Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семейное право. Когнатическое и агнатическое родство в Древнем Риме




Римское семейное право принято делить на брачное право, родительскую власть и опекунско-попечительское право.

Прежде всего, необходимо выяснить семейное положение римских граждан, или статус семьи – status familiae.

Основной ячейкой общественной и государственной жизни в Риме была семья. Древнеримскую семью, состоящую из лиц, подчиненных общей власти еще живущего домовладыки, Ульпиан называет фамилиа (familia). Под именем семьи – familia – в юридическом смысле в Древнем Риме подразумевался круг лиц, объединенных общим подчинением домашней власти домовладыки – paterfamilias. He кровное родство, а общая отцовская власть являлась началом, объединяющим семью. Домовладыка первоначально имел в одинаковом подчинении все и всех, находящихся в его доме, как лица, так и вещи. Имущество римской семьи делилось на две части – собственно familia (то, что составляло основу семьи – земля, скот, рабы, инвентарь) и пекулий (peculia) – имущество, служившее для удовлетворения текущих потребностей – посуда, продукты, дрова и т. д. Собственно familia составляла основу благополучия рода, поэтому глава семьи не имел права расточать это имущество. Он получил его от предков для передачи потомкам, как звено в цепочке, иначе он подвергался инфамированию, бесчестью.

Familia – это и семья, домашняя община, принадлежность лиц и вещей (имущества) к одному дому; совокупность лиц, принадлежащих одному дому; вся совокупность имущества домовладыки. Другими словами, familia – это совокупность принадлежащих к одному дому, состоящих под властью одного домовладыки лиц и вещей, включая как свободных лиц, так и рабов, вольноотпущенников, движимое и недвижимое имущество.

С течением времени из этой общей власти над всем домом выделяются как особые виды права с различным содержанием власти – над вещами, рабами (dominium), детьми (patria potestas) и над женой (manus).

В древнем римском праве юридическое значение имел исключительно агнатский родственный союз. Владельцем имущества был paterfamilias, как глава семьи. Римляне различали две категории лиц, входивших в семью: лица своего права (это только глава семьи) и лица чужого права – зависимые от главы семьи. Приобретать и отчуждать имущество могли только лица своего права, лица чужого права могли совершать приобретения, собственником которых становился глава семьи. Выход сына из-под власти отца (эмансипация) прерывал его связь с семьей: он становился им чужим человеком. Когда отец умирал, сыновья, бывшие под его властью, становились лицами своего права. Но между ними продолжала оставаться связь, называемая агнатским родством. Родство в гражданском браке имеет огромное значение для решения вопросов о возможности заключения брака, наследования, опеки, попечительства и т. п.. Законами XII таблиц было признано только агнатическое родство, т. е. родство, основанное на принадлежности к определенной фамилии, а не когнатическое, т. е. кровное родство.

Однако с течением времени изменившиеся условия жизни и воззрения общества приоритетным стал семейный союз, основанный на кровном происхождении одних лиц от других, т. е. когнатская семья. Разница между этими двумя семейными союзами заключается в следующем: союз кровных родственников отчасти шире союза, основанного на подчинении общей домашней власти: сюда входят как родственники по женской линии, так и эмансипированные. В классическом праве мы встречаем правило, что всякий агнат есть и когнат.

Под именем семейных прав (семья – familia) объединялись:

1) отношения между мужем и женой, возникающие из брака, так называемое брачное право;

2) отношения между родителями и детьми, где наиболее важное место занимал институт отеческой власти.

Отеческой властью (patria potestas) именуется особый вид господства одного лица над другим, рожденным от него в законном браке или законом приравненным к естественно рожденному. Это господство установлено не в интересах лица, которое ему подлежит, но в интересах субъекта господства – отца. По римским воззрениям, прочность государственного строя обусловливалась прочной организацией семьи, а последняя была возможна лишь при установлении сильной власти в пределах дома, предоставленной одному лицу. Эта власть поэтому: 1) всегда принадлежит мужчине, а не женщине; 2) принадлежит исключительно самостоятельному, правосубъектному лицу, не состоящему ни под чьей властью, – лицу sui juris (лицу своего права); 3) она не прекращается достижением какого-либо возраста со стороны подвластного.

В силу отеческой власти возникают следующие личные отношения между домовладыкой и подвластными: право отца продать его тотчас по рождении в случае крайней нужды; право отдать ребенка в усыновление; право давать согласие на брак; право назначать опекуна. На наличие или отсутствие у подвластного публичных прав для patria potestas не имела никакого значения. По мере упадка нравов в Риме злоупотребление отцовской властью стали встречаться все чаще и чаще, принцип единого и полного господства в семье домовладыки в имущественном и личном отношении вошел в противоречие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни, перестал восприниматься римским обществом как необходимый. Вследствие чего всеобъмлеющая власть домовладыки стала подвергаться законным ограничениям. К моменту кодификации римского права Юстинианом власть patriae potestas практически исчезла, но основной характер господства в интересах отца, а не подвластного, остался за нею и в этот период.

Итак, patria potestas с формальной стороны есть абсолютное право на другое лицо, т. е. объектом его являются не отдельные действия другого лица, способного быть субъектом прав, но само это лицо, и этому праву соответствует обязанность всех граждан не мешать субъекту осуществлять свое господство над другим лицом. Таким образом, отец имеет абсолютный иск против всякого третьего лица, удерживающего у себя подвластного.

