Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема генезиса культуры




Образование информационной среды в сложной диссипативной системе происходит в силу естественных закономерностей ее развития. Каким же образом появляется и развивается особый тип информационной среды – человеческая культура?

В древних мифах людей приобщают к культуре боги, обучающие их речи, различным искусствам, правилам поведения и организации совместной жизни. В Библии первые люди - Адам и Ева - выходят из-под рук Бога сразу «в готовом виде», взрослые и владеющие даром речи.

Марксизм развил трудовую теорию происхождения культуры: мышление, речь, знания, обычаи – все это появляется в процессе коллективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда. «Труд создал человека» (Энгельс).

Голландский историк культуры Й.Хейзингапредположил, что главным фактором в формировании человеческой культуры был не труд, а игра. Культура, по его мнению, возникает в результате развития и усложнения игрового поведения наших обезьяноподобных предков (см. гл. 10,§4).

Фрейдсвязывал развитие культуры с сублимацией – переориентировкой сексуальной энергии на материальных и духовных ценностей. Культура создается, по его мнению, благодаря подавлению первичных биологических позывов и наложению запретов (табу) на разрушительные формы поведения. Однако даже последователь Фрейда Э.Фроммуказывал, что культура не только ставит под запрет проявления агрессивных потенций человека, но и в определенной мере создает условиях для их развития.

Каждый из перечисленных подходов к проблеме генезиса культуры указывает на некоторые важные аспекты этого процесса. Но их общий недостаток состоит в том, что происхождение культуры объясняется как следствие совершенствования интеллекта и возникновения сознания. Предполагается, что изменение психики индивидуальных особей - это первичный фактор, а возникновение культуры – его вторичный результат.

Однако с синергетической точки зрения образование человеческого общества есть скачкообразный процесс перехода от более низко организованной системы - обезьяньего стада – к более высоко организованной системе. При таком переходе имеет место «системный эффект»: не изменение частей определяет свойства целого, а, наоборот, изменение организации системы как целого ведет к появлению новых свойств у ее частей. Возникновение культуры и есть такого рода «системный эффект».

Это значит, что не изменения в организмах и психике индивидуальных особей приводят к формированию культуры, а, наоборот, преобразование системы – обезьяньего стада в человеческое общество – является основой изменения ее элементов-индивидов; антропогенез есть продукт социогенеза и культурогенеза.

Возникновение человека – животного вида Homo Sapiens - вовсе не было обязательным и необходимым результатом биологической эволюции. Хотя тело человека имеет видовые признаки, отличающие его от других животных, но анатомически и физиологически он очень сходен с ними. У человека и шимпанзе – 98,7% общих генов, так что биологическое различие человека от обезьяны держится всего лишь на одном с небольшим проценте.. В организме человека нет ничего такого, что с необходимостью порождало бы у него разумность и способность к свободной созидающей деятельности.

Биологическая природа человека не обуславливает неизбежность его выхода из животного состояния. В этом смысле правомерно утверждать, что человек не есть создание природы: он творит себя сам, по законам своего собственного – неприродного – бытия, т.е. бытия социального. Именно в этом социальном бытии и следует искать объяснение всего, что в человеке является «человеческим», а не «животным» (душа, сознание, разум, деятельность, образ жизни и пр.). Вне общества, без особых, социальных форм организации жизни человек – не более чем животное.

Подтверждением тому являются так называемые «Маугли» – дети, в силу каких-то обстоятельств оказавшиеся вне общества. Все они вели чисто звериный образ жизни и после того, как были найдены (пойманы!), не смогли ни овладеть речью, ни усвоить навыки нормального человеческого поведения. Никому из них так и не удалось стать полноценным человеком.

Таким образом, культура возникает не потому, что у человека появляется разум, а, наоборот, разум у человека развивается потому, что возникает культура.

Из рассмотренных выше теорий происхождения культуры наиболее приемлемой представляется созданная Марксоми Энгельсомтрудовая теория, указывающая на основополагающую роль труда в этом процессе. Видимо, для изготовления самых примитивных орудий труда нашим далеким предкам не нужен был высокий интеллект. Но постепенный переход к более сложным трудовым операциям по изготовлению более совершенных орудий требовал повышения интеллектуального уровня. На определенной стадии для создания орудий труда стали необходимы способности, свойственные человеку разумному. Главный вопрос, однако, состоит не в том, как в процессе труда развивались качества человека, а в том, почему люди стали применять орудия в своей деятельности, создавать и совершенствовать их, тогда как никакие другие виды животных к этому способу деятельности не обратились.

До полной ясности в этом вопросе современная наука не дошла. Скорее всего, к орудийной трудовой деятельности гоминид привело счастливое стечение обстоятельств: это и стадный образ жизни; и видовые особенности их организма (неразвитость клыков и других средств защиты, приспособленность конечностей к выполнению разнообразных функций и т.д.); и ледниковое похолодание, приведшее к переселению гоминид на равнины; и вынужденные новыми условиями обитания перемены форм поведения, освоение более сложных приемов добывания пищи, разделение обязанностей между членами племени, развитие сигнальной коммуникации. Сочетание всех этих обстоятельств – редкая удача, которая могла бы и не случиться. Тогда на Земле человечества не было бы.

Но уж если эволюция гоминид вступила на путь антропогенеза, то траектория этого пути закономерно ведет к образованию человеческого общества. Сплочение племени, взаимозависимость и согласование действий его членов, целенаправленные трудовые процессы, предполагающие предвидение результатов, обучение младшего поколения трудовым навыкам – все это становится необходимостью, ибо иначе племени не выжить. Эволюция направляется на развитие у Homo Sapiens таких особенностей тела и психики, которые соответствуют этой необходимости. Происходит естественный отбор, ведущий к совершенствованию мозга и мозговой деятельности, способности к подражанию (нужной для быстрого перенятия опыта старших), строения руки и гортани. Эволюция обеспечивает выживаемость не за счет инстинктов, а за счет интеллекта.

Эволюционный процесс отбирает качества, которые обеспечивают выживание не столько отдельной особи, сколько всего племени. «Предкультура» складывается как форма сохранения и трансляции накапливающегося в первобытной общине опыта.

Раннепервобытный род (семья) – группа из 20-30 особей, среди которых 7-8 мужчин. Судьба рода в значительной мере зависела от ума и других психических качеств вождя. Он являлся отцом большинства детей, и его гены были главным материалом естественного отбора. Естественный отбор происходил через выживание или гибель целых групп (родов, семей). Роды с плохими вождями гибли, и гены их исключались из дальнейшего отбора. Если же род размножался, то гены его вождей репродуцировались в последующих поколениях. Преимущество получали не столько более сильные, сколько более умные. Все мы – «потомки победителей»[109].

С возникновением культуры законы биологической эволюции постепенно уступают место законам функционирования и развития социальных систем. Общество как социальный организм живет и определяет жизнь человеческих особей принципиально иначе, чем это происходит с живыми существами в природе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.