Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоммерческие организации 2 страница




Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное этой организацией. Централизованные религиозные организации образуются исключительно юридическими лицами - местными религиозными организациями одного вероисповедания в количестве не менее 3 (ст. 9 Закона о свободе совести).

Наименование общественного объединения должно указывать на его организационно-правовую форму и территориальную сферу деятельности. В наименовании религиозной организации обязательно отражаются сведения о ее вероисповедании.

Учредительным документом общественных и религиозных организаций является устав. Его содержание должно отвечать как общим требованиям п. 2 ст. 52 ГК РФ, так и установленным специальными законами[252].

Структура органов управления общественных и религиозных объединений зависит от их вида. К примеру, высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание, исполнительным органом - выборный коллегиальный орган (правление, президиум и т.п.), руководитель которого исполняет функции единоличного исполнительного органа юридического лица.

Гражданская правоспособность общественных и религиозных организаций возникает с момента их государственной регистрации в качестве юридических лиц и имеет специальный характер. Общественные и религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения своих уставных целей и в соответствии с ними. Для некоторых организаций установлены дополнительные ограничения. В частности, общественная благотворительная организация лишена возможности участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами[253].

Имущество общественных объединений формируется за счет вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых мероприятий (выставок, лотерей и др.) и совершаемых сделок; доходов от предпринимательской деятельности; других не запрещенных законом поступлений. Эти общие правила конкретизируются применительно к отдельным видам объединений. В частности, политическим партиям запрещается получать материальную помощь от иностранных государств, юридических лиц и граждан; лиц без гражданства; международных организаций и международных общественных движений; органов государственной власти, иных государственных органов и местного самоуправления; некоторых других категорий организаций и физических лиц (п. 3 ст. 30 Закона о политических партиях).

На общественные объединения возлагается обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества или иным образом обеспечить свободный доступ к соответствующим сведениям (ст. 29 Закона об общественных объединениях).

Религиозные организации могут иметь в собственности имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами и юридическими лицами, переданное государством, полученное по иным допускаемым законом основаниям. Передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (п. 3 ст. 21 Закона о свободе совести). Порядок передачи такого имущества регламентируется Федеральным законом от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»[254]. Особый характер имущества религиозной организации обусловил установление специального правила, согласно которому на движимые и недвижимые вещи богослужебного назначения обращение взыскания по требованиям кредиторов не допускается (п. 5 ст. 21 Закона о свободе совести).

Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не обладают какими-либо имущественными правами по отношению к созданным организациям (п. 3 ст. 48 ГК РФ). В связи с этим имущество, переданное ими в собственность организаций, включая членские взносы, не возвращается ни в случае их выхода, ни в случае ликвидации организации. Общественные и религиозные организации и их члены по обязательствам друг друга не отвечают.

Общественные и религиозные объединения могут быть ликвидированы как добровольно, так и в принудительном порядке по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений Конституции РФ и законов, систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям и т.п. (ст. 44 Закона об общественных объединениях, пп. 1, 2 ст. 14 Закона о свободе совести). Имущество общественного объединения, оставшееся после расчетов с кредиторами, направляется на цели, предусмотренные его уставом, определяемые решением общего собрания, а в спорных случаях - решением суда.

Деятельность общественных объединений также может быть прекращена вследствие их несостоятельности (банкротства). Исключение составляют общественные объединения, созданные в форме общественных учреждений и политических партий, а также религиозные организации, которые не могут быть признаны несостоятельными (п. 1 ст.65 ГК РФ).

4. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (п. 1 ст. 18 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях). В зависимости от целей деятельности фонды могут подразделяться на виды, имеющие особенности в правовом статусе (общественные, благотворительные и др.).

Следует иметь в виду, что термин «фонд» нередко используется в наименовании юридических лиц, которые по своей правовой природе фондами не являются и созданы в иных формах. Так, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ представляют собой финансово-кредитные учреждения [255], а негосударственные пенсионные фонды признаются самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих юридических лиц [256].

Учредителями фонда могут быть граждане и юридические лица. Возможно создание фондов и публично-правовыми образованиями[257]. Поскольку фонд не основан на членстве, допустимо его учреждение одним лицом. К субъектному составу учредителей фондов отдельных видов предъявляются специальные требования. Так, в создании благотворительных фондов не могут участвовать органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения (ст. 8 Закона о благотворительной деятельности).

Учредительным документом фонда является устав, утверждаемый учредителями. Помимо общих для всех юридических лиц сведений, он должен содержать информацию о целях деятельности фонда, его органах управления, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Изменения в устав фонда вносятся в особом порядке. Органами фонда он может быть изменен лишь в случае, когда такая возможность предусмотрена в самом уставе. Если соответствующее положение в уставе отсутствует, а его сохранение в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью (п. 1 ст. 119 ГК РФ).

Порядок формирования органов фонда и их компетенция определяются уставом. Обычно в фонде образуются коллегиальный и единоличный исполнительные органы. Особым органом фонда, создаваемым в обязательном порядке, является попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства. Попечительский совет действует исключительно на общественных началах (п. 3 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях).

Имущество фонда формируется за счет взносов учредителей, вносимых добровольно, пожертвований и иных не запрещенных законом источников. Фонд является собственником полученного от учредителей и приобретенного по иным основаниям имущества. Учредители никаких имущественных прав по отношению к фонду не имеют и по его обязательствам не отвечают, равно как и фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

В целях обеспечения соблюдения целевого использования имущества фонд обязан к публичному ведению дел и должен ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Ликвидация фонда осуществляется исключительно в судебном порядке, что обусловлено особым характером данной организации. Фонд ликвидируется, если не обладает имуществом, достаточным для выполнения уставной деятельности, и вероятность его получения нереальна; если цели создания фонда не могут быть достигнуты; если фонд осуществляет внеуставную деятельность, а также в других случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 119 ГК РФ). Правом обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда обладают любые заинтересованные лица (учредители фонда, кредиторы, контролирующие органы и др.). Фонд также может быть ликвидирован вследствие признания его банкротом по решению суда (п. 4 ст. 61, п. 1 ст. 65 ГК РФ), однако для отдельных фондов законом могут устанавливаться исключения[258].

При ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, определяемые уставом фонда. Имущество может передаваться лицам, осуществляющим деятельность в аналогичной сфере, благотворительным организациям и др. В случае если использование имущества в соответствии с уставом не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

5. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК РФ). Особенность данной формы юридических лиц состоит в том, что у учреждения отсутствует право собственности на принадлежащее ему имущество (п. 2 ст. 48 ГК РФ). В отношении имущества, закрепленного за ним собственником, учреждение обладает правом оперативного управления.

Учреждение может создаваться любым собственником имущества - государством, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами. Исходя из категории учредителя, учреждения подразделяются на виды, обладающие спецификой в правовом статусе. Учреждения, создаваемые гражданином или юридическим лицом, признаются частными. Учреждения, которые созданы Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, являются государственными. Учреждения, созданные муниципальными образованиями, относятся к категории муниципальных.

Государственные и муниципальные учреждения в зависимости от целей создания, порядка финансирования и пределов ответственности учредителя по их долгам подразделяются на три типа: автономные, бюджетные и казенные. Особенности их правового положения определяются законами и иными правовыми актами.

Автономные и бюджетные учреждения создаются публично-правовыми образованиями для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях установленных законами. Вопросы создания и деятельности автономных учреждений регламентируются Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»[259], бюджетных учреждений – ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях. Казенные учреждения находятся в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Учредительным документом частного, автономного и бюджетного учреждений является устав, утверждаемый учредителем. Его содержание должно отвечать общим требованиям (п. 2 ст. 52 ГК РФ) и тем, которые установлены для учреждений отдельных видов и типов[260]. Учредительными документами казенного учреждения могут быть устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, положение, утвержденные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя казенного учреждения.

Деятельность частных учреждений полностью или частично финансируется собственником посредством передачи учреждению денежных средств или закрепления иного имущества на праве оперативного управления. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом[261].

Учреждения владеют и пользуются имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия его собственника (ст. 296 ГК РФ).

Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на его приобретение (п. 1 ст. 298 ГК РФ). Автономное и бюджетное учреждения обладают большей имущественной самостоятельностью. Автономное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными за счет выделенных собственником на их приобретение средств. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, полученным от собственника или приобретенным на предоставленные им средства, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, полученным от учредителя и находящимся у них на праве оперативного управления, автономное и бюджетное учреждения вправе распоряжаться самостоятельно (п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ). Казенное учреждение вообще лишено какой-либо возможности отчуждать либо иным способом распоряжаться имеющимся у него имуществом без согласия собственника.

Собственник может наделить учреждение правом заниматься деятельностью, приносящей доходы, предусмотрев это в его учредительных документах. Полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Исключение составляет казенное учреждение, доходы которого зачисляются в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ[262].

