Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ритмика культурных процессов




Возможны различные модели культурной динамики. Самая простая – изображение культурного процесса как вздымающейся вверх непрерывной прямой, состоящей из следующих друг за другом точек-новаций. Однако в действительности все сложнее: одни времена наполнены значительными культурными событиями, тогда как в другие ничего примечательного в культуре не происходит. Противоположная крайность – представление о совершенной хаотичности культурной жизни общества, отрицающее возможность существования каких-либо динамических закономерностей.

Согласно синергетике, эволюция любой сложной диссипативной структуры протекает во взаимодействии порядка и хаоса. Так происходит и с культурой. В ней одновременно совершается множество процессов, каждый из которых представляет собою сплетение больших и малых событий. Одни из них сознательно планируются и осуществляются, другие рождающихся неожиданно по воле случая. Но прослеживая серии культурных событий в течение какого-то периода времени, можно заметить в них некоторые, более или менее устойчивые тенденции и закономерности.

Есть общие тенденции, существующие на протяжении всей истории человечества – например, рост объема знаний, увеличение словарного состава языка. Есть и частные, действующие в культуре какого-то народа сравнительно недолго – например, ослабление нравственности в итальянском обществе эпохи Возрождения, распространение французского языка среди русской знати с конца XVIII до начала XX в. В истории культуры часто рост какого-либо параметра постепенно затухает и затем начинается его уменьшение, и наоборот. В результате образуются волны и циклы.

Н.Д.Кондратьевупринадлежит открытие циклов в развитии экономики длительностью в 48-55 лет («длинные волны» Кондратьева)[121]. На протяжении каждого цикла экономический подъем сменяется спадом. При этом существует тенденция исторического роста экономики. На рис. 12.1 изображены хронологические рамки кондратьевских волн[122].

 

  1780-1890 1844-1851 1890-1895 1933-1938 1975-1985 1810-1817 1870-1875 1914-1920 1945-1955 2000-2010

 


Рис. 12.1

 

Волны, подобные кондратьевским в развитии экономики, наблюдаются и в развитии различных областей культуры. Й.Шумпетери Л.Лоусвязали открытые Кондратьевымциклы с волнами изобретательской активности. Так, во время первого кондратьевского цикла (1780-е – 1840-е гг.) произошла замена водяного колеса паровой машиной, древесины – углем и железом, возникла текстильная промышленность; во втором цикле (1840-е - 1890-е гг.) в жизнь вошли железные дороги и пароходы, железо стало уступать место стали; третий цикл (1890-е –1930-е гг.) связан с повсеместным применением электричества, созданием двигателя внутреннего сгорания, развитием химии.

Интересный подход к проблеме «волн истории» был предложен С.Ю.Масловым[123]. Он провел параллель между информационными процессами в обществе и в мозгу человека и выдвинул гипотезу о том, что в общественном сознании чередуются периоды доминирования «левополушарного» и «правополушарного» способов обработки информации. Масловописал и два типа общественного сознания – аналитический (при доминировании «левого комплекса» в культуре) и синтетический (при доминировании «правого комплекса»).

Анализ исторических данных с этой точки зрения выявил циклы длиной около 50 лет, проявляющиеся, например, в смене художественных стилей. Так, «левому» комплексу в культуре соответствует тяга к классицизму, а «правому комплексу» - к барокко. Аналогичные 50-летние циклы В.М.Петровобнаружил в музыкальном искусстве Вслед за Масловым Петров выделил критерии для определения аналитического («левого») и синтетического («правого») комплексов в социально-политическом (или социально-психологическом) климате общества. Например, открытость общества, рост импорта товаров, преобладание договорных начал, высокий престиж образования и знаний – признаки доминирования «левого комплекса»; замкнутость, сепаратизм, падение импорта, преобладание авторитарного стиля, низкий престиж образования и знаний – признаки доминирования «правого комплекса». Оказалось, что чередование аналитических и синтетических периодов в социально-политическом климате достаточно точно описывает характер происходивших в истории нашей страны процессов.

Фазы волн Кондратьевав экономике и волн Масловав культуре хронологически приблизительно совпадают. По-видимому, за этим совпадением кроются какие-то общие закономерности, определяющие ход исторических процессов и нуждающиеся в дальнейшем исследовании.

Циклический характер культурной динамики не означает, что каждый новый цикл является простым повторением предыдущего. Процесс развития культуры сочетает циклическую повторяемость с необратимостью и направленностью. Инновации, имеющие место в каждом цикле, вносят в него новое содержание и делают его в чем-то непохожим на предшествующие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.