.

Результаты опроса 1200 респондентов из 6 областей Украины показали, что большинство пользователей ИНТЕРНЕТ относится к высокообразованной части населения, из них 80% работает, а остальные – учатся. Адреса электронной почты имеет 30% респондентов и лишь 6% имеют доступ к ИНТЕРНЕТ дома. Уровень компьютеризации рабочих мест является статистически высоким в государственном секторе (54%). Украина – одна из немногих стран, которые регулярно публикуют «Желтые страницы» с адресами Web – сайтов (среди них большинство принадлежат правительству, учебным заведениям, здравоохранению и общественным организациям).

Максимальное число потенциальных ИНТЕРНЕТ – пользователей на Украине в течение ближайших десяти лет может составить около 13 млн. человек, т.е. около 25% населения.

Число потенциальных ИНТЕРНЕТ – пользователей, скорректированное на величину платежеспособного спроса населения, уровня компьютеризации и телефонизации составило к началу 2005 г. около 5 млн. человек, из которых 2 млн. – студенты и школьники старших классов, выходящие в сеть с общественных точек доступа, 2 млн. – корпоративные пользователи и около 1 млн. – домашние пользователи и малый бизнес (табл. 1.2).

Таблица 1.2
Группа пользователей на начало 2002 г. на начало 2003 г. на начало 2004 г. на начало 2005 г.
Студенты и школьники        
Корпоративные пользователи        
Домашние пользователи и малый бизнес        
Всего        

Если в странах Западной Европы в среднем на коммуникационные технологии расходуется 2,7% валового внутреннего продукта (ВВП), а на информационные технологии – 4,5%, то в Украине соответственно 6% и менее 2% ВВП. По неофициальным данным, разработка программного обеспечения на экспорт увеличивается каждый год на (20 – 25)%. Эта тенденция несет определенную угрозу дальнейшего отставания Украины от развитых стран.

Намерение Украины интегрироваться в европейское сообщество означает, что она должна учитывать европейский опыт и правила создания своего электронного пространства. С другой стороны, создание механизмов информационного общества позволит государству более эффективно взаимодействовать со своими гражданами.

Следует заметить, что разительные успехи отдельных стран главным образом обуславливаются удачным законодательством относительно развития этой сферы. Известно, что существуют два модельных европейских закона, рекомендуемых для принятия всем странам, которые намерены интегрироваться в европейское электронное пространство. Это законы об электронной коммерции и закон об электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Важным фактором, стимулирующим развитие информационных технологий, является рост экономики в целом. Как показывает опыт последних десятилетий, именно развитие информационных технологий определяло стабильный рост экономики США и западных стран. Признание этого факта и привело к осознанию перспективы информационного общества в мире в целом. С другой стороны, информационные технологии выступают средством тонкого управления масштабными финансовыми и производственными ресурсами экономики развитых стран. Когда таких ресурсов нет в наличии – необходимость в информационных технологиях уменьшается. Это особенно заметно в периоды кризисов – тогда в первую очередь сокращаются расходы на развитие информационных технологий. Сегодня Украина выходит из такого кризиса, увеличиваются инвестиции в развитие информационных технологий.

Особое значение для построения «Электронной Украины» имеет готовность населения жить в ней. Наиболее существенной угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с ИТТ и не обладающих такими навыками. Пока ИТТ будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, сохраняется угроза существующему механизму функционирования общества.

Новые потенциальные возможности ИТТ заключаются в следующем:

— расширение прав граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации;

— увеличение возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и слежения за действиями правительств;

— предоставление возможности активно производить информацию, а не только ее потреблять;

— обеспечение конфиденциальности персональных данных, частной жизни.

Однако эти потенциальные возможности и преимущества ИТТ не станут реальностью сами по себе. Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур. Возникает возможность осуществления «референдной демократии» с помощью ИТТ. В то же время имеет место растущее вмешательство государства в область шифрования, что может угрожать неприкосновенности личной жизни граждан.