Частное и казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными от учредителей или из иных источников. В случае их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного за счет выделенных собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения ответственность по его обязательствам не несет.

Бюджетное учреждение по своим обязательствам отвечает всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет доходов от самостоятельной деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, полученного от собственника или приобретенного за счет выделенных им средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по его обязательствам[263].

Частное учреждение по решению собственника может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается только в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Принятие решений о реорганизации и ликвидации бюджетных и казенных учреждений и их проведение осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ - в отношении федеральных учреждений; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении учреждений субъекта РФ; местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных учреждений.

В исключение из общего правила п. 2 ст. 60 ГК РФ при реорганизации казенного учреждения его кредиторы не вправе требовать досрочного исполнения обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Аналогичная норма действует и в случае ликвидации казенного учреждения.

Особо следует отметить, что изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией, а влечет лишь внесение соответствующих изменений в его учредительные документы.

6. Объединения юридических лиц (союзы и ассоциации) представляют собой самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческих организаций. Они основаны на членстве и могут создаваться либо только коммерческими, либо только некоммерческими юридическими лицами (ст. 121 ГК РФ, п. 1, 2 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях). Согласно п. 4 ст. 50 ГК РФ также допускается создание объединений совместно коммерческими и некоммерческими организациями. Члены объединений сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Объединения юридических лиц обладают специальной правоспособностью, объем которой зависит от характера их участников.

Ассоциация (союз), созданная коммерческими юридическими лицами, имеет строго определенные цели - это координация осуществляемой ими предпринимательской деятельности, представление и защита общих имущественных интересов. Возможность непосредственного осуществления деятельности в иных направлениях, в том числе предпринимательской, для таких объединений исключается. Тем самым их правоспособность является более узкой, нежели у иных некоммерческих юридических лиц, которые самостоятельно определяют направления своей деятельности и способны непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью, хотя и на строго определенных условиях.

Если у объединения коммерческих юридических лиц возникает необходимость в осуществлении предпринимательской деятельности, оно должно быть преобразовано в хозяйственное общество или товарищество; может учредить хозяйственное общество или принять участие в его создании совместно с другими лицами. Прибыль, полученная ассоциацией (союзом) от предпринимательской деятельности созданных хозяйственных обществ, не распределяется между ее участниками, а направляется на реализацию уставных целей и задач.

Объединения некоммерческих юридических лиц могут создаваться в любых целях, направленных на достижение общественных благ. Это может быть координация деятельности объединяющихся организаций, реализация совместных программ (социальных, благотворительных) и т.п. Объем специальной правоспособности ассоциации (союза) некоммерческих юридических лиц определяется исходя из общих положений ст. 24 Закона о некоммерческих организациях. Соответственно они вправе непосредственно осуществлять предпринимательскую деятельность, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Полученная прибыль не подлежит распределению между участниками ассоциации (союза).

В наименование объединения должны включаться указание на характер его деятельности, а также слова «ассоциация» или «союз». Наряду с ними специальные законы допускают возможность использования термина «объединение»[264].

Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав (п. 1 ст. 122 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В учредительные документы ассоциаций и союзов помимо положений, общих для всех юридических лиц, должны включаться сведения о составе и компетенции органов управления ассоциации (союза); порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза). В учредительном договоре должны определяться порядок совместной деятельности учредителей по созданию объединения, условия передачи ему имущества и участия в его деятельности, условия и порядок выхода учредителей из его состава (п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях).

Членам ассоциации (союза) предоставляется право на безвозмездное пользование ее услугами (консультационными, информационными и др.), а также право по окончании финансового года добровольно выйти из ее состава. Учредительными документами могут предусматриваться иные права членов, а также их обязанности (по внесению взносов и т.п.), за нарушение которых они могут быть исключены из объединения по решению остающихся участников.

Имущество ассоциации (союза) складывается за счет регулярных и единовременных поступлений от участников, а также иных допускаемых законодательством источников. Имущество принадлежит объединению на праве собственности и используется в соответствии с его уставными целями. Члены не обладают по отношению к объединению каким-либо имущественными правами (п. 3 ст. 48 ГК РФ). Соответственно, при ликвидации объединения имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между участниками, а направляется на цели, предусмотренные уставом, обычно аналогичные целям ликвидируемого объединения.

Ассоциация (союз) не несет ответственности по обязательствам своих членов. Напротив, члены отвечают по обязательствам ассоциации (союза) - несут субсидиарную ответственность своим имуществом. Основания и пределы такой ответственности определяются учредительными документами объединения. Член, добровольно или принудительно выбывший из ассоциации (союза), продолжает нести дополнительную ответственность по ее долгам еще в течение двух лет с момента выхода. Размер такой ответственности пропорционален взносу, внесенному бывшим членом в имущество ассоциации (союза).

В действующую ассоциацию (союз) с согласия ее членов могут быть приняты новые участники. П. 3 ст. 123 ГК РФ допускает возложение на них субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до их вступления.

Ассоциация (союз) по решению членов, заключивших договор о ее создании, вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество, товарищество или некоммерческое партнерство (п. 4 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).

7. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).

Создание государственной корпорации осуществляется на основании специально принимаемого федерального закона. В настоящее время в данной организационно-правовой форме существуют семь юридических лиц: Агентство по страхованию вкладов[265], Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»[266], Государственная корпорация «Ростехнологии»[267], Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта[268], Российская корпорация нанотехнологий[269], Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства[270], Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)[271].

Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим ее создание. В этом законе определяются наименование корпорации, цели ее деятельности, место нахождения, порядок управления, в том числе органы управления и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц корпорации и их освобождения, порядок реорганизации и ликвидации корпорации, использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации. По сути, такой закон выполняет функции учредительных документов, которые для создания государственной корпорации не требуются.

Высшим органом государственной корпорации является наблюдательный совет (совет директоров). Также в корпорации формируется коллегиальный исполнительный орган – правление, а руководство ее текущей деятельностью осуществляется единоличным исполнительным органом – генеральным директором (президентом, председателем).

Имущество корпорации формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от использования имущества и осуществляемой деятельности, пожертвований, поступлений, полученных по иным не запрещенным законом основаниям, и является ее собственностью.

В случаях и порядке, которые установлены законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал, определяющий минимальный размер имущества корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов[272]. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим ее создание, не установлено иное.

Государственная корпорация использует принадлежащее ей имущество исключительно для целей, определенных законом о ее создании. Осуществлять предпринимательскую деятельность корпорация может лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям. Корпорация обязана к публичному ведению дел и должна ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Корпорация может прекратить свою деятельность только на основании закона, которым определяются порядок ее реорганизации или ликвидации, а также судьба остающегося имущества[273]. Государственная корпорация может быть признана несостоятельной (банкротом), только если это допускается законом, предусматривающим ее создание.

Специфика правового статуса государственных корпораций, их особые цели и направления деятельности свидетельствуют, что как организационно-правовая форма юридического лица государственная корпорация выходит за рамки понятия некоммерческой организации, содержащегося в п. 1 ст. 50 ГК РФ. А поскольку публично-правовой характер выполняемых функций не позволяет государственным корпорациям осуществлять деятельность и в качестве коммерческой организации, в науке высказывается мнение о необходимости их отнесения к индивидуальной группе в системе юридических лиц [274].

8. Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления (ст. 7. 2 Закона о некоммерческих организациях).

Государственная компания создается на основании федерального закона, которым определяются цели ее создания и деятельности, виды имущества, в отношении которых государственная компания осуществляет доверительное управление, порядок управления деятельностью компании, порядок ее финансирования, реорганизации и ликвидации. Учредительные документы, предусмотренные п. 1 ст. 52 ГК РФ, у государственной компании отсутствуют.

Данные организации, как и государственные корпорации, не имеют членства и создаются Российской Федерацией на основе имущественных взносов. В настоящее время в такой форме существует только одно юридическое лицо – Государственная компания «Российские автомобильные дороги»[275], созданное в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления, а также в целях поддержания в надлежащем состоянии и развития сети автомобильных дорог, увеличения их пропускной способности, обеспечения движения по ним, повышения качества услуг, оказываемых пользователям автомобильными дорогами, развития объектов дорожного сервиса. Основными видами деятельности указанной организации являются доверительное управление автомобильными дорогами, организация их строительства и реконструкции.

Высшим органом управления государственной компании является постоянно действующий коллегиальный орган - наблюдательный совет. Также формируется коллегиальный исполнительный орган – правление, председатель которого выполняет функции единоличного исполнительного органа юридического лица.

Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное и приобретенное компанией в результате собственной деятельности, за исключением созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено законом. Государственная компания и ее учредитель - Российская Федерация по обязательствам друг друга не отвечают, хотя закон о создании государственной компании может предусматривать иное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.135 сек.