Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преходящая и непреходящая культура




Реликтовые и проектные культурные формы

Фактор времени не только отделяет культуру настоящего от культуры прошлого, он расслаивает и живую культуру. Под его влиянием в ней появляются три темпоральных слоя или уровня[119].

Основную часть живой культуры составляют характерные для нее «коренные» формы, в которых сохраняется, обновляется и распространяется социальная информация, необходимая для деятельности людей в данных исторических условиях. Это главные и определяющие формы данной культуры. Они обеспечивают стабильность общества и воспроизводство средств его существования.

Второй слой живой культуры – это реликтовые культурные формы, которые представляют собой «осколки прошлых культур, уже потерявшие ценность для общества новой исторической эпохи, но тем не менее воспроизводящие определенные виды общения и поведения людей»[120] (например, обычаи, суеверия и приметы, имеющие хождение в наши дни, но возникшие еще в первобытном обществе). Реликтовые формы обречены умереть и занять свое место в архивной культуре. Однако их умирание может тянуться очень долго, и их временное оживление может вызывать возвращение на какой-то срок к уже пройденному.

Третий слой – проектные культурные формы, содержащие зародыши культуры будущего. В новых научных и технических идеях, открытиях и изобретениях, новых социальных идеалах, принципах и программах переустройства общества закладываются вехи путей дальнейшего развития общества. Разработка проектных форм культуры есть дело творчества в философии, науке, инженерии, искусстве.

Конечно, не проекты будущего осуществляются, а те, которые воплощаются в жизнь, могут привести совсем к иным результатам, чем ожидалось их творцами (как это получилось при строительстве социализма в СССР). Но, тем не менее, проектные формы необходимы обществу, и в культуре каждой эпохи создаются разнообразные варианты путей к будущему, выбор из которых далеко не всегда предсказуем.

Еще одно темпоральное расслоение живой культуры связано с длительностью существования возникающих в ней феноменов. К преходящей культуре относятся явления, которые живут в культуре сравнительно недолго и исчезают, не оставляя сколько-нибудь заметного следа в последующем ее развитии.

Например: капризы моды; псевдоискусство; лжеоткрытия в науке; пропагандистско-идеологические концепции, сочиненные для оправдания зигзагов государственной политики.

Непреходящее содержание культуры складывается из достижений, не теряющих своей ценности со временем. Они сохраняются в дальнейшем развитии культуры, становясь образцами и средствами для создания новых культурных ценностей.

Таковы, например, важные изобретения, определяющие пути развития техники; научные идеи и методы, позволяющие углубить знания о мире; сочинения великих философов; шедевры искусства.

Творчество происходит и на уровне преходящей, и на уровне непреходящей культуры. На уровне преходящей культуры оно порождает продукты, новизна которых, в сущности, незначительна, а социальная значимость невысока и скоро утрачивается. Поэтому культурная жизнь на этом уровне поддерживается быстрой сменой новаций.

Творчество на уровне непреходящей культуры ведет к созданию произведений, обладающих принципиальной новизной и большой социальной значимостью. Новации в этом слое культуры значительно более редки, и чем выше уровень творчества, тем они реже. Но они живут долгой жизнью и являются источниками, наполняющими поток культуры новым содержанием.

Творчество, вносящее крупные сдвиги в культуру, неразрывно связано с сохранением ее лучших достижений. Консервативность, понимаемая в этом смысле, — столь же необходимая сторона культуры, как и новаторство. Забвение и уничтожение наследия предков неминуемо ведет к упадку культуры.

В ходе культурной революции, происшедшей в СССР, была ликвидирована неграмотность, расширилась система образования, возросли тиражи книг, развилась массовая художественная самодеятельность. Но вместе с тем были уничтожены многие храмы, перестала исполняться церковная музыка, оказались забытыми русские философы-идеалисты — Вл.Соловьев, Н.Бердяеви др. Что же произошло — подъем или упадок культуры? По-видимому, уровень массовой культуры возрос, но непреходящая культура понесла существенные потери. Время, однако, сделало свое дело, и в наши дни отправленные в архив культурные ценности вновь вошли в живую культуру: как сказано у М.Булгакова, «рукописи не горят» - непреходящая культура не умирает.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.