КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные технологии формирования лидера и команды
В системе социальных технологий, применяемых в различных сферах взаимодействия индивидов, групп и организаций в XXI веке, несомненно, одно из приоритетных мест занимает проблема социально-технологических процедур, способствующих формированию новой генерации лидеров. Это обусловлено коренной трансформацией всех сфер общественной жизни: производства, социальной сферы, политики, культуры, происходящей при переходе к новому типу цивилизации. В условиях крупномасштабной плюрализации социальных позиций, смысложизненных установок, ценностных ориентации, социокультурных и религиозных предпочтений, способов и форм проведения досуга различных индивидов и групп возникает настоятельная потребность в формировании нового типа лидеров во всех сферах общества. А именно лидеров, способных быстро и адекватно улавливать назревшие изменения, эффективно на них реагировать, мобилизовывать и сплачивать людей на решение вновь возникающих нетрадиционных проблем и нетривиальных задач. Именно этим и обусловлено возрастающее значение разработки и практической реализации социальной технологии формирования лидеров, освоения ими разнообразных методов управленческой деятельности. Лидер в своем реальном действии выступает как личность, способная объединить людей ради достижения определенной цели, оказать на них решающее влияние, организовать и направить их коллективные действия в определенных социальных группах, организациях, союзах, движениях. Лидерство существует везде, где есть организация и власть, где осуществляется господство и подчинение. Чтобы стать лидером в определенной ситуации, человек должен обладать определенными социальными качествами, помогающими ему выделить и возглавить именно те действия ведомых им людей, которые в наибольшей степени соответствуют их целям, интересам, потребностям и способны привести к решению поставленных перед ними задач. Иными словами, в общественной жизни очень часто возникают вполне определенные ситуации в групповых взаимоотношениях, которые приводят к выделению из общей массы вполне определенных членов группы, превосходящих всех других по крайней мере в одном качестве, которое оказывается особенно необходимым в данной ситуации.
Таким образом, лидером определенная личность становится вследствие: 1) наличия определенной ситуации, которая выдвигает определенные требования к действиям людей, объединенных в данную группу, и формирует потребность в определенном типе лидерства; 2) определенных ожиданий к потенциальному лидеру со стороны группы; 3) наличия определенных черт личности у потенциального лидера, определенных особенностей характера, способностей, воли, мужества, красноречия, умения вести за собой людей и брать ответственность на себя и т.д. В данном случае как раз и возникает потребность в разработке и применении на практике социальной технологии лидерства. Чтобы привести к желаемым результатам, она должна: 1) вычленить основные отличительные черты лидера как личности и особенности его деятельности; 2) изучить и принять во внимание личностные образы лидера и мотивы его предпочтения, существующие в сознании его последователей, побуждающие их следовать за ним; 3) определить основные характеристики роли лидера; 4) выявить содержательные (политические, исследовательские предпринимательские и др.) и правовые параметры, в которых действует лидер и в которые он и его последователи вовлечены; 5) перевести все эти показатели, полученные аналитическим путем, в практически значимые рекомендации, выполнение которых может существенно помочь лидеру осуществлять его лидирующую, ведущую роль в данной группе или общности более широкого типа.
Приоритетное значение в социальной технологии лидерства имеет определение основных функций лидера. Их перечень можно свести к следующему: 1. Глубокий анализ и оценка ситуации, тенденций ее развития. 2. Доведение до подчиненных своего понимания ситуации. 3. Выслушивание мнений сотрудников и умение их оценивать, обобщать и использовать при оценке ситуации, ее возможных изменений для выработки правильного решения. 4. Определение направления и программы деятельности данной группы или организации. 5. Интеграция членов группы, объединение вокруг себя масс. 6. Нахождение, принятие и обоснование оптимальных решений, направленных на активизацию деятельности группы (общности), ориентированной на достижение выбранных целей и решение вытекающих из них задач. 7. Инициирование обновления, внедрение инноваций, рассчитанных на оптимизацию деятельности группы (общности) и повышение ее эффективности. 8. Повышение мобильности и гибкости группы, организации, в первую очередь при внедрении инноваций. 9. Соединение заботы о повышении эффективности дела с заботой о людях, об удовлетворении их интересов, потребностей, стремлений. 10. Контроль осуществляемых членами группы, организации действий с точки зрения соответствия их достижению намеченной цели. 11. Мобилизация всех кадровых, организационных, финансовых, технических ресурсов на достижение этих целей. 12. Демонстрация на деле своих знаний, опыта, интуиции, настойчивости, энергии, уверенности в возможности и необходимости достижения цели, поставленной перед группой, организацией или общностью более масштабного типа – социальным слоем классом, нацией, страной. Чтобы оказаться в состоянии эффективно выполнять эти функции, лидер должен обладать рядом социальных качеств. Разумеется, в различных сферах деятельности набор таких качеств будет неодинаков. Но наиболее типичные, успешно реализуемые в различных сферах деятельности личностные качества лидера таковы: 1) одаренность; 2) стремление к знаниям и высокий уровень развития интеллекта;
3) высокий профессионализм; 4) активность; 5) инициативность; 6) надежность; 7) впечатляющая внешность; 8) высокая степень уверенности в себе; 9) способность и умение формулировать четкие цели и задачи, определять конкретные требования для их достижения; 10) умение мобилизовать людей и сплотить их вокруг себя для достижения поставленной цели. Однако для эффективного выполнения функций лидерства структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами, социальными ожиданиями, деятельностью, интересами и задачами его подчиненных. Поэтому эффективно действующий лидер немыслим без способности и навыков работы с подчиненными, что предполагает знание и умение его применять различные социальные технологии, прежде всего обучающие, саморазвивающие личность. Следовательно, для своей эффективной деятельности лидер современного типа нуждается в знании и выработке навыков практического применения социологии и психологии личности, поведения, деятельности и организации. Из всего вышеизложенного вытекает вполне определенный вывод – существует некий набор навыков, которыми желательно владеть, чтобы осуществлять эффективное лидерство. Социальная технология лидерства рекомендует определенный набор следующих навыков. Первый из них – призыв: «Будьте практичны». Человек в своей деятельности всегда осуществляет определенный выбор, однако лидер отличается от нелидера тем, что первый всегда осуществляет свой выбор: 1) осознанно; 2) активно; 3) целенаправленно; 4) способен убедить других в правильности сделанного выбора; 5) умеет мобилизовать усилия других людей на обеспечение выбранной цели. Не лидер же чаще всего стремится отложить выбор на «потом», если выбор сложный, – уклониться от него или переложить его на других. Он рассуждает примерно так: а может быть, обстоятельства изменятся и не придется выбирать, а уж если и осуществлять выбор, то лучше поступить так, как делают другие, как все. Не высовываться, пусть лучше кто-то выберет, а мы примкнем к ним. Умение осуществить верный выбор цели и средств ее достижения, а затем целенаправленно действовать в заданном направлении называется проактивностью. Проактивность – это способность активно осуществлять выбор цели, средства ее достижения, подчинять свои мысли, чувства, действия, инициативу и активность достижению поставленной цели и решаемым задачам. Типичным примером такого проактивного лидера могут быть лидеры национально-освободительного движения (И. Ганди и М. Ганди, Ф. Кастро и др.), своей целеустремленностью и настойчивостью, нравственностью своего примера превратившиеся в национальных лидеров и добившиеся самостоятельности и независимости своей страны.
Навык второй, которым должен овладеть каждый лидер, звучит так: «Начинайте с мыслью о конце». Это означает, что лидер в своих стремлениях, действиях должен руководствоваться не сиюминутными соображениями и успехами, а ориентироваться на перспективную целеустановку, брать за точку отсчета не сегодняшнее достижение, а ту цель, пусть и отдаленную, ради которой создается группа последователей или организация, выбирается направление действий. Исходя из такого подхода и следует строить планы на жизнь. А это означает, что, прежде чем начать действовать, необходимо сначала создать в сознании, в мыслях и убеждениях чертеж, план будущего, в котором будет очевидна ориентация на смысложизненные принципы. Это правило особенно важно для лидера. Если он намеревается эффективно осуществлять лидерскую деятельность, то он обязан четко учитывать изменяющиеся обстоятельства, оперативно и гибко на них реагировать, переориентируя возможности, способности, ресурсы – свои собственные и своей группы – в правильном направлении, которое вело бы в конечном счете к заранее выбранной и спланированной стратегической цели, не отвлекало на второстепенные дела. Лидер, овладевший таким навыком, способен не только целеустремленно вести свою группу к намеченной цели, но, если возникает необходимость, то и переделать в корне сценарий деятельности. Третий навык, это – «Соблюдай приоритеты». Этот навык является естественным следствием первого и второго навыков, основанных на инициативе и воображении, и означает применение в практической деятельности независимой воли и эффективной самоорганизации. Человек, который руководствуется этим навыком, активно действует ради достижения поставленной цели, а не служит объектом действия, умеет правильно спланировать свое время и всю свою жизнедеятельность. Деятельность любого человека, а тем более лидера характеризуется двумя основными параметрами: срочность и важность. В зависимости от этих параметров расходуется и рабочее время лидера. Необходимо при реализации этих параметров учитывать и такой вариант: если срочное отвлекает от важного, то лучше сосредоточить все свои силы и способности, все возможности и ресурсы на важных делах, успех которых продвигает группу (организацию) к намеченной цели, к ее успешному достижению. Навык четвертый гласит: «Руководствуйтесь установкой на выигрыш». В своих взаимодействиях друг с другом люди используют различные модели поведения. Чаще всего лидерами, особенно если лидерство совпадает с функциями руководителя организации, применяется стратегия «Выигрыш-Проигрыш». Ее суть реализуется в формуле: «Будет по-моему, а не по-твоему». Люди с таким менталитетом и установкой используют любые преимущества: власть, общественное положение, авторитет, связи, собственность, силу характера или воли, чтобы настоять на своем, продемонстрировать свое превосходство. В то же время наибольший эффект оказывает стратегия лидера, ориентированная на «Выигрыш-Выигрыш». Реализация данной стратегии сопровождается чувством радости, оптимизма, личного чувства свершения, переносится во вне, на других людей, окрыляет их, приводит к коллективной победе. Коллективная победа не означает выигрыш одного, пусть даже и лидера, и выигрыш другого, а скорее означает победу всех и каждого над собой, обеспечивает эффективный и взаимный успех общего дела. Навык пятый можно сформулировать следующим образом: «Стремиться сначала понять, а уж потом – быть понятым». Чаще всего в жизни бывает наоборот: лидеры стремятся, чтобы поняли их, пытаются навязать свое мнение, свое суждение, оценки и т.д. Однако гораздо важнее – вникнуть в суть проблемы и научиться понимать других как себя. Навык шестой – это реализация принципа обеспечения единства действий с другими, принцип творческой кооперации. Это высший тип подлинно человеческой деятельности. Он предполагает взаимодействие основных человеческих способностей (самосознания, воображения, совести, независимой воли) с творческой активностью, умением предвидеть, верно выбирать, слушать и сопереживать. Это позволяет создать сплоченный коллектив с высоким уровнем культуры сотрудничества. Навык седьмой – Это умение достигать сбалансированного самообновления. Этот навык обновляет состояние личности: физическое, интеллектуальное, социально-эмоциональное и духовное. 1. Физическое самообновление включает в себя постоянную заботу о своем теле (правильное питание, отказ от вредных привычек, разумный отдых, снятие вовремя напряжения). 2. Духовное обновление – это центр, ядро личности, которое, оставаясь постоянным, тем не менее должно обогащаться новыми духовными ценностями (музыка, литература, искусство, религия, общение с природой и т.д.). 3. Интеллектуальное обновление достигается в процессе беспрерывного обучения. Именно такой вид обучения – лучший способ развить у себя привычку постоянно развивать свой кругозор. Только в данном случае лидер всегда будет на интеллектуальной высоте. 4. Социально-эмоциональное обновление –оно совершенствуется в повседневном общении с другими людьми. В данном случае должно соблюдаться следующее условие: «Чем выше мы сумели поднять других людей в своем и в их собственном мнении, тем выше в социально-эмоциональном отношении мы поднимемся сами». Данное качество – одно из необходимых для эффективной деятельности лидера. Навык восьмой гласит следующим образом: «Самое главное – не терять высоты». Ее утрата – это дорога вниз, потеря своих лидирующих позиций. Поэтому в деятельности лидера очень важно двигаться от одних достижений к другим с верой в свои силы и способности, так как признание и радость жизни подлинного лидера должна быть в этой великой энергии. Итак, овладение названными выше навыками создает благоприятное пространство и условия для формирования у лидера высокой культуры власти. Данные навыки как раз и являются теми социальными технологиями, которые позволяют реализовать руководителю свой профессионализм, ответственность, уважение и заботу об интересах, потребностях, стремлениях своих работников на практике. Наивысшей способностью лидера является умение сплотить вокруг себя заинтересованных людей для достижения общей цели, сформировать команду. В приложении приводится социальная технология формирования работоспособной команды для решения определенного круга задач на основе учета социальных и психологических характеристик личности. В дополнение необходимо выделить также необходимые условия эффективной командной работы. Это: · Поддерживающее окружение. Оно предполагает формирование общих целей, необходимых для совместной работы и веры в способности членов команды. Поэтому вся управленческая деятельность должна быть направлена на создание благоприятной атмосферы для совместной работы и высокий уровень организационной культуры. · Квалификация и четкое осознание выполняемых ролей. Члены команды должны иметь необходимую для выполнения задач квалификацию и желание участвовать в процессе труда. При этом каждый член команды способен четко осознавать роль всех членов группы и действовать в соответствии с ситуацией, не дожидаясь приказов сверху. · Сверхзадача. Суть ее состоит в том, чтобы удерживать членов команды на «маршруте», ведущем к достижению общей цели. Общая цель или сверхзадача: - объединяет усилия всех сотрудников, - повышает уровень их коллективной ответственности. · Командное вознаграждение. Материальное и моральное вознаграждение должно быть важнейшей ценностью для членов группы и восприниматься как заслуженное, побуждать сотрудников к выполнению общих задач. Инновационное командное вознаграждение может включать в себя предоставление права отбора новых членов группы, права выступать с рекомендациями новому начальнику или с предложениями о методах поддержания дисциплины в группе. · Возможные проблемы команды. В слаженной, хорошо работающей команде работники разделяют общие ценности, осознают свою ответственность за соблюдение сроков выполнения заданий. Но в команде могут быть и проблемы. Среди них можно выделить следующие: - неприятие сотрудниками отхода от классических форм руководства, - взаимная несовместимость работников, - неадекватная оценка вклада работника, - несправедливое распределение работ, - пристрастность руководителя к отдельным членам команды, - их знаниям, квалификации и т.д. Все это снижает эффективность групповой работы. Безусловно, в процессе формирования и функционирования команды необходимо создавать максимальные условия и возможности для развития самоуправленческих начал и автономии в команде. Такие команды: · полностью несут ответственность за результаты производственной деятельности, · они для этого наделяются властью, · обучаются планированию и управлению, · контролю за собственной деятельностью. Обычно на начальных этапах самоуправления команды отвечают за решение простейших задач (содержание помещения, соблюдение правил безопасности и т.д.), затем задачи усложняются и команде предоставляется полная свобода действий вплоть до исполнения управленческих функций.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |