Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Нового времени




В Новое время – с XVII до начала XX века – культура западноевропейских стран обрела ту развитую форму, которая выделила Европу из всего остального мира и которую имеют в виду, когда говорят о европейской культуре в целом. В предшествующие эпохи культура Европы еще не была «европейской» в этом смысле, а в наше время она уже перестала быть особым социокультурным миром стран Европы.

Контуры новоевропейской культуры стали обрисовываться в XVII столетии. Реформация была уже зародышем культуры нового типа. Монополия папства на посредничество в общении человека с Богом рухнула. Духовная атмосфера в обществе изменилась. Английская революция в XVII и французская в XVIII веке ознаменовали наступление новой эры в истории Европы и становление новой европейской культуры.

Были заложены основы научного естествознания. Галилейвпервые обратил внимание на разработку методологии науки. Ньютонсоздал классическую механику. Выдающиеся мыслители ХVII в. - Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Лейбници др. - освободили философию от схоластики. Основой философского познания стала не слепая вера, а разум, опирающийся на логику и факты. Общественная мысль все больше обретала независимость от религии. Христианская религия осталась важнейшим фактором духовной жизни общества, но ее безраздельному владычеству над всей культурой пришел конец. Европейская культура стала культурой светской. Религия в ней существует как одна из областей культуры, не господствующая над всеми другими областями, а сосуществующая рядом с ними.

С XVII века берет начало и другая особенность культуры Нового времени - ее многонациональность, многоязычность. Средневековая латынь уступила место национальным языкам. Начался подъем национальных культур, что стало базой развития общеевропейской культуры. В странах Европы складываются оригинальные художественные школы и литературные течения, в которых находят выражение два больших художественных стиля того времени - барокко и классицизм.

Искусство барокко пышно, буйно, шумливо, динамично (например, постройки Растрелли в Санкт-Петербурге). На огромных полотнах теснятся толпы полногрудых дам и мускулистых мужчин, столы ломятся от яств, вихрем взвиваются узорчатые ткани одежд и драпировок. Это искусство, нарочитое в своей театральности, любящее зрительные иллюзии в живописи, обилие декора в архитектуре, запутанность и витиеватость слова в литературе. Манерность и условность, маскарадность и иллюзорность нарочито подчеркиваются, создавая у зрителя ощущение грандиозной суеты.

Классицизм унаследовал от ренессансного искусства преклонение перед античностью как эпохой, создавшей образцовую красоту. Но теперь античная классика предстает сводом канонов, незыблемых правил: колонны и портики в архитектуре; образцовое телосложение героев живописи и скульптуры; пять действий в трагедии; сюжеты из греческой и римской мифологии и истории. Стиль классицизма требует ясности, четкости, простоты, симметрии, тематической выдержанности. Идеалом становится гражданин, совершающий подвиг в усмирении хаотического общества. Став культурой дворянства, классицизм дал светское объяснение социальным привилегиям: они дарованы «благородному сословию» в награду за беззаветное служение государству; внизу же социальной лестницы находятся те, чьи низкие душевные качества соответствуют их жалкому положению.

Расцвет европейской культуры явился результатом взаимообмена между культурными достижениями европейских государств. Контакт и взаимодействие культур - это одно из решающих условий культурного прогресса, выведшего Европу в Новое время на лидирующие позиции в мире.

XVIII столетие - век Просвещения - определило основные тенденции, сформировавшие облик европейской культуры Нового времени. С этого времени начинается индустриализация общественного производства. На новый качественный уровень поднимается техническая культура общества. Растут города, развивается предпринимательство, на смену феодально-сословному обществу приходит общество капиталистическое. Культура Нового времени обращается лицом к обществу и человеку. Идет поиск и обоснование экономических, политических, правовых, нравственных принципов общественной жизни, более совершенных форм ее организации (идеи английской политической экономии, утопический социализм). В искусстве появляются сентиментализм и романтизм - стили, выражающие различные реакции людей на новые условия общественного бытия.

Сентиментализм связывает высокое нравственное начало с естественной, «простой» жизнью низших классов. Близость к природе объявляется высшим благом. Труд земледельца и пастуха; семья и домашние заботы; дружба, любовь и соседская взаимопомощь; сердечность, способность сочувствовать и сострадать - все это рассматривается как подлинные ценности повседневного бытия «естественного человека».

В романтизмеутверждается всемогущество и самодостаточность личности. Романтизм воспевает стремление личности к полной самореализации, к достижению наивысшего результата. «Романтическая концепция человека исходит из представлений о его единственности… Исконное одиночество лирического «я» … выступает одновременно и как награда за исключительность… и как проклятие, обрекающее его на изгнанничество, непонимание, с одной стороны, и злость, эгоизм - с другой».[39]

Европейская культура проникается духом деловитости, практицизма, утилитаризма, который порождается буржуазным предпринимательством. Протестантские идеалы личной ответственности человека перед Богом и людьми за исполнение своих земных обязанностей формируют добросовестное отношение к труду, к семье, к собственности, без чего было бы немыслимо развитие капитализма. В европейской культуре утверждается представление о природе как арене деятельности человека, развивается чувство хозяина природы, потребительское отношение к ней.

