КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преступления, посягающие на общие условия безопасного функционирования общества 1 страница
Террористический акт (ст. 205 УК). Непосредственным объектом террористического акта является общественная безопасность. При совершении террористического акта создается угроза причинения вреда неопределенному кругу лиц, нарушения состояния защищенности жизненно важных интересов общества и отдельных граждан, нарушения нормального и стабильного функционирования органов власти и международных организаций. Террористический акт является многообъектным преступлением. Помимо основного объекта – общественной безопасности – дополнительными обязательными объектами террористического акта могут выступать интересы личности (жизнь, здоровье и т.д.), отношения собственности, а также интересы органов государственной власти и международных организаций. О наличии этих объектов свидетельствуют совершаемые в рамках террористического акта деяния, которые являются содержанием объективной стороны рассматриваемого состава преступления. Объективная сторона террористического акта характеризуется совершением взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, а также угроза совершения указанных действий. Под взрывом понимается освобождение большого количества энергии (химической, внутриядерной, электромагнитной и др.) в ограниченном объеме за короткий промежуток времени, которое сопровождается образованием сильно нагретых, с высоким давлением газов, при расширении оказывающих механическое воздействие (разрушение) на окружающие объекты. Поджог предполагает умышленные действия по уничтожению (повреждению) имущества, причинению вреда здоровью человека при помощи огня. Под иными действиями, устрашающими население и создающими опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, следует понимать, например, затопление определенной территории, приведение в негодное для эксплуатации состояние объектов жизнеобеспечения и т.д. Названные деяния являются альтернативными (для оконченного состава террористического акта достаточно совершения любого из них) и они должны, в свою очередь, характеризоваться следующими также альтернативными признаками создания опасности: а) гибели человека; б) причинения значительного имущественного ущерба, т.е.; в) наступления иных тяжких последствий. Опасность гибели человека представляет собой наличие угрозы для жизни хотя бы одного потерпевшего. Создание опасности причинения значительного имущественного ущерба, как и наступления иных тяжких последствий – оценочные категории, подлежащие установлению с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, а также характера и степени причиненного или возможного вреда (ущерба или последствий). Например, при установлении значительности ущерба следует учитывать его характер, размер, значимость утраты для конкретного региона и последствия, которые мог вызвать ущерб (к примеру, парализация деятельности транспорта, отключение систем обогрева зимой в результате вывода из строя системы электроснабжения). К иным тяжким последствиям можно отнести нарушение нормальной деятельности учреждений и организаций, дестабилизацию обстановки, угрозу причинения вреда здоровью людей и т.д.[227] Угрозу совершением взрыва, поджога или иных действий образует создание реальных условий для их осуществления с одновременным сообщением об этом органу власти или международной организации в целях оказания воздействия на принятие ими определенного решения в интересах террористов. В соответствии со ст. 205 УК за террористический акт уголовная ответственность наступает даже в случае угрозы совершения взрыва, поджога или иных действий в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, т.е. состав преступления формальный. Субъективная сторона данного состава преступления имеет следующие обязательные признаки. Во-первых, это вина в виде прямого умысла, характеризующегося осознанием виновным общественной опасности своих действий и желанием их совершить (взрыв, поджог и т.д.). Во-вторых, это цель преступления, которая, может быть, самый важный признак состава террористического акта. В Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г. обращается внимание на то, что по своему характеру или смыслу акты терроризма имеют целью устрашение населения или противоправное принуждение того или иного правительства или той или иной международной организации к совершению или несовершению каких–либо действий или серьезную дестабилизацию или разрушение основополагающих политических, конституционных, экономических или социальных структур той или иной страны или международной организации[228]. Цели в рамках субъективной стороны состава террористического акта должны быть следующие: 1) воздействие на принятие решения органами власти; 2) воздействие на принятие решений международными организациями. Если совершаемые субъектом деяния, составляющие объективную сторону террористического акта, совершаются именно в обозначенных целях, то преступление должно квалифицироваться как террористический акт. Субъектом террористического акта является физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста четырнадцати лет. Понижение возраста уголовной ответственности за данное преступление