Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и структурные элементы 2 страница




Контроль КПСС над всеми сферами жизни советского общества явно был призван поддерживать и активизировать творческий, революционный дух народа, латентно же породил новый класс партийных бюрократов, несомненно, буржуазных по своим взглядам и устремлениям и все менее склонных к самоотречению во имя идеалов, что было свойственно первым большевикам. Явная функция многих добровольных организаций в Америке заключается в объединении людей и служении на благо общества, латентная - в присвоении статусных признаков тем, кому разрешается принадлежать к подобным организациям[516].

К явным функциям школы как института среднего образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше, чем у неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Явными, т.е. достаточно самоочевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными - закрепление социального неравенства, имеющего место при получении высшего образования.

Латентные функции, таким образом, выступают в качестве побочного эффекта деятельности социального института. Они могут быть как позитивными, так и негативными, т.е. дисфункциями. В качестве положительного примера использования латентных функций зарубежные социологи часто приводят деятельность бизнесмена Генри Форда — основателя знаменитой автомобильной компании. Сам он терпеть не мог профсоюзы, мегаполисы, крупные кредиты и покупки в рассрочку, но по мере повышения своего общественного статуса он более, чем кто-либо другой, стимулировал их развитие, понимая, что латентные функции этих институтов способствуют процветанию бизнеса.

Функции и дисфункции относительны, а не абсолютны. Каждая из них имеет два вида — явный и латентный. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией. К примеру, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим завязать полезные знакомства. В таком случае пересечение функций, дисфункций, явных и латентных функций можно изобразить в виде логического квадрата (схема 12.1). Подобный прием нам еще пригодится, когда мы перейдем к социальным санкциям.

Сделаем вывод: социальные институты имеют явные и латентные (скрытые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они не наносят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую, нежели об этом официально заявляется.

 

Социологи нередко называют институты “узлами” или “конфигурациями” в ценностно-нормативной структуре общества, подчеркивая тем самым их особую роль в нормативном функционировании общества и организации общественной жизни в целом. Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют институциональной структурой общества. Это “своеобразный спинной хребет общественной жизни, поскольку она обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию”[517].

Нормативная система является не хаотичной суммой разрозненных элементов, а подвижной целостностью, все части которой связаны друг с другом и выполняют определенные функции, позволяющие менять элементы в зависимости от изменившейся ситуации, перестраивать содержание оставшихся

 

 

Схема 12.1. Логический квадрат функций социальных институтов

 

и вносить другие изменения, позволяющие сохранять устойчивость на протяжении столетий и тысячелетий.

Нормативные системы существуют в обществе и культуре. Великие цивилизации прошлого и настоящего, будь то древнегреческая, древнеегипетская, византийская, китайская, французская или русская, сохраняли свою устойчивость на протяжении очень долгого времени именно благодаря прочности своей нормативной системы. Благодаря ей сохранялось духовное единство нации, этническое самосознание и способность народа к постоянному творческому поиску.

В нормативной системе все элементы должны быть согласованы, составляя логически связанное, целостное образование. Если общество провозгласило нормы целомудрия и верности, то ему придется провозгласить и главенство моногамного брака, основанного на слиянии двух начал — любви и секса. Если нормы провозглашены, но не воплотились в жизнь, то велика вероятность конфликта, причем на любом уровне. Если в данном обществе провозглашено равенство мужчины и женщины, то жена может выступить инициатором расторжения брака, скажем, по причине неверности мужа. В традиционном обществе в случае неверности мужа жена не может требовать развода: ее права не равны правам мужа. В японском обществе еще недавно жена не только терпимо относилась к похождениям мужа, но должна была проявить гостеприимство по отношению к его любовнице, когда ту приглашали в гости. Правда, времена меняются, и современная Япония отходит от норм традиционной культуры.

