Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоммерческие организации 4 страница. Сфера гражданско-правовых отношений, участниками которых являются Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования




Сфера гражданско-правовых отношений, участниками которых являются Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, достаточно широка. Важнейшими среди них являются отношения собственности. Российской Федерации принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует федеральной. Имущество, принадлежащее на праве государственной собственности субъектам РФ, составляет собственность субъектов РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом (ст. 214 ГК).[294] Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК).

Как и любому иному собственнику, Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям принадлежат права владения, пользования и распоряжения их имуществом (подробно см. гл. 15,17 и гл. 19 настоящего учебника). Они могут осуществлять правомочия собственника как непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления, так и опосредованно, создавая самостоятельные субъекты гражданского права - унитарные предприятия и учреждения с закреплением за ними имущества на вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления (подробно см. в гл. 16 учебника). В последнем случае имущество остается в собственности публично-правового образования.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в качестве субъектов гражданского права и в обязательственных отношениях. Примеры таких выступлений см. в п. 1 данного параграфа. Существует много и иных случаев такого выступления. От имени Российской Федерации действует Министерство финансов РФ, когда выпускает государственные займы (ст. 817 ГК). Государство, субъекты РФ, а также муниципальные образования являются участниками обязательственных отношений, возникающих при эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг,[295] а также при организации лотерей (ст. 1063 ГК).[296]

В обязательственных отношениях по поставкам и подрядам для государственных и муниципальных нужд (ст. 725, 764 ГК) от имени, соответственно, Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований могут выступать органы государственной и исполнительной власти Федерации и субъектов РФ, а также органы местного самоуправления.

Широкий круг полномочий по участию в гражданско-правовых обязательствах предоставляет органам местного самоуправления, действующим от имени муниципальных образований, Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки; определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов, выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты (ст.51). Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территорий, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции и оказанию услуг для населения.

Возможно участие государства, субъектов РФ, муниципальных образований в иных договорных правоотношениях при условии, что эти действия не выходят за рамки их правоспособности и соблюдается принцип равенства с другими участниками гражданского оборота (например, в договорах поручения, доверительного управления имуществом, совместной деятельности и др.). Российская Федерация становится участником гражданско-правовых отношений в случаях взыскания в доход государства имущества по некоторым недействительным сделкам (ст. ст. 169, 179 ГК).

Закон предусматривает участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований также в обязательствах из причинения вреда, в которых они могут выступать в качестве субъектов ответственности. Они обязаны возмещать вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. ст. 16, 1069 ГК). Государство, а в случаях, предусмотренных законом, субъекты РФ и муниципальные образования обязаны возмещать вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (ст. 1070 ГК).

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут быть участниками наследственных правоотношений. Любой из названных субъектов может быть призван к наследованию по завещанию, а при определенных условиях, предусмотренных в Гражданском кодексе РФ, и к наследованию по закону (ст. ст. 1116, 1151 ГК).

Если в составе объектов наследственного правопреемства имеются интеллектуальные права наследодателя на произведения литературы, науки, искусства, изобретения и т.п., то названные субъекты гражданского права могут стать обладателями тех правомочий в составе исключительных прав, которые в соответствии с нормами наследственного права переходят к наследникам. Переходят по наследству, например,исключительное право на произведение, право на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец (ст. 1241,1283,1357 ГК).

3. В соответствии с действующим законодательством участниками гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеэкономической деятельности могут быть любые субъекты гражданского права. При этом осуществляя внешнеэкономическую деятельность, каждый субъект гражданского права самостоятельно заключает внешнеэкономические договоры с иностранными гражданами и юридическими лицами, исполняет их и несет ответственность в случаях нарушения обязательств.

При совершении государственными либо муниципальными юридическими лицами внешнеэкономических сделок с иностранными субъектами государство, субъекты РФ, муниципальные образования не являются участниками внешнеэкономического оборота. Они становятся участниками внешнеэкономических гражданских отношений лишь в случаях заключения сделок от их имени в порядке, предусмотренном ст. 125 ГК, т.е. заключения их органами государственной власти, органами местного самоуправления, действующими в рамках их компетенции, либо государственными и муниципальными органами, юридическими лицами и гражданами на основании специальных поручений Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований.

Следует иметь в виду, что согласно ст. 11 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственном регулирования внешнеторговой деятельности Российская Федерация,[297] ее субъекты и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.

Так, в Постановлении Правительства РФ от 5 января 1995 г. N 14 "Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом" содержится перечень возможных гражданско-правовых сделок и порядок принятия решений о их совершении в отношении недвижимого имущества, находящегося за рубежом.[298]

Основные положения порядка привлечения из иностранных источников денежных средств, а также предоставления кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям предусмотрены в БК РФ (ст. ст. 7, 8, 95, 99, 106, 108, 109, 122 - 128).

От имени государства совершают и исполняют внешнеэкономические сделки торговые представительства РФ за границей и иные органы исполнительной власти (Минфин РФ, Центральный банк РФ и др.), наделенные соответствующей компетенцией. Например, получение иностранных кредитов Российской Федерацией осуществляется Правительством РФ на основе международных договоров, гражданско-правовых договоров и гарантий от имени Российской Федерации или Правительства РФ. Такие договоры, включая предоставление гарантий по займам, могут заключать также федеральные органы исполнительной власти или российские юридические лица, если они действуют по полномочию Правительства, оформленному в виде его постановления.

 

§ 3. Ответственность Российской Федерации,

субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

по обязательствам

 

1. Закон устанавливает, что Российская Федерации, субъекты РФ, муниципальные образования подобно любому иному субъекту гражданского права несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Подчеркивается, что они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц (ст. 126 ГК). Исключение предусмотрено в п. 6 ст. 126 ГК, согласно которому это правило не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица, либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования как собственники имущества создаваемых ими казенных учреждений несут субсидиарную ответственность по обязательствам таких учреждений при недостаточности находящихся в их распоряжении денежных средств. Точно так же.являясь собственниками казенных предприятий они несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий в случае недостаточности их имущества (п. 5 ст. 115 ГК).

Как отмечалось выше, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования в определенных случаях выступают как субъекты внедоговорной ответственности (ст. ст. 16, 1069, 1070 ГК).

2. Российская Федерации, субъекты РФ, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества: а) которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления и б) которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК). Имеются особенности в обращении взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Оно допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, источником удовлетворения обязательственных требований, предъявляемых к Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, являются средства соответствующей казны (государственной казны, казны субъекта РФ или муниципальной казны).

3. Согласно ст. 127 ГК особенность ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств заключается в том, что она определяется законом об иммунитете государства и его собственности.

Пока такой закон не принят. Действующее же гражданско-процессуальное законодательство признает принцип судебного иммунитета, т.е. считает невозможным предъявление иска в суде в Российской Федерации к иностранному государству, обеспечение иска, обращение взыскания на его имущество, находящееся в стране, без прямого согласия компетентных органов этого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом (ст. 401 ГПК).

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 11 июня 1999 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса" указал, что арбитражный суд принимает иск по коммерческому спору, ответчиком в котором является иностранное государство, выступающее в качестве суверена, только при наличии прямо выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в арбитражном суде РФ. Подобное согласие следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета иностранного государства (п. 8 Постановления).[299]

Такая же позиция зафиксирована в Положении о торговых представительствах Российской Федерации за границей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2005 г. № 401 «Об оптимизации системы торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах» В качестве ответчика торговое представительство может выступать в судах лишь по спорам, вытекающим из сделок и иных юридических актов, совершенных им от имени государства в стране пребывания, и только в тех случаях. когда Российская Федерация в международном договоре с государством пребывания либо путем заявления в суде или письменного уведомления в рамках разбирательства дела выразила согласие на подчинение торгового представительства юрисдикции суда страны пребывания по указанным спорам.[300]

В отдельных случаях российское законодательство допускает возможность отказа государства от иммунитета при оформлении конкретных договоров с иностранными участниками. Так, отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения может быть предусмотрен в соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами (см. ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции").[301]

Следует иметь в виду, что в зарубежном праве распространен иной подход к принципу иммунитета государства. В законах и судебной практике ряда зарубежных государств закреплена доктрина функционального (ограниченного) иммунитета, согласно которой иностранное государство, осуществляя коммерческую деятельность, действует уже не как суверен, а как частное лицо и поэтому отказывается от иммунитета по требованиям, вытекающим из такой деятельности.[302] Положения этой доктрины выражены в законах США, Великобритании, Канады, Австралии и др., в международных договорах (например, в Европейской конвенции об иммунитете государства 1972 г., в Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил, относящихся к иммунитету государственных судов), в судебной практике зарубежных стран (Италии, Германии, Австрии, Франции, Бельгии и др.).[303]

Идея функционального иммунитета закреплена в ст. 251 АПК РФ 2002 г.: при разбирательстве экономических споров иммунитет предоставляется иностранному государству, только когда оно выступает «в качестве носителя власти».[304]

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Алдошин О.Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте // Журнал российского права. 2001. N 1.