до четырнадцати лет обусловливается, прежде всего, возможностью субъекта в этом возрасте, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, а также очень высокой степенью общественной опасности данного преступления. В соответствии с ч. 2 ст. 205 УК квалифицирующими признаками террористического акта является совершение террористического акта: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) повлекшее по неосторожности смерть человека; в) повлекшее причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, - Комментируя первый квалифицирующий признак, следует отметить, что характеристика преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору дается в ч. 2 ст. 35 УК, а организованной группы – в ч. 4 этой же статьи. Как следует из указанных норм, террористический акт признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления, а террористический акт совершенный организованной группой – это совершение данного преступления устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Второй квалифицирующий признак – причинение смерти потерпевшему при совершении террористического акта – законодателем связывается только с неосторожной формой вины в отношении наступивших последствий (смерти потерпевшего), хотя сами деяния (взрыв, поджог и иные действия), вследствие совершения которых наступает по неосторожности смерть потерпевшего, совершаются виновным умышленно. Нельзя не сказать о том, что недостатком рассматриваемой нормы является отсутствие дифференциации ответственности в зависимости от количества потерпевших, которым причинена по неосторожности смерть в результате совершения террористического акта, как это сделано в других нормах УК (например, ст. 215, ст. 264 и др.). Третий квалифицирующий признак указывает на причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий в результате совершения террористического акта. Значительный ущерб или иные тяжкие последствия – это оценочные характеристики причиненного вреда, которые при совершении конкретных террористических актов могут измеряться и оцениваться по различным критериям. Применительно к данному признаку законодатель не указывает на форму вины, поэтому можно сделать вывод, что отношение виновного к причиненному в результате совершения террористического акта значительному имущественному ущербу либо наступлению иных тяжких последствий может быть как умышленным, так и неосторожным. Особо квалифицирующими признаками террористического акта, в соответствии с ч. 3 ст. 205 УК являются следующие: а) совершение террористического акта, сопряженного с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; б) совершение террористического акта, повлекшего умышленное причинение смерти человеку. Стремление законодателя ужесточить уголовную ответственность за совершение террористического акта, сопряженного с посягательством на объекты использования атомной энергии или с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ вполне оправдано, так как были случаи, когда террористические акты совершались с использованием различных ядовитых и отравляющих веществ. Кроме того, отдельные представители террористических организаций заявляют о своих намерениях совершения террористических актов в отношении именно объектов атомной энергетики. Толкуя понятия "объект использование атомной энергии", "ядерные материалы", "радиоактивные вещества", "источники радиоактивного излучения" необходимо обратиться к Федеральному закону от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в котором закреплены определения ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов[229]. Понятия и виды ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ закреплены также в соответствующих нормативно-правовых актах. Новеллой в уголовном законодательстве явилось закрепление в качестве особо квалифицирующего признака террористического акта, повлекшего умышленное причинение смерти человеку. Впервые законодатель указал на умышленную форму вины применительно к данному последствию, которое является не признаком убийства (ст. 105 УК), а особо квалифицирующим признаком иного преступления – террористического акта. Установление в качестве обстоятельства, отягчающего наказание за террористический акт, умышленного причинения смерти человеку, не позволяет при совершении этого преступления и наступлении данного последствия квалифицировать содеянное по совокупности преступлений как террористический акт и убийство. В соответствии с примечанием к ст. 205 УК лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта освобождается (подчеркнем, что обязательно освобождается, а не может быть освобождено) от уголовной ответственности если: 1) оно своевременным предупреждением органов власти способствовало предотвращению осуществления террористического акта; 2) в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. В данном примечании указан специальный вид деятельного раскаяния, о котором говорится в ч. 2 ст. 75 УК. При наличии в действиях лица, участвовавшего в подготовке террористического акта и способствовавшего предотвращению его осуществления, состава иного преступления, оно привлекается к уголовной ответственности за данное преступление, но освобождается от уголовной ответственности за подготовку акта терроризма. Содействие