КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
Родовым объектом преступлений, предусмотренных разделом X УК, включая и посягательства на основы конституционного строя и безопасности государства (глава 29 УК), следует считать общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование и стабильность государственной власти. Видовым объектом преступлений, входящих в главу 29 УК, являются общественные отношения, обеспечивающие непоколебимость основ конституционного строя и безопасность государства. Эти общественно опасные деяния относятся к наиболее серьезным посягательствам на государственную власть, поскольку от нормального функционирования общественных отношений, входящих в указанный видовой объект, зависит судьба Российского государства, способность выполнять им свои функции, включая и обеспечение безопасности его граждан. Признаком отдельных составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства является предмет преступления. При этом в одних составах предмет материальный (например, содержащие государственную тайну документы, а равно предметы, сведения о которых составляют государственную тайну - ст. 284 УК), а в других -нематериальный, существующий в виде информации. Так, сведения, составляющие государственную тайну, являются предметом государственной измены (ст. 275 УК), шпионажа (ст. 276 УК) и разглашения государственной тайны (ст. 283 УК). К предмету государственной измены и шпионажа относятся также и иные сведения, используемые в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Объективная сторона большинства преступлений характеризуется совершением действий. Однако некоторые преступления совершаются как действием, так и бездействием, например, разглашение государственной тайны (ст. 283 УК) и утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК). Момент окончания только этих двух преступлений закон связывает с наступлением общественно опасных последствий. Остальные же составы преступлений сконструированы как формальные, что обусловлено высокой степенью общественной опасности самих действий, посягающих на конституционный строй и безопасность государства, независимо от наступления возможных последствий. С субъективной стороны подавляющее большинство преступлений, предусмотренных главой 29 УК, характеризуется прямым умыслом. Исключением являются составы разглашения государственной тайны (ст. 283 УК), где возможен и косвенный умысел, а также утраты документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК), который с субъективной стороны характеризуется только неосторожностью. Из числа факультативных признаков субъективной стороны в некоторых составах фигурируют цель и мотив. В некоторые составы преступлений в качестве признака включена цель, например, цели передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну (ст. 276 УК), прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего (ст. 277 УК), подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации (ст. 281 УК). Мотив как признак состава преступления используется в ст. 277 УК (месть за государственную или иную политическую деятельность потерпевшего) и ч. 2 ст. 2821 УК (политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда либо ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы). В четырех составах субъект преступления специальный: гражданин Российской Федерации (ст. 275 УК); иностранный гражданин либо лицо без гражданства (ст. 276 УК); лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе (ст. 283 УК); лицо, имеющее допуск к государственной тайне (ст. 284 УК). Остальные преступления предполагают наличие общего субъекта - вменяемого физического лица, достигшего 16-летнего возраста. В уголовно-правовой литературе представлены различные варианты классификации преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. При этом посягательства, ответственность за которые предусмотрена главой 29 УК, авторами объединяются, как правило, в несколько групп. Например, А. И. Рарог разделил рассматриваемые преступления на следующие категории: 1) преступления против внешней безопасности Российской Федерации (ст.ст. 275, 276 УК); 2) преступления, посягающие на основы политической системы РФ (ст.ст. 277-279 УК); 3) посягательство на экономическую безопасность и обороноспособность РФ (ст. 281 УК); 4) посягательства на общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности (ст.ст. 280, 282, 28212822 УК); 5) преступления, посягающие на сохранность государственной тайны (ст.ст. 283, 284 УК)[352]. Данная классификация, на наш взгляд, не лишена недостатков. Например, третья группа содержит лишь одно посягательство, что противоречит цели классификации - определить группы преступлений, а четвертая группа преступлений посягает на несуществующий объект - общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности. Представляется, что более верно делить рассматриваемые преступления на виды, исходя из названия главы 29 УК, которое свидетельствует о наличии в данной главе двух групп преступлений. Первая группа включает деяния, посягающие на основы конституционного строя (ст.ст. 277-280, 282, 2821 и 2822 УК), а вторая охватывает посягательства на безопасность государства (ст.ст. 275, 276, 281, 283 и 284 УК). Очевидно, грань между этими группами преступлений выглядит весьма условной. Так, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК) можно отнести не только к первой, но и в определенной степени ко второй группе. Условность деления в данном случае - явление ординарное, и это объяснимо тем, что в главу 29 УК включены деяния со схожими характеристиками, иначе они не были бы выделены в отдельную главу. § 2. Преступления против конституционного строя Российской Федерации Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК). По отношению к ст. 105 УК, предусматривающей ответственность за убийство, в ст. 277 УК закреплена специальная норма. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля считается более опасным, чем убийство ввиду того, что его основным непосредственным объектом являются основы политической системы Российской Федерации в части обеспечения принципов политического и идеологического многообразия. Жизнь человека выступает в данном случае дополнительным объектом. К одному из признаков состава преступления, предусмотренного ст. 277 УК, относится потерпевший. Им является государственный или общественный деятель. Под государственными деятелями понимают руководителей или иных должностных лиц высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (Президент РФ и его представители в округах, депутаты Государственной Думы РФ и члены Совета Федерации РФ, председатели и судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, министры, руководители субъектов Российской Федерации, а также члены их администраций и др.), ведущих государственную или иную политическую деятельность. К общественным деятелям относятся руководители и прочие члены политических партий и движений на федеральных или региональных уровнях, ведущие активную политическую деятельность. При решении вопроса об отнесении того или иного лица к государственному или общественному деятелю, о котором идет речь в ст. 277 УК, следует исходить из того, насколько от этого лица зависит формирование и реализация государственной политики как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации. Посягательство на жизнь членов семьи государственного или общественного деятеля и других его близких, также как и рядовых государственных служащих или рядовых членов общественных объединений, составом данного преступления не охватывается и может быть квалифицировано как преступление против личности, правосудия или порядка управления (п. «б» ч. 2 ст. 105, ст. 295 или ст. 317 УК). Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля. Понятие «посягательство» разъяснено в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 22 сентября 1989 г. № 9 «О применении судами законодательства об ответственности за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка»: это убийство либо покушение на убийство данных лиц[353]. Таким образом, преступление считается оконченным с момента совершения деяния, непосредственно направленного на причинение смерти государственному или общественному деятелю, независимо от того, наступила ли фактически смерть. Если виновный совершает убийство другого лица, ошибочно полагая, что оно является государственным или общественным деятелем, содеянное должно квалифицироваться как покушение на преступление, предусмотренное ст. 277 УК. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла: лицо осознает общественную опасность своего посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля и желает его совершить. Состав преступления предполагает наличие хотя бы одного из факультативных признаков: цели прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего либо мотива мести за такую деятельность. Убийство или покушение на убийство государственного или общественного деятеля, совершенные по другим мотивам или с другими целями, состава рассматриваемого преступления не образуют и квалифицируются в зависимости от обстоятельств по соответствующим статьям УК (ст.ст. 105, 295 или 317). Лицо, совершившее посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля по найму, несет уголовную ответственность по ст. 277 УК только в том случае, если оно осознавало мотив или цель действий организатора или подстрекателя преступления. В противном случае ответственность этого лица будет наступать по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК, а ответственность «заказчика» - по ст. 277 УК как лица, совершившего преступление посредством использования другого лица, не подлежащего ответственности по ст. 277 УК. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Несовершеннолетние, совершившие посягательство на государственного или общественного деятеля, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, несут ответственность по ст. 105 УК. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК). Общественная опасность данного преступления состоит в подрыве основ конституционного строя и причинении ущерба интересам народа как единственного источника власти в Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1, 2). В ч. 4 ст. 3 Конституции РФ установлено, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Непосредственным объектом преступления являются основы конституционного строя Российской Федерации, закрепляющие порядок формирования и функционирования государственной власти. Поскольку все деяния, указанные в диспозиции рассматриваемой нормы, носят насильственный характер, дополнительным объектом преступления выступают здоровье и телесная неприкосновенность человека. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 278 УК, состоит из нескольких альтернативных действий, направленных: а) на насильственный захват власти в нарушение Конституции б) на насильственное удержание власти в нарушение Конституции в) на насильственное изменение конституционного строя Российской Для каждого из перечисленных действий обязательно наличие насильственного способа совершения преступления. При этом насилие может быть как физическим (побои, причинение различной степени тяжести вреда здоровью, убийство, лишение свободы), так и психическим (угроза применения физической силы либо оружия). Действия, направленные на насильственный захват власти, - это попытка завладения ею насильственным путем лицом или группой лиц, которым она на данный момент не принадлежала, в нарушение соответствующей процедуры, установленной Конституцией РФ. Состав рассматриваемого преступления образуют действия, направленные на захват законодательной, исполнительной или судебной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта федерации. Данные действия могут выражаться в устранении лиц, осуществляющих властные полномочия в соответствии с законом, угрозах физической расправы в их отношении, блокировании рабочих помещений органов власти, создании вооруженных формирований с целью захвата власти и т. д. При этом причинение вреда здоровью потерпевших любой степени тяжести полностью охватывается составом рассматриваемого преступления. Однако причинение смерти при насильственном захвате власти выходит за рамки данного состава преступления и должно квалифицироваться по ст. 278 УК и соответствующей статье УК, предусматривающей ответственность за лишение жизни (ст.