Напомним, что в начале XX в. Т. Веблен определил социальный институт как совокупность общественных обычаев и социальных норм, в которых воплощены образ мысли и образ жизни людей и которые передаются из поколения в поколение. Многие современные социологи трактуют социальный институт как сложную конфигурацию обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции[518].

Обычаи представляют собой образцы поведения, сохранившиеся на протяжении веков и указывающие, как следует вести себя в повседневной жизни. Обычаи являются настолько привычной частью жизни, что их редко замечают. Если учащимcя предложить назвать хотя бы десять обычаев, то с большим трудом они припомнят три-четыре.

Некоторые обычаи, например встречи выпускников какого-нибудь учебного заведения, празднование юбилея или дня рождения, встреча Нового года, повторяются время от времени; с другими обычаями приходится сталкиваться на дню по несколько раз, например, приветствие при встрече, пожелание здоровья, выражение благодарности, извинения и т.д. Большинство обычаев настолько примелькались, что не имеют собственного имени, и потому не фиксируются в, качестве таковых. Редко повторяющиеся обычаи называют обычаями и традициями, а повседневные — привычками. Вряд ли кто-то назовет обычаем чистку зубов, умывание, надевание одежды, трехразовое питание, сервирование стола, свидание, повязывание галстука, вытирание ног при входе в помещение и т.п.

Усвоение культурных обычаев начинается с двухлетнего возраста и может продолжаться всю жизнь. Взрослые давно заметили, каким строгим приверженцем обычаев выступают дети, которые только что усвоили новый обычай. Если ребенка приучили мыть руки перед едой, то он требует того же действия от окружающих. Вновь усвоенные знания находятся еще в стадии закрепления, и потому ребенок требует неукоснительного следования им от всех, с кем сталкивается.

Нравы — это строго соблюдаемые и ненарушаемые обычаи. Нравы воспринимаются окружающими очень серьезно. Они сопровождаются оценкой правильности и неправильности. Поведение, нарушающее нравы, именуется аморальным, безнравственным и осуждается обществом. Некоторые нравы формулируются в запретительной форме (табу в племенных обществах). Они играют важную роль в обществе. Скажем, запрещение есть ядовитые грибы снижает риск для жизни, а запрещение выходить разгоряченным на холодный ветер – риск простудного заболевания.

Условности (конвенции). Этот термин употребляется в двух значениях. Будучи разновидностью обычаев и нравов, условности тоже возникли в далеком прошлом. Они не регулировались никакими административными постановлениями и не касались важных сфер человеческого поведения, в отличие от обычаев и нравов. Их сфера — область вежливого обхождения. Условности касаются манеры выражения, форм одежды, обстановки, украшений.

Второе значение условностей связано с попранием нравов. Условность позволяет женщине обнажать свое тело (частично или полностью) в ванной, перед любимым человеком, на сцене, на пляже, хотя в других местах такое обнажение осуждается как безнравственное. Говорить о погоде или об отвлеченных вещах принято с незнакомыми людьми, но это не принято ни в дружеской беседе, ни на научном семинаре.

Этикет — формализованный и детализированный кодекс вежливого поведения, который часто путают с манерами. Манеры выражают отношение или установку по отношению к другим людям. Можно хорошо знать книжный этикет и в тоже время иметь дурные манеры. Воспитанный человек стремится реализовать в манерах знание этикета, почерпнутое из книг. Когда горожанин сталкивается с грубыми манерами поведения сельского жителя, он старается привить ему правильный, со своей точки зрения, городской этикет поведения. Существуют хорошие и дурные манеры, но дурного этикета нет. Дурные манеры остаются дурными во всех странах, но каждой стране присущ свой этикет поведения. Существует как этикет делового человека, так и этикет поведения в храме, больнице, супермаркете и т.д. Он предписывает правила обращения продавцам и покупателям, больным и медперсоналу, руководителям и подчиненным и т.д.

Традиции можно уподобить тенденциозно изложенной истории. Писаные традиции передают истинную историю в легендарном виде. Таковы легенды, предания, сказания и пр. Когда говорят о каких-то национальных традициях, например о традиции гостеприимства или о традиции демократического общества, то подразумевают целый ряд исторических явлений, представляющихся типичными и осознаваемых как общественная ценность. В отличие от обычая традиция охватывает широкие явления, абстрагируясь от единичных явлений, в том числе от поведения отдельного человека.

Специфические институциональные агентства — больницы, школы, колледжи, клубы — часто имеют собственные традиции. В них восхваляется и канонизируется история данного учреждения, которая передается следующим поколениям и приобщает их тем самым к местному патриотизму, пробуждает чувство гордости и преданность общему делу.

Предписанные нормы (Enacted norms) вводятся специальными постановлениями и закрепляются законодательством, т.е. институ-циализируются королями, тиранами, советами старейшин, парламентами или представителями народа. В учреждении или на предприятии вместо старых норм вводятся новые, которые часто проходят стадию предварительного обсуждения и согласования.

Предписанных норм довольно много в институте семьи и брака, в экономике и политической сфере, и их меньше в культуре и религии. Если нормы можно определять как роли и статусы в данном контексте, то ролевую систему и то окружение, в котором она оперирует, следует считать институтом[519].

Социология рассматривает институты не только как взаимосвязанную систему ролей, но также в контекстах формальной и неформальной организации. В зарубежной и отечественной литературе установилась прочная традиция понимать социальный институт, помимо всего прочего, еще и как социальную организацию[520].

Социальная организация — это такой способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия.

Слово “организация” пришло в Россию из французского языка куда, в свою очередь, попало из латинского: organize — значит “придаю стройный вид, устраиваю”. Социальная организация — это совокупность индивидов, ролей и других элементов, систематически взаимосвязанных между собой для достижения результатов, недостижимых для отдельного индивида. Социальная организация — структура, предназначенная для координации деятельности двух и более людей путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели. Это формулировки западных специалистов (М. Ньюпорт, Р. Тревата, Д. Биддл, Р. Эвенден).

Социальный институт — система, или совокупность учреждений, связанных между собой выполнением общей функции. Школы, лицеи, университеты и регулирующие их деятельность департаменты и министерства связаны между собой нацеленностью на одну и ту же функцию — образование. Они создают единый социальный институт. Другая совокупность учреждений - заводы, банки, биржи, рынки и др., объединены экономической функцией и составляют институт производства.

Разумеется, каждый элемент, входящий в один институт и представленный учреждением, можно, в свою очередь, также считать институтом. Так, к институтам относят рынок, биржу, школу, церковь и т.д. В этом случае они получают двойное наименование, т.е. могут называться социальными институтами и социальными организациями.

Однако это никак не механическая совокупность элементов. Стоит приглядеться к любому учреждению, или лучше — социальной организации, как мы увидим четко налаженные контроль, планирование, учет, штат сотрудников, здания и оборудование, управленческую иерархию и многое другое, чего нет ни в классах, ни в демографических или профессиональных группах.

Под организацией понимают такую форму или такой способ совместной деятельности людей, при которой она предстает четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. У организации имеется свое название, устав, цели, определенная сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников. Обычно организациями считаются учреждения, банки, предприятия, университеты, магазины. Примерами социальной организации могут служить, например, семья, политическая партия, преступная группа, правительство, симфонический оркестр, футбольная команда, клуб по интересам, совет учредителей.

Организацию иногда уподобляют работающему механизму, который действует в однажды заданном ритме и где все шестеренки точно пригнаны друг к дружке. Такая модель организации получила название механической системы. Основными элементами таких систем являются шестеренки, которые могут отличаться размером, а также одна пружина, вынуждающая вращаться всю систему.

Организации присуща также иерархия - вертикальное расположение людей по рангам и управление — механизм, упорядочивающий взаимодействие людей. Каждый человек в организации имеет четко поставленные цели и задачи, которые и призван выполнять. Такая система называется административной, или целевой.