Отеческая власть возникала, прежде всего, посредству:

рождения – родители должны были обладать римским правом на заключение брака: ребенок становился подвластным отцу, если тот был главой семьи, собственно домовладыкой; если же отец ребенка сам находился под властью своего отца, то родившийся младенец становился подвластным деду и только после его смерти переходил под власть своего отца;

– через легитимацию, т. е. узаконение незаконных детей. В римском праве легитимация существовала только для детей от конкубины. В силу легитимации эти дети получают все права законного рождения, т. е. поступают под отеческую власть и делаются агнатами и когнатами родственников отца (до легитимации они состоят в когнатском родстве лишь с родственниками матери). Легитимация предполагает согласие или, по меньшей мере, отсутствие противоречия со стороны узаконяемых детей, которые не должны делаться подвластными лицами против своей воли.

Легитимация совершается тремя способами.

1. Для узаконения детей заключается брак с конкубиной.

2. Отец узаконяемых испрашивал рескрипт у императора; но он мог также в своем завещании, назначая детей от конкубины своими наследниками, дать разрешение им самим испросить рескрипт у императора. Эта легитимация имела место при невозможности брака с конкубиною (например в случае ее смерти) и предполагала отсутствие законных детей у лица, узаконяющего детей от конкубины.

3. Через назначение такого сына декурионом.

Муниципальный сенат в городах и местечках империи назывался курией. Члены этих сенатов составляли знать, которая пользовалась некоторыми привилегиями (например, освобождалась от пыток, телесных наказаний). Но эти привилегии были незначительными по сравнению с имущественными обязанностями, лежавшими на них: они должны были на свой счет оплачивать и устраивать публичные игры, а главным образом пополнять из своих личных денег недоимки, образовавшиеся при взыскании личной и земельной подати с населения их общины. Поэтому курионы всеми путями старались избавиться от своего звания, а правительство всеми мерами заботилось о сохранении этого учреждения. В числе поощрительных мер и была легитимация: отец, узаконял своего сына от конкубины, если он делал его курионом (дочь он мог узаконить, выдавая ее замуж за куриона); при этом он должен был подарить или завещать узаконяемому лицу надлежащее количество земли. Последствия этой легитимации были сужены: узаконенный делался лишь подвластным своего отца, но не делался агнатом и когнатом родственников отца.

Отеческая власть устанавливалась путем усыновления. Усыновлением назывался правовой акт, путем которого лицо из-под власти одного отца искусственно ставилось под отеческую влacть другого. Разница с узаконением состоит в том, что усыновлению могли подлежать лица, не происходящие по рождению от усыновителя.

Усыновление существовало в двух видах:

1) адоптио (adoptio), если усыновляется подвластное лицо (оно меняет, следовательно, носителя отеческой власти над собою);

2) аррогация (arrogatio), если усыновляется самостоятельное лицо.

Adoptio в юстиниановом праве совершалось путем занесения воли прежнего домовладыки и усыновителя в судебный протокол; усыновляемый должен присутствовать и не противоречить предстоящему усыновлению.

Аррогация (аrrоgаtio) совершалась путем рескрипта императора по просьбе усыновителя и при согласии усыновляемого; если последний находился под опекою, то необходимо было получить согласие всех его опекунов.

Условия усыновления (аdoptio):

1) усыновителем мог быть только мужчина; женщинам усыновление разрешалось только в том случае, если они ранее имели детей, но потеряли их. Усыновитель не должен состоять под отеческой властью, должен быть не менее чем на 18 лет старше усыновляемого; не должен быть кастратом;

2) не могли быть усыновляемы дети от конкубины (для их усыновления существовала процедура легитимации);

3) усыновление не могло быть сделано с прибавлением срока или условия, ибо это противоречит сущности отцовской власти.

Для аррогации существовали особые условия. Дело в том, что при адопции бывший домовладыка проверял, выгодно ли усыновление для его подвластного. При аррогации эта задачу решал магистрат, который обязан был убедиться в том, что:

а) усыновитель не имеет законных детей и не может уже их иметь (ему более 60 лет);

b) он не опекун (даже бывший) усыновляемого, имеющего менее 25 лет от рождения;

с) он не усыновляет богача, будучи сам бедняком;

d) магистрат не должен допускать аррогацию нескольких лиц сразу (при наличности особых условий магистрат может сделать изъятия из этих правил).

Последствия усыновления. При аррогации подвластное лицо вступало под отеческую власть отца и становилось агнатом и когнатом всех агнатов со взаимными наследствеными правами. Особые правила существуют на случай аррогации лица, не достигшего совершеннолетия.Если усыновленный умирал до достижения совершеннолетия, его имущество переходило к тем лицам, которые были бы его наследниками, если бы аррогация не произошла, так что усыновитель не получал в этом случае наследственных прав. Более того, усыновленный по достижении совершеннолетия имел право требовать эманципации, если мог доказать, что аррогация ему повредила.