террористической деятельности (ст. 2051 УК). В рассматриваемой норме криминализированы действия лиц, которые непосредственно не участвовали в совершении конкретных террористических актов, но совершали финансирование терроризма или иным образом содействовали террористической деятельности. Непосредственным объектом данного преступления являются аналогичные социальные ценности, блага и интересы, которые являются объектом террористического акта, то есть общественная безопасность. Объективная сторона содействия террористической деятельности содержит в числе обязательных признаков только совершение любого из перечисленных в диспозиции деяний: 1) склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений террористического характера, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК; 2) вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений; 3) финансирование терроризма. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение указанных посягательств, представляют собой умышленные действия, направленные на возбуждение у другого лица желания совершить обозначенные в диспозиции ст. 2051 УК общественно опасные деяния. Способы такого вовлечения могут быть различны: уговоры, предложения, дача совета, обман, психическое или физическое насилие, ограничение свободы и другие действия. Вооружение лиц в целях совершения преступлений террористического характера предполагает снабжение лиц, участвующих в осуществлении террористической деятельности, оружием, взрывчатыми веществами, взрывными устройствами. Подготовка подразумевает организацию военной, диверсионной подготовки, необходимых для осуществления преступных акций (обучение стрельбе, подрывному делу, тактике боя в горах, нападений на блокпосты и т.д.). Под финансированием терроризма, согласно примечанию 1 к ст. 2051 УК, понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст.ст. 205, 2051, 2052, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений. В диспозиции ст. 2051 УК не закреплено никаких общественно опасных последствий в результате совершения указанных действий, из чего следует констатировать, что состав данного преступления является формальным, а значит, основание уголовной ответственности имеется уже с момента совершения закрепленных в диспозиции статьи действий. Анализируя содержание данных деяний, нетрудно понять, что склонение, вербовка и подготовка являются разновидностями также одного из преступных деяний – вовлечения в совершение террористических преступлений. Представляется, что перечисление в ст. 2051 УК РФ названных деяний можно объяснить стремлением законодателя в максимальной степени придерживаться текста Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 года[230]. Названные деяния, составляющие объективную сторону рассматриваемого преступления, сами по себе являются общественно опасными, противоправными и наказуемыми, и совершение любого из этих действий, независимо от того, совершено ли то террористическое преступление, к которому лицо склонялось либо вовлекалось, или в совершении которого было оказано иное содействие (обучение, подготовка, финансирование), уже представляет собой оконченный состав рассматриваемого преступления. Поэтому состав преступления будет оконченным независимо от того, удалось ли виновному склонить, завербовать или иным образом вовлечь (обманом, угрозами, подкупом и т.д.) лицо к совершению террористического преступления или нет, удалось ли подготовить лицо в целях совершения террористического преступления или нет. Для привлечения субъекта к уголовной ответственности необходимо, чтобы он совершил указанные действия по склонению, вербовке, вовлечению или подготовке лица к совершению террористического преступления, а результат этих действий на наличие основания уголовной ответственности не влияет. Такой вывод основывается на сложившейся судебной практике, в соответствии с которой вовлечении другого лица в совершение преступления, является оконченным с момента вовлечения в совершение преступления независимо от того, совершило ли другое лицо какое-либо противоправное действие[231]. Что же касается таких действий как вооружение лица в целях совершения террористического преступления, а также финансирование терроризма, то здесь уже важен результат. Необходимо чтобы субъект передал оружие (взрывные устройства и т.п.) лицу, которого вооружает, а тот его принял, либо передал деньги (ценные бумаги и т.п.), предназначенные для финансирования терроризма, и конкретный исполнитель террористического преступления или иное лицо их также принял. В случае отказа принять оружие или денежные средства, виновный может отвечать лишь за покушение на данное преступление. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной формой вины: виновный должен осознавать, что вовлекает (вооружает и т.д.) иное лицо в целях совершения хотя бы одного террористического преступления или осуществляет финансирование терроризма и желает совершать подобные действия. При отсутствии у субъекта такого содержания интеллектуального элемента прямого умысла, его действия нельзя квалифицировать по ст. 2051 УК. Субъектом данного преступления, в отличие от террористического акта, является физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Установление возраста уголовной ответственности за данное преступление именно с шестнадцати лет вполне оправдано, так как вряд ли четырнадцатилетний или пятнадцатилетний подросток может реально кого-то вовлечь в совершение террористического преступления, либо вооружить или подготовить кого-либо в целях совершения указанного преступления, а также профинансировать терроризм. Квалифицирующий признак состава рассматриваемого преступления закреплен в ч. 2 ст. 2051 УК: те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения. Толкование понятия "использование лицом своего служебного положения" излагается в различных постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Например, в п. 11 постановления от 17 января 1997 г. № 1 "О судебной практике по делам о бандитизме" Пленум Верховного Суда РФ предлагает под использованием лицом своего служебного положения понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении преступлений либо при финансировании преступной деятельности, вооружении материальном оснащении, подборе новых участников преступной деятельности и т.п.[232] В п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» разъясняется, что к лицам, совершившим деяние, предусмотренное ч. 1 или ч. 2 ст. 210 УК, с использованием своего служебного положения, следует относить как должностных лиц, так и государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением. Под использованием своего служебного положения в целях совершения указанных деяний следует понимать не только умышленное использование лицом своих служебных полномочий, но и оказание влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой им должности на других лиц в целях совершения ими определенных действий, направленных на создание преступного сообщества (преступной организации) и (или) участие в нем (ней).[233] Аналогично следует толковать использование лицом своего служебного положения и в составе содействия террористической деятельности. Отдельной формой содействия террористической деятельности в соответствии с ч. 3 ст. 2051 УК является пособничество в совершении террористического акта, под которым понимается, как закреплено в п. 11 примечания к рассматриваемой статье, умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы. В примечании к ст. 2051 УК также имеется п. 2, который предусматривает обязанность правоприменителя освободить от уголовной ответственности лицо, совершившее данное преступление, если: 1) оно своевременным сообщением органам власти способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало; 2) либо оно иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало; 3) и в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. В данном примечании содержится специальный вид деятельного раскаяния (ч. 2 ст. 75 УК). При наличии в действиях лица, совершившего преступление, предусмотренного ст. 2051 УК, и способствовавшего предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, состава иного преступления, оно привлекается к уголовной ответственность за данное (иное) преступление, но освобождается от уголовной ответственности за содействия террористической деятельности. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 2052 УК). В соответствии с Конвенцией Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г. Российское государство взяло на себя обязательство установить в качестве уголовного преследуемого деяния в рамках своего национального законодательства публичное подстрекательство к совершению террористического преступления. Данная норма появилась в УК в июле 2006 года в ряду тех законодательных новелл, направленных на совершенствование правовой основы борьбы с терроризмом, которые были приняты после вступления в силу Федерального закона "О противодействии терроризму". В соответствии с данным законом пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности относится к террористической деятельности (ст. 3). Общественная опасность публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма заключается в том, что подобными действиями распространяется идеология насилия, устрашения населения и иных форм противоправных насильственных действий, а также обосновывается преступная практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями. Поэтому непосредственный объект рассматриваемого преступного посягательства аналогичен объекту террористического акта и содействия террористической деятельности, т.е. им является общественная безопасность. Объективная сторона преступления состоит в совершении двух альтернативных деяний: 1) публичные призывы к осуществлению террористической деятельности; 2) публичное оправдание терроризма. Первое из названных деяний предполагает любую форму (устную, письменную либо иную другую) осуществления информационного воздействия на граждан, заключающуюся в призывах к осуществлению террористической деятельности, понятие которой закреплено в ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму". В связи с этим, любые публичные призывы к осуществлению действий, составляющих террористическую деятельность, надлежит квалифицировать как публичные призывы к осуществлению такой деятельности. Второе деяние в соответствии с примечанием к ст. 2052 УК представляет собой публичное оправдание терроризма, т.е. публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. Форма такого заявления также может быть различная: устная, письменная, либо заявление может быть сделано посредством электронных носителей информации. Публичное оправдание терроризма может выражаться в одобрительных рассуждениях и выводах об идеологии насилия, в том числе на примере других государств (неправительственных организаций, повстанческих движений и т.п.), а также в поддержке практики воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанной с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Обязательным признаком и призывов к осуществлению террористической деятельности, и оправдания терроризма является публичность совершения указанных деяний. Публичность в данном случае означает, что информацию, содержащую призывы к осуществлению террористической деятельности или заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании, субъект доводит до сведения адресата, которым выступает как определенный, так и неопределенный виновным круг лиц[234]. Отдельные авторы отмечают, что признак публичности имеет место, если призыв производится в отношении даже двух и более лиц, так как с формальной точки зрения для окончания деяния достаточно, чтобы такой призыв услышали (увидели, прочитали) минимум два человека[235]. Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Чаще всего лица, публично призывающие к террористической деятельности или оправдывающие терроризм, выражают тем самым свое недовольство социально-политической ситуацией в государстве, преследуя цель оказать воздействие на органы власти, изменить существующий конституционный строй, пересмотреть внутреннюю или внешнюю политику государства и т.д. хотя, как следует из диспозиции ст. 2052 УК, мотивы и цели не являются обязательными признаками состава преступления, а могут учитываться лишь при назначении наказания. Субъектом данного преступления является любое физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Квалифицирующим признаком указанного состава преступления, предусмотренным в ч. 2 ст. 2052 УК, является совершение рассматриваемых деяний с использованием средств массовой информации. Как определено в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации", под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации (ст. 2)[236]. Остается спорным вопрос об отнесении Интернета к средствам массовой информации. В этой связи в литературе отмечается, что Интернет до настоящего времени не имеет статуса средства массовой информации, поэтому умышленное опубликование в данной сети доступных для пользователей призывов к террористической деятельности либо заявлений, оправдывающих терроризм, следует квалифицировать по ч. 1 ст. 2052 УК.[237] Однако позволим себе не согласиться с подобным мнением, так как Интернет можно отнести к иной форме периодического распространения массовой информации, а поэтому различные электронные издания, размещающиеся на сайтах в Интернете, следует признавать средством массовой информации. Захват заложника (ст. 206 УК). Непосредственным основным объектом преступления выступает состояние защищенности личности, общества и государства от различного вида угроз общеопасного характера, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, устойчивое развитие Российской Федерации[238]. Дополнительным объектом захвата заложника является свобода человека, а также в его качестве могут выступать жизнь и здоровье. Потерпевшим от данного преступления является заложник, которым может быть любое физическое лицо, независимо от возраста, социального статуса и других особенностей личности. Объективная сторона преступления включает ряд действий, образующих в отдельности самостоятельные преступления: захват лица в качестве заложника, его удержание и последующее выдвижение требований, адресатом которых могут быть государство, организация или гражданин. Однако, для признания преступления оконченным закон не требует устанавливать факт выдвижения требований, достаточно доказать лишь цель понуждения государства, организации или гражданина к совершению определенных действий или воздержанию от совершения каких-либо действий в корыстных, политических или других интересах виновного. Захват подразумевает насильственные действия, направленные на понуждение потерпевшего изменить место его пребывания помимо его воли. Удержание как альтернативный признак, образующий общественно опасное деяние при захвате заложника, предполагает насильственные действия, лишающие потерпевшего возможности покинуть это место по своей воле, т.е., по сути, незаконное лишение его свободы. Для захвата заложника характерна открытость и даже демонстративность совершения указанных действий, стремление виновного придать огласке выдвигаемые требования (зачастую через средства массовой информации). Субъективную сторону преступления образуют вина в виде прямого умысла и специальная цель – понуждение государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого–либо действия как условия освобождения заложника. Последний из указанных признаков позволяет отграничить захват заложника от смежных составов преступлений, в частности, от похищения человека (ст. 126 УК), незаконного лишения свободы (ст. 127 УК) и др.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |