Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность рынка. Экономические агенты. Функции рынка. Виды рынков




Тема 2. Теория спроса и предложения

Наиболее эффективно проблема распределения ресурсов, ограниченных по сравнению с постоянно растущими потребностями общества, решается через рынок. В условиях рыночной экономики действия отдельных экономических субъектов координируются с помощью цен. Равновесные цены формируются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения товаров. Потребительское поведение определяется не только ценой, но и другими факторами.

Основные вопросы темы:

1. Сущность рынка. Экономические агенты. Функции рынка. Виды рынков.

2. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

3. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.

4. Рыночное равновесие. Равновесие в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах. Влияние фиксированных цен на рыночное равновесие.

5. Эластичность спроса. Эластичность предложения. Практическое значение теории эластичности.

6. Полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.

7. Количественная (кардиналистская) теория потребительского поведения.

8. Порядковая (ординалистская) теория потребительского поведения.

 

В самом общем виде рынок можно определить как всякий институт или механизм отношений между покупателями (потребителями) и продавцами (производителями) по поводу обмена всей массы произведенных товаров и услуг. Рынок означает добровольную взаимную передачу прав собственности субъектами, которые могут выбирать партнеров по сделке, и ее условия. Необходимая и безусловная предпосылка существования рынка – это товарный характер производства. Товар – это экономическое благо, предназначенное для обмена путем купли-продажи.

Товар обладает двумя свойствами полезность (потребительной стоимостью) – способностью удовлетворять какую-либо потребность людей и ценой, характеризующей пропорции обмена данного товара на другой товар (деньги).

Первым необходимым условием возникновения и существования товарного производства, а следовательно, и рынка, является общественное разделение труда – обособление различных видов производственной деятельности.

Второе условие возникновения и существования товарного производства – это экономическая (хозяйственная) самостоятельность производителей, дающая им возможность принимать независимые решения по поводу того, что, как и для кого производят. Такую независимость дает частная собственность. Специализация на производстве определенного продукта и частная собственность на него делают необходимым обмен производимыми продуктами. Третьим условием существования товарного производства является обмен как форма связи между специализированными и обособленными производителями.

Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и действующих в соответствии с ними в процессе производства, распределения обмена и потребления экономических благ, называют экономическими агентами, или хозяйствующими субъектами. Экономическим агентом может быть как отдельное лицо, так и несколько или множество лиц. В производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ участвуют три основных хозяйствующих субъекта. Этими хозяйствующими субъектами (экономическими агентами) являются: домашние хозяйства, фирмы и государство.

Домашнее хозяйство – хозяйствующий субъект, деятельность которого направлена на удовлетворение собственных потребностей. К домашним хозяйствам относят отдельных лиц и семьи. Основные виды деятельности домашних хозяйств: предложение факторов производства, находящихся в их частной собственности; потребление полученного дохода от продажи факторов производства и сбережение части этого дохода.

Фирма (предприятие) – это хозяйствующий субъект, представляющий собой одного владельца факторов производства или, как правило, их объединение, основными функциями которого является: закупка факторов производства, производство и реализация экономических благ, поддержание и развитие производственной базы (инвестирование).

Государство – это все государственные организации и учреждения, в функции которых входит производство общественных благ, удовлетворяющих коллективные потребности; перераспределение части доходов и ресурсов общества; проведение политики, направленной на повышение эффективности экономики в целом и др.

Современная экономическая наука исходит из теории рационального поведения субъектов, т.е. стремления его к максимизации полезности в условиях ограниченности ресурсов.

Рынок выполняет следующие функции: 1) посредническую, 2) информационную, 3) ценообразующую, 4) регулирующую, 5) санирующую.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.

Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющие цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.

Ценообразующая функция - это формирование цен на товары и услуги. Цены отражают полезность товара и издержки на его производство.

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей изменять объемы производства, снижать затраты, улучшать качество продукции. Санирующая функция проявляется в том, что рынок очищает экономику от неэффективно работающих производителей.

Рыночная экономика представляет собой совокупность огромного количества самых разнообразных рынков, для которых характерны определенные отличительные черты и которые можно объединить в определенные группы (табл. 2.1).

Таблица 2.1.

Виды рынков

Критерий группировки Вид рынка
Вид рыночного продукта товаров и услуг, труда, капитала, научно-технических разработок, земли, ценных бумаг, валюты и т.п.
Региональная принадлежность местные, региональные, общенациональные, мировые
Степень развитости конкуренции совершенной и несовершенной конкуренции
Масштабы продаж оптовой торговли, розничной торговли
Степень соблюдения законности легальные, нелегальные, «теневые», «черные»
Степень участи государства саморегулирующиеся, регулируемые, деформированные

Необходимым условием нормального функционирования рынков является наличие рыночной инфраструктуры – совокупности отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли-продажи, совершаемые на рынке.

Основные элементы инфраструктуры современного рынка:

- биржи (товарные, фондовые, валютные биржи труда и т.п.);

- аукционы, ярмарки;

- кредитная система и коммерческие банки;

- информационные технологии и средства деловой коммуникации;

- рекламные агентства и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.