Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Центральные курсы и пределы допустимых колебаний валют в рамках Европейского валютного механизма-ii 5 страница




С середины 70-х до середины 80-х годов развитые страны активно применяли нефтедоллары для погашения дефицита своих платежных балансов путем рециклирования (перераспределения) валютной выручки нефтедобывающих стран от экспорта нефти.

К временным методам покрытия дефицита платежного балан­са относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность ста­ла глобальной проблемой. Окончательным методом балансирова­ния платежного баланса служит использование официальных ва­лютных резервов.

При золотом монометаллизме погашение пассивного сальдо происходило путем вывоза золота, но движение драгоценного металла никогда не находилось в прямой зависимости от состоя­ния платежного баланса. Отлив золота не является показателем его пассивности, если металл вывозится из золотодобывающей страны. После отмены золотого стандарта применение золота для покрытия дефицита платежного баланса сократилось. В усло­виях официальной демонетизации золото как всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возмож­ности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его пред­варительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международ­ные расчеты.

За счет вывоза золота США покрывали от 1/5 до 1/3 дефицита платежного баланса в 50—70-х годах. Однако опыт США показал, что даже страна с крупнейшим золотым запасом не может долгое время использовать данный метод покрытия платежного баланса (это способствовало сокращению их золотого запаса с 24,6 млрд долл. в 1949 г. до 11 млрд в 1985 г.).

Стремясь сохранить право собственности на свои золотые запа­сы, некоторые страны (Италия, Португалия, Уругвай и др.) пред­почли использовать золото как обеспечение иностранных займов для покрытия дефицита платежных балансов в середине 70-х и на­чале 80-х годов. Это свидетельствует о том, что золото сохраняет важное экономическое значение как чрезвычайные деньги. Италия, у которой золотой запас составлял 3,5 млрд долл. в 1974 г., для балансирования платежного баланса получила кредит у ФРГ в 2 млрд долл. сроком на два года под золотое обеспечение исходя из среднерыночной цены золота (120 долл. за унцию в тот период). По требованию ФРГ это золото было изъято из хранилища в США и депонировано в Немецком федеральном банке. Банк Португалии в 1976 г. получил кредит (580 млн долл.) у ряда банков ФРГ и Швейцарии под залог 20% своего золотого запаса; в 1983 г. Португалия получила от Банка Международных расчетов (БМР) заем в 300 млн долл. сроком на 3 месяца под залог 30 т золота.

Главным средством окончательного балансирования платеж­ного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валю­ты. После второй мировой войны США и Великобритания пога­шали дефициты своих платежных балансов национальной валю­той, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее. В 50—60-х годах США покрывали до 70—80%, а после отмены конверсии доллара в золото в 1971 г. — до 100% пассивного сальдо платежного баланса национальной валютой, что привело в конечном счете к избытку долларов в международном обороте и их периодичес­кому обесценению. В отличие от США другие государства, чтобы погасить дефицит платежного баланса конвертируемой валютой, должны ее «заработать» путем экспорта части национального богатства. Неравномерность распределения валютных резервов между странами ограничивает возможности их использования для балансирования платежного баланса.

С 70-х годов для приобретения иностранной валюты, необходи­мой для покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться СДР путем перевода их со счета одной страны на счет другой в МВФ. Однако эмиссия СДР незначительна, их доля в международных ликвидных резервах невелика (1,9%). Они неравномерно распределя­ются между странами — членами МВФ в зависимости от их взносов в него. Вопреки первоначальному замыслу лишь 20% выпущенных СДР используются для погашения пассивного сальдо платежного баланса. С 1979 г. страны — члены ЕВС для покрытия дефицита платежного баланса применяли также ЭКЮ, которые заменены евро с 1999 г. Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту. Например, США частично покрыва­ют пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облига­ции казначейства в центральных банках других стран.

Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная помощь в форме субсидий и даров. Например, в 1947 г. 75% совокупного дефицита платеж­ных балансов стран Западной Европы были покрыты за счет помощи США ценой экономических и политических уступок. В со­временных условиях привлечение помощи особенно характерно для большинства развивающихся стран, платежные балансы кото­рых, как правило, дефицитны.

Активное сальдо платежного баланса используется государ­ством для погашения (в том числе досрочного) внешней задолжен­ности страны, предоставления кредитов иностранным государст­вам, увеличения официальных золото-валютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.

Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса с середины 70-х годов. Оно возникло как следствие глобализации мирового хозяйства и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное неравновесие пла­тежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разраба­тывают методы коллективного регулирования платежного балан­са. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кре­дитования экспорта, двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в наци­ональных валютах по соглашениям «своп», кредиты международ­ных финансовых институтов, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задол­женности страны ставит проблемы экономического, а затем поли­тического характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности МВФ, пред­усматривающих стабилизационные программы, а также вмешате­льство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего долга и заимствований.

В ЕС межгосударственное регулирование платежного баланса осуществляется следующими основными методами:

• отмена таможенных пошлин, создание таможенного союза с 1 июля 1968 г. и введение единого внешнего тарифа к третьим странам;

• унификация налоговой системы;

• согласование условий кредитования экспорта товаров.

Таким образом, регулирование платежного баланса значитель­но усложнилось, его инструментарий расширился, а применение приобрело систематический характер в сочетании с другими фор­мами экономической политики. Программы стабилизации пла­тежного баланса обычно сочетаются с мероприятиями по оздоров­лению экономики, сдерживанию инфляции, сокращению бюджет­ного дефицита и т. д.

Однако задача уменьшения дефицита платежного баланса нере­дко вступает в конфликт с другими целями экономической поли­тики — поддержание экономического роста и обеспечение занято­сти, которые требуют расширения хозяйственной активности, уве­личения бюджетных расходов, снижения процентных ставок. Эффективным средством оздоровления платежного баланса явля­ется сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.

Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетель­ствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внут­реннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции — партнерство и разногласия — во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.

• 4.6. ПЛАТЕЖНЫЕ БАЛАНСЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН; ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ ИХ СОСТАВЛЕНИЯ

Платежные балансы развивающихся стран составляются, как пра­вило, по стандартной схеме МВФ, предполагающей унификацию разнообразных операций страны в международных платежных отношениях и их разбивку по определенным разделам и статьям. В разделе «Баланс текущих операций» важное место занимает статья «Торговый баланс», дающая представление об изменениях в экспорте и импорте товаров за анализируемый период. Однако приводимые в платежных балансах развивающихся стран сведения об экспорте и импорте в значительной мере искажаются недосто­верностью первичных статистических данных. Например, все ле­гальные внешнеторговые операции фиксируются достаточно точ­но при пересечении товарами таможни. Затем валютные власти страны вносят необходимые поправки, чтобы приспособить тамо­женную статистику к требованиям платежного баланса, а именно пересчитывают импорт сиф в импорт фоб (т. е. отделяют расходы на фрахт и страхование от прямых затрат на покупку товаров), учитывают импорт по ценам, из которых исключены пошлины, из валютной статистики вычитают стоимость товаров, получен­ных в рамках помощи, и т. д. Кроме того, во многих странах значительная часть внешней торговли осуществляется контра­бандным путем и не учитывается в их таможенной и валютной статистике.

В целом большинство развивающихся стран сводит внешнето­рговые операции с отрицательным сальдо, что является одной из главных причин общей несбалансированности их международных платежей.

«Невидимые» операции объединяют различные по форме и эко­номическому содержанию статьи. Так, транспортные операции включают фрахт, перевозки железнодорожным, воздушным и ав­томобильным транспортом, а также связанные с эксплуатацией трубопроводов. Подавляющая часть внешнеторговых грузов раз­вивающихся стран перевозится судами и по тарифам западных линейных компаний (конференций). Эти тарифы нередко являются дискриминационными. Развивающиеся страны, на долю которых приходится более 50% погруженных и около 20% разгруженных грузов в мировой морской торговле, владеют менее 15% тоннажа торгового флота мира. По мере роста объема грузооборота пла­тежи за фрахт довольно тяжелым бременем ложатся на платежные балансы и в настоящее время приблизительно в три раза превыша­ют их фрахтовые доходы, составляя около 30% общей суммы платежей по «невидимым» операциям. Даже у тех стран, которые располагают собственным флотом (Египет, Индия, ОАЭ, Иран и др.), расходы на фрахт иностранного тоннажа достигают до 30—35% дефицита платежного баланса. Это положение крайне обостряется в периоды военных конфликтов и политической на­пряженности.

Значительным источником поступления иностранной валюты в ряде развивающихся стран является туризм. На их долю прихо­дится около 1/5 доходов от мирового туризма. Большие доходы по этой статье характерны для стран с особой экзотикой (Кения, Индия, Уганда, Египет, Непал, Саудовская Аравия, Филиппины, Бермуды, Багамские острова и др.). Развитию туризма мешают географическая удаленность многих развивающихся стран, недо­статочная подготовленность их туристских объектов, частые поли­тические и военные конфликты, случаи терроризма.

Рассматривая статью «Страхование», необходимо иметь в ви­ду, что без него практически не обходится ни одна внешнеторговая сделка. Платежи развивающихся стран по страхованию превыша­ют 4 млрд долл. в год, что ухудшает состояние их платежных балансов. Эта цифра приблизительна, так как официальных обо­бщающих данных о платежах по международному страхованию и перестрахованию не имеется.

В текущие операции включается статья «Переводы», или «Трансферты», которые подразделяются на частные и правитель­ственные. Статья «Частные переводы» значительна в таких стра­нах, как Турция, Алжир, Пакистан, Бразилия, Марокко, Южная Корея, Филиппины, Индия, имеющих за рубежом многочислен­ный отряд национальных рабочих. Денежные переводы на родину заработной платы рабочих и специалистов этих стран, работа­ющих за границей, образуют значительный приток инвалюты (около 20 млрд долл. в год). Статья «Правительственные перево­ды» также важна для многих развивающихся стран. Основные операции здесь составляют содержание дипломатического аппара­та за границей и субсидии, т. е. безвозмездная помощь, отража­емая в текущих операциях платежного баланса, в противополож­ность помощи в виде займов, которая проходит в балансе движе­ния капиталов. Указанные субсидии в известной мере снижают дефицит по остальным статьям текущего баланса. Безвозмездная помощь, которая представляет собой, как правило, движение товаров, отражается в импорте развивающихся государств.

Для некоторых освободившихся стран определенное значение имеет статья «Услуги». В нее включаются доходы от содержания на их территории иностранных баз и войск, главным образом США, Великобритании и Франции. Наличие иностранных воору­женных сил характерно для Кипра, Таиланда, Турции, Бахрейна, Южной Кореи, Сомали и других, где поступления по этой статье достигают нескольких десятков миллионов долларов в год. В ста­тье «Услуги» отражаются также операции по научно-техническому обмену, т. е. платежи и поступления по использованию лицензий и патентов, технической помощи, передаче технического и управ­ленческого опыта (ноу-хау). Для большинства развивающихся го­сударств характерно отрицательное сальдо по указанным опера­циям, так как эти страны в силу отставания своих НИОКР закупа­ют за границей большое количество лицензий и патентов и практически ничего не продают за рубеж. Эту статью, ввиду ее важности в условиях научно-технического прогресса, часто назы­вают «технологическим балансом» страны.

Одной из важнейших статей «невидимых» операций является «Перевод прибылей на иностранный капитал». Выплата процен­тов и дивидендов (вместе с основным долгом) по привлеченным инвестициям и кредитам (более 150 млрд долл. в год) обременяет платежные балансы развивающихся стран. Однако ряд из них, к которым относятся нефтедобывающие страны Персидского за­лива (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ), благодаря крупным ка­питалам, размещенным за границей, имеет по этой статье положи­тельное сальдо. Сальдо по балансу «невидимых» операций играет большую роль в формировании конечного результата платежного баланса.

Дефицит по этим операциям развивающихся стран в середине 90-х превышал 40 млрд долл. в год.

В статьях баланса движения капиталов и кредитов развива­ющихся и развитых стран нет принципиальных различий с точки зрения их структуры. Движение капиталов подразделяется на движение частных, банковских и официальных капиталов. К послед­ним относятся межгосударственные кредиты, займы международ­ных валютно-кредитных и финансовых организаций, за исключе­нием кредитов МВФ, которые отражаются в статье официальных ликвидных резервов. В 1995 г. общий приток долгосрочных ресур­сов в развивающиеся страны составил 205 млрд долл., в том числе по государственным каналам 55 млрд и по частным — 150 млрд долл. Общая накопленная сумма прямых иностранных инвестиций в этих странах оценивалась в 620 млрд долл.

