Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность творчества




Культура как средство и культура как цель

Человеческая культура возникла в ходе антропогенеза как особая форма передачи и сохранения опыта, с помощью которой первобытная община адаптировалась к окружающей среде и обеспечивала себе возможность выжить. Целью было сохранение жизни рода, а культура выступала как средство, помогающее достижению этой цели.

Однако в развитии культуры действует закономерность, которая лежит в основе развития человеческой деятельности вообще.

В отличие от животных, которые пользуются для борьбы за жизнь «готовыми», данными им природой средствами (зубами, когтями, крыльями и пр.), человек сам создает и совершенствует средства своей деятельности. Поэтому для человека создание и совершенствование средств деятельности становится промежуточной целью на пути к конечной цели.

Развитие человеческой деятельности подчиняется закону оборачивания средств в цели: создание средств для достижения цели со временем становится самостоятельной целью и выделяется в особую форму деятельности (об этом подробнее в гл.1, §2.1).

Действие закона оборачивания средств в цели ведет к историческому изменению роли культуры в обществе. Возникнув как средство информационного обеспечения жизни общества, культура на первых шагах его исторического развития играет служебную роль: она нужна для того, чтобы добиться успеха в практической деятельности – охоте, собирательстве, домашнем хозяйстве. Однако в дальнейшем в сфере культуры постепенно сосредотачивается все больше человеческих сил. Ибо чем выше поднимается уровень культуры, тем выше становится производительность труда, и это позволяет (и требует) перемещать резервы времени на дела, имеющие собственно-культурный характер.

С одной стороны, сами работники начинают уделять специальное внимание совершенствованию техники и технологии своей деятельности, накоплению и передаче знаний и навыков подрастающим поколениям. А с другой стороны, культура становится поприщем интеллектуальных занятий тех членов общества, которые освобождаются от непосредственного участия в производительном труде. В глубокой древности это старейшины, шаманы, жрецы, а позже, с появлением классового деления общества, - слой обеспеченных собственников, живущих за счет труда других людей и имеющих возможность проводить время в «непроизводительных» занятиях. Так выделяются и превращаются в самостоятельные сферы деятельности искусство, философия, наука. «Греческое чудо» совершено людьми, которые – от «отца» античной философии Фалеса до правителя Афин Перикла– были, за редким исключением, достаточно богаты, чтобы ради собственного интереса, совершенно бескорыстно заниматься научно-философским и художественным творчеством.

Именно там, где общество превращает культуру в особую, самостоятельную форму деятельности, начинается ускорение темпов его развития. Образование городов, которые выступают не только как политические, хозяйственные и торговые, но и как культурные центры, возникновение и распространение письменности, создание библиотек, учебных и научных учреждений, художественных школ и т.д. – все эти симптомы перехода от варварства к цивилизации связаны с преобразованием социального статуса культуры. Обретая самостоятельное существование, культура привлекает к себе все больше общественных ресурсов, с течением времени превращаясь из средства в самоцель.

Так это и должно быть по закону оборачивания средств в цели.

В цивилизованном обществе развитие культуры становится задачей, которая не нуждается в каком-то обосновании. И для общества в целом, и для отдельных людей рост культуры все в большей мере выступает не как средство достижения практических целей, а, наоборот, практическая деятельность рассматривается как средство, а рост культуры – как цель.

Но и после превращения в особую, самоценную и «самоцельную» форму деятельности культура продолжает выполнять свои социальные функции: адаптивную, интегративную и коммуникативную (см. гл. 1, §4). Культура остается информационно-семиотической системой, коллективным интеллектом общества.


 

Глава 12. Творчество - движущая сила культуры

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.