Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Возрождения




Ветер перемен, принесший новые настроения в религиозную атмосферу средневекового мировоззрения, возник в Италии. Первым дуновением его повеяло уже в XIV в., но в мощное культурное движение, которое называют Ренессансом (Возрождением), он превратился в XV-XVI в.

«Треченто» - итальянский термин, которым именуют XIV столетие, - было предвестием Возрождения, отмеченным именами поэта и ученого Петрарки, автора «Декамерона» Боккаччо, живописца Джотто,в чьих произведениях вместо бесплотных фигур появились реалистические, живые, объемные изображения людей. В XV в. («кватроченто») новая культура вступила в пору бурного расцвета. В Венеции, Милане, Риме и других итальянских городах появляются школы живописи, собираются кружки светски образованных людей, в которых обсуждаются идеи античной философии, проблемы общественной жизни, научного познания природы. Художники и скульпторы изучают пропорции человеческого тела, анатомию, линейную перспективу (Донателло,Мазаччо, Боттичелли, Леонардо да Винчии др.). Период с последнего десятилетия XV в. до середины XVI столетия становится «золотым веком» итальянского искусства, подарившим миру бессмертные шедевры Рафаэляи Микеланджело. Весь XVI век («чинквеченто») продолжается и лишь в начале XVII-го угасает цветение рожденной под небом Италии возрожденческой культуры. Это время Тициана, Веронезе, Тинторетто, Караваджои других замечательных художников, картины которых являются украшением петербургского Эрмитажа. К этому времени идеи Возрождения выходят за пределы Италии, воплощаясь в творчестве художников других стран (Ян ван Эйк, И.Босх, П.БрейгельСтарший, Дюрер, Эль Греко), в сочинениях В.Шекспираи др. писателей.

Величие культуры Возрождения ярче всего проявилось в сфере искусства. Новый художественный стиль воскрешает идеалы античности. Он тяготеет к ясности, гармоничности, телесности, уравновешенности, симметричности, ориентированности на человека как меру вещей. Но реабилитация античного искусства, заимствование его архитектурных и скульптурных форм, реставрация древних памятников - это лишь одна сторона Возрождения. Главное - в стремлении возродить духовно-телесную гармонию. Обращение к античному наследию было формой, в которой совершился переход к новому идейному содержанию культуры. Основой этого содержания стал гуманизм.

Понятие «гуманизм» ввели в XV в. сами творцы новой культуры. Богословскому знанию они противопоставили «познание тех вещей, которые… совершенствуют и украшают человека».[37] Называя себя гуманистами, они выражали этим направленность своих интересов не на божественные, а на человеческие дела. В центре их внимания - живая человеческая личность. Гуманисты восхищались духовной и телесной красотой человека, его разумом и волей, масштабами его творческих достижений. Они полагали, что достоинство человека определяется не его происхождением, богатством или властью, а, прежде всего, гуманистической «ученостью». Благородным делает человека не принадлежность к знатному роду, а овладение культурой, широкая светская образованность. Благородный человек - это гуманист, «аристократ духа». Этот новый, духовный аристократизм стал знаменем гуманистической культуры Возрождения.

«Совершенство положено всем людям», - утверждал Пико делла Мирандола. Но достичь совершенства может лишь тот, кто любит ученые занятия и художественное творчество и развивает свое природное дарование усердным трудом, возвышающим дух. Условием для этого является свобода распоряжаться собою и своим временем. Гуманисты презирают ленивых и невежественных людей - как из «черни», так и из знати.

Гуманизм не был народным движением. Гуманисты представляли собою немногочисленную группу ученых и художников, и можно лишь удивляться тому, как удалось столь малому числу талантливых творцов за небольшой исторический срок создать культурное богатство, объем и великолепие которого поражает нас и сегодня. Но гуманистическая культура Возрождения была элитарной, доступной только людям образованным и оставалась чуждой широким массам, сознание которых продолжало пребывать в плену средневековой культуры. Ренессансный стиль был неустойчив. Основная масса жителей Европы жили в доренессансной культурной среде. Да и сами гуманисты в большинстве своем сохраняли искреннюю приверженность христианской вере и католической церкви.

Вне сферы искусства влияние гуманистов на духовную жизнь европейского общества было не столь значительно. Философия и естествознание не вышли из-под власти церкви. Схоластика продолжала торжествовать в университетах. Открытие Коперника, опубликованное в 1543 г., долгое время не привлекало внимания, а еретика Джорданосожгли на костре (в 1600 г. - уже к концу эпохи Возрождения). Достижения науки эпохи Возрождения (научно-технические идеи Леонардо да Винчи, открытия Тихо Брагеи Кеплерав астрономии, Тартальив математике, и др.) нашли признание и использование лишь в более позднее время. Семена, посеянные гуманистической культурой, дали всходы позже, в последовавшее за Возрождением Новое время. Правда, гуманисты преуспели в разрушении господствовавшей в обществе строгой аскетической морали, результатом чего было всеобщее падение нравов. В остальном же деятельность гуманистов мало сказалась на повседневной жизни большинства населения стран тогдашней Европы.

Гораздо более сильное воздействие на общество в эпоху Возрождения оказала Реформация - народное движение, направленное против католической церкви и приведшее в XVI столетии к возникновению протестантизма. Лидерами его были Кальвинв Швейцарии и Лютерв Германии. Борьба между католичеством и протестантством имела для судеб ренессансной культуры трагические последствия. Церковь ответила на Реформацию усилением действий инквизиции по преследованию инакомыслящих, введением жесточайшей цензуры, основанием ордена иезуитов. Атакуемая со всех сторон культура Возрождения задохнулась в удушливой атмосфере религиозной нетерпимости.

Но наследие эпохи Ренессанса во многом обусловило характер дальнейшего культурного развития Европы. Попытка гуманистов синтезировать античную и средневековую культуру привела к созданию культуры оригинального типа. Культура Возрождения - это переходная культура, быть может, «самая великая культура перехода, которая когда-либо была в мировой истории»[38]. Опыт эпохи Возрождения – опыт усвоения, переработки и соединения в единое целое элементов различных культур – сыграл немалую роль в том, что Европа в последующие столетия сумела построить цивилизацию, занявшую ведущее положение в мире.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.