Целевая структура — система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, картами функциональных обязанностей, штатным расписанием. Она включает в себя: 1) распределение функций (горизонтальная организация) между бригадами, участками, цехами, отделами (структура и способы их действия оформлены положениями, инструкциями и другими официальными документами); 2) субординацию должностей (вертикальная специализация) - объем и меру ответственности в принятии решений на разных уровнях; 3) систему коммуникаций, т.е. средства и каналы передачи информации, которая движется “сверху вниз” (передача распоряжений, указаний, заданий), “снизу вверх” (отчеты подчиненных) и по горизонтали (консультация и обмен мнениями равных по рангу).

Все функции и обязанности, которые должен выполнять сотрудник в организации, перечислены в должностной инструкции.

Организационные структуры имеют давнюю историю. Первые такие структуры появились в армиях еще в древнем мире. Организационную пирамиду в процессе становления выстраивает и каждая церковь. Сам управленческий термин “иерархия” взят из церковной организации. Например, в православной церковной иерархии существуют три ступени: епископат, священство и диаконство. Священнослужители, принявшие монашество, представляют так называемое черное духовенство, остальные — белое.

Получить высокий сан епископа могут только представители монашества. Считается, что на каждой ступени все священнослужители равны между собой по благодати. Например, патриарх равен епископу и является лишь первым среди равных.

 

Иерархия - и в обществе, и в организации - представляет собой вертикальную систему расположенных сверху вниз позиций, при этом нижние контролируются и подчиняются верхним. Лица, облеченные наибольшими официальными полномочиями, занимают верхние ступеньки. В государстве это король, император, президент, в организации — директор, главный управляющий, председатель совета.

Каждый исполнитель в соответствии с названием своей должности, например бригадир, секретарша, инженер, токарь 6-го разряда, начальник отдела кадров и т.п., имеет четко предписанный круг должностных обязанностей. Если рассматривать общество как организацию, то и здесь существовали свои обозначения места в иерархии, например титулы.

В социологии институт понимают как формальную организацию т.е. структурированную систему ролей, которая руководствуется в своей деятельности уставом, сводом правил и приказов, издаваемых высшими органами власти (правительством, директором, ректором). Основой структуры института как формальной организации выступает организационная карта с закрепленными за каждым отделом функциями и штатное расписание[521]. Формальная организация – это выстроенная от низших к высшим иерархия статусов.

Таким образом, социальная организация представляет собой совокупность иерархически расположенных социальных позиций (статусов), выполняемых функций (ролей), форм деятельности, отношений и связей работников. В социальной организации основной единицей выступает не индивид как таковой, а его роль. Поэтому социальную организацию можно определить как совокупность ролей, объединенных в систему благодаря каналам коммуникации. Кроме того, социальная организация — это и целевая группа, т.е. объединение людей, стремящихся к реализации определенных целей упорядоченным образом.

Современное общество немыслимо без социальных организаций – банков, предприятий, университетов, магазинов, транспортной системы и т.д. У каждой социальной организации есть свое название, устав, цели, сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников, головной офис, униформа и даже служебная машина для руководителя.

Однако главное, что привлекает внимание социологов к социальной организации, — это наличие в ней социальной иерархии, особой системы распределения ролей и статусов, сложной мозаики социальных отношений и взаимодействия, куда обязательно надо включить виды, типы и формы власти, лидерство, престиж, служебную карьеру, вознаграждения, санкции, нормы и правила поведения и т.п. Крупная социальная организация напоминает общество в миниатюре, ибо в первой мы найдем все то, что существует во втором. Разница лишь в масштабе: общественная иерархия состоит из больших социальных групп (классов, страт, сословий, каст), а организационная — из малых: высшая администрация, линейные руководители, штабные руководители; низшие управленческие чины (супервайзеры) и служащие и рабочие, не имеющие никого в подчинении (так называемые индивидуальные контрибьютеры).

Понятие “социальный институт” не только абстрактное понятие. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий. Это и вполне реальные объекты — здания, мосты, заводы, персонал, жилые дома, оборудование, в которых материализуется функционирование данного института. К примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детсадов, школ, больниц и т.п.

 

 

Дж. Бизанц и М. Бизанц считают, что структура института социальной организации включает следующие составные части:

• персонал;

• инструменты, или оборудование;

• нормы и инструкции, описывающие то, как ими пользоваться[522].

Медицина существует для лечения больных и заботы о здоровье людей. Как институт она включает специально подготовленный персонал: врачей, медсестер, администрацию госпиталя и т.д. Госпиталь снабжен соответствующими оборудованием и техникой, специальной одеждой, символикой, литературой, а медперсонал использует особый профессиональный жаргон. Кроме того, в среде медиков сложилась особая субкультура со своими обычаями, традициями и нормами. Студенты-медики обучаются в вузе не только техническими знаниям и навыкам, но также этическому кодексу поведения врача, выраженному в известной клятве Гиппократа.

У каждого института со временем появляются свои символы: у государства это флаг и герб, у церквей — крест, полумесяц или звездаДавида, у семьи — обручальные кольца, у университета — эмблема, у предприятия — торговая марка. Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш также могут выступать в роли символов.

 

Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса: а) жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения; б) функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций, появление и преодоление дисфункций; в) эволюция института - изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько стадий (или фаз), которые качественно отличаются друг от друга[523].

Первая фаза — зарождение организации. В результате кризиса социального движения в защиту, скажем, гражданских прав, выделяется группа активистов, которая вскоре преобразуется в организации. На этой фазе появляются устав, определение задач, распределение функций, ролей, устанавливаются порядок действий, режим, символика, выделяются лидеры и руководители.

Вторая фаза — период эффективности, когда институт достигает полной зрелости. Третья фаза - период формализации, ознаменованный обюрокрачиванием. Правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью. Господство правил, подчинивших себе живых людей, возникает из чрезмерного стремления к аккуратности и компетентности, из желания предупредить возможные нарушения, сбои, прогулы, брак, утечку информации и т.д. Одни институты — церковь, армия, государство, политические партии, система образования — с легкостью поддаются засилью инструкций, правил, бумагообороту, а другие от этого погибают, например институт семьи и брака. Последняя фаза — период дезорганизации, когда институт теряет прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый.

Эволюцию социальных институтов можно проследить на примере института семьи, который прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряды бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое.

После индустриальной революции почти во всех странах мира — западных и восточных - наблюдаются общие тенденции в изменении института семьи, происходящие, впрочем, с разной скоростью. Молодые люди получают свободу в выборе брачного партнера и освобождаются от контроля родителей. Они основывают отдельный от родителей дом. Развод становится более легким. Основой супружеского союза все чаще становятся взаимная привязанность и чувства. Возраст вступающих в брак европейцев снизился с 22 лет в 1890 г. до 20,5 в 1966 г. Возраст начала трудовой деятельности увеличился с 11 до 25 лет. Многие люди, в отличие от прошлых эпох, начинают трудиться после обзаведения семьей. Число детей в одной семье сократилось с 4,3 в 1910 г. до 2,3 в 1960 г. Современная женщина рожает последнего ребенка в возрасте 25,8 лет против 31,9 в прошлом. Возрастает роль и помощь мужа в ведении домашнего хозяйства и в воспитании детей. В прошлом женщина обычно становилась вдовой до того, как вступал в брак ее последний ребенок. Сегодня женщине в среднем исполняется 47,1 года, когда вступает в брак ее последний ребенок. Увеличение времени, требуемого на получение образования сегодня, означает, что вступление в трудовую жизнь затягивается. При этом современная развивающаяся экономика предоставляет женщинам все больше мест по сравнению с тем, что было в прошлом. Техника все больше освобождаетженщину от занятий домашним трудом[524].

Некоторые социологи суммируют изменения в институте семьи следующим образом (табл. 12.3).

Установки и поведение:

1) Отказ от двойного и переход к одинарному (сингулярному) стандарту: то, что разрешается мужу, разрешено и жене.

2) Сегодня проявляется большая терпимость к добрачному сексуальному опыту обоих партнеров, но все еще меньшая к адюльтеру (измене в браке).

3) Секс рассматривается как ценность сама по себе, а не как средство воспроизведения потомства. Он отделен от деторождения и воспитания потомства.

4) От женщины ожидается такое же активное участие в общественной жизни, как и от мужчины.

5) Терпимое отношение к работе женщины вне дома, прежде всего на раннем этапе семейной жизни.

6) Женщина меньше занимается тяжелым домашним трудом и стремится быть экономически более независимой от мужчины.

Символические черты:

1) Различия в стиле одежды замужних и незамужних женщин начинают исчезать.

2) Уменьшается символическое значение обручальных колец: если пара не может себе позволить их, брак заключается без колец.

3) Сдвоенная постель символизирует равенство и независимость супругов.

4) Пришедшие из прошлого атрибуты свадебного обряда типа свадебного пирога, специальных свадебных туалетов, цветов и другие теперь считаются излишними.

5) Терпимое отношение к разводу.

Утилитарные черты:

1) В браке активно используются контрацептивные средства.

2) Жилище становится меньше и компактнее, кухонные комбайны стали обязательной принадлежностью дома, получают распространение небольшие кухни, складывающиеся кровати и т.п., особенно в молодых семьях.

3) Супруги активно пользуются химчисткой, прачечной, кондитерской, тогда как раньше женщине приходилось выполнять сервисные работы самой.

4) Законодательство в вопросах заключения брака и развода становится более либеральным.

Цель брака:

1) Романтическая любовь, хотя и с оттенком реалистического понимания тягот семейной жизни.

2) Социальные соображения все больше вторгаются в процесс создания семьи и рождения детей[525].

 

Итак, по сравнению с прошлым изменились принятый возраст вступления в брак, размер семьи, время начала трудовой жизни, распределёние обязанностей среди супругов, стиль лидерства в семье и т.д.

 

Таблица 12.3

Исторические изменения института семьи

 

Семья в прошлом Современная семья
Патриархальная и авторитарная Индивидуалистическая и демократическая
Мало разводов Много разводов
Большая семья Небольшая семья
Постоянное местожительство Частая смена места жительства, мобильность
Женщина находится постоянно дома Женщина занята по дому и трудится вне дома
Закрепощенное сексуальное поведение женщины, строгие санкции за измену. Пуританская мораль для замужней женщины Раскрепощенное сексуальное поведение женщины, мягкие санкции за измену. Либеральная сексуальная модель поведения
Двойной стандарт поведения: свобода внебрачных связей для мужчины и запрещение их для женщины Постепенный отказ от двойного стандарта, более свободные сексуальные связи вне брака для мужчины и женщины
Неформальное и плохо поставленное сексуальное воспитание в семье Формальное и хорошо налаженное половое воспитание вне семьи
Отсутствие планирования деторождения Планирование деторождения
Семья выполняет множество самых разных функций За семьей остались личностные и воспроизводственные функции

 

И с т о ч н и к: Sutherland R.L., Woodward J.L. Inroductory sociology. Philadelphia: J.B. Lippincott Co., 1967. P. 540

 

 

Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие “динамика институтов” необходимо включать взаимодействие институтов, принимающее самые разные формы, в том числе две основные — сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др. Но если образование плохо справляется со своей функцией и готовит рабочую силу устаревшей квалификации, то страдает производство, а через него и все другие, тесно связанные с ним институты общества. Если наука не способна создавать фундаментальные разработки, определяющие базу наукоемких технологий и ускоряющие темпы научно-технического прогресса, то на помощь приходят другие, не всегда законные институты, например экономический шпионаж.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.