Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Центральные курсы и пределы допустимых колебаний валют в рамках Европейского валютного механизма-ii 6 страница




8. Торгово-политическая дискриминация некоторых развива­ющихся стран со стороны развитых государств. Нормальному развитию торгово-экономических отношений препятствует прово­димая США и их партнерами политика экономических санкций вплоть до бойкота некоторых освободившихся стран. На протяже­нии 80-х — 90-х годов такого рода санкции осуществлялись против Ливии, Никарагуа, Кубы, Афганистана, Ирана, Ирака и др.

Методы балансирования платежных балансов развивающихся стран. Для погашения дефицита традиционно используются вре­менные методы — иностранные кредиты и ввоз капитала. Развива­ющиеся страны стремятся получить кредиты на еврорынке, но доступ к этому источнику валютных средств ограничен. Обычно евробанки предоставляют кредиты странам, которые получили хотя бы небольшой кредит МВФ и под его контролем выполняют стабилизационную программу. Однако кредиты частных банков дорогие, особенно для стран, имеющих крупную задолженность. С 80-х годов западные банки внесли некоторые из них в «черные» списки. В направлении ограничения доступа развивающихся стран к мировому рынку ссудных капиталов действует также координа­ция деятельности частных банков и международных валютно-кредитных и финансовых организаций, находящихся под контролем ведущих промышленных стран. Активное использование ино­странных кредитов для балансирования платежных балансов при­вело к небывалому росту внешней задолженности развивающихся стран (более 2 трлн долл. в 90-х годах), выплата которой усилива­ет нестабильность их валютного положения.

Окончательным методом покрытия дефицита платежного ба­ланса служит использование официальных золото-валютных резе­рвов. На долю развивающихся стран приходится 41% валютных и 17,9% золотых совокупных резервов мира (1997 г.). Причем большая их часть сосредоточена в странах—членах ОПЕК и неко­торых новых индустриальных государствах. Поскольку инвалют­ные резервы развивающихся стран хранятся в банках преиму­щественно западных держав, то существует опасность их потери в результате валютных ограничений и валютной блокады, пери­одически вводимых США, Великобританией и другими странами в отношении ряда молодых государств.

При крайней необходимости развивающиеся страны использу­ют золото как чрезвычайные мировые деньги для международных расчетов (Иран, Ирак продали несколько десятков тонн золота для оплаты закупок оружия в 80-х годах) и погашения внешней задолженности. Большинство молодых государств продали золо­то, полученное от МВФ в 1980 г. в порядке возврата внесенной ими при вступлении в эту организацию «золотой квоты», равной для них 10—25% взноса капитала. Обычно развивающиеся страны стремятся сохранить и, если возможно, увеличить свои золотые запасы как надежный резервный актив в условиях нестабильности их валютно-экономического положения. Некоторые страны (Мек­сика, Уругвай), как и развитые (Италия, Португалия), иногда предпочитают использовать золото в качестве обеспечения ино­странных кредитов для покрытия дефицита платежного баланса (в середине 70-х и начале 80-х годов).

С 70-х годов для покрытия дефицита платежного баланса используются СДР путем приобретения конвертируемой валюты. Страны обменивают СДР через Фонд на необходимые иностран­ные валюты в пределах квоты, погашая ими свою внешнюю задолженность. Однако на долю развивающихся стран приходится лишь 1/4 совокупной эмиссии СДР. Эти средства распределяются между странами автоматически в зависимости от величины квоты, а не от состояния платежного баланса. Требования развивающих­ся стран об увеличении эмиссии СДР и изменении порядка их распределения как формы помощи тем, кто испытывает острую нехватку валютных ресурсов, встречают сопротивление со сторо­ны ряда развитых государств.

Источником погашения пассивного сальдо платежного баланса служит также иностранная помощь в форме субсидий, даров, льготных кредитов. Используя зависимость большинства развивающихся стран от международных кредитов, западные страны связывают приток внешней помощи с политическими и экономи­ческими требованиями со стороны международных организаций, в первую очередь МВФ.