Прекращение отцовской власти имело место в следующих случаях:

1) смерть домовладыки. Она делает самостоятельными лицами тех подвластных, которые непосредственно стояли под властью умершего, прочие подвластные меняли домовладыку;

2) смерть самого подвластного;

3) потеря гражданства (civitas) со стороны подвластного или домовладыки;

4) потеря свободы (libertas) со стороны домовладыки (например, осуждение в каторжные работы в рудниках). Взятие в плен домовладыки имеет следующие правовые последствия: если домовладыка возвращается из плена, то он вновь получает отеческую власть так, как будто она не прекращалась; если же он умирает в плену, то власть его считается прекратившейся с момента взятия в плен (такие правовые последствия происходили в случае попадания в плен во время военных действий: если гражданин попадал в плен к разбойникам или пиратам, то юридически он оставался свободным лицом);

5) потеря свободы (libertas) со стороны подвластного. Подвластный, взятый в плен, по возвращении считался не выходившим из-под власти; умирая в плену, он считался умершим в момент плена;

6) домовладыка мог потерять отеческую власть в наказание за определенные преступления: за изгнание подвластного и оставление его без помощи, за сводничество дочерей, за вступление в кровосмесительный брак;

7) занятие подвластными детьми определенных должностей. По классическому праву отеческую власть уничтожало получение подвластным звания жреца Юпитера (фламина Юпитера) или весталки; по позднейшему праву такое значение имело получение почетного звания претора, консула, патриция;

8) отдача подвластного в усыновление;

9) эманципация. Она совершается домовладыкой с согласия подвластного. По древним Законам XII таблиц сын становился свободным, если отец трижды продавал его в рабство (дочь и внуки становились свободными после однократной продажи). Правда, в этом случае эмансипированный сын терял право на наследство по закону (в преторском праве это положение было изменено). В период Юстиниана существовали следующие способы эманципации:

– через рескрипт императора;

– через заявление домовладыки;

– отец фактически предоставляет подвластному свободу в течение долгого времени.

Эманципация могла быть проведена без согласия отца, если:

– домовладыка дурно обходится с подвластными;

– он принял по завещанию третьего лица легат, с которым соединено поручение эманципировать кого-либо из подвластных легатария;

– аррогация оказалась невыгодной.

Между эманципатором и эманципированным возникали особые правоотношения, в чем-то схожие с патронатом. Эманципация разрушала агнатскую связь, но не когнатскую.

Итак, власть главы семьи была практически не ограниченной. Причинами этого были те важные функции, которые отец выполнял в семье. Так, он был ее религиозным главой (верховным понтификом) – он отправлял обряды домашнего культа, он был обязан обеспечить продолжение рода. Для этого ему давались права признавать (не признавать) своего ребенка, право прогнать жену в случае бесплодия, женить сына, эманципировать его (исключив тем самым из семейного культа) и т. д.[7]

 
 

4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
БРАКА И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Римское право знает два основных вида брака, которые совершались в нескольких формах. «Брак есть союз мужа и жены, совместный жребий всей их жизни, общность божественного и человеческого права» (Модестин. Дигесты. 23.2.1). «Брак – союз мужчины и женщины, заключающий полнейшую общность их существования» (Гай. Институции. I.9.1).

Разные формы брака порождали разные правовые последствия для женщины.

Первым видом брака был так называемый крепкий брак, или брак кум ману (cum manu mariti; иногда это выражение переводят как «под рукой мужа», т. е. под его властью). Жена в таком браке полностью переходила под власть мужа, если он был главой семьи, или под власть его отца в случае, если ее муж находился в зависимости от него. Этот вид брака существовал в следующих формах.

1. Конфарреация (как правило, для патрициев – сопровождался торжественным религиозным обрядом).

2. Коэмпция (как правило, плебейский брак, смысл которого состоял в покупке невесты – сначала реальной, а потом символической – от ее отца или опекуна).

3. Usus, обычный брак, когда мужчина приводил в дом женщину с ее согласия и они начинали жить одной семьей. Через год (после истечения срока приобретательной давности) такая семья становилась браком кум ману (cum manu). Если женщина до окончания такого года проводила три ночи вне дома, то брак не становился крепким, а оставался свободным браком сине ману (sine manu mariti), правовые последствия которого для женщины были совершенно иными. Отсутствие женщины в доме в течение трех ночей прерывало срок приобретательной давности (он составлял один год), и ее отсчет начинался заново.

Второй вид брака. В свободном браке (sine manu, который иногда переводится как «не под рукой, без власти») жена оставалась членом своей бывшей семьи под властью своего отца. В такой семье она не состояла под властью мужа, а являлась равноправной его подругой, при фактическом главенстве мужа. Данное положение выражается в следующем:

1) жена получает имя и сословное положение мужа, т. е. либо подымается на высоту его социального статуса, либо опускается к нему; она сохраняет эти качества до вступления в новый брак;

2) жена разделяет легальное местожительство своего мужа и сохраняет его по расторжении брака, пока не приобретет иного (вступлением в новый брак или иным путем);

3) супруги были обязаны взаимно хранить верность; нарушение этой обязанности составляет adulterium и давало оскорбленному супругу основание для развода и изменения в его пользу правила о возврате приданого; если же виновной была жена, то против нее и ее любовника применялось уголовное наказание;

4) двоеженство являлось преступлением, которое считалось совершенным независимо от того, состоялся ли coitus, и было одинаково наказуемо (при Юстиниане – смерть);

5) супруги должны были уважать и любить друг друга; этот принцип юридически проявляется в запрещении им вчинять друг против друга штрафные или инфамирующие (позорящие) иски, а также в запрещении принуждать их к свидетельству друг против друга. Если между супругами совершилось воровство, то иски о воровстве не допускались. Если один супруг совершил кражу у другого, имея в виду предстоящий развод, то обманутому супругу давался иск для возврата украденного. «После развода дается право возбудить дело о краже вещей, когда похищены вещи женой у мужа или мужем у жены. Но при существовании брака никому из них не позволяется возбуждать дел, которые влекут за собой кару или бесчестие; можно вести дело только о факте ущерба» (Кодекс. 5.21.2). «При обмане со стороны дающего имеет место иск о злом умысле (dolo), если только обман не был сделан женою; относительно нее может быть допущен иск о факте убытка» (Кодекс. 5.12.1);

6) муж признавался естественным покровителем жены, поэтому обида, нанесенная жене, рассматривалась как обида, нанесенная ему самому. Как муж – он мог вчинить иск, от своего имени вести на суде процессы жены;

7) жена должна относиться к мужу с почтением и оказывать ему услуги.