В связи с особой чувствительностью к сбору персональной информации в документах Европейского Сообщества предлагаются следующие рекомендации:

— сбор и хранение идентифицируемой информации должны быть минимальны;

— решение открывать или закрывать сведения должно быть предоставлено самим потребителям;

— при проектировании информационных систем необходимо учитывать необходимость защиты персональной информации;

— граждане должны иметь доступ к новейшим технологиям по защите личной тайны;

— защита персональных сведений и личной жизни, а также авторских прав должны стать центральным пунктом информатизации.

На сегодня лишь менее двух процентов населения страны являются пользователями ИНТЕРНЕТ. Государственный подход к подготовке населения подразумевает, прежде всего, подключение к ИНТЕРНЕТ учебных заведений и подготовку кадров для них. Таким образом, уже через пять – десять лет наиболее активная часть населения Украины – молодежь – будет органично вписана в электронное общество. Особая роль должна отводиться и подготовке программистов и других ИТ – специалистов.

Важный аспект этой проблемы – готовность населения платить за информационные услуги, что зависит от уровня жизни людей. Чем он выше, тем охотнее люди тратят деньги на информационные технологии, например, на широкополосный доступ в ИНТЕРНЕТ. Однако многое зависит и от оптимизации тарифов на связь в целом: с запланированной на ближайшее время ликвидацией перекрестного субсидирования на услуги телефонной связи должно произойти насыщение рынка и, как следствие, снижение цен на информационные услуги.

Другой важный момент, связанный как с развитием телекоммуникационной инфраструктуры, так и с наполнением информационного пространства – стандартизация и сертификация применяемого оборудования и программного обеспечения. Для этого государство в лице уполномоченного органа должно выработать перечень требований к ним, а также четкое описание самой процедуры сертификации. Похожие требования и процедура уже выработаны Службой безопасности Украины для оборудования, которое обрабатывает секретную информацию, представляющую государственную (или военную) тайну.

Важной сферой применения информационных технологий в государстве являются электронное правление и электронная демократия. Традиционно выделяют три уровня электронного правления:

— электронное информирование граждан государственными органами;

— электронное взаимодействие граждан и государственных органов;

— электронное обслуживание граждан государственными органами.

Электронное информирование подразумевает, что власть становится более открытой для граждан. В электронном пространстве появляются издаваемые ею документы, освещаются принимаемые решения.

Электронное взаимодействие включает в себя механизмы общения граждан и представителей власти в виртуальном пространстве в реальном масштабе времени: обсуждение принятых и принимаемых решений, выяснение тех или иных вопросов. В качестве примера можно привести ИНТЕРНЕТ – приемные, уже действующие на сайтах государственных органов Украины (рис. 1.24). Обратившись в такую приемную с электронным письмом,

 
 

гражданин имеет возможность получить ответы на свои вопросы.

Электронное обслуживание граждан может осуществляться специальными уполномоченными на это учреждениями, в том числе на коммерческой основе.

Примерами такого обслуживания может быть получение гражданами тех или иных документов, касающихся деятельности госоргана, по электронным запросам, подача электронных налоговых деклараций, электронная регистрация тех или иных правовых актов (договоров, доверенностей, прав владения собственностью). Как показывает опыт развитых стран, осуществление электронного взаимодействия граждан с органами власти может быть вдвое дешевле, чем с помощью реального офиса.

Задача построения в Украине правового государства требует существенных изменений в сфере осуществления правосудия – превращение его в независимую ветвь государственной власти. Увеличивается количество граждан, которые обращаются в суды для защиты своих прав. Например, в 2005 г. суды первой инстанции рассмотрели 1 млн. 648 тыс. гражданских дел, что на 348 тыс. больше, чем в 2001 г. (рис.1.25). Такая же тенденция наблюдается и по другим делам. Практика работы судов свидетельствуют, что проблема эффективной деятельности судебной власти в настоящее время решена не в полной мере. Это негативно отражается на обеспечении правового порядка в стране, замедляет развитие социально-экономических и демократических процессов в обществе.

