Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические права и свободы граждан




Конституция РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федераций является ее многонациональный народ (ч. ] ст. 3). Гражда­не РФ осуществляют свою власть непосредственно, а также че­рез органы государственной власти и органы местного само­управления. Формой участия граждан в политике является реа­лизация ими своих политических прав и свобод.

Перечень политических прав постоянно увеличивался от од­ной российской конституции к другой. Так, по Конституции РСФСР 1918 г. граждане имели право свободно устраивать со­брания, митинги, шествия: право на пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой» освещением и отоплением: право участвовать в выборах только для трудящих­ся. Конституция РСФСР 1925 г. дополнила вышеприведенный перечень политических прав свободой организации и объеди­нения. По Конституции РСФСР 1937 г. гражданам уже предо­ставлялись свобода слова, свобода печати, свобода собраний и митингов, свобода уличных собраний и демонстраций, а также право на участие в выборах для всех граждан без изъятий по признаку классовой принадлежности. Конституция РСФСР 1978 г- закрепила за гражданами право участвовать в управле­нии государственными и общественными делами, в обсужде­нии и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения, осуществляемое посредством возможности избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принятия участия во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контро­ле., в работе государственных органов, общественных организа­ций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и но месту жительства; право вносить в государственные органы и общественные организации предло­жения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе; свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право на объединение в обществен- ные организации.

Конституция РФ 1993 г, уточнила вышеприведенный пере­чень политических прав граждан РФ, закрепив свободу мысли и слова; право на информацию; право на объединение.; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и

284Глава 11. Конституционные права и свободы граждан

демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и че­рез представителей; право избирать и быть избранными в орга­ны государственной власти и органы местного самоуправления; право участвовать в референдуме; право на равный доступ к го­сударственной службе; право участвовать в отправлении право­судия; право обращаться лично, а также направлять индивиду­альные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Свобода мысли и слова содержится в ст. 29 Конституции РФ в соответствии со ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Право человека на свободу мысли и слова включает также право на беспрепятственное выражение своих мнений и убеж­дений. Никто не может быть принужден к их выражению.

Главная задача демократии состоит в том, чтобы обеспечить свободное выражение идей, чтобы никто не подвергался огра­ничениям, чтобы новые мысли и идеи свободно могли распро­страняться.

Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом закреп­лено ч. 4 ст. 29 Конституции РФ в соответствии со ст. 19 Все­общей декларации прав человека, а также п. 2 ст. 19 Конвен­ций о защите прав человека и основных свобод.

Осуществление права на доступ к информации регламенти­руется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об •информации, информационных технологиях и о защите ин­формации». Случаи его ограничения зафиксированы в Зако­не РФ от 21 июля 1993- г. № 5485-1 «О государственной тайне», а также в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном Указом Президента РФ от 30 ноября 1995г. № 1203.

Российское государство гарантирует свободу массовой ин­формации и запрещает цензуру (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ)-Данное конституционное положение детализировано Зако­ном РФ от 27'.декабря 1991 г. № 2124-Т «О средствах массовой информацией».

Свобода массовой информации предполагает, что поиск, по­лучение, производство и распространение массовой информа­ции, 'учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение

3. Политические права и свободы граждан285

ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продук­ции СМИ, не подлежат ограничениям.

Закон устанавливает недопустимость использования СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглаше­ния сведений, составляющих государственную или иную спе­циально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату вла­сти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классо­вой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны.

Запрещается использование в теле-, видео-, а также кино­хроникальных программах скрытых вставок, воздействующих исключительно на подсознание человека. Распространение со­общений и материалов, подготовленных е использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, допуска­ется, если это не нарушает конституционных прав и свобод че­ловека и гражданина; если это необходимо для защиты общест­венных интересов и приняты меры против возможной иденти­фикации посторонних лиц; если демонстрация записи производится по решению суда.

Конституция РФ в ч. 3 ст. 41 устанавливает принцип ответ­ственности за нарушение права граждан на информацию: «Со­крытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создаю­щих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответ­ственность в соответствии с федеральным законом».

Право на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ в соответствии с ч. 2 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека и ч. 1 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политиче­ских правах.

Согласно Международному пакту о гражданских и политиче­ских правах каждый человек имеет право на свободу ассоциа­ций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Всеобщая декларация прав человека гласит, что никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию. Эти две идеи объединены в ст. 30 Конституции РФ и конкретизированы Законом «Об обществен­ных объединениях», Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законом «О политических партиях», Федераль-

286Глава II. Конституционные права и свободы граждан

ным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Законом РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О по­требительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и др.