Методы регулирования платежных балансов развивающихся стран. Развивающиеся страны применяют разнообразные методы регулирования платежного баланса, в основном позаимствован­ные у развитых государств, направленные на стимулирование экспорта, сдерживание импорта товаров, привлечение иностран­ных капиталов, ограничение вывоза капиталов: 1) дефляционная политика; 2) девальвация национальной валюты: для обеспечения ее эффективности развивающиеся страны периодически вводят дифференцированные налоги и субсидии на экспорт и импорт, множественность валютного курса, иногда в форме двойного валютного рынка; 3) валютные ограничения; 4) финансовая и де­нежно-кредитная политика (используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение налога на импорт, денежно-кредитная политика); 5) специальные меры воздействия государства на платежный баланс в ходе формирования его основных статей. Важным объектом регулирования является то­рговый баланс по линии преодоления монокультурности экспорта и его диверсификации. Регулирование направлено на качественные сдвиги в структуре внешней торговли страны, на ограничение импорта товаров, не являющихся предметом первой необходи­мости.

В целях регулирования платежей и поступлений по «невиди­мым» операциям развивающиеся страны принимают следующие меры:

• привлечение иностранных туристов путем создания туристи­ческой инфраструктуры;

• регулирование миграции рабочей силы;

• уменьшение расходов по статьям «Транспорт», «Страхова­ние» и др.

Развивающиеся страны стремятся создать собственный флот. Некоторые из них (Панама, Кипр, Гондурас, Индия, Либерия и др.) уже имеют крупный флот, хотя значительную его часть составляют суда под подставными флагами. С середины 70-х годов значительные усилия, направленные на создание собствен­ного наливного флота, предпринимают страны—экспортеры не­фти, видя в этом способ вырвать из рук международных нефтяных монополий важное звено на пути транспортировки нефти к потре­бителю.

Молодые государства, имеющие выход к морю (Шри Ланка, Индия, Сингапур, Йемен и др.), получают значительные доходы от обслуживания иностранных судов в своих портах. Кроме того, предпринимаются меры для увеличения валютных поступлений от других транспортных услуг, например от эксплуатации нефтепро­водов, пролегающих по территории Сирии, Ирака, Ливана, Ирана и других стран. В более тяжелом положении оказываются страны, не имеющие выхода к морю (Непал, Чад, Эквадор, ЦАР и др.), которым приходится затрачивать к тому же значительные суммы на перевозки по территориям соседних государств.

Для уменьшения зависимости ог иностранных компаний в об­ласти страхования в некоторых развивающихся странах (Сирия, Алжир, Шри Ланка, Танзания, Замбия и др.) созданы национальные страховые компании в государственном секторе, устанавливается контроль за деятельностью иностранных страховых компаний. В ряде стран (Бирма, Иран, Аргентина) государство берет на себя значительную часть риска по страхованию. С 1965 г. действует трехстороннее соглашение между Турцией, Ираном и Пакистаном о создании четырех пулов перестрахования рисков от несчастных случаев, с 1960 г. — Азиатский синдикат по морскому страхованию и т. д. Арабские страны создали Страховую федерацию арабских стран, которая особое внимание уделяет страхованию операций, связанных с разведкой, добычей и транспортировкой нефти.

Регулирование движения капиталов обычно направлено на при­ток иностранных капиталов, сдерживание их отлива и перевода прибылей.

Межгосударственное регулирование платежных балансов раз­вивающихся стран осуществляется через МВФ, который разраба­тывает программы стабилизации в виде макроэкономических агрегатов, количественных ориентиров с поквартальной разбивкой. Стандартизация этих мероприятий Фонда, не учитывающая наци­ональные особенности, усиливает их слабую избирательность. Применение рекомендуемых Фондом традиционных дефляцион­ных мер сжатия спроса подрывает возможности экономического роста. Жесткие программы стабилизации экономики, в том числе платежного баланса, вынуждают развивающиеся страны жертво­вать капиталовложениями, что сдерживает экономический рост. В условиях огромной внешней задолженности освободившихся стран государства-кредиторы (Парижский клуб) соглашаются на урегулирование долга лишь при условии принятия страной-заем­щиком стабилизационной программы Фонда.

С конца 70-х годов в концепциях межгосударственного регули­рования платежного баланса, основанных на признании структур­ного характера его дефицита, удлинился период стабилизации экономики и изменилось его содержание. Стабилизационные про­граммы МВФ по аналогии с программами МБРР стали включать меры воздействия не только на спрос, но и на предложение по линии модернизации отраслевой структуры экономики, исправле­ния дефектов совокупного предложения в увязке со стратегией экономического роста, капиталовложений. Расширение набора ме­тодов регулирования платежного баланса, рекомендуемых Фон­дом, способствовало усилению его сотрудничества с МБРР в раз­работке новой схемы стабилизационных программ путем устране­ния неравновесий в отраслевой структуре экономики страны-заемщика. Кроме того. Фонд с начала 90-х годов стал выступать в роли координатора по оказанию экстренной финансовой помо­щи странам, оказавшимся в особо тяжелом экономическом поло­жении. В «пакеты» предоставлявшихся ресурсов входят не только средства МВФ, но и правительств ряда развитых государств (пре­жде всего США, Японии и ФРГ) и крупных частных банков. Так в 1995 г. для спасения экономики Мексики МВФ организовал предоставление этой стране финансовых ресурсов в объеме 48,0 млрд долл. В 1997 г. аналогично 17,2 млрд долл. было выделено Таиланду, 40,0 млрд долл. — Индонезии и 58,0 млрд долл. — Республике Корее. Подобные экстренные меры Фонда, хотя и спо­собствовали стабилизации экономического положения в этих стра­нах, показали, что деятельность МВФ страдает крупными недо­статками в плане выявления и предупреждения негативных сдви­гов в экономике и валютно-финансовом положении развивающихся государств.

Проблемы платежных балансов развивающихся стран. При ана­лизе платежных балансов развивающихся стран целесообразно разграничить их на две основные группы. С одной стороны, это большинство развивающихся стран—импортеров нефти, пла­тежные балансы которых хронически дефицитны (56,5 млрд — в 1980 г., 17,8 млрд долл. — в 1990 г., более 40 млрд долл. в 1997 г.) Другая группа — производители и экспортеры нефти, входящие вОПЕК. Их платежные балансы на протяжении дли­тельного периода (до 1982 г.) были активны, что привело к накоп­лению ими значительных инвалютных резервов. В результате падения цен на нефть и сокращения спроса на нее, ухудшения условий воспроизводства в ведущих странах активный платежный баланс этой группы стран сменился дефицитом.

Платежные балансы развивающихся стран — импортеров неф­ти. Хронический дефицит их платежных балансов обусловлен зависимым типом экономического развития, неравноправным участием в международном разделении труда. Ограниченные экспортные возможности и растущие потребности в импорте машин и оборудования, полуфабрикатов, продовольствия, то­варов широкого потребления вызывают неуравновешенность торговых балансов. Несбалансированность внешней торгов­ли определяется также условиями торговли — неблагоприят­ным соотношением экспортных и импортных цен. Завышение цен на товары развитых государств и занижение цен на ряд товаров традиционного экспорта развивающихся стран — одно из проявлений неблагоприятных условий торговли. В результате переплат по импорту и недополучения выручки по экспорту раз­вивающиеся страны теряют от 10 до 15 млрд долл. в год, а также не менее 10 млрд долл. — от нетарифных ограничений на их экспорт.

Развивающиеся страны несут валютные потери, переплачивая развитым государствам по «невидимым» операциям, например при страховании и перестраховании внешнеторговых операций, где господствуют страховые компании ведущих держав, при ис­пользовании иностранных судоходных линий. Особенно велики расходы развивающихся стран по переводу процентов и дивиден­дов: дефицит по переводу прибылей растет (37 млрд долл. — в 1983 г., 64 млрд долл. — в 1996 г.). В целом отрицательное сальдо баланса «невидимых» операций сохраняется на высоком уровне (43,2 млрд долл. — в 1986 г., 39,5 млрд долл. — в 1990 г., 48,1 млрд долл. — в 1997 г.)

Платежный баланс по текущим операциям развивающихся стран — импортеров нефти систематически сводится с пассивным сальдо (68 млрд долл. — в 1982 г., 21 млрд долл. — в 1990 г., более 80 млрд долл. — в 1997 г.).

Эти страны для покрытия дефицита платежного баланса при­бегают к импорту капиталов и кредитам банков развитых стран и международных валютно-кредитных и финансовых организаций. Ежегодно нетто-приток долгосрочных ресурсов в развивающиеся страны—импортеры нефти превышал 40 млрд долл. во второй половине 90-х годов.

Стремясь предотвратить дальнейшее ухудшение платежно­го баланса и валютного положения, развивающиеся страны прибегают к валютным ограничениям по текущим и финансо­вым операциям, к дефляционной политике. Однако эта полити­ка оборачивается ограничением импорта машин и оборудования, необходимых для экономического роста, и снижением жизненно­го уровня населения развивающихся стран. Таким образом, меры большинства стран — импортеров нефти по регулированию платежного баланса оказываются недостаточно эффективными в силу их зависимого и подчиненного положения в мировом хозяйстве.

Платежные балансы развивающихся стран — экспортеров не­фти. Несмотря на накопление значительных валютных резервов, платежные балансы и этой группы стран отличаются неустой­чивостью. Крупное активное сальдо баланса их международных расчетов, характерное для 70-х годов, сменилось дефицитом в на­чале 90-х годов в результате снижения спроса и цены на нефть.

Сокращение доходов от экспорта нефти повлекло изъятие вкла­дов ряда стран ОПЕК из банков ведущих западных стран. Ряд государств (Нигерия, Иран, Ирак, Ливия) был вынужден увели­чить заимствования на мировых рынках ссудных капиталов.

Баланс «невидимых» операций большинства развивающихся стран — экспортеров нефти обычно пассивен (переводы прибылей по иностранным капиталам, кредитам, фрахт, страховое дело и др.). Некоторые из них, в частности Саудовская Аравия, имеют активное сальдо по статье «Туризм».

Баланс движения капиталов большинства нефтедобывающих стран сводится со значительным активом, поскольку иностранные монополии стремятся вложить сюда капиталы из-за высоких при­былей. Некоторые страны ОПЕК, будучи крупным экспортером капитала, имеют пассивное сальдо по этому разделу платежного баланса.

Состояние платежных балансов стран—членов ОПЕК неодноз­начно в силу их дифференциации. Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты в середине 90-х годов имели активное сальдо платежных балансов и крупные золото-валютные резервы. Одновременно Нигерия, Венесуэла, Алжир, Габон и дру­гие страны сводят свои внешние платежи с дефицитом и выступа­ют заемщиками на мировом рынке ссудных капиталов.

Таким образом, нестабильность платежных балансов развива­ющихся стран имеет фундаментальные причины, вытекающие из особенностей их зависимого и неравноправного участия в между­народном разделении труда. Кроме того, важной причиной нерав­новесия международных расчетов этих государств является их острая потребность в валютных ресурсах в целях стимулирования индустриализации и экономического роста.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое платежный баланс, каковы его основные разделы и статьи?

2. Почему баланс услуг и некоммерческих платежей называется балансом «невидимых» операций?

3. Почему в платежном балансе выделена статья «Ошибки и про­пуски»?

4. Что такое резидент и нерезидент?

5. Каковы методы классификации статей платежного баланса7

6. Каковы типы международных сделок?

7. Каков метод определения дефицита или актива платежного ба­ланса?

8. Какие факторы влияют на платежный баланс?

9. Каковы методы регулирования платежного баланса?

10. Каковы методы покрытия дефицита платежного баланса?

11. В чем особенности платежных балансов развивающихся стран?

Глава 5. Регулирование международных валютных отношений. Валютная политика

• 5.1.РЫНОЧНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ФОРМЫ

Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной эконо­мики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. На валютном рынке формируются спрос и предложение валют и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях кон­куренции на валютных рынках обеспечивает относительную эк­вивалентность обмена валют, соответствие международных фина­нсовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов. Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке эконо­мические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций.

Однако государство издавна вмешивалось в валютные отноше­ния — вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в мирохозяйственных связях. С отменой золотого стандарта в 30-х годах XX в. перестал действовать механизм золотых точек как стихийный регулятор валютного курса. Значи­тельные и резкие колебания курсовых соотношений и валютные кризисы отрицательно влияют на национальную и мировую эко­номику, вызывая тяжелые социально-экономические последствия.

Рыночное и государственное валютное регулирование дополня­ют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Граница между этими двумя регуляторами определяется выгода­ми и потерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валют­ное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валют­ных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика — совокупность мероприятий, осу­ществляемых в сфере международных валютных и других эконо­мических отношений в соответствии с текущими и стратегичес­кими целями страны. Она направлена на достижение главных целей экономической политики в рамках «магического много­угольника»: обеспечить устойчивость экономического роста, сдер­жать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие пла­тежного баланса.

Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. На разных ис­торических этапах на первый план выдвигаются конкретные за­дачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации; валютные ограничения, пе­реход к конвертируемости валюты, либерализация валютных опе­раций и др. Валютная политика отражает принципы взаимоот­ношений стран: партнерство и разногласия, порождающие диск­риминацию более слабых партнеров, в первую очередь развивающихся стран, вмешательство во внутренние дела других государств.

Обоснованием валютной политики служит определенная те­ория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически ва­лютная политика оформляется валютным законодательством — совокупностью правовых норм, регулирующих порядок соверше­ния операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями — двухсторонними и много­сторонними — между государствами по валютным проблемам. Историческим предшественником современных валютных согла­шений являлся Латинский монетный союз (1865— 1926гг.), целью которого было установление единой денежной единицы стран-членов, причем монеты одной страны считались законным пла­тежным средством в других государствах. Парижское соглашение 1857 г. оформило создание первой мировой валютной системы — золото-монетного стандарта. Далее Генуэзская конференция 1922г. оформила создание золото-девизного стандарта. Бреттонвудское соглашение 1944 г. закрепило принципы послевоенной валютной системы. Ямайское валютное соглашение установило принципы современной мировой валютной системы. В рамках региональных объединений также заключаются валютные согла­шения, например о создании ЕВС (1979 г.), Европейского экономи­ческого и валютного союза с единой валютой — евро — на рубеже XX и XXI в.

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование — регламентация государством между­народных расчетов и порядка проведения валютных операций; осуществляется на национальном, межгосударственном и реги­ональном уровнях. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное — с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Глобализация хозяйственных связей способствова­ла развитию межгосударственного валютного регулирования. Оно преследует следующие цели: регламентацию структурных принци­пов мировой валютной системы, координацию валютной полити­ки отдельных стран, совместные меры по преодолению валютного кризиса, согласование валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам. Региональное валютное регулиро­вание осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных группировках раз­вивающихся стран.

Валютная политика определяет подготовку, принятие и ре­ализацию решений по валютным проблемам. Регулирование ва­лютных отношений включает несколько уровней:

• частные предприятия, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают ог­ромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;

• национальное государство (министерство финансов, цент­ральный банк, органы валютного контроля);

• на межгосударственном уровне.

Межгосударственное регулирование в форме координации ва­лютной, кредитной и финансовой политики обусловлено следу­ющими причинами.

1. Усиление взаимозависимости национальных экономик, включая валютные, кредитные, финансовые отношения.

2. Изменение соотношения между рыночным и государствен­ным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений.

3. Изменение расстановки сил на мировой арене; безраздель­ное лидерство США сменилось господством трех центров партнер­ства и соперничества — США, Западной Европы, Японии. К тому же появились молодые конкуренты — новые индустриальные государства.

4. Огромные масштабы мировых валютных, кредитных, фина­нсовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с колебаниями валютных курсов, процентных ставок, периодичес­кими нефтяными шоками, биржевыми, валютными, банковскими кризисами и т.д.

Абсолютно автономная национальная экономическая полити­ка, в том числе валютная, кредитная, финансовая, несовместима с развитием взаимозависимости стран и их интеграцией в мировое хозяйство.

Органом межгосударственного валютного регулирования яв­ляются МВФ, а с середины 70-х годов также регулярные совеща­ния на высшем уровне с ограниченным числом участников. Одним из побудительных мотивов их проведения в свое время послужил мировой энергетический кризис; необходимо было принять со­гласованные меры по ограничению отрицательных последствий повышения цен на нефть для наиболее развитых стран. С тех пор на совещаниях в верхах обсуждаются актуальные мировые эконо­мические и политические проблемы. Подобная встреча «в верхах» впервые была проведена в ноябре 1975 г. в Рамбуйе (Франция) с участием шести ведущих государств; с 1976 г. практикуются ежегодные совещания «семерки» (США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Канады). Одной из обсуждаемых про­блем стало оказание помощи начавшимся в России с 1991 г. реформам по переходу к рыночной экономике. Но в 1992 — 1996 гг. участие России в заседаниях «семерки» было ограничено. В Денвере (1997 г.) впервые была повестка дня для «восьми», хотя вопросы макроэкономики и мировых финансов обсуждались без России. На совещании в Бирмингеме (май 1998 г.), где принято решение об оказании срочной финансовой помощи странам Юго-Восточной Азии в связи с глубоким финансовым и валютным кризисом в этом регионе, «семерка» («G-7») была официально провозглашена как «восьмерка» («G-8»), однако Россия остается нетипичным участником этого «закрытого клуба», у которого нет ни устава, ни штаб-квартиры. Ключевые мировые проблемы обсуждаются без российского участия, пока Россия не стала эконо­мически развитой страной и не может оказать позитивное воздей­ствие на финансово-экономическую ситуацию в мире.

Основные причины регулярных встреч на высшем уровне коре­нятся в глобализации хозяйственных связей, нестабильности эко­номического и политического развития стран, партнерстве, проти­воречиях. Постоянные консультации глав государств преследуют цель выработать единую экономическую и политическую страте­гию. Встречам в верхах обычно предшествует подготовительная работа на национальном уровне (консультации представителей государства и предприятий по вопросам, обсуждаемым на эко­номическом совещании) и на международных встречах (коор­динационные совещания представителей правительств, проводи­мые три-четыре раза в год с целью выработки предварительного решения путем устранения противоречий и достижения компро­миссов).

Международные совещания «в верхах» — составной элемент сложившейся системы взаимодействия развитых стран во всех сферах экономики и политики. На этих совещаниях традиционно проявляются две тенденции — партнерство и разногласия.

Валютная политика в зависимости от ее целей и форм подраз­деляется на структурную и текущую. Структурная валютная политика — совокупность долгосрочных мероприятий, направлен­ных на осуществление структурных изменений в мировой валют­ной системе. Она реализуется в форме валютных реформ, прово­димых в целях совершенствования ее принципов в интересах всех стран, и сопровождается борьбой за привилегии для отдельных валют. Структурная валютная политика оказывает влияние на текущую политику. Текущая валютная политика — совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельно­сти валютного рынка и рынка золота.

Формы валютной политики. Применяются следующие основные ее формы: дисконтная, девизная политика и ее разновидность — валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, ва­лютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валюты, режима валютного курса, девальвация, ревальвация.

Дисконтная политика (учетная) — изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса — с другой. Например, при пассивном платежном балансе в условиях относи­тельно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, и сдерживать отлив национальных ка­питалов, что способствует улучшению состояния платежного ба­ланса и повышению валютного курса. Понижая официальную ставку, центральный банк рассчитывает на отлив национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо платежного баланса и снижения курса своей валюты.

В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась. Это объясняется прежде всего противоречивостью ее внутренних и внешних целей. Если процентные ставки снижаются в целях оживления конъюнктуры, то это отрицательно влияет на платежный баланс, если вызывает отлив капиталов. Повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицате­льно влияет на экономику, если она находится в состоянии застоя. Результативность дисконтной политики зависит от притока в страну иностранного капитала, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капиталов. Регулирование международного движения капиталов и кредитов также ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Отсюда вытекают кратковременность и сравнительно низ­кая эффективность дисконтной политики. Дисконтная политика ведущих стран, в первую очередь США, отрицательно влияет на конкурентов, которые вынуждены повышать или снижать про­центные ставки вопреки национальным интересам. В итоге пери­одически разгорается война процентных ставок.

В 30—40-е годы центральные банки в соответствии с кейнсианскими рекомендациями проводили политику «дешевых денег», низ­ких процентных ставок. Так, переучетная ставка Банка Англии сохранялась на уровне 2% в 1932—1952 гг.. Федеральной резерв­ной системы (ФРС) США — 1% в 1937—1948 гг. С 50-х годов происходит активизация дисконтной политики под влиянием ряда факторов: введения обратимости валют, либерализации междуна­родных валютно-кредитных отношений, развития рынка еврова­лют, ускорения перемещения капиталов, в том числе нефтедол­ларов, между странами. В связи с усилением глобализации хозяй­ственных связей центральные банки вынуждены учитывать эволюцию учетных ставок в других странах. Например, в начале 80-х годов ФРС США повысила процентную ставку с целью сдержать кредитную экспансию и инфляцию в стране, а также укрепить курс доллара. Это вызвало цепную реакцию в виде повышения процентных ставок и снижения курса валют, «бегства» капиталов из стран Западной Европы, которые стали жертвой протекционистской политики США. В этих странах уменьшились капиталовложения и возросла безработица. С середины 80-х и в начале 90-х годов уровень процентных ставок в США ниже, чем в Западной Европе и Японии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.