 
 

В условиях проведения судебно-правовой реформы особенное значение приобретают вопросы совершенствования процедуры судопроизводства, расширения доступа граждан к правосудию и гласность рассмотрения дел судами, которые могут быть решены за счет информатизации.

Информатизация судов позволит обеспечить:

— быстрый доступ к существующей нормативно-правовой базе и принятым судебным решениям;

— открытость и полноту информации о деятельности судебной системы;

— оперативность сбора и оформления судебных документов в процессе подготовки и слушания дел и сокращения сроков их рассмотрения;

— информационно-аналитическую поддержку принятия решений во всех сферах судебной деятельности и др.

На основе анализа зарубежного опыта информатизации судов Государственная судебная администрация Украины (ГСАУ) в 2003 г. начала создание 37 «модельных судов». В результате внедрения ИТ в модельных судах определилась структура информационной судебной системы (ИСС). Она включает три основных модуля:

— Судебное делопроизводство.

— Правовое обеспечение.

— Административное обеспечение.

Все модули одинаково важны, но модуль судебного делопроизводства определяет эффективность информационной судебной системы в целом. Сейчас наиболее слабым звеном в этом модуле является программное обеспечение. Это следствие отсутствия единой концепции информатизации судов и выработки согласованного с судами подхода к созданию базового программного обеспечения. Не сформирована система электронного документооборота с унифицированными судебными документами. Необходимо разработать соответствующие стандарты и систему классификации судебной информации.

При разработке программного обеспечения судопроизводства необходимо обеспечить его полную взаимную совместимость. При изменении форм, содержания и структуры информации модуль судебного делопроизводства должен перестраиваться без дополнительного программирования.

В настоящее время в Украине созданием программного обеспечения для судопроизводства занимается «Судебный информационный центр», входящий в состав ГСАУ. Центр обеспечивает ведение Единого государственного реестра судебных решений, открытый с 2006 г. и насчитывающий сейчас около 80 тыс. документов.

В среднем около 14 тыс. судебных решений еженедельно вносятся в электронную базу этого реестра. Поиск в реестре можно осуществлять по названию региона, наименованию суда, форме судопроизводства, дате поступления дела в суд или дате принятия судебного решения, номеру судебного дела (рис. 1.26) и др.

 
 

Судебная практика свидетельствует, что существующие судебные инстанции лишь на (10-20)% используют возможности ИСС и ИТ в своей повседневной деятельности. Поэтому целесообразно было бы внедрить дополнительное обучение судей, технических и канцелярских работников судов автоматизированным технологиям судопроизводства. Эти функции могут выполнять специальные региональные учреждения ГСАУ, а также юридические ВУЗы.

К объективным проблемам следует отнести отсутствие ведомственных стандартов на структуру форм первичного учета информации, форм некоторых правовых документов и программного обеспечения. Очень важно обеспечить единство таких стандартов не только среди пользователей судов разных уровней, но и во всей системе правоохранительных органов.

Также нуждаются в последующем развитии вопросы комплексной полнофункциональной автоматизации всех участков судопроизводства: первичная регистрация судебного дела, «ручное» или автоматизированное распределение судебного дела, рассмотрение судебного дела, подготовка и регистрация судебных актов по результатам рассмотрения, контроль и анализ рассмотрения дел, отправление судебных документов и передачу судебных дел в архив, распространение необходимой информации в ИНТЕРНЕТ и др.

Но, невзирая на имеющиеся трудности, практика внедрения информационных технологий в модельных судах Украины уже засвидетельствовала преимущества и достижения в информатизации на всех уровнях системы судопроизводства и в деятельности судов в целом.

Таким образом, информация в настоящее время является неотъемлемой частью любого общества. Во всех развитых странах существуют программы построения электронного общества.

В последние годы на Украине сделаны значительные шаги для внедрения новейших информационных технологий. Они учитывают опыт развитых стран и должны существенно приблизить Украину к построению информационного общества и вхождению в мировое информационное сообщество.

 

Контрольные вопросы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.