Любому браку предшествовало обручение, расторжение которого, как и факт двойного обручения, имело определенные юридические последствия для виновного. В частности, человека, обручившегося дважды, подвергали бесчестью (инфамировали). Обручение имело некоторые юридическое последствия. В частности, «если жених подарит невесте вещи и поцелует ее, и она умрет, то половина подаренных вещей возвращается пережившему, другая часть – передается наследникам умершей; когда же поцелуя не было и жених или невеста скончаются, то дарение не действительно и должно быть возвращено подарившему или его наследникам» (Код. 5.3.16).

Условия вступления в брак.

– Достижение брачного возраста (14 лет для жениха и 12 лет для невесты) и согласие самих брачующихся (в агнатской семье это согласие давал глава семьи).«Если согласие отца не могло быть дано, потому что он находится в плену или безвестной отлучке, то браки детей будут действительны в том случае, что дети вступили в браки с такими лицами, на браки с которыми был бы согласен и их отец» (Дигесты. 23.21).

– Наличие у вступающих в брак права на законный «римский» брак. «Connubium (право заключать законный брак) есть у римских граждан между собою; с латинами и перегринами – когда это разрешено» (Ульпиан. V., п. 4).

– Отсутствие родственных связей между невестой и женихом.

Личные и имущественные отношения супругов различались в зависимости от формы брака. В браке «кум ману» муж имел неограниченные права на жену, вплоть до физического наказания ее за аморальный или безнравственный образ жизни (распитие вина, посещение гладиаторских боев, театральных представлений без согласия мужа). Она была существом подвластным и приходилась с юридической точки зрения своему мужу как бы дочерью, а своим собственным детям, соответственно, сестрой.

Брак «сине ману» не менял юридического положения жены до брака. Она была свободна и могла вступать с мужем в любые сделки, за исключением дарения. Такая же значительная разница наблюдалась и в судьбе приданого, которое новобрачная приносила в дом супруга. Под именем приданого – dos – в римском праве понимается имущество, которое передается мужу женой или за жену каким-либо третьим лицом для той цели, чтобы оно компенсировало затраты мужа по содержанию жены (onera matrimonii); пo расторжении брака приданое должно быть мужем выдано обратно. Муж должен нести на себе тяготы брака, как глава семьи; естественно, что жена, как его подруга, дает со своей стороны нечто для смягчения этого бремени; установление dos, пo римским понятиям, возвышает положение жены в доме мужа.

Права жены. Полным хозяином приданого в течение брака юридически является муж: он – собственник приданного, кредитор по обязательствам, данным в приданое. Тем не менее некоторые юристы классического периода, а также и сам император Юстиниан, считали, что право собственности на дотальные вещи в течение брака принадлежит жене. Большинство специалистов придерживаются противоположной точки зрения: собственником приданого является муж. Как собственник, он имеет право на получение плодов, доходов с приданного; обязан нести тяготы, связанные с земельными участками; чтобы лишить его права совершать отчуждение приданного, понадобился особый закон. С другой стороны, права жены на приданое во время брака основывались на нормах обычного права.

С юридической же точки зрения собственником приданого являлся муж. Но приданое могло вернуться к жене, и поэтому за ней в течение брака признавались различные права на приданое. Так, она могла до расторжения брака вытребовать приданое к себе в случае расточительности или имущественной несостоятельности мужа; жена, давшая в приданое земельный участок, считается и в течение брака землевладелицей и на этом основании освобождается от предоставления обеспечений (cautiones) в случае ведения судебных процессов (от этих cautiones был свободен также и ее муж на основании обладания тем же участком в качестве приданого); жена может вытребовать приданое к себе во время брака еще в ряде случаях: чтобы уплатить долги, чтобы купить выгодное имение, чтобы помочь нуждающимся близким родственникам или выкупить их из плена.

Отдача приданого жене в течение брака по иным основаниям, кроме указанных, рассматривалось как запрещенное дарение между супругами и считалось недействительной сделкой.

Запрет на дарение объяснялся тем, что в браке, по мнению римлян, один любит больше, а другой – меньше. Поэтому возможна ситуация, в силу которой один из супругов, пользуясь любовью к нему другого супруга, может выманить у него все его имущество, а потом развестись с ним, оставив любящего супруга без имущества и семьи.

К недозволенному дарению не относились те средства, которые муж выделял жене для приобретения одежды, украшений, косметики и иных вещей, качество и количество которых должно было соответствовать сословному и социальному положению жены. В виде исключения допускались: небольшие подарки, делаемые по обычаю (в праздник), дарение жены мужу при получении им почетной должности, награды; целевое дарение на строительство дома взамен разрушенного; дарения между императором и его супругой; дарения, сделанные еще до брака (между помолвленными), если только правовые последствия такой сделки не наступали после заключения брака.

Вдова имела право выйти замуж вторично, но не ранее чем через десять месяцев, так называемый «траурный год». Но в целом второй брак не приветствовался. «Когда муж пошел в солдаты, и его жена в течение четырех лет не имеет никаких о нем известий – жив он или умер, и захочет выйти замуж, то она должна прежде всего послать запрос к полководцу. Если она выйдет замуж, то не теряет приданого и не несет наказания, так как она вступила в брак не тайно и безрассудно, а открыто и наведя перед этим необходимые справки» (Кодекс. 5.17.7).

Римляне признавали право на развод – как по инициативе обоих супругов, так и одного из них. «Развод есть зло, но еще большее зло – брак, продолжающийся только для виду», поэтому договоры о нерасторжимости брака римское право признавало не имеющим силы (стипуляции, предусматривающие штраф тому, кто подаст на развод, неустойка в дополнительном соглашении на случай развода – были недействительны). Развод не требовал судебного акта. Необходимо было подать устное (письменное) заявление о разводе в присутствии семи свидетелей.

Законные причины к разводу:

1) в течение трех лет (и более) после заключения брака муж не способен к брачному сожительству;

2) пять лет (позднее этот срок был увеличен до 16 лет) от мужа нет никаких известий;

3) муж отправлен в ссылку.

Законные поводы к разводу:

 

Со стороны мужа Со стороны жены
– участие мужа в государственном преступлении, недонесение государственным властям; – знала о злом умысле против императора и не сказала об этом мужу;
– злой умысел на жизнь жены; – подговор жены на нарушение супружеской верности; – злоумышляла на мужа; – обвинена судом (истец – муж) в супружеской неверности; – пировала с другим мужчиной, была с ним в бане без согласия мужа; – была в театре, цирке, уходила из дома и т. п. месте без согласия мужа (исключение – визиты к родственникам).
– содержание мужем в одном доме жены и наложницы (или в другом, но не тайно, а явно).  

 

Среди ученых-юристов существуют разные точки зрения на природу конкубината: некоторые считают дозволенным наличие у мужчины конкубины и законной жены. Несомненный авторитет в области римского частного права профессор И. С. Перетерский считает, что конкубинат был возможен только в том случае, если ни одна из сторон не состояла в браке.

Наличие двух мужей одновременно приравнивалось к адюльтеру, а двоеженство влекло лишение гражданской чести и наказание как за блуд; за изнасилование полагалась ссылка, а позднее – смертная казнь; внебрачное половое сожительство (без отягчающих обстоятельств) с частной особой предполагало конфискацию 1/2 имущества виновного лица.

Конкубинат занимал промежуточное положение между браком и внебрачным сожительством. Союз с определенными лицами, стоящими ниже по своему положению и происхождению, отличали римский брак от конкубината. На практике конкубинат имел место и со свободнорожденными женщинами.

При императоре Августе это сожительство получило санкцию со стороны законодательной власти. Закон запрещал браки вольноотпущенниц с сенаторами, с рабынями, с провинциалками (это касалось только представителей римской магистратуры во главе провинции). Мотивы этого запрещения сводились к стремлению уберечь провинциалов от вымогательства и насилия магистрата, а также предупредить чрезмерное усиление влияния и силы магистрата благодаря родству с могущественными в провинции семьями. Поэтому их семейный союз считался конкубинатом.

Порядочная женщина – римская гражданка – также могла стать конкубиной, но следствием такого сожительства было умаление чести. Конкубинат патрона и вольноотпущенницы был более предпочтителен, чем брак, более того, неверность конкубины в этом случае приравнивалась к адюльтеру.

Различие между конкубиной и женой заключалось только в степени оказываемого им почета. На конкубину (в отличие от жены) не распространялось правило, что положение мужа возвышает (или принижает) женщину. Конкубинат отличался от брака намерением вступающих в союз сторон: если отсутствовала ясно выраженная воля вступить в брак, то это был конкубинат. В случае сомнения – брак или конкубинат представляет данный союз – юристы учитывали следующее: если устанавливалось приданое – этот союз был браком; если женщина считалась добропорядочной римской гражданкой – союз был браком.

Первоначально имущественные отношения между отцом и его детьми от конкубины существовали лишь в виде взаимных алиментных обязательств. Позднее Юстиниан предоставил таким детям право на наследование.

Конкубинат же был запрещен в Византии в IX в. при императоре Василии. В Средние века разновидностью конкубината можно было бы назвать морганатический брак (т. е. брак с лицом низшего сословия).

В Риме были лица, которые в силу малолетнего возраста, половой принадлежности или состояния психики не могли самостоятельно осуществлять юридические действия. Эти люди нуждаются в опеке – помощи другого человека при решении самых разных правовых и иных проблем. В Древнем Риме женщинам («Женщины в силу присущего им легкомыслия должны состоять под опекою») и несовершеннолетним детям, оставшимся без главы семейства, государство должно было восполнить недостающую им дееспособность путем предоставления им опеки (tutela). Безумцам и расточителям, которые приравнивались по решению суда к безумным, необходимо было назначить попечителей. Такое лицо, будучи теоретически вполне право- и дееспособным, тем не менее могло допустить действия, имеющие последствием ущемление собственных интересов. Если лицо мужского пола, дееспособного возраста, не могло само самостоятельно вести дела и нуждалось в помощи, то такая помощь оказывалась им попечителями – кураторами, а сами отношения назывались cura или curatio – попечительство.

Первоначально разницы между этими двумя понятиями не было. Главное различие между опекой и попечительством состояло в том, что опекун обязан заботиться о личности опекаемого, а попечитель – об имуществе (есть и иные точки зрения на природу опеки и попечительства, например, что в основу разграничения закладывались возрастные и другие признаки, что они различались по кругу лиц, которым восполняли недостающую дееспособность).

Гай (И. 1.142) говорит, что «опека – это сила и власть над лицами sui iuris (т. е. полностью правоспособными, отцами семейств), данная нам цивильным правом для защиты того, кто в силу возраста не может защищаться сам» (это определение относится к опеке над несовершеннолетними). Опека возлагалась на опекуна в интересах опекаемого. Важный вид опеки – опека над малолетними (tutella impubertum). Это – обязанность агнатов. В то время, когда были сильны родовые связи, на первом плане была забота не о личности подопечного, а об его имуществе, которое должно было перейти к ближайшим наследникам, т. е. имущество не должно было быть растрачено, расхищено, роздано. В древнейшее время таким опекуном был ближайший агнат. Законы XII таблиц изменили это правило. Отец получил право назначить опекуна в завещании (завещательная опека) для своих детей и для жены (во времена Дигест опеки над женщинами уже не было). И только если в завещании имя опекуна не было названо, то им по закону становился ближайший агнат (законная опека). Опекунами могли быть только лица мужского пола (женщина сама находилась под опекою и не могла опекать кого-либо другого; исключение впоследствии было сделано для вдовы, потерявшей двоих детей). Дети, состоявшие под властью патерфамилиас, будучи лицами «чужого права», не имели потребности в опеке, так как не имели ни своего имущества, ни имущественных прав. В тех случаях, когда возникала необходимость в защите, это осуществлял патерфамилиас, а собственно опека назначалась только над малолетними, потерявшими отца и ставшими формально самостоятельными лицами «своего права».

В древний период опекунство носило добровольный характер. Причем если у малолетнего лица не было агнатского родственника, то он оставался без опеки вовсе. В более поздние времена опека стала рассматриваться как общественная обязанность, налагаемая на опекуна в интересах подопечного. Во времена Республики закон Атилия предписал магистратам (претору и народному трибуну) назначать опекунов в обязательном порядке (такая опека называлась опекой по назначению). Данный закон установил контроль государства за деятельностью опекунов. Высший надзор за лицами, нуждавшимися в опеке или попечительстве, был возложен на органы государственной власти – консулов и преторов. Законом Юлия Тита на опекунов была возложена обязанность имущественной ответственности за растрату имущества подопечного. В древнейшее время опекун мог свободно распоряжаться имуществом подопечного и привлекался к ответственности лишь за недобросовестность и (или) растрату. Но в этом случае доказать вину опекуна было довольно сложно, притом такой иск носил строго личный характер и к наследникам опекуна не применялся. Поэтому преторская практика выработала специальные иски, которые защищали как интересы подопечного, так и самого опекуна.

Отказаться от опекунских обязанностей можно было только в особых случаях. Так, например, не могли быть опекунами:

– рабы (если раб указывался в завещании опекуном, он становился свободным человеком);

– иностранцы (исключение – латины);

– женщины;

– несовершеннолетние (т. е. лица, не достигшие 25 лет);

– солдаты (исключение – по завещанию товарища по службе);

– слепые, глухие, немые и иные лица, имевшие такие физические недостатки, которые делали невозможным осуществление опеки;

– должники опекаемого;

– лица, заведомо враждебные опекаемому.

Опека была обязательной общественной повинностью. Отказаться от статуса опекуна можно было только в очень ограниченных случаях:

– лицо, у которого было трое и больше детей (дети, павшие на поле боя, в этом случае считались за живых);

– члены императорского совета, чиновники казны, магистраты;

– профессора риторики, грамматики, врачи, художники, ученые;

– солдаты, ушедшие в отставку;

– колоны;

– атлеты, награжденные почетным венком;

– лица старше 70 лет;

– тяжело больные;

– лица, не умеющие писать, читать, бедные настолько, что вынуждены все время тратить на добывание пропитания;

– имеющие троих подопечных.

Характерно, что при наличии опеки духовным и физическим воспитанием занималась мать данных лиц и их близкие родственники, а опекуны добывали необходимые для этого средства. Тутор (опекун) как бы замещал личность малолетнего по всей совокупности юридических отношений: если подопечному не было семи лет, то все действия осуществлялись именно им. Попечитель – куратор – назначался по определенному делу. Опека и попечительство устанавливались в следующих случаях.

1. Опека над несовершеннолетними. Совершеннолетие для женщин наступало в 12, для мужчин – в 14 лет. В период до 7 лет личность ребенка заменяет собой опекун, в период 7–14 лет за детьми признается частичная дееспособность – они дают согласие на сделки опекуна, а некоторые сделки могут проводить и сами. Закон Плетрония (190 г. до н. э.) установил особую категорию лиц, пользовавшуюся покровительством закона, – лиц в возрасте до 25 лет. Во всех случаях совершения невыгодности сделки для такого лица, или в случае его обмана, претор давал свою защиту лицу, не достигшему 25 лет. Но если сделка прошла под одобрением куратора, то это исключало факт судебного преследования.

