Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и финансы




Культура и люди

Социальные условия культурной динамики

Подобно тому, как человеческий разум может нормально функционировать, только если организм человека снабжает мозг питательными веществами, так и коллективный разум может и развиваться лишь при условии, что социальный организм - «тело», в котором он существует, - обеспечивает его необходимыми ресурсами.

Культуре необходимы, прежде всего, людские ресурсы. Любая форма культуры нуждается для своего развития в «причастных» к ней лицах, которые поддерживают ее существование. Среди них должны быть потребители («пользователи») и творцы, вносящие в нее новшества. Наличие «пользователей», их заинтересованность в появлении новшеств и их уровень понимания того, что делается творцами, – важнейшие побудительные стимулы для развития культурной формы. Творец может считать, что он работает «не на публику», и не заботиться о признании своих достижений, но при отсутствии потребителей результатов творчества развитие культурной формы замедляется и в конце концов прекращается.

Античная философия была обязана своим расцветом не только гениальности древнегреческих мыслителей, но и уважению, с которым граждане Афин и других городов встречали их учения, прислушивались к словам Фалесаи Пифагора, беседовали с Сократом.

Красота петербургских дворцов XVIII-XIX вв. – это плод не только таланта плеяды выдающихся зодчих, но и художественного вкуса русских аристократов, умевших по достоинству оценить архитектурные проекты и не жалевших средств на их осуществление.

История свидетельствует, что когда появляется необходимость в общественных преобразованиях, растет интерес людей к тем формам культуры, в которых вызревают предпосылки этих преобразований. Но рост этот не происходит «сам собой», без затрат сил и таланта деятелей культуры. Расширение круга любителей литературы России XIX в. – результат не только надвигающихся социальных изменений российского общества, но и заслуга Пушкина, Гоголя, Толстогои других гениев того времени.

Так или иначе общество вынуждено тратить средства на поддержку и развитие культуры. Основная форма финансирования – плата работникам культуры за оказываемые ими услуги и за пользование продуктами их деятельности. Но тем самым культура выходит на рынок, где цена ее товаров зависит от спроса и предложения. Уровень платы за них может сильно колебаться, и прямой зависимости успехов в развитии национальной культуры от него не наблюдается. Из истории известно, что подчас самые замечательные достижения культуры появлялись при весьма скудной оплате труда их творцов, а высокооплачиваемые популярные «звезды» ничего существенного в культуру не вносили.

В условиях рыночной продажи за счет собственных доходов может процветать только массовая культура. «Высокая» культура без спонсорства и государственного финансирования не только развиваться, но и сохранять свои достижения не может. Правительства, не выделяющие на это солидных бюджетных средств, обрекают свою культуру на застой и упадок.

Важнейшим заказчиком культурной продукции является государство. Оно выступает от имени всего общества, хотя в действительности чаще выдвигает на первый план интересы лишь какой-то его части. Огромную роль в культурной жизни страны играют неявные формы государственного заказа, выраженные в обработке общественного мнения и разного рода давлении, оказываемого властью на деятелей культуры.

Конечно, банальное правило «кто платит, тот и заказывает музыку» накладывает неизгладимую печать на культурную жизнь общества. И покупатели, и бескорыстные жертвователи имеют свои представления о том, что стоит и чего не стоит поддерживать своими деньгами. Механизмы социального заказа работают во всех областях культуры.

Важнейшим заказчиком культурной продукции является государство. Оно выступает от имени всего общества, хотя в действительности чаще выдвигает на первый план интересы лишь какой-то его части. Огромную роль в культурной жизни страны играют неявные формы государственного заказа, выраженные в обработке общественного мнения и разного рода давлении, оказываемого властью на деятелей культуры. Это определяет общую духовную атмосферу, «идеологический климат», отражаясь на происходящих в культуре процессах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.