Право на объединение имеет ограничения. Так, не вправе быть членами политических партий и движений судьи, проку­рорские работники, служащие кадрового состава и военнослу­жащие органов внешней разведки.

Конституционное право на объединение включает право соз­давать на добровольной основе новое общественное объедине­ние для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие общественные объединения; право воздерживаться от вступления в общественное объедине­ние; право свободно выходить из общественного объединения-Граждане имеют право создавать по своему выбору общест­венные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на ус­ловиях соблюдения норм их уставов. Любая попытка со сторо­ны исполнительной власти пресекать инициативную деятель­ность по созданию общественного объединения является нару­шением конституционного права граждан на объединение (постановление Конституционного Суда РФ от 12 февраля 1993 г. № 3-П).

Участие или неучастие гражданина в деятельности общест­венного объединения не может служить основанием для огра­ничения его прав и свобод, в том числе условием занятия должности в государственном органе, либо основанием для не­исполнения обязанностей, предусмотренных законом.

Требование об указании в официальных документах на членство в том или ином общественном объединении не допус­кается. Принадлежность или непринадлежность граждан к об­щественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключе­нием случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации,

Участие граждан в деятельности общественных объединенийосуществляется в нерабочее время и за счет средств этих объ­единений.

§ 3. Политические права и свободы граждан 287

Право собираться мирно без оружия, проводишь собрания, Ми­тинги и демонстрации, шествия и пикетирования закреплена в ст. 31 Конституций РФ в соответствии с ч, 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека и ст. 21 Международного пакта гражданских и политических правах.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собра­ниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» закрепляет, что организатором демонстрации, шествия и пике­тирования вправе быть гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — достигший возраста 16 лет. Не могут быть организаторами публичного мероприятия лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспо­собными, а также лица, содержащиеся в местах лишения сво­боды по приговору суда.

Публичные мероприятия можно подразделить на два вида: собрания, проводимые в закрытых помещениях, и публичные мероприятия, проводимые вне помещений (митинги, шествия, демонстрации, пикетирование). В порядке их проведения есть различия. Если для проведения, пикетирования одним участни­ком уведомление органов государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления не нужно, то для проведе­ния митингов, шествий, демонстраций и пикетирования не­сколькими участниками оно необходимо. Это объясняешь трудностями в совместимости шествий, митингов, демонстра­ций с сохранением порядка и организацией движения транс­порта на улицах и площадях.

Публичное мероприятие может проводиться в любых при­годных для данной цели местах при условии, что оно не создает угрозы обрушения зданий и сооружений и безопасно для его участников. В связи с этим Закон «О собраниях, митингах, де­монстрациях, шествиях и пикетированиях» запрещает проведе­ние публичных мероприятий на: территориях, непосредственно прилегающим к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности путепроводах, же- лезнодорожных магистралях и полосах отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередач; территориях, непосредственно принадлежащим к резиденциям Президента РФ; к зданиям,, занимаемым судами; к территориям и зданиям учреждений, исполняющим наказание в виде лишения свободы, пограничной полосе, если отсутствует

288Глава 11. Конституционные права и свободам граждан

специальное разрешение уполномоченную на то. пограничных органов.

Публичный характер митингов, демонстраций, шествий и пикетирование проявляется в ограничении времени его прове- дения с 7 до 23 часов текущего дня по местному времени, а также необходимостью подачи уведомления о проведении пуб-личного мероприятия. Оно подается его организатором в пись­менной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При До­ведении пикетирования группой лиц уведомление о проведе­нии публичного мероприятия может подаваться в срок не позд­нее трех дней до дня его проведения.

Компетентный орган обязан документально подтвердить по­лучение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав дату и время его получения. При этом он вправе довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснован­ное предложение об изменении места и (или) времени проведе­нии публичного мероприятия, а также предложения об устра­нении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий прове­дения публичного мероприятия требованиям Закона «О собра­ниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».Данные действия должны быть осуществлены в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения в день его получения.

Право участвовать в управлении делами государства как непо­средственно, так и через своих представителей закреплено в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ в соответствии со ст. 21 Всеобщей дек­ларации прав человека и ст. 25 Международного пакта о граж­данских и политических правах.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами госу­дарства осуществляется через ряд взаимосвязанных между со­бой полномочий. В их числе: право участвовать в управлении делами государства через различные формы непосредственной демократии; право участвовать в управлении делами государства посредством представительной демократии; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправ­лении правосудия.

