КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
В УК преступления против безопасности движения и эксплуатации объединены в отдельную главу. Специфика рассматриваемых преступлений заключается в том, что они совершаются при непосредственном использовании или соприкосновении с источниками повышенной опасности, при обращении с которыми требуется точное и неуклонное соблюдение всех правил, обеспечивающих безопасность их функционирования. В России негативные последствия автомобилизации приобрели крайне острый характер. Как следствие, вопрос обеспечения безопасности дорожного движения прочно занял одно из первых мест в ряду важнейших социально-экономических заданий нашей страны. Масштаб дорожно-транспортного травматизма соответствует масштабу проблемы, угрожающей национальной безопасности. По статистике в результате транспортных преступлений ежегодно погибает 32-35 тыс. человек, более 850 тыс. человек получают травмы различной степени тяжести[329]. Под преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта традиционно понимаются общественно опасные и виновные деяния, посягающие на безопасность транспорта, причинившие предусмотренные уголовным законом общественно опасные последствия. С. В. Проценко, указывая на унификацию юридического термина «транспортные преступления», приводит следующее их определение: «Транспортные преступления – это виновно совершенные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающее на общественные отношения в сфере безопасного функционирования (движения и (или) эксплуатации) транспорта, запрещенные Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания»[330]. Преступления, относящиеся к числу транспортных, характеризуются определенными общими объективными и субъективными признаками. Родовой объект транспортных преступлений – общественная безопасность и общественный порядок. Видовым объектом рассматриваемой группы преступлений являются безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта. Под безопасностью транспорта понимается такое его функционирование, которое обеспечивает состояние защищенности жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, окружающей среды, объектов транспортных коммуникаций и самого транспорта. Непосредственным объектом преступлений, входящих в главу 27 УК, следует признать безопасность функционирования конкретного вида транспорта. Дополнительным объектом большинства транспортных преступлений являются жизнь и здоровье людей, для некоторых составов преступлений - отношения собственности. Предмет анализируемых преступлений разнообразен, но в обобщенном виде им являются транспорт и транспортные коммуникации. С объективной стороны преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, заключаются в нарушении установленных правил и требований, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта. Поэтому диспозиции статей, содержащих ответственность за рассматриваемые преступления, являются бланкетными, т.е. отсылающими к законам или иным нормативным актам другой отрасли права. Для того, чтобы вменить в вину нарушение конкретных правил, необходимо установить, какие именно правила безопасности движения или эксплуатации транспорта были нарушены, для чего следует обратиться к нормативному акту другой отрасли права, предусматривающему эти правила. Большинство рассматриваемых преступлений может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Некоторые из них предусматривают лишь одну форму деяния. Например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК) может быть совершено лишь путем действия, а неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) осуществляется путем бездействия. Составы преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта, в абсолютном большинстве (исключение составляют ст. 270 и 271 УК), сконструированы законодателем по типу материальных, что предполагает наличие общественно опасных последствий. Такими последствиями являются причинение смерти, тяжкого вреда здоровью личности или крупного ущерба. Посягательства на безопасное функционирование транспорта при отсутствии указанных в уголовном законе последствий могут влечь за собой административную, дисциплинарную или гражданско-правовую ответственность. Ответственность за транспортное преступление возможна при условии, что наступившие последствия находятся в причинной связи с нарушением конкретного правила, обеспечивающего безопасное функционирование транспорта. Для преступления, предусмотренного ст. 2631 УК, обязательным признаком объективной стороны является место совершения преступления - объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства. С субъективной стороны транспортные преступления с материальным составом характеризуются виной в форме неосторожности, а с формальным - в форме умысла. Субъектом преступлений может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Исключение составляет преступление, указанное в ст. 267 УК, субъектом которого признается 14-летний. Однако в большинстве статей законодатель предусматривает ответственность специального субъекта (например, в ст. 263, 264, 266, 270 УК). Глава 27 УК содержит 9 статей. Преступления, предусмотренные этой главой, принято подразделять на две группы: 1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, что предполагает непосредственно их вождение и эксплуатацию; 2) иные преступления в сфере функционирования транспорта. К преступлениям первой группы относятся: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта (ст. 263 УК); нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК); нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК). Преступления второй группы составляют: неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 2631 УК); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК); неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |