Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социокультурные нормы




О природе регулятивов

Регулятивные парадигмы

Формы и способы регуляции человеческого поведения разнообразны. На физиологическом уровне регуляторами его выступают нервные процессы, обеспечивающие реакции на внешние и внутренние раздражители. На психологическом уровне индивидуальные особенности поведения личности обуславливаются такими факторами, как мотивация, эмоции, интеллект, интересы, черты характера и т.п. Социокультурными механизмами регуляции человеческого поведения являются регулятивы (нормы, требования, правила, программы), которые задаются людям существующей в данном обществе культурой.

Смысл регулятивов состоит в программировании человеческого поведения. Регулятивы - это информационные «блоки», содержащие предписания («надо»), запреты («нельзя»), разрешения и рекомендации («можно»). Программы поведения задаются индивиду культурой в различных формах: в языке, который содержит в себе нормы и правила речи; в нормах морали, права, политической жизни; в правилах и инструкциях, регулирующих профессионально-трудовую деятельность; в обычаях, ритуалах, традициях; в образцах поведения, которые демонстрируются родителями, воспитателями, выдающимися людьми, героями художественных произведений; в общественных институтах (школа, семья и т.п.); в условиях и предметах окружающей нас искусственной среды, требующих от нас выполнения определенных правил обращения с ними.

Регулятивы являются элементами культурного пространства, и всякий человек, живя в определенной культуре, находится в поле имеющихся в ней регулятивов. Культурное пространство предоставляет живущим в нем людям возможность выбора регулятивов из числа имеющихся (или выработки на их основе новых регулятивов). Никто не в состоянии следовать всем регулятивам, содержащимся в пространстве культуры. Поэтому регулятивы каждому приходится сознательно или бессознательно отбирать.

Выбор регулятивов связан с индивидуальными психологическими чертами личности. Но черты эти влияют лишь на выбор индивидами тех или иных регулятивов, а не на формирование культурных парадигм, которые дают нам представления о том, как надо (и как не надо) себя вести в тех или иных обстоятельствах. Эти парадигмы, как и другие формы культуры, являются продуктом деятельности общества в целом.

Во всякой культуре одни формы поведения представляются «нормальными», ожидаемыми, другие же рассматриваются как «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Поведение первого рода называют нормативным, а второго – отклоняющимся или девиантным [49].

Регулятивы нормативного поведения называются социокультурными нормами. Культурные нормы окружают нас со всех сторон, и мы очень часто следуем им, не осознавая этого.

Вот, например, вы берете в студенческой столовой поднос, ложку, вилку и замечаете, что они чуть-чуть липкие: недостаточно чисто вымыты. Если бы их вообще не мыли, это было бы грубым отступлением от норм гигиены, чреватым жалобами, штрафами и пр. Работники столовой вымыли посуду, но – ровно настолько, насколько это необходимо, чтобы избежать неприятностей. Таким образом, они (скорее всего, даже не задумываясь) оценили ваши санитарно-гигиенические требования и довели чистоту до нормы, требуемой вами. Эта норма и есть норма культуры. Оценка ее дается работниками столовой достаточно точно: иначе они либо будут делать «лишнее», чего посетители, как правило, и не требуют, либо же им придется столкнуться с жалобами и скандалами. Если же вы выразите недовольство качеством мытья посуды, вы, возможно, получите более чистую, но вряд ли существенно это качество измените. Более того, наверняка ваши претензии вызовут недовольство и у посетителей: «Ишь, какой чистюля выискался!» В одиночку культурные нормы не изменишь. Другое дело, если бы и другие стали требовать большей чистоты. Но это означало бы, что работа столовой не соответствует сложившимся культурным нормам, и под угрозой неприятностей пришлось бы предпринять необходимые меры.

Выполнение социокультурных норм опирается на интуитивно найденные или сознательно выработанные представления человека о том, что можно и чего нельзя делать. В то же время общество осуществляет социальный контроль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая девиантное поведение. Основные механизмы социального контроля – общественное мнение (неформальный контроль) и административное управление (формальный контроль). Контроль за соблюдением норм и защита их от нарушений является непременным условием существования культуры.

Культурные нормы возникают уже на самых ранних этапах истории человеческого общества. С помощью знаковых систем культуры они передаются от поколения к поколению и превращаются в «привычки общества» – обычаи, традиции, в оболочке которых, как в консервах, нормы могут сохраняться в неизменности веками.

В первобытные времена культурные нормы образуют системы правил, регламентирующих разделение труда в племени, формы отношений между полами, организацию коллективных действий, быта, управления. Важнейшую роль в архаических обществах приобретают специфические комбинации культурных норм - обряды, ритуалы, церемонии, которые предписывают стандартные образцы поведения в различных жизненных обстоятельствах. В более поздние эпохи древняя мифологическая подоплека обрядов постепенно забывается. Сохраненные издревле народные обычаи зачастую получают новый символический смысл.

Так, древняя русская Масленица включала языческий обычай поминать предков блинами. Православие переосмыслило его как «заговенье», т.е. праздничную трапезу накануне Поста.[50]

Однако главную роль в жизни общества играют не столько обряды, имеющие символический смысл, сколько культурные нормы, прямо регулирующие отношения между людьми.

Множество культурных норм подразделяется на три основных слоя: общекультурные нормы распространяются на всех членов общества; групповые нормы регулируют поведение представителей какой-либо группы людей; ролевые нормы предписывают, как должен вести себя человек в соответствии с выполняемой им социальной ролью.

К общекультурным нормам относятся правила поведения в публичных местах. Многие из общекультурных норм специфичны для определенной культуры: национальные особенности питания, семейного обихода, праздничные застолья, свадебные ритуалы и пр. Однако немало общекультурных норм, которые одинаковы для всех или почти всех культур. Они настолько привычны, что мы даже не замечаем, как соблюдаем их и рассчитываем на то, что другие тоже им следуют. Это, например, нормы взаимности, в соответствии с которыми мы ожидаем от людей скорее помощи, чем вреда; нормы социальной ответственности, предполагающие, что люди будут оказывать помощь тем, кто от них зависит. Почти везде сходны стереотипы мужского и женского поведения. Уважительное отношение к родителям, к старшим по возрасту и положению, забота о детях, любовь к родине, – универсальные нормы, действующие во всякой культуре.

Групповые нормы отличаются большим разнообразием. Это и стандарты поведения, характерные для некоторого класса, социального слоя или социальной группы («кодекс дворянской чести»), и особые правила, которые устанавливают для себя отдельные группировки, компании, организации (традиции учебного заведения или неписаные нормы футбольного фан-клуба). Бывает, что групповые нормы вступают в противоречие с общекультурными нормами или нормами более широкой группы.

Ролевые нормы определяют характер поведения, которое мы ожидаем от человека, находящегося в заданной социальной позиции. Роли руководителя, чиновника, покупателя, отца, мужа, дочери, друга – это своего рода социальные «клеточки», сплетенные из некоторых наборов поведенческих норм. Заняв такую «клеточку», человек должен действовать в соответствии с этими нормами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.