Импорт предпринимательского и ссудного капитала оказыва­ет сложное и противоречивое воздействие на платежный баланс развивающейся страны. Следует различать первичные и вторич­ные факторы влияния текущих инвестиционных операций. На начальной стадии импорт капитала имеет тенденцию улучшать платежный баланс страны-импортера. Это первичное влияние в последующем может закрепляться вторичным ростом экспорта товаров, производимых на предприятиях, принадлежащих загра­ничным инвесторам. Вторичный эффект заключается в том, что через некоторое время платежный баланс развивающейся страны начинает испытывать воздействие тенденций, ухудшающих его состояние. Во-первых, импорт капитала в производительной форме стимулирует поступление в развивающуюся страну обору­дования, сырья и материалов для нового промышленного стро­ительства, т. е. растет импорт. Во-вторых, страна вынуждена расходовать валюту для оплаты лицензий, патентов и других услуг, связанных с импортом иностранного капитала. Далее, по мере роста масштабов привлеченного иностранного капитала страна вынуждена увеличить отчисления за рубеж доходов от использования этого капитала. Наконец, из многих развивающих­ся государств в условиях неустойчивого политического климата значительно увеличивается репатриация (возврат) ранее вложен­ных иностранных капиталов в развитые страны.

Как правило, положительное влияние на платежный баланс развивающейся страны наблюдается в основном в начальном периоде, когда была произведена первоначальная операция по привлечению капитала. Но со следующего года ее платежные позиции начинают ухудшаться, причем в нарастающей степени, и по истечении короткого времени страна будет ежегодно терпеть чистый ущерб от привлечения иностранных инвестиций. Лишь немногим развивающимся государствам (новые индустриальные страны и территории Дальнего Востока) удалось перекрыть от­рицательные последствия платежей по рассматриваемой статье высокой эффективностью использования иностранного капитала внутри страны и форсированием экспорта товаров. Из сказанного можно сделать выводы:

1) общий эффект воздействия импорта капитала на платежный баланс развивающейся страны колеблется в зависимости от тем­пов увеличения иностранных инвестиций, нормы прибыли на капи­тал и соотношения между прибылью, переводимой за границу и оставляемой в стране;

2) когда темп роста прибыли, переводимой за границу, превы­шает прирост новых иностранных капиталовложений, платежный баланс неизбежно на определенном отрезке времени испытывает кумулятивный отрицательный эффект;

3) наступление этого эффекта будет тем скорее, чем хуже для страны будет складываться соотношение между притоком нового капитала и доходами, переводимыми за границу;

4) и наоборот, более быстрый приток капитала по сравнению с темпом роста нормы прибыли и отчисляемых за рубеж доходов смягчает отрицательное влияние на платежный баланс притока иностранного капитала.

Приток иностранных инвестиций, несомненно, ускорил промы­шленное развитие принимающих стран и общую модернизацию их экономики. Вместе с тем привлечение иностранного частного ка­питала в целом не привело к решению проблем, стоящих перед развивающимися государствами. Более того, некоторые из них обострились. Усилилась неравномерность развития, поскольку инвестиции направлялись в первую очередь в те страны, в которых имеются перспективы их прибыльного размещения. Лишь в неболь­ших размерах они поступали в наиболее отсталые и наиболее нуждающиеся в них государства.

Ряд развивающихся стран с конца 70-х годов приступил к экс­порту собственного капитала. Его ежегодный объем в середине 90-х годов оценивался в 30—35 млрд долл. В эту группу входят прежде всего нефтедобывающие страны, а также Южная Корея, Малайзия, Бразилия, Мексика, Индия и др.

Анализируя статью «Кредиты и займы», необходимо иметь в виду, что получение кредитов и даров из-за границы на обычные цели не рассматривается в качестве показателя дефицитности пла­тежного баланса. Во-первых, для большинства развивающихся стран кредиты и займы носят регулярный характер; во-вторых, кредиты, как правило, выдаются под определенные проекты. По­казателем валютно-финансового неблагополучия являются значи­тельные финансовые кредиты и займы, среди них — новые поступ­ления для погашения старых долгов (рефинансирование). Доля кредитов на рефинансирование в общей сумме привлеченных фи­нансовых средств является важным показателем валютного поло­жения страны.

Главная цель анализа баланса движения капиталов заключает­ся в определении источников покрытия дефицита текущих опера­ций платежного баланса, а также направлений использования суммы активного сальдо. Если баланс текущих сделок сводится с пассивом, то по балансу движения капиталов необходимо полу­чить актив для уравновешивания платежного баланса прежде все­го за счет статьи «Движение краткосрочного капитала».

Исходя из изложенного, можно подсчитать общее сальдо пла­тежного баланса развивающейся страны, которое по стандартной схеме МВФ формально не требуется указывать. Оно равно сово­купному сальдо по текущим операциям, балансу движения капита­лов и по статье «Ошибки и пропуски». Другими словами, общее сальдо платежного баланса включает валютные и безвалютные операции, а также балансирующие статьи, т.е. разнородные элеме­нты. Это делает показатель общего сальдо платежного баланса довольно искусственным и снижает его ценность при соответст­вующем анализе. Поэтому наряду с этим показателем необходимо одновременно иметь в виду сальдо баланса текущих операций, которое дает более достоверную картину международных рас­четов развивающейся страны.

Особенности методологии составления платежных балансов раз­вивающихся стран. Стандартная схема платежного баланса преду­сматривает составление баланса с охватом возможно большего числа внешнеэкономических операций, каждая из которых имеет свой порядковый номер. Схема МВФ включает показатели не только платежного, но и расчетного баланса. Валютные расчеты по текущим операциям платежного баланса объединяются с без­валютными операциями, движением капиталов, а также с непога­шенными взаимными операциями, по которым за отчетный пери­од (обычно год) не было движения валютных средств. Стандарт­ная схема платежных балансов предусматривает единую номенклатуру статей. Так, в балансе текущих операций каждая статья имеет эти записи: дебетовую (платежи), кредитовую (посту­пления) и результативную (сальдо). В балансе движения капиталов и золота в каждой статье отражена запись, увеличивающая обя­зательства (приток капитала +) или уменьшающая (отлив капита­ла —). Аналогично имеются записи, увеличивающие (отлив капи­тала —) или уменьшающие (приток капитала +) активы страны, а также сальдовая запись.

Кроме схемыМВФ, некоторые страны составляют балансы с разбивкой операций по валютам. В первую очередь это относит­ся к развивающимся странам, входящим в валютную группировку или ориентирующимся на определенную валюту в своих междуна­родных расчетах. Ряд особенностей методологии составления пла­тежных балансов развивающихся стран вытекает из недостаточно высокого уровня их статистического учета. В связи с этим некото­рые операции могут не находить отражения в балансах или быть пропущены. Иногда операция отражается лишь частично, напри­мер только в виде дебетовой или кредитовой записи. Размеры сумм, проходящих по статьям платежного баланса, зачастую бы­вают завышены или занижены.

Поскольку методология составления платежных балансов по схеме МВФ требует совпадения итогов кредитовых и дебетовых записей, развивающиеся страны в этих целях широко пользуются статьей «Ошибки и пропуски». Посредством ее валютные власти ряда стран покрывают статистические неточности или ошибки первичного учета. Поэтому по указанной статье зачастую прохо­дят значительные суммы, не отражающие реального положения международных расчетов развивающихся стран и искажающие достоверность их платежных балансов. В связи с этим МВФ считает, что платежный баланс составлен удовлетворительно, если сумма, проходящая по указанной статье, не превышает 10% экс­порта или импорта данной страны (в расчет принимается большая из этих величин), исчисленных на базе валютных платежей. Боль­шое сальдо по статье «Ошибки и пропуски» свидетельствует о том, что платежный баланс составлен с существенными погрешностями. Однако даже небольшое сальдо рассматриваемой статьи не является гарантом точности, так как если сделка целиком минует платежный баланс (например, контрабанда), данные его будут неточны, но неравновесия, которое нужно устранять статьей «Ошибки и пропуски», не возникнет. Величина этой статьи связана также с состоянием валютного контроля в стране и статистики. В целом данные платежных балансов развивающихся стран зачас­тую менее достоверны, чем в развитых странах.

Большинство развивающихся стран составляют и расчетные балансы (соотношение международных требований и обяза­тельств). Сальдо этих балансов обычно не совпадает. Например, расчетный баланс стран — членов ОПЕК, осуществляющих вывоз капиталов, активен, а платежный баланс пассивней при снижении цены за нефть, например, в середине 80-х — конце 90-х годов. Для развивающихся стран — импортеров нефти характерно пассивное сальдо обоих балансов.

Различие этих балансов проявляется в отражении в них опера­ций, связанных с движением капиталов и кредитов. Если США предоставили кредит Бразилии в 100 млн долл., эта сумма записывается в пассив платежного баланса страны-кредитора как от­лив капиталов и в актив расчетного баланса как требование к стра­не-должнику, которая должна его погасить в будущем. Поскольку Бразилия получает кредит, это отражается в активе ее платежного баланса и пассиве расчетного баланса, где фиксируется задолжен­ность страны.

Факторы, влияющие на платежный баланс развивающихся стран. Различаются внутренние и внешние факторы, влияющие на пла­тежный баланс. С одной стороны, он складывается под влиянием процессов, происходящих в экономике данной страны, и дает представление об ее участии в международном разделении труда, масштабах, структуре и характере внешнеэкономических связей. С другой стороны, платежный баланс развивающихся стран ис­пытывает сильное воздействие внешних факторов, связанных с состоянием мирового хозяйства, валютной системы, политикой раз­витых стран. На состояние платежного баланса влияют следу­ющие основные факторы.

1. Зависимое положение развивающихся стран в мировом хо­зяйстве. На их долю приходится 37,6% мирового экспорта. В экс­порте большинства этих стран по-прежнему преобладают сырье, энергоносители, тропические монокультуры, цены на которые ис­пытывают большие колебания.

2. Циклические колебания экономики развитых стран. Мировые экономические и финансовые кризисы в 70—90-х годах усилили нестабильность платежных балансов развивающихся стран, прежде всего в результате падения спроса на их продукцию и цен на нее.

3. Военные расходы. Увеличение импорта товаров военного назначения ухудшает состояние торговых балансов развивающих­ся стран. В первой половине 90-х годов эти страны ежегодно тратили более 30 млрд долл. на закупку вооружений за рубежом, в основном в США, Франции и Великобритании.

4. Зависимость развивающихся стран от внешних источников финансирования. Приток иностранных капиталов оказывает двоякое влияние на их платежные балансы: вначале увеличиваются поступ­ления, но с наступлением сроков платежей страны-должники вынуж­дены уплачивать сумму долга, а также проценты и дивиденды.

5. Изменения в условиях международной торговли. Неравно­правная торговля развитых стран с освободившимися отрица­тельно влияет на торговый баланс последних. В результате по­литики взвинчивания цен монополиями на мировом рынке рост индекса цен на товары, экспортируемые в развивающиеся страны, значительно превышает увеличение индекса цен на продукцию, вывозимую из этих стран. Кроме того, цены на товары, поста­вляемые в счет «связанной» помощи, обычно на 20—40% выше среднерыночных. Деятельность ТНК усиливает диспропорции и нестабильность экономики и платежных балансов развиваю­щихся стран. Международные монополии используют в своих целях растущий внутрифирменный оборот. Это накладывает от­печаток на уровень цен, структуру международных экономических отношений, распределение выгод от международного разделения труда, способствует таможенному протекционизму в ущерб мо­лодым государствам. Скрытые и явные операции ТНК отрица­тельно влияют на платежные балансы развивающихся стран.

Периодические взрывы мировых цен на ряд товаров по линии их резкого повышения или снижения усиливают нестабильность платежных балансов большинства развивающихся стран. Так, в условиях энергетического кризиса и мировой инфляции рост цен на энергоносители, прежде всего нефть, неблагоприятно отразился на платежных балансах развивающихся стран — импортеров не­фти. Временно образовалось крупное положительное сальдо нефтеэкспортирующих стран ОПЕК. В середине 80-х годов резкое снижение цены на нефть (с 33,8 долл. в 1982 г. до 14—16 долл. за баррель в конце 80-х, во второй половине 90-х годов) вызвало ухудшение платежного баланса стран — членов ОПЕК.

6. Валютно-финансовые факторы. Неустойчивость ведущих ва­лют, в частности доллара США, и цен усиливает нестабильность платежных балансов развивающихся стран. Две девальвации доллара в 1971 и 1973 гг., периодическое снижение его курса принесли им дополнительные потери, обесценив валютную выруч­ку. В связи с повышением курса доллара в первой половине 80-х годов развивающиеся страны понесли убытки как импортеры и должники, так как им дороже обходилось приобретение амери­канской валюты для погашения международных обязательств. Снижение курса иены во второй половине 90-х годов существенно ухудшило валютно-финансовое положение ряда государств ЮВА, в частности Индонезии, Таиланда, Филиппин. В результате по­следние были вынуждены провести значительные девальвации сво­их денежных единиц. Девальвация национальной валюты развива­ющихся стран в принципе поощряет экспорт и сдерживает импорт товаров. Но экспортный потенциал и конкурентоспособность то­варов большинства этих государств невелики, а потребности в им­порте огромны, что снижает позитивное влияние девальвации на их платежный баланс.

7. Инфляция в развивающихся странах отрицательно влияет на их платежный баланс, так как повышение цен снижает конкурен­тоспособность национальных фирм, затрудняет экспорт, поощря­ет импорт товаров и способствует отливу капиталов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.