Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, система и источники римского права. Рецепция и значение римского права для современной юриспруденции 1 страница




Римским правом в современной юриспруденции называется правовой режим, или комплекс всех юридических установлений, действовавших в государстве, условно называемом нами – Древний Рим. Причем границы существования римского права как правовой системы не совпадают с границами существования государства. Историки четко устанавливают временные границы Римского государства – с 753 г. до н. э. (признанный большинством исследователей год основания города Рима первым римским рексом-царем Ромулом Великим) по 476 г. н. э. (год упразднения Западной Римской империи путем введения последним римским императором Ромулом Августулом императорского акта о передаче всей полноты власти в Восточную Римскую империю под нажимом германских военных наемников). Римское же право (в виде обычного права) начало формироваться гораздо раньше: в период появления первых италийских племен на территории Апеннинского полуострова в начале I тысячелетия до н. э. Концом же существования римского права принято считать VI в. н. э – незначительный период времени после смерти императора Восточной Римской империи Юстиниана (565 г. н. э.), когда из постановлений императора, принятых с 535 по 565 г. н. э., римским юристам удалось собрать последний источник римского права – Новеллы Юстиниана.

Именно представители римской юридической науки – юриспруденции выработали особый прием для установления четких пределов при анализе какого-либо предмета или явления – юридическую дефиницию, или определение (латинское слово finis и означает «конец, граница, предел»). Римские научные школы «знатоков права» – юриспрудентов (iurisprudentes), а по-современному – юристов, дают разные определения понятия «право», в основном опираясь на толкование «истинного» значения латинского слова ius – «право». Римский юрист Ульпиан (один из ведущих римских юристов конца II – начала III в.) определял это понятие так: «Тому, кто намерен посвятить себя праву, следует, прежде всего, узнать, откуда происходит “право” – ius. Оно – от слова “справедливость”, iustitia. Небезосновательно нас (юристов) называют священнослужителями – мы распространяем знания о добром и правильном, стремясь сделать людей порядочными не только под страхом наказания. Юриспруденция (iurisprudentia) – это познание дел божественных и человеческих, знание права и морали»[1]. Другими словами, для римлян право – регулятор (regŭla – «линейка, измеритель») общественных отношений с помощью норм (norma – «мерка» должного и необходимого поведения, которую государство устанавливает для каждого гражданина), или типических образцов общеобязательного поведения.

Наиболее общее современное определение права состоит в том, что под правом понимают установленный порядок, принимающий различные формы в зависимости от государственного устройства. Иными словами, право – это определенная система общеобязательных определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни.

Предмет римского права – право Древнего Рима, которое сами римские юристы подразделяли на две части – публичное и частное. Традиционно в преподавании римского права в России сложилось положение, при котором публичное право изучается в курсе «История государства и права зарубежных стран» как история государственно-правовых институтов Древнего Рима, а частное право – в курсе «Римское право» как догма (теоретическое объяснение) гражданского права. Ульпиан говорил, что публичное право охраняет интересы государства, а право частное – интересы отдельных лиц. Нормы публичного права применялись в сфере защиты интересов государства. Защита интересов рядового гражданина находилась, прежде всего, в гражданско-правовой сфере – приобретение и защита собственности, владения, заключение и исполнение договоров, наследование имущества, компенсация причиненного вреда, брачно-семей­ные отношения и т. п.

Частное право включает в себя комплекс вещных и личных прав. В сфере отношений публичного права, преимущественно, действуют императивные нормы (например, обязательная уплата положенного налога, прохождение ценза и т. п.), тогда как в сфере частного права – в основном диспозитивные нормы (свобода договора, свобода выбора контрагента в договоре, право подачи иска или отказа от него и т. п.).

В Древнем Риме доктрина (учение) частного права часто излагалась в учебниках права, которые назывались наставлениями или, по-латыни, институциями (institutiones). Для удобства изложения эти институции делились на главы: лица, вещи, обязательства как изложение материального права, а затем к ним добавлялась глава, где рассматривались способы защиты лиц, вещей и обязательств с помощью судебных исков, т. е. часть процессуального права. Кратко принципы этого изложения можно проиллюстрировать на примере высказывания Гая. «Все право, которым мы пользуемся, – писал он, – относится либо к лицам, либо к вещам, либо к искам». Поскольку доктрина права рассматривалась римскими юристами как действующий источник права, то, соответственно, и нормы частного права при такой классификации (институционная система) располагались по этим разделам: лица, вещи (в том числе и обязательства, связанные с вещами), иски.

Принимая во внимание, что во времена Древнего Рима существовала именно институционная система объяснения права, в ряде современных учебников именно она положена в основу изучения римского права. Другие учебники излагают систему курса в виде двух частей – Общей и Особенной,как было принято в научных трактатах немецких юристов раннего Нового времени (начиная с XVI в.), которые черпали сведения в основном из сборника правовых установлений времен императора Юстиниана, называемого Пандектами (Pandectae) или Дигестами (Digestae). Поэтому такую систему изложения права называют пандектной.

В Общей части анализируется роль римского права в становлении правовых систем современности, причины рецепции римского права; раскрываются источники римского права, особенности правового положения различных категорий населения в Древнем Риме, порядок судопроизводства, виды исков, правовое регулирование семьи, брака и отцовской власти.

В разделе Особенной части рассматриваются основные институты римского частного права – вещное, обязательственное, наследственное право.

Существуют следующие основные этапы развития римского права, соотносимые с общими этапами развития Римского государства. Вместе с тем, периодизация римского права в различных учебниках может несколько отличаться друг от друга. Однако можно выделить следующую, наиболее общепринятую, периодизацию развития римского права, в которой историки связывают этапы развития права с определенными периодами в истории Римского государства.

Первый этап, называемый по-разному – архаичное, или древнее, или раннее право, – приблизительно VIII в. до н. э. – III в. до н. э. (в этот период римское право выделилось из обычного права италийских племен в право общины Рима и связанных с ним латинских родо-племенных союзов; было рассчитано на патриархальное хозяйство и являлось узконациональным, замкнутым).

Второй этап – период классического права – III в. до н. э. –
III в. н. э («золотой век» римской юриспруденции, когда, вследствие захвата обширных территорий и создания на них мошной державы, из узконационального римское право становится мировым. Этот период связан с формированием тех норм права, которые положены в основу значительного количества современных правовых систем.

Третий этап – период постклассического права – III в. н. э. – VI в. н. э. (этот период интересен для нас тем, что именно от него сохранились два крупнейших источника права – Кодекс Феодосия и Кодекс Юстиниана – как пример последней по времени систематизации римского права в виде кодификации. Именно эта кодификация и была заимствована последующими поколениями для создания государствами Западной Европы своих национальных правовых систем).

Ряд ученых-юристов предлагают самую спорную периодизацию развития римского права в зависимости от формы политического устройства Рима.

Римская политическая система дифференцируется следующим образом:

– монархия – 753–510 г. до н. э.;

– республика – 510–27 г. до н. э.;

– принципат – 27 г. до н. э. – 284 г. н. э.;

– доминат – 284–565 гг. н. э.

Проблема здесь заключается в том, что эта сложившаяся в исторических кругах в XIX в., а следовательно, весьма устаревшая хронология смешивает понятия формы правления как способа организации государственной власти с политическим режимом как системой методов осуществления этой власти. Римские рексы не были монархами, т. е. единоличными династическими правителями, передающими власть наследственным путем, поскольку избирались на эту «должность» народом, а если избрание на какое-то время затягивалось, то власть осуществлял совет старейшин – сенат (латинское senex, senis – «старик»); народ же имел право прогонять рексов, если они его не устраивали. Кроме того, ни один правитель – рекс не имел права принять закон без одобрения народного собрания и сената. Поэтому этот период в современных исследованиях XXI столетия принято называть периодом римских царей (рексов). Кроме того, Древний Рим официально с 510 г. до н. э. до конца своего существования назывался RES PUBLICA, поскольку верховная власть в нем (до конца!) осуществлялась от имени римского народа и сената (SPQR – Senatus Populusque Romanus), а принципат и доминат были всего лишь формами политических режимов. Поэтому уместнее делить весь республиканский период правления на раннюю и позднюю республики.

В зависимости от того, право какого конкретного отрезка времени является объектом рассмотрения, мы можем, например, говорить о периоде древнего, или квиритского, права 253–130 гг. до н. э. или о праве эпохи Юстиниана 527–565 гг. н. э.

Изучение римского права предполагает знакомство с содержанием его норм и институтов в процессе его изменения и совершенствования на всех этапах своего развития – от зарождения до гибели. Из всех правовых систем прошлого детальному изучению подвергается лишь римское право. На протяжении тысячелетий египтяне, греки, китайцы, славяне и многие другие народы также создавали и развивали свое национальное право, но только римляне создали такую совершенную правовую систему, равной которой нет до сегодняшнего дня.

Заимствование права называется рецепцией, поэтому рассмотрим причины рецепции права Древнего Рима несколько подробнее. С одной стороны, римское частное право строилось на рабовладельческих началах, поэтому статус свободы был основополагающим (например, раб – не субъект права, а его объект, так как правосубъектностью в полной мере наделялись только свободнорожденные римские граждане; по обязательствам раба – как и подвластного сына – хозяин не отвечает, «раб не может обязать господина»). Но, вместе с тем, начала естественного права, как набор прав, предоставляемый не гражданину, не лицу права, а просто человеку (права раба на защиту жизни, целостности тела, на семью, на половину прибыли с рабского пекулия, на отправление религиозных культов, на владение sua pecunia – собственным имуществом, на достойное погребение, на защиту могилы от осквернения и т. д.), послужили мощным толчком для развития современных представлений о неотъемлемых правах и свободах человека.

Римское частное право строилось как в значительной мере право абстрактное, которое могло быть применено к любым имущественным правоотношениям: в римском праве категории «собственник», «владелец» наделялись правами независимо от социального или имущественного статуса. В правовых системах других государств степень ответственности и объем полномочий в значительной мере зависели от социального или имущественного статуса – преступление или обман против богатого или знатного человека карался строже, чем такое же правонарушение против бедного и незнатного человека. И хотя отдельные положения римского права носили несомненный сословно-классовый характер (например, запрет римским магистратам жениться на вольноотпущенницах, процессуальное требование, по которому поручителем для зажиточного «оседлого» римского гражданина должен быть «оседлый» гражданин, имеющий имущество, а поручителем для бедного пролетария может быть любой, кто пожелает, если таковой найдется, и др.), особенностью правовых традиций Древнего Рима являлось то, что вся система римского частного права основывалась на личной деятельности субъекта права, автономии воли, индивидуальной свободе, юридическом равенстве лиц.

Еще одной чертой, обусловившей рецепцию римского права, стал индивидуализм римского частного права: свобода личности, свобода собственности, свобода договоров и завещаний становится одним из краеугольных камней этой правовой системы. Римское право основывается на постулате (правиле): защита интересов частного лица – основа благополучия всех (пример этому – деятельность цензоров, преторов, Сената, различных судов в Древнем Риме). «Право не может сделать жизнь людей раем, но ему под силу не допустить ада» – считали римские юристы. Однако свобода предполагала и ответственность за свои поступки: например, римское право на протяжении многих веков не знало понятия «форс-мажорные обстоятельства», которые могут освободить должника от ответственности. Святыми и нерушимыми считались принципы: «Взял в долг – верни», «Обещал – сделай»: нормы римского права не знают понятий непреодолимой силы или смягчающих вину обстоятельств – гражданин отвечает за свои действия в соответствии с законом.

Примечательно, что римское частное право носило преимущественно светский характер, однако религиозные установления пронизывали практически все общественные отношение и, таким образом, отражались порой и в нормах частного права (например, запрет хоронить мертвых в городе и требование хоронить усопших в особых местах религиозного почитании – loca religiosa – кладбищах). Тем не менее в сфере частноправовых отношений юридические действия основывались более на светских законах, чем на положениях божественного права (fas).

Отношения с богами в Древнем Риме в классическом праве строились преимущественно по принципу торговых сделок – богов просили о помощи и обещали в ответ выполнение определенных обетов, например, принесения в жертву животных. В случае невыполнения богами просьбы римских граждан их могли ждать проявления непочтительности со стороны римлян. Например, когда заболел Германик (приемный сын и предполагаемый наследник Тиберия, знаменитый полководец, консул в 12 и 18 гг.), многие граждане молили богов о его выздоровлении. Но когда Германик умер, разгневанные граждане Рима начали разрушать храмы и выбрасывать на улицы статуи богов.

Завоевательная политика, расширение территории Рима привели к вовлечению Рима в международный торговый оборот, следствием которого стал фактический отказ от национального квиритского права и переход к универсальному, всемирному праву. Право изменялось вместе с социальной и экономической обстановкой в Древнем Риме и в подвластном ему мире, создавая новые формы, удобные для международного общения и торговли.

Еще одной причиной рецепции римского права можно назвать разработанную юридическую технику и терминологию, значительным объемом которой пользуются юристы и сейчас. Например, само слово «юриспруденция» является латинским и означает «благоразумие в праве», «правоведение». Слово terminus означало первоначально кол, который, деля ager publicus – «общественное поле в Древнем Риме», втыкали в землю особые люди – agrimensores – «землемеры». От этого кола – термина до другого термина простирается земельный надел одной римской семьи, а в пределах других терминов лежит чужая земля. Впоследствии под термином стали понимать любой межевой столб, камень, которые олицетворяли пределы поля, т. е. границы чужого владения. (Отсюда традиция установления верстовых столбов, пограничных столбов.) Злонамеренное перенесение термина каралось законом по представлению иска «о перенесении межевого столба» – actio de termino moto, который мог вчинить любой добропорядочный гражданин. Нарушитель приговаривался по установлению божественного права – fas к тяжелому наказанию: он публично объявлялся sacer – «обреченным проклятию богов». Этот закон отражал древнейшее обычное право, причем это наказание зафиксировано еще в Черном камне с форума и относится к концу 6 в. до н. э., т. е. лет на 70 древнее Законов ХII таблиц. В современном языке под термином понимается одно-единственное значение для одного-единственного понятия, обозначающего один-единственный предмет или явление. Язык права терминологичен, так как не может быть многозначным или двусмысленным.

Термины могли изменяться в процессе их использования и в таком (далеком от первоначального смысла) виде быть перенесены в современную правовую терминологию, например: арбитр – arbĭter – «третий между двумя, т. е. свидетель, а затем судья», кодекс – codex – «обрезок дерева, пень, книга, сборник», эмфитевзис – emphytéusis – «насаждение, посадка, затем земельный сервитут, т. е. право в виде бессрочного пользования чужой землей».

В современном гражданском праве используются такие­термины римского права, как апелляция, виндикационный или негаторный иски, деликт, дебитор, ипотека, кондоминиум, кредитор, легат, сервитут, цессия и многие другие. Помимо терминов в современном гражданском праве широко используется и понятийный аппарат, разработанный древними римскими юристами. Так, например, из римского права были взяты понятия правового статуса, или положения лиц в праве, собственности, владения, прав на чуждую вещь (сервитут, суперфиции, эмфитевзис, виды залога, в том числе прекарий и ипотека), наследования, сделки, обязательства, и много другое.

В кн. 50 Дигест Юстиниана есть XVI титул «О значениях слов», своего рода толковый словарь римских юридических терминов, среди которых такие как: «всякое обязательство есть контракт», «обязательства (договоры) должны выполняться». Юридические проблемы, считали римские юристы, должны решаться не авторитарным решением власти, а на основе юридической техники, которая включала в себя следующие элементы:

а) ставить проблему;

б) анализировать ее;

в) рассмотреть законы и иные нормы права, которые могли быть применены при решении данной проблемы;

г) выделить мотивы применения той или иной нормы;

д) вынести решение.

Юрист Павл писал, что «…не на основании общего создается конкретное правомочие, а на основании конкретных правомочий выводится общее правило».

Император Юстиниан, по инициативе которого был издан Свод гражданского права, названный позднее – Сorpus Juris Civilis (533 г.), запретил юристам толковать этот Свод законов с помощью юридической литературы. Но, тем не менее, толкования все-таки выпускаются. Так, в VIII в. императором Львом III и его сыном Константином было обновлено, упрощено и приспособлено к практике современной им жизни законодательство Юстиниана. В изданной «Эклоге законов» – кратком сборнике действующего, по преимуществу гражданского, права – вводилось бесплатное правосудие, уничтожалось неравенство перед судом знати и простонародья – плебса, укреплялась семья путем запрещения внебрачного сожительства и ограничения поводов для развода.

В изданном вслед за Эклогой «Земледельческом законе» были сделаны изменения в аграрных отношениях, например, крестьянин, арендовавший для обработки земельный участок, а затем бросивший его, не выполнив своих обязательств перед собственником земли, должен был деньгами вознаградить владельца за понесенный последним ущерб. В 879 г. при Василии I был издан «Прохирон» – краткое изложение государственных законов, а затем преемник Василия – Лев VI издает «Василики» (Basilica) – свод законов, который включал в себя 60 книг и, по сути, являлся новой публикацией юстиниановского права с небольшими изменениями (например, отменен запрет провинциальным правителям – наместникам провинций делать какие-либо земельные приобретения в подвластных им областях). Но все эти нововведения принято относить уже не к римскому праву, а к средневековому византийскому праву.

С падения Рима, казалось, должно пасть и римское право. Но особенности экономического, социального, а следовательно, и правового развития европейских народов естественным образом привели к необходимости ликвидации монархий, сословных перегородок, предоставления свободы (как экономической, так и политической) своим гражданам. Поэтому одним из результатов эпохи буржуазных революций оказалось практическое распространение римского права. Юристы, выпускники европейских университетов, говорящие на латыни, знающие римское право, от теоретического осмысления переходят к практическому применению норм римского права вместо национальных норм обычного права. Многие места из Кодекса Юстиниана становятся законом. Этот процесс и называется рецепцией (receptio – отбор) римского права. На основе римского права были разработаны Гражданский кодекс Наполеона 1804 г. и Германское Гражданское Уложение 1900 г.

Дополнительными факторами, приведшими к распространению римского частного права, можно назвать следующие:

– Римско-католическая церковь, бывшая единой в Европе, проводила службы на латинском языке, придерживалась многих норм римского семейного права и применяла римское право в церковных судах;

– научное изучение античного наследия в целом и римского частного права в частности. Так, в Болонском университете в XII в. начала свою деятельность школа глоссаторов, которые собирали и изучали материалы, имеющие отношение к римской юриспруденции. Глоссаторы, главным образом, занимались теоретическим изучением римского правового наследия. В более поздний период, в начале XIV в., школа комментаторов перешла к практическому применению теоретических знаний римского права. Постепенно – с XII в. в Италии, с XIII в. в южной части Франции, со второй половины XVI в. в Германии – римское право начинает вытеснять нормы обычного национального права.

Что касается Российского государства, то длительное время в нем не было прямой рецепции римского права, так как римское право основывалось на частной собственности, отсутствии сословных привилегий, выборности должностных лиц, разделении властей и иных правовых принципах, неприемлемых для России (сам термин «частная собственность» впервые упомянут только императрицей Екатериной II; внесословный суд появился после отмены крепостного права в 1861 г., а российских крестьян перестали пороть только в начале XX в.). Поэтому, для государства Российского речь может идти только лишь об опосредованном (через Византию) культурном влиянии римского права на русскую правовую культуру. Но логика экономико-правового развития, судебная реформа, начавшаяся после отмены крепостного права, объективно вели к утверждению принципов римского права и в российской правовой действительности. И Проект Гражданского Уложения 1912 г. был сформирован именно на этих принципах. Начавшаяся гражданская война и революции 1917 г. остановили этот позитивный процесс. И только с начала 90-х гг. начался этап внедрения римского права в российское гражданское право.

Итак, римское право напрямую или опосредовано было заимствовано гражданским и иными видами права в некоторых феодальных государствах, а в буржуазных – практически повсеместно. В римском праве, с его разработанной внесословной теорией частной собственности, оказалось заинтересованным, прежде всего, третье сословие – буржуазия. Европейские революции, движущей силой которых был все-таки средний класс, привели к торжеству правовых идей, сформулированных еще в Древнем Риме. В России идеи частной собственности и ценности свободы, индивидуальности и человеческой жизни не были так укоренены, как в Европе. Поэтому основная рецепция римского права началась с появлением частноправовых отношений и продолжается и по сей день, например, расширение понятия земельных сервитутов, ипотеки, суперфиций и др.

Под термином «источник права» понимается способ (форма) образования норм права. Прежде всего, следует различать неспециальные и специальные источники. К неспециальным источникам права – источникам познания права относятся труды римских и греческих историков, писателей и поэтов, таких как Тит Ливий, Катон Старший, Полибий, Дионисий Галикарнасский, Катулл, Лукиан, Вергилий, письма, надписи и др. Например, Марк Туллий Цицерон в I в. до н. э. упоминает в одном письме о hypotheca – ипотеке, обеспечивающей денежный долг: «Сверх того Филоклет из Алабанды дал Клювию ипотеки. Срок платежа настал. Мне бы хотелось, чтобы ты позаботился о том, чтобы он или отказался от ипотек и их управляющим Клювия передал, или заплатил деньги». Так, из частного письма мы узнаем о существовании нового для римского права вида залога – ипотеки. Причем случай, о котором он упоминает, возник в городе Алабанда провинции Киликии, где ипотека (Цицерон и записал это слово по-гречески, поскольку в римском праве этот термин еще не оформился) могла существовать и как институт греческого права Греции, который если и проник в экономико-правовые отношения Рима, то, вероятнее всего, в ius gentium, так как Филоклет – явный иноземец, живущий на территории римского государства. Судя по греческому названию «hypotheca» (слово hypotheca состоит из префикса hypo – «за», производного theca от аориста etheca греческого глагола tithemi – «класть, ставить»[2]), возникла она либо в греческих провинциях Римского государства, либо в Великой Греции – бывших греческих колониях на территории Южной Италии в отношениях между частными лицами.

Очевидно, римлянам эта идея показалась здравой, так как с помощью hypotheca большее число граждан, даже весьма среднего достатка, могло быть вовлечено в хозяйственный оборот.

К специальным источникам римского права относятся собственно нормы права, зафиксированные в виде законов, судебных решений, комментариях юристов, конституциях императоров Рима, решениях сената. Юрист Гай так писал об источниках права Древнего Рима: «Цивильное право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, эдиктов тех магистратов, которые имеют право издавать распоряжения, и из ответов знатоков права» (Гай. I.2). К этому перечню необходимо добавить и такой источник права, как обычай. Эти источники имели различную юридическую силу на протяжении различных этапов римской истории.

Выделяются следующие основные виды источников римского права:

1) правовой обычай;

2) законы (а в древности, до IV в. до н. э., и плебисциты и популисциты – особые постановления плебейских народных собраний);

3) эдикты (указы) магистратов, а позднее и конституции императоров;

4) сенатусконсульты (постановления сената);

5) деятельность римских юристов – iurisprudentia.

К основным источникам римского частного права относятся, в частности, Законы XII таблиц – законы цивильного права (ius civile). Цивильное право составляли, прежде всего, Законы XII таблиц; законы, принятые на народных собраниях (комициях). Они применялись только в отношении римских граждан.

В Законы XII таблиц были включены как нормы частного, так и нормы публичного права – религиозные обычаи, полномочия народных собраний, должностных лиц, нормы процессуального права и т. п. В силу этих обстоятельств Законы XII таблиц иногда условно называют также кодексом древнего римского права. Характерными чертами этого вида права был жесткий формализм, ограничения по субъектному и объектному составу: например, участниками сделок могли быть только квириты – римские граждане, объекты сделок могли быть не все земли, а только италийские и т. п. Обратите внимание, что цивильное, или квиритское, право не является синонимом современного гражданского права, так как цивильное право объединяло различные виды правоотношений (см. текст Законов XII таблиц) – имущественные, уголовные, административные, семейные, религиозные, процессуальные и др., т. е. было просто правом граждан Рима без деления на отрасли, в то время как современный термин «гражданское право» имеет в виду отрасль, регулирующую имущественные и личные неимущественные отношения.

Необходимо четко представлять себе, что цивильное (квиритское) право и современное гражданское право – разные понятия в науке юриспруденции: римское цивильное право объединяло в себе не только нормы материального права, но и элементы процессуального права, кроме того, сюда входили и элементы уголовного, административного, земельного и других видов права, в то время, как современное гражданское право регулирует только гражданско-правовые отношения, причем нормы материального гражданского и нормы процессуального гражданского права представлены отдельно.

В Древнем Риме цивильному праву противопоставлялось право народов (ius gentium), преторское право (ius honorarium), а также естественное право (ius naturale). Римляне во все возрастающем масштабе вступали в торговые отношения с неримлянами – латинами, финикийцами, египтянами и другими иностранцами, которых они называли перегрины (peregrini) и которых, с точки зрения цивильного права не существовало, так как эти сделки с таким субъектным и объектным составом не были предусмотрены нормами цивильного права. Необходимая правовая регламентация и правовая защита таких сделок была получена благодаря деятельности специального созданного магистрата – претора перегринов (242 г. до н. э.).

В отличие от цивильного права, право народов включает в себя юридические нормы и институты, действующие между иностранцами или между иностранцами и римскими гражданами. Это право возникло из коммерческого оборота[3].

Право народов оказало влияние на упрощение процесса сделок (традиция, как способ совершения сделки, практически вытеснила такой способ, как манципацию; появились консенсуальные контракты; заимствовался такой способ обеспечения сделок, как залог). Разделение права на цивильное и право народов утратилось с предоставлением в 212 г. н. э. императором Каракаллой римского гражданства всем свободным жителям империи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.