2. Опека над женщинами (tutela). Женщина в принципе была недееспособной (в древнее время обладание правом зависело от способности лица владеть оружием, женщина таким правом не обладала, следовательно, не была дееспособной). В древнее время женщина действительно находилась под опекой всю жизнь (за исключением весталок), но уже к концу республиканского периодаопека носила чисто формальный характер и постепенно была законодательно отменена. Но ликвидация опеки не означала равноправия с мужчиной: женщина не имела права занимать публичные должности, представлять в суде интересы третьих лиц и т. п. У них есть привилегия ссылаться на незнание законов и не нести ответственности за принятие на себя обязательств по поручительству, залогу. Формально опека просуществовала до времен императора Феодосия Великого. В дальнейшем, в соответствии с законами Юлия и Папирия, были освобождены от опеки свободные римлянки, имевшие трех и более детей. Император Юстиниан уравнял женщин с мужчинами в праве заключать договоры. Другой император – Лев Философ – логически закончил эту женскую эмансипацию, лишив женщин привилегии ссылаться на незнание закона, что было справедливо – равенство в правах предусматривает и равенство в ответственности.

3. Попечительство над безумными, сумасшедшими. Разница между этими понятиями определялась тяжестью поражения умственной деятельности. Сумасшедшими признавались такие лица, у которых были «светлые» периоды (ремиссия), в которые к ним возвращалось сознание. Безумные в сознание не приходили. По Законам XII таблиц попечителями над ними становились ближайшие родственники (агнаты). Впоследствии таких опекунов стало назначать государство (магистраты). Безумный был полностью лишен дееспособности, и опекун полностью представлял его личность при совершении сделок.

4. Попечительство над расточителем устанавливалось со времени Законов XII таблиц и касается только права ведения имущественных сделок. Во всех остальных видах деятельности такое лицо считалось полностью дееспособным.

Прекращение опеки и попечительства.

1. Смерть опекаемого, умаление его правоспособности (capitis deminuto), достижение им зрелого возраста, выход женщины замуж и переход ее под власть мужа.

2. Смерть опекуна, утрата им правоспособности уничтожала опеку со стороны именно этого лица, но вместо него тут же назначался другой опекун.

3. «Просветление» сознания психически больного человека, который излечивался от болезни и самостоятельно мог вести свои дела.

4. Поскольку попечителем мота – расточителя было государство, то попечительство прекращалось только со смертью расточителя.

 
 

5. КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЩЕЙ. ВЕЩНЫЕ ПРАВА.
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.
ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Самое наименование res показывает, какое значение вкладывали римляне в это понятие, поскольку для них nomen est omen – «название есть предзнаменование»: как словенское rêč – «веешь», болгарское реч – «вещь», польское rzecz – «вещь» (ср.: Rzecz Pospolita – Речь Посполитая – название польского государства, которое было переведено с латинского res publica), так и латинское res восходят к древнему индоевропейскому глагольному корню re-, имевшему значение «двигаться, течь». Таким образом, вещью называли все, что «проистекало», т. е. находилось в определенных пространственно-временных координатах. В римском праве все, с чем можно было производить юридические действия в рамках, допущенных законом, являлось вещью, или объектом правовых действий.

В работах римских юристов приведены различные классификации вещей, в зависимости от признаков, с помощью которых производилось подразделение вещей на классы (по назначению, по значению для хозяйственной деятельности, по составу и т. п.). Чаще всего вещи делились следующим образом.

Материальные и духовные (к последним римляне относили идеальные представления, например, честь, достоинство, которые защищаются юридическими средствами, или образование, с которым производится юридическая сделка купли-продажи, инфамия – «обеславливание», т. е. признание гражданина бесчестным по решению суда, упущенная выгода, которую необходимо было возмещать, а также юридические конструкции, под которыми понимали и права и обязанности, например, право на триумф, право наследования, право на пользование чужой вещью – сервитут и обязанность быть опекуном, обязанность соблюдать договоры, и т. п.

При этом не имело значения, что в наследстве, например, содержались материальные вещи, осязаемые предметы, ведь, как утверждал юрист Гай, «само право наследования, само право узуфрукта бестелесны»). Причем материальные вещи могут быть видимыми (стол, дом, дерево, осел) и невидимым и (воздух, сила ветра), телесными и бестелесными (вода, которая принимает «тело» сосуда, в который ее наливают. Здесь нужно отметить, что все духовные вещи бестелесны, так как они – только представления в сознании людей), простыми (камень, бревно), составными (нитка бус) и сложными (корабль), делимыми (стадо) и неделимыми (такая вещь, разделение которой приводило к утрате имущественной ценности, например, квадрига – четверка лошадей)); потребляемыми (зерно, обувь) и непотребляемыми (статуя, драгоценный камень), целые плодоприносящие (любой предмет, способный создавать новые экономические ценности) и их частиплоды (натуральные – урожай, приплод скота и цивильные, т. е. существующие только в праве, но, тем не менее, материально выраженные – рента, проценты с капитала, плата за аренду помещения); главные (замок, лошадь) и относящиеся к их принадлежностям (ключ, хомут); движимые (т. е. которые могли двигаться сами или могли быть приведены в движение, т. е. созданы для передвижения)и недвижимые (не могли изменять свое положение в пространстве без повреждения своей сущности); заменимые и незаменимые.

Последнее деление очень важно, поскольку оно показывает, какое качество вещи необходимо для исполнения обязательства в отношении ее, если она повреждена или утрачена: вещи общего рода (мера пшеницы, бочка вина, куча гравия) заменимы вещами такого же рода; вещи же общего рода, но с признаками индивидуальной определенности (отрез ткани конкретного цвета и фактуры, вино конкретного сорта и года выдержки) могут быть замещены по соглашению сторон такими же, или за них будет дано возмещение их стоимости, специфические индивидуально определенные вещи (драгоценная ваза, специально обученная скаковая лошадь) могут быть замещены только деньгами.

От этого деления зависел не только характер ответственности за утраченную вещь, но также притязания наследников. В Дигестах говорится, что если наследодатель определил в качестве наследуемых вещей двум своим наследникам именно раба Стиха и именно раба Памфила, т. е. рабов в их индивидуальной определенности, то этих последних следует полагать вещами незаменимыми. Значит, каждый из наследников может притязать и на того и на другого раба в равных долях («…нужно, чтобы каждому из них следовала половина Стиха и половина Памфила»). Если же в наследстве вещь определена без указания индивидуальных свойств, т. е. указан лишь род этой вещи (два раба, две коровы и т. п.), то она считается заменимой. Значит, рабы будут определены как заменимые вещи, и каждый из наследников возьмет себе по одному рабу – либо Стиха, либо Памфила.

Необходимо было прояснить в римском праве правовую природу денег. Римские юристы подразделяли деньги на две вещи: материальную – в виде монеты, которая была простой, неделимой, непотребляемой, плодоносящей вещью, и духовную – в виде воображаемой, определенной людьми ценности – номинальной стоимости, которая была составной, делимой на части, потребляемой, заменимой вещью.

Однако для права гораздо более важным было деление вещей на публичные и частные. Публичные, в свою очередь делились на вещи божественного права: святые, например, храмы и алтари, освященные, например, крепостные стены и ворота) и религиозного почитания умерших (кладбища и ларарии). К вещам божественного права относились такие вещи, которые в соответствии с сакральными представлениями римлян не могли быть предметом человеческого права. По выражению юриста Марциана «предметы, посвященные богам и предкам, не могут являться чьим-то имуществом». Вещи божественного права не подлежали оценке и ненадлежащему обращения с ними, например, римлянин не мог для того, чтобы выйти из города, перелезть через стену, даже если городские ворота были далеко – такое действие считалось святотатством и было уголовно наказуемым; а также вещи человеческого права: ничьи (бесхозяйные – рыба в реке, птица в небе, грибы в лесу); вещи общего владения, за которыми не нужен был уход и которыми могли пользоваться все, – морской пляж, реки, рощи; вещи государственного владения, за содержание которых отвечала казна – фиск, частично перекладывая содержания на граждан в виде платы за пользование банями – термами, городскими театрами, цирками, пристанями, и вещи корпоративного владения (имущество юридического лица – корпорации).

Самым важным подразделением для частных вещей было деление:

– на вещи в обороте (которыми можно было распоряжаться по усмотрению собственника) и вне оборота (к таким относились, например, вещи, которыми, по закону, нельзя было распорядиться, так как было подозрение, что они краденные);

– манципируемые – res mancipi и неманципируемые – res nec mancipi (данное деление имело значение в древнем и классическом римском праве; манципируемые вещи можно было приобрести в собственность путем совершения особой процедуры – манципации, участниками которой могли быть только квириты). По Законам XII таблиц к манципируемым вещам относились самые необходимые и значимые для ведения сельского хозяйства вещи: земля, строения, посевы и посадки, рабы, четыре вида скота (волы, лошади, мулы, ослы), четыре земельных сервитута (право прохода, проезда, прогона скота и провода воды через чужой участок). Только в Кодексе Юстиниана понятие манципируемые и неманципируемые вещи было заменено на движимые и недвижимые вещи, которым было придано иное, чем в древнем праве, значение: недвижимые – это земля, посадки и строения на ней, а все остальные вещи – движимые.

Классификация, построенная римскими юристами, необходима была для четного различения юридических действий с вещами, воспринимаемых как правомочия лиц в отношении вещей:

– право владения. Заключается в полномочии декларировать свои права на данную вещь (заявлять об этой вещи как о своей), удерживать вещь у себя, противодействовать попыткам иных лиц овладеть данной вещью или ограничить возможности собственника вещи по ее использованию;

– право пользования. Заключается в полномочии потреблять полезные свойства вещи, извлекать из нее доход;

– право распоряжения. Подразумевает право собственника определить физическую либо юридическую судьбу вещи. Собственник может:

а) внести изменения в вещь, переделать вещь, т. е. изменить ее качественную определенность и даже уничтожить вещь;

б) передать вещь другому лицу, изъять из гражданского оборота (передав, например, в дар государству); сюда могут относиться:

право отчуждения. Выражается в возможности собственника вещи продать ее, либо подарить, либо обменять на что-то;

право передачи вещи иным лицам. Представляет собой полномочие передать, оставаясь собственником вещи, право владения, пользования и распоряжения ею. Так, рендодатель, сохраняя право собственности на вещь, может передать ее другому лицу – арендатору, которое приобретает правомочия по владению, пользованию и распоряжению данной вещью. Сюда же относятся и право передачи вещи в залог,а такжеправо передачи вещи в управление другому лицу. Такая передача не влекла перехода права собственности к управляющему (прокуратору), который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.168 сек.