§ 3.. Политические права и свободы граждан289

Непосредственная демократия предполагает прямое участие граждан в управлении дедами государства. Высшим непосред-ственным выражением власти народа Конституция РФ называ-ет выборы и референдум (ст. 3). В продолжение этой нормы в ст. 32 Конституции РФ закреплено право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Право избирать и быть избранным (ч. 2 ст. 7 Конст институ­ции РФ) конкретизировано нормами Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избиратель­ных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации» (далее — Закон об основных гарантиях изби­рательных прав), который закрепляет принципы всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосова­нии. Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неуча­стию в выборах либо воспрепятствовать его свободному воле­изъявлению. Кроме того, из содержания Закона «Об основных гарантиях избирательных прав вытекает принцип состязатель-, ности граждан при реализации пассивного избирательного. \ права.

Право избирать возникает у граждан РФ с 18 лет. Возраст для получения права быть избранным регулируется федераль­ными законами и законами субъектов РФ о выборах в их орга­ны государственной власти и органы местного самоуправления. Он колеблется от 18 лет до 21 года для кандидатов в депутаты. Как указал Конституционный Суд РФ, установление дополни­тельно к Конституции РФ в качестве условий приобретения гражданином пассивного избирательного права требований, связанных с продолжительностью проживания на территории субъекта РФ, ограничивает права и свободы человека, и гражда­нина (постановление от 27 апреля 1998 Г. № 12-П.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения своб0шы по приговору суда.

Согласно п.3 ст. 4 Закона об основных гарантиях избира-тельных прав не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право- на постоянное проживание гражданина РФ на территорий иностран-

290 Глава 11. Конституционные права и свободы граждан

него государства. Указанные граждане вправе быть избранными ми в органы местного самоуправления, если это предусмотрев международным договором Российской Федерации. Также не имеют права быть избранными граждане РФ:

а)осужденные к лишению свободы за совершение тяжкихи (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за ука­занные преступления;

б)осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных УК РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

в)подвергнутые административному наказанию за соверше­ние административного правонарушения — пропаганду и пуб­личное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ), если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г)в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений предвыборной агитации (п. I ст. 56 Закона об основных гарантиях избирательных прав) либо публичных призывов к осуществлению экстремист­ской деятельности (подп. «ж» п. 7 и под п. «ж» п. 8 ст. 76 данного Закона), если указанные нарушения либо действия соверше­ны до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти илиоргана местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица., для избрания которого назначены выборы.

Право участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32 Конститу­ции РФ) конкретизировано нормами Закона «О референдуме Российской Федерации», законов субъектов РФ о референду­мах в них и местных референдумах.

Референдум — это институт непосредственной демократии, связанный с принятием решения путем голосования установ­ленного законом числа граждан РФ по наиболее важным во- просам государственной и общественной жизни, имеющее им­перативный характер.

К числу прав гражданина по участию в референдуме отно- сятся право на инициирование референдума; подписи в поддержку одной и той же инициативы проведения референду-

§ 3. Политические права и свободы граждан291

мА, право быть членом комиссии референдума с решающим или совещательным голосом; право на участие в финансирова­нии референдума; право на участие в агитационной деятельно­сти; право быть наблюдателем на участке референдума; право быть уполномоченным представителем инициативной группы; право обжаловать решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, по­литических партий и иных общественных объединений, комис­сий референдума, их должностных лиц, нарушающих право на участие в референдуме; право голоса, включая возможность до­срочного голосования, получения открепительного талона; пра­во на информирование о ходе и результатах референдума.

Право равного доступа к государственной службе зафиксиро­вано в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ. Данное право означает рав­ное право гражданина на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профес­сиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограниче­ний в зависимости от расы, национальности, языка, пола, со­циального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и профессиональным союзам, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по соответст­вующей должности.

Право на участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Кон­ституции РФ) может быть реализовано посредством участия в деятельности судебных органов в качестве присяжного или ар­битражного заседателя.

Введение в Российской Федерации института присяжных за­седателей было обусловлено закреплением в Конституции РФ суда с участием присяжных заседателей и гарантией обвиняе­мому права на рассмотрение его дела судом с участием присяж­ных (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123). Особенностью суда с участием присяжных заседателей является соединение в судеб­ном разбирательстве двух равноправных, но раздельных, не сливающихся между собой коллегий — судей-профессионалов и представителей общества, действующих совместного строго в пределах возложенных на них законом полномочий. Первые при рассмотрении уголовных дел призваны решать вопросы, 292 Глава 11. Конституционные права и свободы граждан

требующие юридической оценки, вторые –вопросы факта. Присяжные заседатели участвуют в рассмотрении тяжких преступлений.

Существует особый порядок формирования суда с участием присяжных заседателей. Согласно ст.3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113 –ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикция в Российской федерации» в списки присяжных не включаются лица:

— не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста 25 лет;

— имеющие неснятую или непогашенную судимость,

— признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

— состоящие на учете в наркологическом или психоневро­логическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психиче­ских расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

— подозреваемые или обвиняемые в совершении преступле­ний;

— не владеющие языком, на котором ведется судопроиз­водство;

— имеющие физические или психические недостатки, пре­пятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

От обязанностей присяжных заседателей на основании пись­менного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению этих обязанностей, освобождаются лица, заме­щающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; военнослужащие; судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, имеющие специальные знания сотрудники органов внутренних дел, органов по контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии).

На присяжного заседателя, исполнившего обязанности в суде, в полном объеме распостраняются гарантии неприкосно-

§3 Политические права и свободы граждан293

венности судьи. Присяжный заседатель и члены его семьи,- а также их имущество находятся под особой защитой государст­ва, обеспечиваемой органами внутренних дел.

Граждане РФ могут реализовать свое право на отправление правосудия в качестве арбитражных заседателей. Согласно ст. 2 Федерального закона от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитраж­ных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Фе­дерации» арбитражными заседателями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере эконо­мической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Перечень требований, предъявляемый к арбитражным засе­дателям, в основном совпадает е требованиями к присяжным заседателям. Вместе с тем арбитражными заседателями не мо­гут быть лица, совершившие проступок, умаляющий авторитет судебной власти; лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе лицензии.

Право на обращение в государственные органы и органы мест­ного самоуправления установлено ст. 33 Конституции РФ.

Конституция РФ закрепляет право граждан обращаться лич­но, а также направлять индивидуальные и коллективные обраще­ния в государственные органы и органы местного самоуправле­ния. Норма ст. 33 Конституции РФ конкретизирована Федераль­ным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Право на обращение граждан выступает одной из форм реа­лизации свободы, мысли и слова, конкретизацией права на участие в управлении делами государства, является зашитой на­рушенных прав и законных интересов гражданина, способству­ет исправлению недостатков, пресечению нарушений, законно­сти. В этом смысле обращения граждан являются одним из ин­ститутов непосредственной демократии. Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления — необходимый элемент обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами государственной власти и мест­ного самоуправления, и в этом качестве они — неотъемлемая часть представительной демократии.

Обращения могут иметь форму жалобы, заявления, предло- жения. В зависимости от формы обращения содержат неодима-

294 Глава 11. Конституционны права и свободы граждан

ковую информацию, различаются по всей юридической направленности и влекут разные правовые последствия.

Субъектом права на обращение может быть как один граж­данин, так и группа граждан. Коллективные. обращения умест-вы в тех случаях, когда затрагиваются права и законные интересы группы людей.

По форме обращения могут быть письменными и устными. Обращение может вноситься гражданином лично, а также через своего законного представителя. Обращения граждан в устной форме, излагаются на личном приеме руководителей и других должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.Личный прием граждан руководителями госу-дарственных органов и органов местного, самоуправления по-зволяет им иметь, непосредственную информацию о нуждах и запросах Населения, знакомиться е реальным положением дел, видеть результаты деятельность своего аппарата.

При рассмотрений обращения, государственным органом, оганом местного, самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

—представлять дополнительные документы и материалы ли­бо, обращаться с просьбой об их истребовании;

—=- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свобо­ды и законные интересы других лип и если в указанных до­кументах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращений вопросов;

—обращаться с жалобой на принятое по обращению или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения ре шения в административном и (или) судебном порядке в еоответствии с законодательством Российской Федераций;

- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Праву граждан на индивидуальные и коллективные обращения соответствует обязанность государственных органов и органов местного самоуправления внимательно. в установленные

4. Экономические права и свободы граждан 295

сроки и в установленном порядке рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения. Письменное обращение, поступившее в государственный орган местного са­моуправления, должностному лицу в соответствий с их ком- петенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации Письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо, вправе продлить срок рассмотрения Обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражда­нина, направившего обращение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.