Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические преступления общего характера




Предмет преступления - любые виды высших позвоночных животных, которые способны испытывать страдания и ощущать физическую боль: млекопитающие и птицы (одомашненные или находящиеся в состоянии естественной свободы - дикие). Судебная практика не относит к животным как предмету преступления рыб, земноводных, пресмыкающихся и беспозвоночных.

Жестокое обращение с животными (ст. 245 УК). Непосредственным объектом данного преступления выступают общественные отношения, определяющие нравственное отношение человека к животному.

Объективная сторона преступления характеризуется действиями (бездействием) в виде жестокого обращения с животным, результатом которого стала его гибель или причинение ему увечья (материальный состав). Жестокое обращение может состоять в причинении боли животному, в лишении его пищи, нанесении повреждений, ранений, членовредительстве и других способах воздействия на животное. Между деянием лица и наступившими вредными последствиями должна быть установлена прямая причинная связь.

Обязательными признаками объективной стороны данного состава преступления являются два обстоятельства:

а) способ совершения преступления – применение лицом садистских методов. Садистские методы представляют собой особо изощренное жестокое обращение с животными в целях получения болезненного самоудовлетворения;

б) обстановку совершения преступление - присутствие малолетних при совершении деяния. Жестокое обращение с животными в присутствии малолетних означает, что противоправные действия совершаются на глазах хотя бы одного ребенка в возрасте до 14 лет и тот понимает смысл происходящего.

Субъективная сторона преступления включает вину в виде прямого умысла, а также хулиганские или корыстные побуждения.

Хулиганскими признаются побуждения, которые свидетельствуют об открытом, демонстративном, беспричинном проявлении жестокости в отношении животного, когда виновный игнорирует замечания окружающих о недопустимости его действий и своими действиями демонстрирует пренебрежительное к ним отношение.

Корыстные побуждения означают стремление лица извлечь материальную выгоду из различного рода зрелищных мероприятий, связанных с жестоким обращением с животными, например, организации и проведения схваток, турниров, тотализаторов с участием животных (петушиные бои, собачьи бои и т.п.).

Субъект преступления - физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицирующими признаками, указанными в ч. 2 ст. 245 УК, являются: совершение деяния группой лиц, группой лиц по предварительному сговору; организованной группой. О понятии группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК.

 

Глава 12. Экологические преступления

§ 1. Общая характеристика и классификация экологических преступлений

 

О бщая характеристика экологических преступлений. В ст. 85 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране природной среды» давалось понятие экологических преступлений как общественно опасных деяний, посягающих на установленный в России экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей среде и здоровью человека[325]. Иными словами, экологическое преступление - это общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на охрану окружающей среды, повлекшее за собой ухудшение, уничтожение природных объектов, подрыв биологической основы жизнедеятельности живых организмов.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» указал, что высокая степень общественной опасности экологических преступлений обусловлена тем, что объектом их посягательства является стабильность окружающей среды и природно- ресурсный потенциал, а также гарантированное ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду.

Особенностью охраняемых гл. 26 УК общественных отношений является то, что они детально урегулированы нормами экологического права, прежде всего Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», а также другими природоохранными нормативными правовыми актами. Определить характер и размер вреда, причиненного природной среде, возможно лишь на основе применения специальных стандартов и нормативов, объединяющих технические и юридические требования. Соответственно и признаки составов экологических преступлений, содержащих многочисленные термины других отраслей права, невозможно раскрыть без обращения к их нормам (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 № 14).

Родовым объектом экологических преступлений являются отношения в области обеспечения общественной безопасности и здоровья населения, так как гл. 26 УК «Экологические преступления» помещена в разделе IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».

Видовым объектом экологических преступлений необходимо считать охраняемые уголовным законодательством общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению благоприятной для человека и иных живых организмов окружающей среды и обеспечению экологического правопорядка.

Непосредственным объектом экологических преступлений являются охраняемые уголовным законом общественные отношения по использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов, обеспечению правопорядка при осуществлении конкретных видов воздействия на окружающую среду, экологической безопасности населения и территорий, по сохранению состояния и качества окружающей среды и ее компонентов.

В качестве предмета экологических преступлений в широком смысле слова выступают сама природная среда и ее составные части.

В более узком смысле предметом конкретных преступлений являются: земля, недра, атмосферный воздух, водные ресурсы, животные, флора. В отдельных случаях в качестве предмета преступного воздействия предусматриваются редкие и достопримечательные ресурсы живой и неживой природы, природные ландшафты, урочища, ущелья, либо единичные объекты природы – скалы, деревья, отдельные водные объекты.

В настоящее время в главе 26 УК сосредоточены 17 составов экологических преступлений (ст. ст. 246-262 УК). Для отнесения деяний к группе экологических преступлений следует назвать их признаки. Таковыми являются: экологичность, противоправность, общественная опасность, наказуемость.

Экологичность есть взаимосвязь и взаимодействие социальных и естественно-природных отношений человека, других живых организмов в закономерном их развитии и состоянии. Экологичность отражает определенный исторический период развития государства, его экономику, научно-технический потенциал.

Признак противоправности экологических преступлений проявляется в виде общей и специальной (уголовной) противоправности. Общая противоправность устанавливается при обращении к нормам (требованиям, предписаниям), содержащимся в актах экологического, природо-ресурсного, административного и иного законодательства. Что касается специальной (уголовной) противоправности, она определяется соответствующими статьями УК РФ, предусматривающими ответственность за совершение конкретных преступных деяний.

Определяя признак общественной опасности, следует сказать, что он не сводится только к сумме вредных единичных последствий, причиняемых экологическими преступлениями, а с качественной стороны определяется экологической значимостью социальных ценностей, которым противопоставляется преступное поведение данного вида, всем содержанием экологически вредного поведения, умалением экологических интересов общества и нарушением права каждого человека на благоприятную окружающую среду, снижением уровня безопасности населения и территорий т. п.

Объективная сторона большинства экологических преступлений включает в себя: совершении действий (бездействия), состоящих в нарушении правил охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности; наступление предусмотренных Законом последствий (вред окружающей среде или здоровью человека); причинную связь между ними. Признаки объективной стороны (место совершения преступления – зона экологического бедствия, территория заповедника и т. д., способы совершения правонарушения - применение взрывчатых или химических веществ и др.) в ряде составов преступлений являются обязательными.

С субъективной стороны экологические преступления характеризуются наличием как умышленной, так и неосторожной вины. В большинстве составов преобладает вина в виде косвенного умысла, когда лицо осознает общественную опасность нарушения им правил охраны окружающей среды, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично.

Субъектом экологических преступлений являются лица, достигшие 16-летнего возраста.

Классификация экологических преступлений. В литературе экологические преступления классифицируются неодинаково, т.е. в основе их используются различные критерии. Их делят на две группы: к первой группе относят составы преступлений, содержащиеся в главе 26 УК; ко второй – преступления, составы которых содержатся в статьях, помещенных в других главах УК. Следующий критерий разграничения экологических преступлений на группы – это объект уголовно-правовой защиты. Возможен критерий разделения экологических преступлений по способам их совершения, субъективной стороне и др.[326]

Вместе с тем, если подчеркнуть социально-политическую сущность деяний, сгруппированных в одну общность, и показать их виды, то, наверное, следует взять в качестве основы систематизации непосредственный объект посягательства, который в экологических преступлениях непосредственно связан с предметом самого преступления. Кроме того, экологические преступления могут различаться по содержанию объекта и предмета. Поэтому с этих позиций целесообразно экологические преступления сгруппировать следующим образом: преступления общего характера и специальные экологические преступления[327].

Экологические преступления общего характера – это составы преступлений, предусматривающие ответственность за нарушение норм уголовного законодательства об охране окружающей среды, отдельных объектов природы и природных комплексов. К таким преступлениям следует отнести: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК); нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253 УК); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК).

Специальные экологические преступления в зависимости от содержания предмета и непосредственного объекта посягательства делятся на следующие подгруппы:

1) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования земли и недр: порча земли (ст. 254 УК); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК);

2) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира (фауны): незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК); незаконная охота (ст. 258 УК); нарушение ветеринарных правил (ч. 1 ст. 249 УК);

3) преступления, посягающие на общественные отношения по охране и рационального использования растительного мира (флоры): нарушение правил, установленных для борьбы с болезными и вредителями растений (ч. 2 ст. 249 УК); незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК);

4) преступления, посягающие на общественные отношения по охране и рациональному использованию вод и атмосферы: загрязнение вод (ст. 250 УК); загрязнение атмосферы (ст. 251 УК); загрязнение морской среды (ст. 252 УК).

 

 

 

Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК). Цель данной статьи - охрана уголовно правовыми средствами порядка производства работ при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию различных производственных и хозяйствующих объектов. Иначе говоря, это обеспечение средствами охраны порядка производства данного вида работ в целом.

Объектом преступления являются общественные отношения, связанные с обеспечением экологической безопасности в процессе проектирования, строительства и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в сфере хозяйственной деятельности.

Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов определены в главе XII Федерального закона «Об охране окружающей среды». Экологические требования также изложены в ряде законов и подзаконных актах (положениях, инструкциях, правилах и др.).

С объективной стороны преступление заключается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении и строительстве, вводе в эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Указанное нарушение правил может быть совершено путем действия либо бездействия.

Действие может состоять, например, в нарушении норм земельного законодательства, предоставлении земельного участка без заключения органов санэпиднадзора, Главпожнадзора МЧС и других государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за природопользованием и охраной окружающей среды.

Бездействие может заключаться в невыполнении обязанностей, прямо предусмотренных правилами охраны окружающей среды (к примеру, в игнорировании информации, учет которой необходим при принятии соответствующих хозяйственных и иных решений, невыполнении требований, содержащихся в заключение государственной экологической экспертизы).

Под проектированием понимается совокупность технологических и конструкторских работ по созданию проекта предприятия, сооружения или иного объекта с обязательным технико-экологическим обоснованием соблюдения экологических требований, соответствующих современному уровню научных технологий. В проектах должны предусматриваться надежные и эффективные меры предупреждения, устранения загрязнения окружающей среды вредными отходами, их обезвреживание и утилизация, внедрение безотходных технологий и производств, оздоровление окружающей среды. Разработанные проекты обязательно должны пройти государственную экологическую экспертизу на федеральном уровне или уровне субъектов РФ.

Размещение объекта – это деятельность государственных органов и проектных организаций по определению пространственного расположения и организации сооружений транспортной инфраструктуры, населенных пунктов, производственных комплексов и других объектов.

Строительство - это сооружение, реконструкция, переоборудование и иное создание новых либо преобразование существующих объектов. Любое строительство осуществляется по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы и с соблюдением действующих строительных, санитарных, экологических и иных норм и правил.

Ввод в эксплуатацию представляет собой процедуру сдачи построенного (реконструированного) объекта исполнителем и приемки его специально уполномоченными лицами в строго определенной юридической форме.

Эксплуатация – это использование объекта в соответствии с его целевым назначением. Для всех видов производства работ разработаны общие и специальные правила охраны окружающей среды.

Состав преступления по конструкции - материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в законе вредных последствий: существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления выражается в умышленном нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ и неосторожной форме вины по отношению к наступившим последствиям.

Субъектом данного преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды. Им может быть должностное лицо государственной организации либо служащий, выполняющий управленческие функции в негосударственной хозяйствующей сфере, ответственный за проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, научных, военных и иных объектов, например, лицо, отвечающее за функционирование очистных сооружений.

Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК). Целью настоящей статьи является недопущение производства запрещенных видов отходов и обеспечение соблюдения установленных правил оборота экологически опасных веществ и отходов.

Непосредственным объектом преступления признаются отношения, регулирующие безопасность оборота веществ и отходов, которые причиняют существенный вред окружающей среде и человеку.

Предметом данного преступления являются запрещенные виды опасных отходов, а также радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы, обращение с которыми осуществляется с нарушением установленных правил.

Под запрещенными видами опасных отходов понимаются, как правило, отходы токсичных и химических препаратов, а также отходы, непригодные для производства и потребления.

Опасные отходы определяются в ст. 1 Федерального Закона от 27 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления». Опасные вещества и отходы разделяются на токсичные (ядовитые), радиоактивные и иные. Токсичные отходы – это не подвергающиеся утилизации в процессе производства продукты, изделия, виды сырья, содержащие токсичные (ядовитые) вещества. Что касается токсичных веществ, то они представляют собой все органические или неорганические химические вещества, а также соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые могут причинить вред жизни и здоровью людей и окружающей среде.

С объективной стороны состав преступление состоит из двух самостоятельных деяний с одинаковыми последствиями: 1) производство запрещенных видов опасных отходов; 2) транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил. Под производством следует понимать создание отходов, которые не должны оставаться в процессе изготовления химической, радиоактивной или биологической продукции, а также приготовление, необезвреживание их, ведущее к накоплению. Под обращением понимается транспортировка, хранение, захоронение, использование, передача, продажа и совершение других сделок, а также выбрасывание, утилизация, уничтожение радиоактивных химических или бактериологических веществ и отходов.

Закон предусматривает три группы последствий рассматриваемого преступления: в основном составе – угроза причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК); в квалифицирующем составе – загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовая гибель животных (ч. 2 ст. 247 УК); в особо квалифицированном составе - неосторожное причинение смерти человеку либо массовое заболевание людей (ч. 3 ст. 247 УК).

Так как диспозиция статьи бланкетная, необходимо установить в каждом конкретном случае, какое нарушение определенных правил имело место, является ли они действующими, и ссылаться на эти правила при квалификации преступления.

Преступление, указанное в ч. 1 ст. 247 УК, считается оконченным с момента производства опасных видов отходов либо с момента их транспортировки, хранения и иного обращения с нарушением правил безопасности, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. Угроза вреда считается созданной, если она была реальной, действительной (а не мнимой) и вред здоровью людей или природной среде не был причинен лишь по случайности или благодаря своевременно принятым мерам. Объективным признаком угрозы является высокая степень вероятности наступления последствий, отсутствующая при иных обстоятельствах. Эти последствия должны находиться в причинной связи с допущенными нарушениями правил охраны окружающей среды.

Преступления, предусмотренные частями второй и третьей рассматриваемой статьи, имеют материальные составы. Они будут считаться оконченными с момента указанных в них последствий.

Исключение составляют деяния, указанные в ч. 2 ст. 247 УК, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Это преступление окончено с момента его выполнения в указанных зонах.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 247 УК, характеризуется прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность деяния и желает его совершить. Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 247 УК, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, совершаются только с прямым умыслом.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 247 УК, характеризуется двойной формой вины (ст. 28 УК): умыслом по отношению к нарушению указанных правил и неосторожностью по отношению к последствиям.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 247 УК, может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, имеющее признаки специального субъекта. В обязанности такого лица входит соблюдение правил обращения с веществами и отходами, представляющими потенциальную угрозу окружающей среде. Лицо, совершающее данное преступление с использованием служебного положения в государственных учреждениях, отвечает также по ст. 285 УК, а лицо, выполняющее управленческие функции в негосударственной организации и использующее свои полномочия, - еще и по ст. 201 УК.

Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК). Целью указанной статьи является обеспечение соблюдения правил безопасности при обращении с микроорганизмами и другими биологическими агентами и токсинами.

Основными нормативными актами в сфере регулирования рассматриваемых отношений являются: федеральные законы от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», от 5 июля 1996 г. «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указ Президента РФ от 8 августа 2001 г. № 1005 «Об утверждении списка возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю» (в ред. от 6 августа 2007 г.); Положение о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных болезней, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 31 (в ред. от 29 октября 2007 г.); Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные приказом Минсельхозпрода России от 4 декабря 1995 г. №13-7-2/469 (в ред. от 16 августа 2007 г.).

Объектом данного преступления являются общественные отношения, регулирующие экологическую безопасность и здоровье людей от вредного воздействия биологических агентов и токсинов.

Дополнительными объектами являются здоровье граждан, интересы лесного или сельскохозяйственного производства, хозяйственного или иного использования морской среды и другие.

Предмет преступления образуют микробиологические и другие биологические агенты и токсины.

Под микробиологическими агентами понимаются микроорганизмы, вирусы, бактериальные вещества. К иным биологическим агентам относятся: инфекционные вещества либо его носители, способные вызвать у человека, животного болезнь, либо наступление смерти человека и гибель животных, а также болезнь растений, порчу пищи, водных ресурсов, оборудования, какого- либо материала или вредные изменения окружающей среды.

Токсины - любое ядовитое вещество, выделяемое живым организмом. Они могут быть бактериального, растительного или животного происхождения. Результатом действия токсинов может быть гибель организмов или ухудшение их функций, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, повлекшем причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия.

Как правило, действие или бездействие должно быть противоправным. Противоправность может проявляться: 1) в нарушении предписанного нормами права порядка действия или бездействии; 2) превышении объема разрешенной деятельности, но с превышением объема загрязнения окружающей среды с помощью отходов и других выбросов.

Состав преступления материальный. Преступление окончено, если причинен хотя бы легкий вред здоровью одного человека, либо возникла эпидемия или эпизоотия, или наступили иные тяжкие последствия. Между деяниями и последствиями необходимо установить наличие причинной связи.

Под эпидемией понимается распространение заразной болезни, значительно превышающее уровень заболевания ею, обычно регистрируемой в данной местности. Возникающие единичные случаи заболевания людей в определенной местности не могут быть признаны эпидемией. Кратковременное повышение заболеваемости в одном коллективе или небольшой части поселка или города в медицине рассматривается как эпидемиологическая вспышка.

Под эпизоотией понимаются случаи массового заражения и заболеваний среди животных, способных быстро распространятся и охватывать одного вида или несколько видов животных на больших территориях страны.

Иные тяжкие последствия рассматриваемого преступления могут выражаться в массовой гибели как диких, так и домашних животных, причинении тяжкого вреда здоровью человека, переселении людей и животных, прекращении сельскохозяйственного производства и других сфер деятельности.

Субъективная сторона данного преступления предполагает умышленную и неосторожную формы вины (ст. 25, 26 УК).

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое специальными нормативно-правовыми актами возложены обязанности по обеспечению и соблюдению правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами в химической, медицинской, фармацевтической и иных сферах деятельности.

Часть вторая ст. 248 УК предусматривает квалифицирующий признак «то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека».

Данный состав преступления следует отграничивать от преступления указанного в ст. 247 УК, по предмету посягательства. Законодатель в ст. 247 УК использует такие понятия как вещества и отходы, а в ст. 248 УК говорится об агентах или токсинах. Именно эти различия дают возможность отграничить один состав преступления от другого.

Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК). Основная цель ст. 253 УК – это охрана континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, ее естественных богатств, а также обеспечение суверенных прав и юрисдикции РФ на ее континентальном шельфе и в ее исключительной экономической зоне.

Правовое регулирование охраны и использования континентального шельфа осуществляется: федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О животном мире», «О недрах» и другими законодательными актами РФ. Правовой режим исключительной экономической зоны определяется Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Конструкция ст. 253 УК сложная и содержит в каждой части несколько формальных составов преступлений, которые, в свою очередь, различаются по деянию (характеру действий и бездействия), а также по предмету посягательства.

Непосредственный объект преступления - порядок деятельности по освоению континентального шельфа и исключительной экономической зоны, использованию их ресурсов.

Предметом преступлений, предусмотренных данной статьей, выступает как континентальный шельф, так и его естественные богатства (смежные понятия - «минеральные и живые ресурсы континентального шельфа», «биоресурсы континентального шельфа»), а также исключительная экономическая зона РФ и ее естественные богатства.

Согласно Федеральному закону «О континентальном шельфе Российской Федерации» континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ и на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря, а внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, то внешняя граница совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права. Аналогично определение континентального шельфа применяется ко всем островам РФ.

Характеризуя исключительную экономическую зону РФ, следует обратиться к ст. 1 Федерального Закона от 17 декабря 1998 г. №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 3 декабря 2008 г.), в которой эта зона определяется как водное пространство с особым правовым режимом, находящееся за пределами территориального моря. Это определение применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые непригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны определяется расстоянием 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Природные ресурсы экономической зоны РФ относятся к федеральной собственности. Осуществление правомочий ресурсами экономической зоны входят в компетенцию Правительства РФ и специально уполномоченных на то органов государственного управления, которые в установленном порядке выдают разрешения на использование указанных ресурсов пользователям.

Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 253 УК, образуют: 1) незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации; 2) незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности; 3) нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

Возведение искусственных островов, сооружений и установок может выразиться, например, в строительстве буровых и иных установок, платформ промышленного назначения и других построек. Такие постройки не обладают правовым статусом островов с установленными соответствующими зонами безопасности (500 м от каждой точки внешнего края), т.е. не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации сооружений и средства обеспечения безопасности морского судоходства будет иметь место, например, в случаях, когда объекты возводятся с нарушением норм, закрепленных в выданном разрешении или ГОСТе, установки эксплуатируются без очистных сооружений, не используемые сооружения не убраны, что создает угрозу морскому судоходству.

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения одного из действий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 253 УК.

Объективная сторона преступления, указанного в ч. 2 ст. 253 УК, состоит в исследовании, поиске, разведке, разработке природных ресурсов континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, проводимых без соответствующего разрешения.

Предметом этого преступления являются природные ресурсы. Природные ресурсы континентального шельфа составляют минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (руды, минералы, нефть, газ и т.д.), а также живые организмы «сидячих» видов, т.е. организмы, которые в надлежащий период промысла находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в физическом контакте с морским дном или его недрами (крабы, гребешки, устрицы, мидии, губки, морские ежи и звезды, трепанги, морские водоросли и др.).

Исследование на шельфе включает научные и ресурсные исследования. Морские и научные исследования – это фундаментальные или прикладные исследования и экспериментальные работы, проводимые для этих целей, и направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах.

Поиск минеральных ресурсов охватывает собой общие поиски, детальные поиски, поисково-оценочные работы в целях обнаружения минеральных ресурсов.

Под разведкой следует понимать деятельность, направленную на определение участков континентального шельфа, имеющих промышленное значение, их предварительную оценку, определение условий промышленного освоения и получение достаточных данных для составления проекта разработки минеральных ресурсов, а также в необходимых случаях - для получения дополнительных данных уже в ходе разработки ресурсов.

Под разработкой природных ресурсов понимается деятельность по извлечению минеральных ресурсов на континентальном шельфе РФ, проводимому на промышленной основе на выделенном участке, представляющем собой герметизированный блок, параметры которого указываются в лицензии, включая площадь морского дна, с определяемыми границами и глубины недр.

Место совершения преступления – обязательный признак составов преступлений, предусмотренных ст. 253, – тот или иной район (участок) континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 постановления от 23 ноября 2010 г. «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)», уголовная ответственность по ч. 2 ст. 253 УК наступает в случаях, когда указанные в этой статье деяния совершены без обращения в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти за получением разрешения (лицензии) или после подачи заявки на лицензирование, но без получения разрешения (лицензии) или при отказе в лицензировании либо после получения положительного ответа о лицензировании, но до регистрации лицензии, либо после истечения срока действия лицензии, или после выбора указанной в разрешении (лицензии) квоты[328].

Преступление считается оконченным с момента выполнения хотя бы одного из деяний, указанных в ч. 2 рассматриваемой статьи.

С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает, что нарушает законодательство о континентальном шельфе каким-либо из перечисленных в законе деяний, осознает их общественную опасность и желает их совершения.

Субъект преступления – гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства или иностранный гражданин. Ответственность за рассматриваемое преступление наступает с 16 лет.

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК). Цель нормы – предотвращение гибели редких и исчезающих видов животного мира и растений, имеющие особое экологическое значение, а также предупреждение действий, которые могут негативно сказаться на состоянии флоры и фауны в целом.

Охрана редких и исчезающих видов животных и растений регулируется международно-правовыми актами и российским законодательством. Их можно разделить на две группы: акты общего характера и специальные акты, регулирующие конкретные виды исчезающих животных и растений.

К первым следует отнести: Конвенцию о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, подписанную 3 марта 1973 г. в Вашингтоне; Международную Красную книгу; межгосударственные, национальные (в масштабах государств) и территориальные Красные книги; Красную книгу государств – участников стран СНГ и др. К общим также относятся природоресурсные и природоохранительные акты: федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.

К специальным актам нужно отнести постановления Правительства РФ 19 февраля 1996 г. № 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации», «Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации» (в ред. от 14 декабря 2004 г.), а также ведомственные нормативные акты.

Непосредственным объектом преступных посягательств выступают общественные отношения по защите, сохранению популяций организмов, занесенных в Красную книгу РФ, и среды их обитания.

Предметом данного преступления являются критические местообитания живых организмов, занесенных в Красную книгу РФ, сами животные и растения, относящиеся к этой категории, а также их популяции. Критические места обитания – это участки территории (акватории), часть среды обитания, выраженная в конкретных пространственных параметрах, с которыми связаны наиболее значимые для сохранения популяций животных этапы их жизненного цикла, для сохранения растений – весь жизненный цикл. Под популяцией понимается совокупность особей одного вида, длительное время занимающее определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений. Популяция может занимать значительное пространство (ареал обитания) вплоть до пределов РФ и за ее границами.

Объективная сторона преступления состоит: из деяния, выразившегося в уничтожении критических мест обитания организмов, занесенных в Красную книгу РФ; последствия – гибели популяций этих организмов; причинной связи между деянием и наступившим последствием.

Под местообитанием популяции необходимо понимать территорию в определенных границах (водоема, леса, урочища, болотных угодий и т. п.). В противном случае применение ее невозможно. В результате наступивших последствий закон предусматривает гибель популяций животных и растений. Для признания преступления оконченным необходимо, чтобы уничтожение места обитания повлекло уничтожение двух и более популяций, организмов, занесенных в Красную книгу РФ.

Под уничтожением места обитания понимается приведение его в состояние, полностью непригодное для поддержания жизни указанных популяций. Способами уничтожения могут быть: отравление, загрязнение территорий, сожжение или вырубка леса, затопление места обитания и т. п.

В случаях уничтожение места обитания путем уничтожения или повреждения лесов, нарушения режима заповедников, нарушения правил охраны рыбных запасов, а также загрязнение природной среды, содеянное следует квалифицировать по данной статье и соответствующим статьям об экологических преступлениях по совокупности. Уничтожение критических мест обитания организмов, занесенных в Красную книгу РФ, может быть осуществлено: 1) в ходе хозяйственной деятельности; 2) в результате последствий этой хозяйственной деятельности; 3) нарушением экологического равновесия, сложившегося на данной территории (акватории) – добыванием, сбором экземпляров, изъятием в научных и других целях, переселением, ввозом и т.п.

Преступление считается оконченным с момента гибели популяции организмов занесенных в Красную книгу РФ.

С субъективной стороны преступление может быть совершено умышлено и по неосторожности. Лицо осознает, что уничтожает место, где обитают животные, занесенные в Красную книгу РФ, и предвидит, что в результате этого произойдет гибель нескольких популяций животных или растений и желает либо допускает наступление этих последствий. Что касается характеристики неосторожного преступления, то лицо не предвидит, что его действие приведут к уничтожению или повреждению местообитания и гибели популяции животных или растений, но должно было и могло эти последствия предвидеть (преступная небрежность), либо легкомысленно рассчитывает на предотвращение данных последствий (преступное легкомыслие).

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК). Целью статьи является обеспечение защиты особо охраняемых территорий и объектов, предотвращение причинения вреда им, а также животному миру и произрастающим на территории леса растительности, сохранение биологического разнообразия.

Основными нормативными правовыми актами в этой области отношений выступают: федеральные законы от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в ред. ФЗ от 30 декабря 2008 г.); Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г.; Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 19 декабря 1996 г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий»; Положение о государственных природных заповедниках в РСФСР от 19 декабря 1991 г. (с изм. и доп. от 23 апреля 1996 г.); Положение о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 августа 1993 г.; Положение о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации, утвержденное приказом Минприроды России от 25 января 1993 г.

Большое значение имеют нормативные правовые акты, принимаемые на уровне субъектов РФ. В них определяется правовой статус и правовые режимы хозяйственной деятельности, а также меры, направленные на охрану указанных территорий, правила поведения граждан и т.п.

Непосредственным объектом считаются общественные отношения в сфере обеспечения надлежащего режима охраняемых природных территорий, сохранения их в неизменном виде, а также поддержание правопорядка при осуществлении использования этих территорий и объектов. Законодательство устанавливает особый правовой режим для государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В отношении каждого из перечисленных видов устанавливается специальный режим охраны.

Предметом преступления являются особо охраняемые природные территории и объекты природы. Иначе говоря, участки земли, водных объектов, воздушного бассейна, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особо природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые их хозяйственного оборота государственными органами власти полностью или частично, относящиеся к объектам общенационального достояния.

Объективная сторона преступления выражается в нарушении режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшем причинение значительного ущерба.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены федеральным законодательством и подзаконными актами, в частности, на территории заповедных зон. Нарушением в виде действия может быть проникновение на заповедные территории лиц, не участвующих в охране и рациональном использовании особо охраняемых объектов, несоблюдение программ научно-исследовательских работ и внедрения методов рационального природопользования.

Объективная сторона данного преступления может выражаться и в бездействии в тех случаях, когда уполномоченные лица не принимают соответствующих мер по обеспечению режима их охраны, к примеру, не проводят обозначение границ заповедной территории.

Последствием данного преступления является значительный ущерб, причиненный особо охраняемым территориям и объектам.

С целью более четкого представления о природных объектах особого правового режима необходимо дать классификацию этих объектов. С учетом различий правового положения и режима их использования устанавливаются следующие виды особо охраняемых природных объектов:1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения); 2) национальные парки (федерального значения); 3) природные парки (субъектов РФ); 4) государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов РФ); 5) памятники природы (федерального и регионального значения); 6) дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения); 7) лечебно-оздоровительные местности, курорты (федерального, регионального и местного назначения). Все перечисленные особо охраняемые территории и объекты образуют природно-заповедный фонд России.

Состав преступления – материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления последствий, т. е. реального причинения значительного ущерба.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется только умышленной виной. В тексте статьи неосторожная вина не предусмотрена. Прямой умысел имеет место в том случае, когда, лицо, осознает, что своими действиями нарушает режим особо охраняемых природных территорий, желает наступления последствий. Косвенный умысел будет в случае, если, к примеру, находясь на территории заповедника, лицо добывает животное, применяя для этого специальные средства (капканы, ямы и т.п.), либо собирает растения, т.е. осознает, что своими действиями нарушает режим и сознательно допускает причинение значительного ущерба особо охраняемым территориям и объектам либо относится к наступлению последствий безразлично.

Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее 16- летнего возраста.

Разграничение с административно-наказуемым правонарушением, предусмотренным ст. 8.39 КоАП РФ (нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях), следует проводить по последствиям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.145 сек.