ст. 105, 277, 317 УК). Действия, направленные на насильственное удержание власти, - это приложение усилий к насильственному сохранению власти лицами, фактически имеющими властные полномочия, но в нарушение Конституции РФ препятствующими исполнению властных полномочий другими лицами, наделенными конституционным правом их осуществлять. В ст. 278 УК имеются в виду лица, срок властных полномочий для которых в соответствии с Конституцией РФ истек. Однако не противоречит закону точка зрения, согласно которой данное преступление могут совершить удерживающие власть лица, которые до этого ею незаконно завладели[354]. Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя России, означают попытку насильственно сформировать иную систему органов власти, по-иному распределить их полномочия, изменить федеративное устройство государства, установить в качестве государственной определенную религию или совершить иные действия, влекущие невыполнение, изменение или исключение положений, находящихся, прежде всего, в главе 1 Конституции РФ, а также других ее главах. Возможные варианты насильственных действий как в данном случае, так и в случае насильственного удержания власти аналогичны по характеру действиям, направленным на захват власти. Состав преступления формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват или насильственное удержание власти либо действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, независимо от того, удалось ли виновным достигнуть преступной цели. Состав рассматриваемого преступления будет иметь место не только тогда, когда виновный осуществил попытку достичь конечной преступной цели (захватить или удержать власть, изменить конституционный строй), но и когда созданы условия для этого (осуществлен заговор с целью захвата власти, организовано вооруженное формирование и т. д.), поскольку и эти действия в итоге направлены на достижение указанных в ст. 278 УК целей. Иначе говоря, объективную сторону преступления образуют не только действия, непосредственно направленные на насильственный захват или насильственное удержание власти или изменение конституционного строя (покушение на преступление), но и действия, создающие условия для этого (приготовление к преступлению). Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла и специальной целью. Виновный осознает общественную опасность действий, направленных на насильственный захват власти или на насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленных на насильственное изменение конституционного строя России, и желает эти действия совершить. При этом преследуется цель насильственного захвата или удержания власти, либо насильственного изменения конституционного строя. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъект действий, направленных на насильственное удержание власти, специальный - им является лицо, фактически представляющее органы власти и обязанное в соответствии с Конституцией РФ передать власть лицам, наделенным в соответствии с ней властными полномочиями. В соответствии с примечанием к ст. 275 УК лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 278 УК, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится признаков иного состава преступления. Вооруженный мятеж (ст. 279 УК). Общественная опасность преступления состоит в том, что в результате совершения данного деяния ставятся под угрозу конституционный строй и территориальная целостность Российской Федерации. Кроме того, это преступление сопровождается массовыми беспорядками, убийствами и причинением вреда здоровью человека, погромами, уничтожением и повреждением чужого имущества. Основным непосредственным объектом преступления являются основы конституционного строя и территориальная целостность Российской Федерации. Поскольку состав данного преступления предполагает организацию вооруженного выступления, то его дополнительным объектом следует считать общественную безопасность, а также здоровье и телесную неприкосновенность человека. Объективную сторону преступления составляют не любые действия лиц, причастных к вооруженному мятежу, а лишь действия, отличающиеся наибольшей общественной опасностью: 1) организация вооруженного мятежа; 2) активное участие в нем. Под организацией вооруженного мятежа понимаются действия, направленные на объединение усилий значительного числа лиц к вооруженному выступлению против законной власти[355]. В зависимости от времени совершения организаторских действий данное деяние может иметь две формы: 1) подготовка вооруженного мятежа и 2) руководство вооруженным мятежом. Подготовительные организационные действия могут выражаться в создании незаконного вооруженного формирования для вооруженного мятежа (содеянное в таком случае квалифицируется по совокупности со ст. 208 УК), разработке плана выступления против государственной власти, склонении неопределенного круга лиц (например, участников вооруженных формирований, созданных в соответствии с федеральным законом) к вооруженному выступлению против действующей власти и т. д. Руководство вооруженным мятежом предполагает совершение организаторских действий уже во время его проведения (контроль за проведением конкретных операций, разработка текущих планов вооруженных выступлений, определение объектов для силового воздействия и т. д.). Склонение конкретных лиц, например, тех же самых участников законных вооруженных формирований, их вербовка или иное вовлечение в организаторские действия или активное участие в вооруженном мятеже, а также их вооружение или подготовка в целях проведения вооруженного мятежа состава рассматриваемого преступления не образуют и квалифицируются по ст. 2051 УК, которая содержит специальную по отношению к ст. 279 УК норму. По этой же статье УК наступает ответственность и лиц, виновных в финансировании вооруженного мятежа. Организацию вооруженного мятежа в форме его подготовки следует считать оконченным преступлением с момента первого вооруженного выступления независимо от того, свергнут ли или изменен конституционный строй либо нарушена территориальная целостность Российской Федерации. В юридической литературе относительно момента окончания этой формы организаторских действий высказана и иная точка зрения, в соответствии с которой данное преступление следует считать оконченным с момента совершения указанных действий, даже если они по каким-либо причинам (не удалось объединить людей, деятельность пресекли правоохранительные органы и т. д.) не привели к вооруженному выступлению[356]. Организация вооруженного мятежа в форме руководства им считается оконченным преступлением с момента осуществления первых действий по руководству вооруженным мятежом, независимо от того, достигнуты ли цели мятежа. Если действия организатора вооруженного мятежа по независящим от него причинам не привели к вооруженному выступлению против законной власти, то в зависимости от обстоятельств их следует квалифицировать либо как приготовление к преступлению (например, при оконченном создании незаконного вооруженного формирования), либо как покушение на преступление (например, при неудачной попытке данного формирования прибыть на объект вооруженного выступления в соответствии с планом). Обязательным для данного состава является признак вооруженности, при определении которого следует исходить из понятия оружия, данного в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (в ред. ФЗ от 4 марта 2008 г.). При этом вооруженность означает, что значительное количество лиц, участвующих в мятеже, имеет оружие, применяет его или угрожает его применением. Активное участие в вооруженном мятеже означает не связанную с подготовкой или руководством мятежом насильственную деятельность лиц, сопряженную с применением оружия либо попыткой его применения в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения ее территориальной целостности. Это преступление может выражаться в насильственном захвате помещений органов государственной власти, средств массовой информации, других важных объектов, оказании вооруженного сопротивления подразделениям, защищающим конституционный строй, совершении диверсий и террористических актов и т. п. Преступление в форме активного участия в вооруженном мятеже считается оконченным с момента совершения конкретных насильственных действий, связанных с попытками применением оружия или угрозой его применения для достижения целей мятежа, вне зависимости от того, достигнуты ли эти цели. Поведение пассивных участников вооруженного мятежа, например, лиц, которые не принимали участия в боевых действиях, но оказали какую-либо помощь организаторам или активным участникам мятежа состава рассматриваемого преступления не образует, за исключением случаев, когда в нем имеются признаки пособничества. Действия пособников в таком случае квалифицируются по ст. 279 УК со ссылкой на ч. 5 ст. 33 УК. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и наличием хотя бы одной из перечисленных в ст. 279 УК целей: а) свержение конституционного строя Российской Федерации; б) насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; в) нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Прямой умысел включает в себя осознание организатором или активным участником вооруженного мятежа общественно опасного характера своих действий и желание эти действия совершить. При конкуренции нормы, предусматривающей ответственность за действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации (ст. 278 УК), и нормы об ответственности за организацию вооруженного мятежа или активное участие в нем в тех же целях (ст. 279 УК) совокупность преступлений отсутствует и содеянное квалифицируется по ст. 279 УК, поскольку последняя в этом случае содержит специальную норму. Однако если организаторы и активные участники вооруженного мятежа преследует цель насильственного захвата власти, что не охватывается ст. 279 УК, то содеянное ими квалифицируется по совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 278 УК. Субъект преступления - общий, т. е. физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК). Общественная опасность данного преступления заключается в склонении широких масс населения к антигосударственной и антиобщественной деятельности. Непосредственным объектом преступления являются основы конституционного строя России в части идеологических и политических отношений, обеспечения целостности государства, а также прав и свобод человека и гражданина. Объективная сторона преступления выражается в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности. Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. ФЗ от 29 апреля 2008 г.)[357] экстремистской деятельностью являются: - насильственное изменение основ конституционного строя и - публичное оправдание терроризма и иная террористическая - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной - пропаганда исключительности, превосходства либо - нарушение прав, свобод и законных интересов человека и - воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных - воспрепятствование законной деятельности государственных - совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики - публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо - публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего - организация и подготовка указанных деяний, а также - финансирование указанных деяний либо иное содействие в их Призывы в рассматриваемой статье означают обращение к людям в любой форме (устной, письменной, посредством технических средств связи и т. д.) с целью склонения их к экстремистской деятельности. Обязательным признаком состава преступления является публичность призывов, что выражается в обращении их к широкому неограниченному кругу лиц (в выступлениях перед скоплением людей, в СМИ, сети Интернет и т. д.). Склонение конкретных лиц к определенному виду экстремистской деятельности не образует рассматриваемого состава преступления и может быть квалифицировано как подстрекательство к какому-либо преступлению, например, к возбуждению ненависти либо вражды, а равно унижению человеческого достоинства (ст. 282 УК). Состав преступления формальный: преступление считается оконченным с момента распространения публичных призывов с возникновением потенциальной возможности ознакомления с ними широкого круга лиц, независимо от того, были ли они доведены до конкретных лиц или нет. Изготовление материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности, образует приготовление к указанному преступлению. Однако в связи с тем, что преступление, предусмотренное ст. 280 УК, не является тяжким или особо тяжким, уголовная ответственность за приготовление к нему не наступает. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла: виновный осознает общественную опасность публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности и желает их совершить. Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет. Более строгую ответственность влекут публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием средств массовой информации (ч. 2 ст. 280 УК). В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (в ред. ФЗ от 24 июля 2007 г.) под средствами массовой информации понимаются периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, видеохроникальная программа, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (переда), имеющих постоянное название и выходящих в свет (эфир) не реже одного раза в год[358]. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК). Поскольку носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), то для стабильности государства очень важно обеспечить мирное сосуществование множества социальных групп, различающихся по национальной, расовой принадлежности, отношению к религии и т. д. В связи с этим ч. 2 ст. 29 Конституции РФ содержит норму о недопущении пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также запрете пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Ст. 282 УК призвана оградить общество от подобных проявлений, наиболее опасные из которых могут повлечь межнациональные, межрасовые или религиозные конфликты, способные перерасти в массовые беспорядки, вооруженные мятежи и другие тяжкие и особо тяжкие преступления. Основным непосредственным объектом данного преступления являются отношения мира и равноправия между различными социальными группами, характеризующие основы российского конституционного строя. Дополнительным объектом действий, направленных на унижение достоинства человека либо группы лиц, являются, соответственно, честь и достоинство человека. Объективная сторона характеризуется действиями, направленными: а) на возбуждение ненависти либо вражды по признакам пола, расы, б) на унижение достоинства человека либо группы лиц по указанным Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, выражаются в совершенных публично или с использованием средств массовой информации поступках или высказываниях, вызывающих неприязнь к определенной социальной группе, характеризующейся одним из перечисленных выше признаков, либо между конкретными социальными группами (уничтожение или повреждение культовых зданий и сооружений, распространение слухов, воспрепятствование проведению публичных национальных или религиозных мероприятий и т. д.). Действия, направленные на унижение достоинства человека либо группы лиц, проявляются в совершении теми же способами (публично или с использованием средств массовой информации) поступков, высказываний, декларирующих неполноценность человека или группы лиц, различающихся по полу, национальности, языку и другим признакам (например, клевета, оскорбления, издевательства). Публичность, так же как и в ст. 280 УК, означает направленность действий на восприятие их неограниченным кругом лиц (на собраниях, митингах, в общественных местах и т.п.). Так, совершенными публично были признаны судом действия группы лиц из восьми человек, заключающиеся в применении насилия к 3. и К. в связи с тем, что последние принадлежали к иной социальной группе, поскольку эти действия происходили в общественном месте (у входа в магазин в центре г. Санкт-Петербурга) и в присутствии других граждан. Состав преступления формальный: оно окончено с момента совершения указанных в ст. 282 УК действий независимо от того, привели ли они фактически к возбуждению ненависти либо вражды либо унизили человеческое достоинство. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что совершает действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение человеческого достоинства, и желает такие действия совершить. Если публичные призывы преследовали цели возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека, нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, то они расцениваются как публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и квалифицируются по соответствующей части ст. 280 УК. Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. Квалифицированный состав данного преступления закреплен в ч. 2 ст. 282 УК. Он предусматривает совершение указанных в ч. 1 деяний: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) организованной группой. Признаком «применение насилия» охватываются действия в виде нанесения побоев, причинения физической боли, легкого или средней тяжести вреда здоровью, если они не содержат состава более тяжкого преступления. Совершение убийства или причинение тяжкого вреда здоровью выходят за рамки анализируемого состава преступления и требуют дополнительной квалификации соответственно по ст. 105 или ст. 111 УК. Использование своего служебного положения означает не только умышленное использование лицом своих служебных полномочий, но и оказание влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой им должности на других лиц в целях совершения ими определенных действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Для уяснения признаков данного преступления, совершенного организованной группой, следует обратиться к ч. 3 ст. 35 УК.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |