КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические права и свободы граждан
Конституция РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федераций является ее многонациональный народ (ч. ] ст. 3). Граждане РФ осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Формой участия граждан в политике является реализация ими своих политических прав и свобод. Перечень политических прав постоянно увеличивался от одной российской конституции к другой. Так, по Конституции РСФСР 1918 г. граждане имели право свободно устраивать собрания, митинги, шествия: право на пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой» освещением и отоплением: право участвовать в выборах только для трудящихся. Конституция РСФСР 1925 г. дополнила вышеприведенный перечень политических прав свободой организации и объединения. По Конституции РСФСР 1937 г. гражданам уже предоставлялись свобода слова, свобода печати, свобода собраний и митингов, свобода уличных собраний и демонстраций, а также право на участие в выборах для всех граждан без изъятий по признаку классовой принадлежности. Конституция РСФСР 1978 г- закрепила за гражданами право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения, осуществляемое посредством возможности избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принятия участия во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле., в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и но месту жительства; право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе; свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право на объединение в обществен- ные организации. Конституция РФ 1993 г, уточнила вышеприведенный перечень политических прав граждан РФ, закрепив свободу мысли и слова; право на информацию; право на объединение.; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и 284Глава 11. Конституционные права и свободы граждан демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия; право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Свобода мысли и слова содержится в ст. 29 Конституции РФ в соответствии со ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах. Право человека на свободу мысли и слова включает также право на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений. Никто не может быть принужден к их выражению. Главная задача демократии состоит в том, чтобы обеспечить свободное выражение идей, чтобы никто не подвергался ограничениям, чтобы новые мысли и идеи свободно могли распространяться. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом закреплено ч. 4 ст. 29 Конституции РФ в соответствии со ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, а также п. 2 ст. 19 Конвенций о защите прав человека и основных свобод. Осуществление права на доступ к информации регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об •информации, информационных технологиях и о защите информации». Случаи его ограничения зафиксированы в Законе РФ от 21 июля 1993- г. № 5485-1 «О государственной тайне», а также в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном Указом Президента РФ от 30 ноября 1995г. № 1203. Российское государство гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ)-Данное конституционное положение детализировано Законом РФ от 27'.декабря 1991 г. № 2124-Т «О средствах массовой информацией». Свобода массовой информации предполагает, что поиск, получение, производство и распространение массовой информации, 'учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение 3. Политические права и свободы граждан285 ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, не подлежат ограничениям. Закон устанавливает недопустимость использования СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны. Запрещается использование в теле-, видео-, а также кинохроникальных программах скрытых вставок, воздействующих исключительно на подсознание человека. Распространение сообщений и материалов, подготовленных е использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, допускается, если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина; если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц; если демонстрация записи производится по решению суда. Конституция РФ в ч. 3 ст. 41 устанавливает принцип ответственности за нарушение права граждан на информацию: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Право на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ в соответствии с ч. 2 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека и ч. 1 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах. Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Всеобщая декларация прав человека гласит, что никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию. Эти две идеи объединены в ст. 30 Конституции РФ и конкретизированы Законом «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законом «О политических партиях», Федераль- 286Глава II. Конституционные права и свободы граждан ным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Законом РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и др. Право на объединение имеет ограничения. Так, не вправе быть членами политических партий и движений судьи, прокурорские работники, служащие кадрового состава и военнослужащие органов внешней разведки. Конституционное право на объединение включает право создавать на добровольной основе новое общественное объединение для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие общественные объединения; право воздерживаться от вступления в общественное объединение; право свободно выходить из общественного объединения-Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Любая попытка со стороны исполнительной власти пресекать инициативную деятельность по созданию общественного объединения является нарушением конституционного права граждан на объединение (постановление Конституционного Суда РФ от 12 февраля 1993 г. № 3-П). Участие или неучастие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, в том числе условием занятия должности в государственном органе, либо основанием для неисполнения обязанностей, предусмотренных законом. Требование об указании в официальных документах на членство в том или ином общественном объединении не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Участие граждан в деятельности общественных объединенийосуществляется в нерабочее время и за счет средств этих объединений. § 3. Политические права и свободы граждан 287 Право собираться мирно без оружия, проводишь собрания, Митинги и демонстрации, шествия и пикетирования закреплена в ст. 31 Конституций РФ в соответствии с ч, 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека и ст. 21 Международного пакта гражданских и политических правах. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» закрепляет, что организатором демонстрации, шествия и пикетирования вправе быть гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — достигший возраста 16 лет. Не могут быть организаторами публичного мероприятия лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Публичные мероприятия можно подразделить на два вида: собрания, проводимые в закрытых помещениях, и публичные мероприятия, проводимые вне помещений (митинги, шествия, демонстрации, пикетирование). В порядке их проведения есть различия. Если для проведения, пикетирования одним участником уведомление органов государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления не нужно, то для проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирования несколькими участниками оно необходимо. Это объясняешь трудностями в совместимости шествий, митингов, демонстраций с сохранением порядка и организацией движения транспорта на улицах и площадях. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для данной цели местах при условии, что оно не создает угрозы обрушения зданий и сооружений и безопасно для его участников. В связи с этим Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» запрещает проведение публичных мероприятий на: территориях, непосредственно прилегающим к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности путепроводах, же- лезнодорожных магистралях и полосах отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередач; территориях, непосредственно принадлежащим к резиденциям Президента РФ; к зданиям,, занимаемым судами; к территориям и зданиям учреждений, исполняющим наказание в виде лишения свободы, пограничной полосе, если отсутствует 288Глава 11. Конституционные права и свободам граждан специальное разрешение уполномоченную на то. пограничных органов. Публичный характер митингов, демонстраций, шествий и пикетирование проявляется в ограничении времени его прове- дения с 7 до 23 часов текущего дня по местному времени, а также необходимостью подачи уведомления о проведении пуб-личного мероприятия. Оно подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При Доведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Компетентный орган обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав дату и время его получения. При этом он вправе довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведении публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».Данные действия должны быть осуществлены в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения в день его получения. Право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей закреплено в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ в соответствии со ст. 21 Всеобщей декларации прав человека и ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства осуществляется через ряд взаимосвязанных между собой полномочий. В их числе: право участвовать в управлении делами государства через различные формы непосредственной демократии; право участвовать в управлении делами государства посредством представительной демократии; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия. § 3.. Политические права и свободы граждан289 Непосредственная демократия предполагает прямое участие граждан в управлении дедами государства. Высшим непосред-ственным выражением власти народа Конституция РФ называ-ет выборы и референдум (ст. 3). В продолжение этой нормы в ст. 32 Конституции РФ закреплено право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Право избирать и быть избранным (ч. 2 ст. 7 Конст институции РФ) конкретизировано нормами Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон об основных гарантиях избирательных прав), который закрепляет принципы всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Кроме того, из содержания Закона «Об основных гарантиях избирательных прав вытекает принцип состязатель-, ности граждан при реализации пассивного избирательного. \ права. Право избирать возникает у граждан РФ с 18 лет. Возраст для получения права быть избранным регулируется федеральными законами и законами субъектов РФ о выборах в их органы государственной власти и органы местного самоуправления. Он колеблется от 18 лет до 21 года для кандидатов в депутаты. Как указал Конституционный Суд РФ, установление дополнительно к Конституции РФ в качестве условий приобретения гражданином пассивного избирательного права требований, связанных с продолжительностью проживания на территории субъекта РФ, ограничивает права и свободы человека, и гражданина (постановление от 27 апреля 1998 Г. № 12-П. Не имеют права избирать и быть избранными граждане признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения своб0шы по приговору суда. Согласно п.3 ст. 4 Закона об основных гарантиях избира-тельных прав не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право- на постоянное проживание гражданина РФ на территорий иностран- 290 Глава 11. Конституционные права и свободы граждан него государства. Указанные граждане вправе быть избранными ми в органы местного самоуправления, если это предусмотрев международным договором Российской Федерации. Также не имеют права быть избранными граждане РФ: а)осужденные к лишению свободы за совершение тяжкихи (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; б)осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных УК РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; в)подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения — пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ), если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; г)в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений предвыборной агитации (п. I ст. 56 Закона об основных гарантиях избирательных прав) либо публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности (подп. «ж» п. 7 и под п. «ж» п. 8 ст. 76 данного Закона), если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти илиоргана местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица., для избрания которого назначены выборы. Право участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) конкретизировано нормами Закона «О референдуме Российской Федерации», законов субъектов РФ о референдумах в них и местных референдумах. Референдум — это институт непосредственной демократии, связанный с принятием решения путем голосования установленного законом числа граждан РФ по наиболее важным во- просам государственной и общественной жизни, имеющее императивный характер. К числу прав гражданина по участию в референдуме отно- сятся право на инициирование референдума; подписи в поддержку одной и той же инициативы проведения референду- § 3. Политические права и свободы граждан291 мА, право быть членом комиссии референдума с решающим или совещательным голосом; право на участие в финансировании референдума; право на участие в агитационной деятельности; право быть наблюдателем на участке референдума; право быть уполномоченным представителем инициативной группы; право обжаловать решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, комиссий референдума, их должностных лиц, нарушающих право на участие в референдуме; право голоса, включая возможность досрочного голосования, получения открепительного талона; право на информирование о ходе и результатах референдума. Право равного доступа к государственной службе зафиксировано в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ. Данное право означает равное право гражданина на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, национальности, языка, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и профессиональным союзам, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по соответствующей должности. Право на участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ) может быть реализовано посредством участия в деятельности судебных органов в качестве присяжного или арбитражного заседателя. Введение в Российской Федерации института присяжных заседателей было обусловлено закреплением в Конституции РФ суда с участием присяжных заседателей и гарантией обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123). Особенностью суда с участием присяжных заседателей является соединение в судебном разбирательстве двух равноправных, но раздельных, не сливающихся между собой коллегий — судей-профессионалов и представителей общества, действующих совместного строго в пределах возложенных на них законом полномочий. Первые при рассмотрении уголовных дел призваны решать вопросы, 292 Глава 11. Конституционные права и свободы граждан требующие юридической оценки, вторые –вопросы факта. Присяжные заседатели участвуют в рассмотрении тяжких преступлений. Существует особый порядок формирования суда с участием присяжных заседателей. Согласно ст.3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113 –ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикция в Российской федерации» в списки присяжных не включаются лица: — не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста 25 лет; — имеющие неснятую или непогашенную судимость, — признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; — состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: — подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; — не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; — имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела. От обязанностей присяжных заседателей на основании письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению этих обязанностей, освобождаются лица, замещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; военнослужащие; судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, имеющие специальные знания сотрудники органов внутренних дел, органов по контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии). На присяжного заседателя, исполнившего обязанности в суде, в полном объеме распостраняются гарантии неприкосно- §3 Политические права и свободы граждан293 венности судьи. Присяжный заседатель и члены его семьи,- а также их имущество находятся под особой защитой государства, обеспечиваемой органами внутренних дел. Граждане РФ могут реализовать свое право на отправление правосудия в качестве арбитражных заседателей. Согласно ст. 2 Федерального закона от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» арбитражными заседателями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Перечень требований, предъявляемый к арбитражным заседателям, в основном совпадает е требованиями к присяжным заседателям. Вместе с тем арбитражными заседателями не могут быть лица, совершившие проступок, умаляющий авторитет судебной власти; лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе лицензии. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления установлено ст. 33 Конституции РФ. Конституция РФ закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Норма ст. 33 Конституции РФ конкретизирована Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Право на обращение граждан выступает одной из форм реализации свободы, мысли и слова, конкретизацией права на участие в управлении делами государства, является зашитой нарушенных прав и законных интересов гражданина, способствует исправлению недостатков, пресечению нарушений, законности. В этом смысле обращения граждан являются одним из институтов непосредственной демократии. Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления — необходимый элемент обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами государственной власти и местного самоуправления, и в этом качестве они — неотъемлемая часть представительной демократии. Обращения могут иметь форму жалобы, заявления, предло- жения. В зависимости от формы обращения содержат неодима- 294 Глава 11. Конституционны права и свободы граждан ковую информацию, различаются по всей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Субъектом права на обращение может быть как один гражданин, так и группа граждан. Коллективные. обращения умест-вы в тех случаях, когда затрагиваются права и законные интересы группы людей. По форме обращения могут быть письменными и устными. Обращение может вноситься гражданином лично, а также через своего законного представителя. Обращения граждан в устной форме, излагаются на личном приеме руководителей и других должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.Личный прием граждан руководителями госу-дарственных органов и органов местного, самоуправления по-зволяет им иметь, непосредственную информацию о нуждах и запросах Населения, знакомиться е реальным положением дел, видеть результаты деятельность своего аппарата. При рассмотрений обращения, государственным органом, оганом местного, самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: —представлять дополнительные документы и материалы либо, обращаться с просьбой об их истребовании; —=- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лип и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; - получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращений вопросов; —обращаться с жалобой на принятое по обращению или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения ре шения в административном и (или) судебном порядке в еоответствии с законодательством Российской Федераций; - обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. Праву граждан на индивидуальные и коллективные обращения соответствует обязанность государственных органов и органов местного самоуправления внимательно. в установленные 4. Экономические права и свободы граждан 295 сроки и в установленном порядке рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения. Письменное обращение, поступившее в государственный орган местного самоуправления, должностному лицу в соответствий с их ком- петенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации Письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо, вправе продлить срок рассмотрения Обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |