Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядковая (ординалистическая) теория потребительского поведения




Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения

Существует две версии теории потребительского поведения:

- количественная, или кардиналистическая;

- порядковая, или ординалистическая.

Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения исходит из того, что полезность измерима. Для теоретических измерений полезности была введена даже единица полезности – «утиль» (от англ. utility – полезность). Согласно этой теории рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полезности товара к цене товара для всех товаров, приобретаемых потребителем, равны. В этом случае потребитель достигает состояния равновесия. Потребительское равновесие – это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара. Условие потребительского равновесия, может быть выражено следующим образом:

MUa = MUb = MUc =…,

Pa Pb Pc

 

где MU - предельная полезность благ a, b, c;

P – цена благ a,b,c.

Возможность количественного измерения полезности, оценка которой носит субъективный характер, подвергалась многочисленной критике. В противовес кардиналистической теории многие экономисты выдвинули порядковую (ординалистическую) теорию потребительского поведения, согласно которой субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или иного набора товаров для потребителя.

Допустим, что потребитель ежемесячно потребляет определенное количество товара X (одежда) и товара Y (продукты питания). Удовлетворить свои потребности потребитель может за счет разных наборов, состоящих из разного количества товара X и Y.

Обозначив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной оси – товар X и найдя координаты приведенных выше различных наборов двух товаров, можем построить кривую, которая называется кривой безразличия.

Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя.

 
 

 


Описать предпочтения по всем наборам разных товаров (X и Y) можно с помощью карты кривых безразличия (рис. 2.12). Карта кривых безразличия – это множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень полезности. Чем кривая безразличия дальше от координат, тем выше полезность набора товаров.

Карта кривых безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения, однако она не отвечает на вопрос, какой именно набор выберет потребитель. Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать покупательную способность потребителя – его бюджетное ограничение, т.е. учесть доход потребителя и цены товаров.

 

 

 

 


Алгебраически бюджетное ограничение может быть представлено следующим образом:

Px X + PyY=I,

где Px и Py – цена товара X и товара Y;

X, Y – количество товаров, которое может быть куплено на доход потребителя;

I – доход потребителя.

Совокупность вариантов выбора, открывающихся перед потребителем, исходя из его бюджетного ограничения, может быть представлена в виде графика. Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной товар X, построим бюджетную линию (рис. 2.13).

 

Бюджетная линия (BL) – это линия, графически отображающая набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат. Любая точка, лежащая на бюджетной линии, означает доступность набора товаров потребителю, т.е. его доход позволяет ему приобрести любой набор товаров.

При изменении цен и доходов меняется положение бюджетной линии. Бюджетная линия:

- сдвигается вправо, если доход потребителя увеличивается или если происходит одинаковое снижение цен на оба товара;

- сдвигается влево, если доход потребителя уменьшается или если происходит равное повышение цен на оба товара;

- меняет угол наклона, если цены товаров изменяются непропорционально.

Изучив потребительские предпочтения и бюджетные ограничения, можно показать, как потребитель делает конкретный набор, т.е. решает, сколько товаров каждого вида приобрести. Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отвечать двум требованиям: во-первых, он должен находиться на бюджетной линии и, во-вторых, набор потребляемых товаров должен быть предпочтителен по сравнению с другими. Этим условиям соответствует точка касания бюджетной линии кривой безразличия. На рис. 2.14 эта точка е.

 


Набор, который обеспечивает максимально возможное удовлетворение потребностей, соответствует координатам точки касания бюджетной линией кривой безразличия. В этой точке потребитель находится в положении равновесия – состоянии, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое товарное производство и каковы предпосылки его возникновения?

2. По каким критериям можно сгруппировать все рынки?

3. Что такое инфраструктура рынка и что она в себя включает?

4. Объясните действие эффекта дохода и эффекта замещения?

5. Как влияют изменения моды, вкусов, предпочтений покупателей на рыночный спрос?

6. Что происходит с кривой спроса под воздействием неценовых факторов спроса?

7. Какие факторы приводят к смещению кривой предложения?

8. Как соотносится фактическая цена и цена рыночного равновесия, если на рынке возникают: а) излишек, б) дефицит.

9. Объясните механизм ликвидации излишков и дефицитов на рынке?

10. Как изменяется равновесная цена и равновесный объем, если спрос увеличится в большей степени, чем сократится предложение?

11. Объясните, что такое мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие? При каких условиях оно возникает?

12. Почему ценовые потолки и нижние уровни цен тормозят механизм свободного рыночного взаимодействия спроса и предложения?

13. Что характеризует эластичность спроса? Какие виды ценовой эластичности Вы знаете?

14. Как изменяется выручка от реализации в зависимости от ценовой эластичности спроса?

15. Что такое полезность? От чего зависит полезность экономического блага? Зависит ли полезность блага от издержек производства?

16. Какие факторы определяют выбор потребителя? Что Вы понимаете под рациональным потребительским поведением?

17. При каких условиях потребитель максимизирует совокупную полезность согласно количественной теории потребительского поведения?

18. Что характеризует кривая безразличия и карта кривых безразличий?

19. Что такое бюджетная линия? Как изменяется положение бюджетной линии при изменении дохода и цен.

20. В каком случае согласно порядковой теории потребительского поведения потребитель находится в равновесии?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.