На небывалую прежде высотуподнимается авторитет знания, добываемого наукой и философией. Развитие знаний, рост образования рассматривается как движущая сила общественного прогресса. Особенно возрастает престиж философии; идеи Беркли,Юма,Вольтера, Руссо, Дидро, Канта, Фихте, Гетезаложили фундамент классической европейской философии. Ученые и философы становятся «властителями дум» в обществе. Европейская культура приобретает преимущественно рационалистический характер, что резко отличает ее от средневековой культуры, где преобладали мистические настроения.

В XIX веке европейская культура Нового времени вступает в пору зрелости. В большинстве стран Европы утверждается капиталистическая система хозяйствования. Растет крупное машинное производство, для которого нужны квалифицированные инженеры и рабочие. Просвещение становится более доступным для широких слоев населения. Развивается сеть школ и профессиональных учебных заведений, расширяется контингент студентов университетов и институтов. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается. Грамотность становится общей культурной нормой.

Ускоряются темпы технического прогресса. Грандиозные перемены происходят в горном деле, металлургии, станкостроении. Механизация строительных работ, применение металлоконструкций и новых материалов (цемент, бетон) позволяет придать невиданные прежде масштабы городскому строительству. Входит в жизнь использование электричества и передача энергии на большие расстояния. Появляются пароходы, железные дороги, фотография, фонограф, пишущая машинка, телеграф, телефон, а концу столетия - автомобили, кинематограф, радиосвязь. Новые средства транспорта и связи, сохранения и передачи информации принципиально меняют условия коммуникации людей.

Наука XIX века выступает как классическая система знаний, основные идеи и принципы которой считаются окончательно установленными и незыблемыми истинами. Фундаментом этой системы служат математика и механика. В естествознании разрабатываются термодинамика, теория электричества, электродинамика, теория валентности, периодическая система элементов, клеточная теория, теория эволюции и другие фундаментальные теории. Появляется экспериментальная психология. Публикуются обобщающие труды по общей истории, истории искусства, истории философии. Такие мыслители, как Конт, Гегель, Спенсерпытаются построить философские системы, сводящие воедино всю сумму знаний, накопленных человечеством. В общественном сознании складывается убеждение, что картина мира наукой в общих чертах уже установлена, и дальнейшее развитие научного знания должно лишь уточнять контуры этой картины и раскрывать оставшиеся в ней «белые пятна».

В художественной литературе одним из главных направлений становится реализм. Успехом у публики пользуется жанр романа, позволяющий дать широкое и многоплановое изображение действительности (Бальзак, Золя, Диккенси др.). В изобразительном искусстве религиозная тематика уходит на второй план. Получают распространение романтико-героические полотна, реалистическая портретная и пейзажная живопись, сцены из народной жизни, бытовой жанр, исторические сюжеты.

Реализм характеризуется такими особенностями, как внимание к историческому своеобразию жизни, сочувствие к низшим сословиям и «маленькому человеку», типизация героев и обстоятельств, критичность по отношению к действительности. Реалистический стиль многоязычен, он использует все богатство художественных методов предшествующих стилей. Реализм завершает линию великих стилей, ибо «работает» на их материале.

Однако уже в середине XIX века, на фоне, казалось бы, радующих глаз перспектив социально-экономического, технического и научного прогресса появляются признаки надвигающегося кризиса европейской культуры. Выходят в свет философские работы, проникнутые духом иррационализма и пессимистическим умонастроением (Шопенгауэр, Кьеркегор). Развертывается критика буржуазного общества.

О приближающемся конце буржуазной культуры говорят такие разные мыслители, как Маркси Ницше. Согласно марксизму, на смену этому типу культуры должна придти культура будущего коммунистического общества, которое создаст условия для всестороннего развития каждого человека. Ницше утверждает, что христианская нравственность есть «мораль слабых», которые благодаря ей получают возможность выжить, что ведет к вырождению человечества. Идеал Ницше - волевая, сильная и безжалостная личность, которая должна встать «по ту сторону добра и зла» и действовать по принципу «падающего - подтолкни», расчищая таким образом дорогу будущему «сверхчеловеку».

Разочарование в идеалах все явственней сказываются в европейском искусстве последней трети XIX столетия. Возникают новые течения в живописи (примитивизм, импрессионизм), связанные с поиском новых художественных средств. Негативное отношение к миру буржуазных ценностей заставляет писателей уходить в неоромантическое изображение экзотики дальних стран или далекого прошлого (Дюма, Стивенсони др.). В художественном творчестве приобретает популярность символизм. С 1880-х годов в моду входит термин «Декаданс» (так назывался французский журнал, начавший издаваться в эти годы). Под декадансом стали понимать настроение усталости, пессимизма, отчаяния, распространяющееся в обществе ощущение приближающегося распада и заката культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.