Брагинский М.И. Участие советского государства в гражданских правоотношениях. М., 1981.

Кутафин О.Е.Субъекты конституционного права Российской Федерации

как юридические и приравненные к ним лица. М., 2007.

Маковский А.Л. Гражданская ответственность государства за акты

власти // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. М., 1998.

Советское гражданское право. Субъекты гражданского права. М., 1984. Гл. 13.

Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // ВВАС. 2001. N 3.

 


ГЛАВА 8. ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

 

§ 1. Общие положения

 

Под объектами гражданских прав в ГК РФ понимаются материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают и осуществляются субъективные гражданские права в рамках гражданских правоотношений.

Вне рамок гражданского правоотношения понятие объекта гражданского права не употребляется. Объясняется это тем, что данное понятие неразрывно связано с понятием субъективного права и корреспондирующей с ним гражданско-правовой обязанностью.

Субъективные гражданские права и обязанности без объектов, на которые они направлены, существовать не могут. Равным образом, материальные и нематериальные блага, возводимые в ранг объектов субъективных гражданских прав, служат необходимой предпосылкой для возникновения самих субъективных гражданских прав и обязанностей и соответствующих им гражданских правоотношений.

Естественно, что далеко не все материальные и нематериальные блага, существующие в природе и обществе, способны по тем или иным причинам одномоментно быть превращенными в объекты гражданских прав.

В их число в настоящее время, например, входят неосвоенные прибрежными государствами природные ресурсы углеводородов в районе Северного полюса. Таковыми, но уже освоенными, могут быть названы материальные и нематериальные блага, используемые в юридических структурах, предшествующих возникновению гражданских правоотношений в качестве предметов, заключаемых гражданско-правовых договоров. В каждом объекте субъективное право воплощается материальное и нематериальное благо, но не каждое материальное и нематериальное благо (субстанция) может быть объектом гражданского права. При вхождении материального и нематеиального права в сферу действия гражданских правоотношений в качестве объектов гражданских прав должна учитываться юридическая природа тех субъективных прав, которым они должны соответствовать.

В гражданском законодательстве и юридической доктрине выделяется пять категорий субъективных прав. Это вещные права, обязательственные права, права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права на информацию и права на нематериальные блага.

Согласно ст.128 ГК РФ, введенной в действие с 01 января 2008 года, «к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага».

Указанный перечень объектов гражданского права нельзя считать исчерпывающим. По сравнению с раннее действующей ст.128 ГК РФ из приведенного перечня выпало понятие информация как самостоятельный объект гражданских прав. Это может объясняться тем, что в число охраняемых объектов гражданского права в качестве результатов интеллектуальной деятельности в главу 75 четвертой части ГК РФ включены секреты производства (ноу-хау) и исключена ст.139 ГК РФ, посвященная служебной и коммерческой тайне. В действительности понятие коммерческой ценности сведений секретов производства (ноу-хау) далеко не исчерпывает более широкого понятия информации, составляющей тайну, за исключением сведений, отнесенных в установленном порядке к государственной тайне.[305]

В действующей редакции ст.128 ГК РФ не нашли также отражения положения о субъективных гражданских правах на поименованные в ней объекты права, за исключением имущественных прав на вещи. Данные права в случаях, указанных в законе, могут выступать в качестве самостоятельных объектов права в гражданских правоотношениях (см. например, ст.382 ГК РФ о переходе прав кредитора к другому лицу, п.1 ст.1233 ГК РФ о распоряжении правообладателем принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации). Указанные положения о самостоятельном характере субъективных гражданских прав распространяются на права на информацию.

Не могут служить объектом передаваемых субъективных прав неотчуждаемые нематериальные субъективные права, например, как право на жизнь и право на здоровье.

Названные объекты субъективных гражданских прав одновременно являются объектами гражданских правоотношений.

Оборотоспособность объектов гражданских прав. В плане оборотоспособности объекты гражданских прав делятся на три группы: полностью оборотоспособные объекты, изъятые из оборота, и объекты, ограниченно оборотоспособные. Под оборотоспособностью объектов гражданских прав понимается возможность их свободного отчуждения участниками гражданского оборота путем продажи, дарения, сдачи в аренду с правом выкупа другим участником оборота, перехода по наследству к наследникам, передачи в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, взноса в некоммерческие организации и т.д.

Подавляющий удельный вес в сфере гражданского оборота в условиях рыночной экономики, разумеется, имеют полностью оборотоспособные объекты гражданских прав. Они могут быть объектами (товарами) различных гражданских прав (вещных, обязательственно-правовых) и принадлежать всем субъектам гражданского права.

Изъятие из оборота ограниченного числа объектов гражданских прав мотивируется следующими причинами. Во-первых, тем, что отдельные объекты гражданских прав по своей природе не могут быть вообще отчуждаемы от личности человека. Это - права на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность частной жизни, честь и достоинство, право на имя и другие нематериальные блага (ст. 150 ГК). Во-вторых, отдельные объекты, составляющие (входящие в) государственную и муниципальную собственность, должны находиться в общественном пользовании (дороги, улицы, заповедники, национальные парки и скверы и т.д.). В-третьих, гражданские права в отношении отдельных объектов могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК).

Как сказано в п. 2 ст. 129 ГК РФ, объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. Так, на основании ст. 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"[306] Постановлением от 30 июня 1998 г. №681 с изменениями от 08.07.2006г. и 04.07.2007г. Правительство РФ утвердило перечень указанных веществ, оборот которых запрещен в РФ[307]. В их число, в частности, включены гашиш, героин, яд, опий и др. К этой же группе объектов относятся атомное оружие и другие средства тяжелого вооружения.

Виды объектов гражданских прав, ограниченных в обороте, определяются в порядке, установленном законом (п. 2 ст. 129 ГК). К их числу относятся объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота (например, земельные участки, находящиеся в приграничных территориях, могут принадлежать лишь российским гражданам и юридическим лицам) или нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (например, стрелкового оружия для охоты на диких зверей и птиц в установленном законом порядке).

 

§ 2. Имущество

 

Имущество является основным объектом гражданских прав. Понятие имущества в гражданском законодательстве употребляется в различных смысловых выражениях. Все зависит от сферы его применения. В плане подразделения на отдельные виды необходимо в его составе различать: 1) вещи, включая деньги и ценные бумаги; 2) имущественные права и 3) иное имущество, например, различные виды энергии (электрической, атомной, тепловой и т.д.). В состав имущества наряду с имущественными правами могут входить и имущественные обязанности. Так, в понятие наследуемого имущества, употребляемое в наследственном праве, включаются и имущественные права и обязанности наследодателя, не имеющие личного характера. Например, наследник, принявший наследство, отвечает по долгам наследодателя (ст. 1175 ГК).

В целом различие в понятии имущества, содержащемся в отдельных правовых нормах, предопределяется тем, в каком значении (индивидуально-видовом или в суммарно-видовом) оно употребляется законодателем. Например, в ст. ст. 133 - 135 ГК речь идет о вещах, в ст. 128 - о вещах и имущественных правах; в наследственном праве - о вещах, имущественных правах и обязанностях.

Было бы, однако, неправильным в составе сложных вещей, образующих единое целое, (например, предприятие как имущественный комплексе; ст. 132 ГК) исключительные права, а также личные неимущественные права относить к имуществу в широком смысле слова[308]. Включение в состав предприятия как имущественного комплекса наряду с имущественными правами исключительных и личных неимущественных прав не изменяет юридической природы имущественных и неимущественных прав. Данное положение характерно для всех случаев объединения имущественных и неимущественных прав в составе единых правовых образований. На этих началах, в частности, функционирует вся система авторского права, в которой неимущественные права не теряют своего статуса, а имущественные права не превращаются в неимущественные.

Недвижимое и движимое имущество. Делению имущества на недвижимое и движимое в гражданском праве России придается чрезвычайно важное значение. Только в части первой ГК имеется свыше 30 статей, в той или иной мере связанных с характеристикой правового режима недвижимого имущества в действующем праве. Ключевыми статьями, однако, являются ст. 130 и ст. 131 ГК, в которых дается понятие недвижимого и движимого имущества, определяются их отдельные виды и содержатся требования о государственной регистрации недвижимости.

Прежде всего, необходимо определить сферу применения правовых норм, закрепленных в указанных статьях ГК. Статья 130 ГК "Недвижимые и движимые вещи" посвящена, как известно, одной из разновидностей более широкого понятия недвижимости. Однако в тексте ст. 130 ГК наряду с понятием вещей неоднократно используется терминология недвижимого имущества и недвижимости. В ст. 131 ГК РФ, посвященной государственной регистрации недвижимости, говорится о регистрации прав на недвижимое имущество (вещи).

Сказанное дает основание утверждать, что под понятием недвижимости, употребляемым в ст. 130 ГК РФ, необходимо понимать недвижимое имущество, включающее в себя как вещи, так и имущественные права на данные вещи. Объясняется это следующими причинами. Использование вещей лицами, не являющимися их собственниками, возможно только путем предоставления им собственниками соответствующих вещных прав. И потому объектами гражданских прав на пользование чужими вещами являются не вещи как таковые, а лишь права на их использование. Как следствие, данные права становятся объектами экономического оборота и связанных с ним правоотношений.

Все было бы проще, если бы в качестве единственных пользователей недвижимых вещей выступали их собственники. Тогда не было бы вообще необходимости включать в понятие недвижимого имущества право собственности, поскольку в этом случае право собственности на вещь и использование собственником вещи по отношению к третьим лицам будут составлять единое целое.

Кстати, отождествление права собственности с самой вещью нашло отражение в ст. 383 французского Гражданского кодекса, посвященной понятию недвижимого имущества. К числу имуществ, недвижимых в силу предмета, принадлежность которого они составляют, относятся вещные права на недвижимость (узуфрукты, эмфитевзис, сервитуты), вещные права на недвижимость, установленные в целях обеспечения обязательства (привилегия, ипотека, антикрез) и отдельные вещные требования. Как видно, в приведенном перечне вещных прав, относимых к недвижимому имуществу, отсутствует право собственности, которое, по утверждению Л. Жюлио де ла Морандьера, сливается с самой недвижимостью[309]. Подобный подход к понятию недвижимого имущества закреплен и в итальянском Гражданском кодексе 1942 г.

Отождествление понятия недвижимых вещей с правом собственности на них свойственно и российскому законодательству. Так, согласно п. 6 ст. 66 ГК "вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку". Из приведенного текста явствует, что под вкладчиком денег, ценных бумаг и других вещей закон однозначно понимает их собственников, а в понятие имущественных прав не включает право собственности.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК различают два вида недвижимых вещей: 1) вещи, недвижимые по их природе; 2) вещи, отнесенные к недвижимым в силу закона.

Вещи, недвижимые по их природе, в свою очередь, подразделяются на две категории: а) земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, б) объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

Деление вещей (объектов), - недвижимых по природе, не проведено с достаточной последовательностью. По смысловому значению нормы, содержащейся в п. 1 ст.130 ГК, к первой категории относятся объекты, составляющие природные ресурсы. В таком случае непонятно, почему во вторую категорию вошли леса и многолетние насаждения, принадлежность которых к природным ресурсам, не должна вызывать сомнений. Кроме того, "перемещаться", "прекращать свое существование", а в отдельных случаях и "отделяться от земли" могут и обособленные водные объекты и участки недр. Поэтому все названные природные ресурсы следовало бы дать в единой группировке, поставив на первое место земельные участки. И в данном случае норма ст. 261 ГК, посвященная земельному участку как объекту права собственности, более отвечает своему целевому назначению.

Во вторую категорию вещей, недвижимых по их природе, прочно связанных с землей, входят объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Исчерпывающего перечня этих объектов закон не дает, относя к их числу наряду с лесами и многолетними насаждениями здания и сооружения. При этом критерий "невозможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению" в отношении зданий и сооружений вообще неприменим или в лучшем случае применим к отдельным видам зданий и сооружений, имеющих преимущественно уникальный характер, например, к таким, как здание Московского университета на Воробьевых горах, Московский Кремль, Пашков дом на Моховой улице в Москве. Названные здания, помимо архитектурных характеристик, имманентно связаны с той местностью, на которой были возведены.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.