Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура кредитования МБРР и MAP в 1998 финансовом году 3 страница




В мае 1998 г. определены 11 (из 15 стран), которые участвуют в третьей стадии создания экономического и валютного союза и вступает в зону евро. Остальные присоединятся как «второй эшелон» по мере готовности, которая будет оцениваться по дан­ным предыдущего года по пяти жестким критериям:

1) инфляция должна быть не более чем на 1,5 процентного пункта выше, чем в трех странах с наиболее стабильными ценами;

2) бюджетный дефицит — не более 3% ВВП данной страны;

3) государственный долг — не более 60% ВВП;

4) колебания рыночного курса национальной валюты — в определенных пределах, установленных в рамках ЕВС, при от­сутствии девальвации и ревальвации по отношению к валютам ЕВС в предшествующие два года;

5) номинальная процентная ставка по долгосрочным креди­там — не более чем на 2 процентных пункта выше уровня трех самых низких ставок в странах ЕС.

Страны ЕС передали ЕЦБ и ЕСЦБ значительную долю управ­ления своей денежно-кредитной и финансовой системой. Эти над­национальные органы, во-первых, контролируют денежную массу в обращении, т.е. количество выпущенных денег; во-вторых, уста­навливают базисные процентные ставки; в-третьих, определяют лимит бюджетных расходов и налагают санкции на страны-участ­ницы, которые тратят больше средств, чем могут позволить. Европейская система центральных банков функционирует незави­симо от национальных властей. Наднациональные институты на­блюдают за соблюдением странами-членами жесткой финансовой, валютной и кредитной дисциплин.

Большинство восточноевропейских государств заключили со­глашения об ассоциации с ЕС и ведут переговоры о вступлении в ЕС. Соглашение России с ЕС о партнерстве и сотрудничестве (подписано 24 июня 1994 г.) будет способствовать включению нашей страны в европейское экономическое пространство, что важно для развития внешнеэкономической деятельности с тради­ционными партнерами. Переход к единой валюте — евро — упро­стит международные расчеты России с фирмами ЕС и уменьшит валютный риск, связанный с колебаниями курсов валют. Накоп­ленный в ЕС богатый — позитивный и негативный — опыт интеграции, в том числе ее институциональный аспект, полезен России и ее партнерам по СНГ для воссоздания единого экономи­ческого и финансового пространства и создания рублевой зоны на принципиально новой основе рыночных отношений.

• 9.7. БАНК МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ

Особое место среди международных валютно-кредитных органи­заций занимает Банк международных расчетов (Базель). БМР был создан в 1930 г. на основе межправительственного Гаагского соглашения шести государств (Бельгии, Великобритании, Герма­нии, Италии, Франции, Японии) и конвенции этих государств со Швейцарией, на территории которой функционирует Банк. БМР не подвластен швейцарскому банковскому законодательству. Право­вой статус банка утвержден его соглашением со Швейцарским федеральным советом 10 февраля 1987 г. Фактически он был организован центральными банками этих стран. В 1931—1932 гг. к нему присоединились 19 центральных банков стран Европы. Ныне в числе 34 членов БМР все страны Западной Европы, б государств Восточной Европы, которые вступили в довоенный период и остались его акционерами в силу преемственности, США, Япония, Австралия, ЮАР, Россия с 10 февраля 1996 г. и др.

Официально США не участвовали в создании БМР. Однако федеральные резервные банки поддерживают с БМР корреспон­дентские отношения и другие контакты. Представители ФРС и аме­риканского казначейства присутствуют на ежемесячных совещаниях управляющих центральными банками в Базеле и участвуют в об­щих собраниях Банка. Федеральный резервный банк Нью-Йорка, будучи корреспондентом БМР, выполняет по его поручению опера­ции на рынке ссудных капиталов США. Учредителями БМР и пер­воначальными подписчиками на его капитал были наряду с цент­ральными банками шести стран частные коммерческие банки США во главе с банкирским домом Моргана. Хотя США участвуют в БМР, традиционно лидирующее положение в нем принадлежит странам Западной Европы, в отличие от МВФ и группы МБРР. Центральные банки являются основателями, руководителями и клиентами БМР, который можно квалифицировать как междуна­родный банк центральных банков. Операции с коммерческими бан­ками и частными лицами БМР может осуществлять лишь с со­гласия центрального банка соответствующей страны.

БМР организован в форме акционерного общества с капиталом в 1,5 млрд. золотых франков (оплачено 19,7%). Несмотря на меж­государственные соглашения о замене с 1978 г. этой международной счетной валютной единицы на СДР, БМР продолжает использовать в этом качестве франк с золотым содержанием 0,290 г чистого золота, введенный во Франции в 1799 г. и с 1865 г. служивший единой валютой Латинского монетного союза, в том числе Швей­царии. Органами управления БМР являются Общее собрание акци­онеров и Совет директоров в составе управляющих 13 центральных банков (в том числе Германии, Бельгии, Франции, Великобритании, Италии, являвшихся основателями Банка) и правление. Остальные члены ограничиваются получением дивидендов и статусом клиента.

БМР — банк центральных банков. На БМР по Уставу воз­ложены две основные функции: 1) содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные усло­вия для международных финансовых операций; 2) действовать в качестве банка-агента или банка-депозитария при проведении международных операций своих членов. Исходя из этих функций БМР выполняет следующие операции:

депозитно-ссудные операции с центральными банками;

прием правительственных вкладов по особым соглашениям;

операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций);

куплю-продажу и хранение золота;

операции на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) в качестве агента или корреспондента центральных банков;

заключение соглашений с центральными банками в целях со­действия взаимным международным расчетам.

В соответствии с уставом операции банка должны согласовы­ваться с денежной политикой центральных банков соответству­ющих стран. Банку не разрешено открывать текущие счета и пред­оставлять кредиты правительствам.

Основной источник ресурсов БМР — краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Для выплаты процентов по ним Банк размещает их на рыночных условиях в других центральных банках, международных организациях или в банках-корреспондентах. Основной активной операцией БМР являются инвалютные кредиты центральным бан­кам. Кроме того, БМР, будучи организатором сотрудничества центральных банков, выполняет ряд специфических функций. В их числе: совместное проведение международных операций, взаим­ные консультации по валютно-финансовым вопросам, агентские функции. Так, в 60-х годах БМР способствовал функционирова­нию золотого пула в целях стабилизации рыночной цены золота, участвовал в коллективной поддержке фунта стерлингов, фран­цузского франка; с 70-х годов проводит операции «своп» с цент­ральными банками для регулирования курсовых колебаний валют путем валютной интервенции.

С 1982 г. БМР предоставляет промежуточный кредит под гара­нтию центрального банка странам, ожидающим кредит МВФ, чтобы избежать кризиса их международной валютной ликвид­ности. Такие кредиты получили Венгрия, Мексика, Бразилия, Ар­гентина, Югославия. Для поддержания политики расширенного доступа стран с дефицитным платежным балансом к кредитам Фонда БМР совместно с 17 центральными банками предоставил Фонду кредит в 2,5 млрд долл.

БМР является агентом ЕОУС, ОЭСР, ЕФВС (1979—1993 гг.), затем Европейского валютного института (1994—1998 гг.), с ию­ня 1998 г. — Европейского центрального банка, а также между­народных валютных клирингов (ЕПС, по операциям в ЭКЮ до 1998 г., а с 1999 г. — в евро).

БМР играл важную роль в организации и осуществлении пла­тежных соглашений западноевропейских стран (1947—1958 гг.), в выработке коллективных мер по преодолению спекулятивных атак на мировом валютном рынке (1960—1971 гг.), координации мер и обмену информацией о валютных рынках и валютной интервенции, по интервенции на рынках золота в рамках золотого пула (1961—1966 гг.), в обсуждении проблем еврорынка, в совер­шенствовании банковского надзора. Созданный БМР Базельский комитет по банковскому надзору (декабрь 1974 г.) организует обсуждение этой проблемы, координирует меры по надзору за деятельностью банков в мире. Банк опубликовал Банковский кон­кордат (1983 г.) по этому вопросу, обеспечил подготовку Базельс-кого соглашения (1988 г.) о минимальных международных стан­дартах и оценке достаточности капитала, которые ведущие банки обязаны соблюдать с 1998 г. Летом 1990 г. создана специальная служба БМР по оказанию технической помощи центральным бан­кам и обучению банкиров стран Восточной Европы, бывшего СССР и ряда стран Азии, вступившим на путь перехода и рыноч­ной экономики. Особое внимание БМР уделяет сотрудничеству центральных банков стран ЕС.

БМР осуществляет некоторые специальные функции, в частности совместные валютные интервенции центральных банков с целью поддержания курсов ведущих валют, выполняет функции попечителя по межправительственным кредитам. Центральные банки возложи­ли на БМР функцию наблюдения за состоянием и функционировани­ем еврорынка. На основе получаемой от центральных банков ин­формации БМР применяет собственную наиболее корректную ме­тодику исчисления объема этого рынка, не подчиняющегося национальному законодательству. БМР осуществляет межгосудар­ственное регулирование международных валютно-кредитных и фи­нансовых отношений в целях их стабилизации. Банк организует регулярные встречи управляющих центральными банками с целью координации мировой валютной и кредитной политики.

Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном ха­рактере его деятельности, как и ежемесячных заседаний Базельского клуба (в который входят страны — члены Банка), где обсуж­даются актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений. Это определяет место БМР как органа, дополняюще­го МВФ и группу ВБ, с которыми он имеет тесные связи. БМР имеет административный пост во Временном комитете МВФ и в «группе десяти», обеспечивает работу секретариата Комитета управляющих ЕЭС, созданного в 1964 г., Административного совета ЕФВС (1979 г.), осуществляет клиринговые расчеты в ЭКЮ (с середины 80-х годов), а с 1999 г. — в евро.

БМР — ведущий информационно-исследовательский центр. Го­довые отчеты Банка — одно из авторитетных экономических изда­ний в мире. На базе своих исследований БМР в 1975 г. опубликовал хартию наблюдения за международными операциями банков, до­полненную Базельским соглашением 1983 г. Под эгидой БМР про­ведена работа Комитета Кука (представитель Банка Англии), кото­рый в 1988 г. опубликовал рекомендации относительно коэффици­ента платежеспособности международных банков. Коэффициент Кука (минимальное соотношение между собственными средствами банка и его балансовыми и забалансовыми активами на уровне 8%) принят в 1993 г. странами «группы десяти», а также Люксембургом и Швейцарией. Иногда рекомендации, подготовленные БМР на базе консенсуса, имеют большее значение, чем межгосударственные и наднациональные решения.

Оставаясь в основном региональным западноевропейским меж­дународным банком и валютно-финансовым центром «группы десяти», БМР фактически превратился в международную валют-но-кредитную организацию по составу участников и характеру деятельности. Это обусловлено тем, что БМР является междуна­родным банком центральных банков, агентом и распорядителем в различных международных валютно-расчетных и финансовых операциях, центром экономических исследований и форумом меж­дународного валютно-кредитного сотрудничества.

Роль международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций повышается в условиях интернаци­онализации и глобализации хозяйственных связей. В их деятель­ности проявляются две тенденции, характерные для мирового хозяйства, — партнерство и противоречия стран.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины и цели создания международных финансовых ин­ститутов?

2. Как организована структура управления МВФ и группы ВБ?

3. Что такое принцип «взвешенных» голосов?

4. Каковы источники ресурсов МВФ, в чем отличие от Всемирного банка?

5. В чем особенности кредитной деятельности МВФ по сравнению с группой Всемирного банка?

6. Назовите специальные фонды МВФ. В чем разница стабилизацион­ных и структурных кредитов МВФ?

7. Что такое стабилизационные программы МВФ?

8. Какую роль играют МВФ и группа ВБ в регулировании междуна­родных валютно-кредитных отношений?

9. Каковы функции филиалов МБРР?

10. Каковы задачи и организационная структура ЕБРР?

11. Как формируются ресурсы ЕБРР, в чем отличие от МБРР?

12. Какие операции осуществляет ЕБРР?

13. В чем различия и общие черты региональных банков развития, какие операции они выполняют?

14. Каковы цели и деятельность региональных валютно-кредитных и финансовых организаций ЕС?

15. Какие изменения произошли в институциональной структуре ЕС в связи с Маастрихтским договором о создании Европейского союза?

16. В чем особенности Банка международных расчетов?

Глава 10. Проблемы международных валютно-кредитных и финансовых отношении России

На рубеже 80—90-х годов Россия вступила на путь перехода к рыночной экономике. Важной сферой этих преобразований явля­ются международные валютно-кредитные и финансовые отноше­ния страны, поскольку взят курс на интеграцию в мировое хозяй­ство. Процесс формирования современной рыночной модели ва­лютно-кредитных и финансовых отношений России несет на себе отпечаток особенностей трудного переходного периода от плано­вой экономики, основанной на государственной собственности, к рыночной экономике, базирующейся на разных формах со­бственности. Образованию валютного механизма, адекватного ба­зовым принципам рыночного хозяйства, способствовало вступле­ние страны в МВФ, группу Всемирного банка, ЕБРР, БМР и дру­гие международные финансовые организации. Сотрудничество с ними обеспечивает соответствие формируемого механизма ми­ровым стандартам, сложившимся в странах с эффективной систе­мой рыночной экономики. При этом используется накопленный веками зарубежный и отечественный опыт.

• 10.1. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Национальная валютная система России представляет собой госу­дарственно-правовую форму организации и регулирования ее ва­лютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денежной системы стра­ны. Эта система находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась. Однако ее контуры и основные тенденции выявились достаточно определенно. В конце 90-х годов российский институциональный валютный механизм по основным пара­метрам практически приблизился к критериям, присущим странам Запада.

Национальная валютная система России образована с учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку страна стремится к интеграции в международные финансовые механизмы и вступила в июне 1992 г. в МВФ. Признание устава Фонда налагает на нее определенные обязательства, касающиеся устройства ее валютной системы. Рассмотрим основные элементы современной валютной системы России.

1. Основой валютной системы является национальная денеж­ная единица — российский рубль, введенный в обращение в 1993г. и заменивший рубль СССР. Тем самым было завершено обособ­ление национальной денежной и валютной систем России от де­нежных и валютных систем республик бывшего СССР, в обраще­нии которых до введения национальных денежных единиц остава­лись советские рубли. В 1998 г. рубль был деноминирован по соотношению 1:1000, в связи с чем старые банкноты и монеты заменили новыми.

Законодательно установленное весовое количество золота в со­ветском рубле (1922—1992 гг.) приобрело искусственный характер и было отменено. Это соответствует ныне действующему уставу МВФ, который запрещает фиксировать золотое содержание де­нежных единиц.

2. С начала осуществления экономических реформ Россия фак­тически ввела внутреннюю, т.е. только для резидентов (юридичес­ких и физических лиц данной страны), конвертируемость рубля по текущим операциям платежного баланса. При этом по финан­совым операциям резидентов были установлены валютные огра­ничения. Ограничивались также валютные операции нерезидентов. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировки рубля иностранными банками считались в соответствии с валют­ным законодательством России незаконными.

С июня 1996 г. Россия официально приняла на себя в полном объеме обязательства, налагаемые на страны — члены МВФ Статьей VIII (разделы 2, 3, 4) устава Фонда. Эта статья требует от стран-членов устранить валютные ограничения и ввести кон­вертируемость национальных валют по международным теку­щим операциям, не прибегать к практике множественности ва­лютных курсов, не принимать участия в дискриминационных ва­лютных соглашениях. Присоединение России к Статье VIII пред­полагает распространение сферы конвертируемости рубля по те­кущим операциям на нерезидентов. В то же время экспортеры России обязаны продавать часть (50%, с начала 1999 г. — 75%) валютной выручки на внутреннем валютном рынке по рыноч­ному курсу.

3. Валютный курс рубля официально не привязан к какой-либо западной валюте и валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса, который складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ. Применяется прямая котировка, т.е. единица иностранной валюты выражается в опре­деленном количестве рублей. С июля 1995 г. по август 1998 г. функционировал режим валютного коридора: колебания рыноч­ного курса рубля по отношению к доллару США ограничивались официально устанавливаемыми пределами, которые поддержива­лись Центральным банком РФ с помощью интервенций на валют­ном рынке. Границы этого коридора несколько раз сдвигались в сторону понижения курса рубля. После кризиса 17 августа 1998г. валютный коридор был отменен, и курс рубля вновь стал сво­бодно плавающим.??????????

С июля 1992 г. введен единый официальный курс рубля к долла­ру, который используется для целей статистики и определения размеров таможенных платежей в бюджет. До 17 мая 1996 г. он фиксировался по результатам торгов на ММВБ, а с этого момента стал ежедневно самостоятельно устанавливаться Центральным банком РФ на базе текущих рыночных котировок рубля и опреде­ляться как средняя величина между курсами покупки и продажи по операциям Банка России на межбанковском рынке. После валют­ного кризиса 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ вновь отказался от установления собственных курсов покупки и продажи и начал ежедневно объявлять официальный курс по итогам утрен­ней специальной торговой сессии на ММВБ, а с 29 июня 1999 г. по итогам единой торговой сессии. Курс других валют определяется на основе кросс-курса. При этом в качестве промежуточного показа­теля используются курсы этих валют к доллару.

4. Элементом валютной системы России является регулирова­ние международной валютной ликвидности, т.е. в первую очередь официальных золото-валютных резервов, которые используются для обеспечения межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса рубля. Эти резервы находятся во владении и рас­поряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Величина золото-валютных резервов и их структура постоянно колеблются в зависимости от состояния платежного баланса и ко­нъюнктуры валютного рынка. Наибольшей величины их объем достиг в середине 1997 г. (24,6 млрд долл.). В связи с финансовым и валютным кризисами он сократился практически вдвое (в начале 1999 г. около 12 млрд долл.).

В составе валютных резервов Банка России приблизительно 75% приходятся на доллары США, 20% — немецкие марки и 5% — на другие валюты; эти средства размещены главным образом в первоклассные государственные кратко- и среднесрочные ценные бумаги США и ФРГ. В связи с введением с 1999 г. единой денежной единицы ЕС — евро, можно предположить, что Банк России станет использовать ее наряду с долларом в качестве резервной валюты. Валютные резервы страны включают также кредиты международных организаций и правительств других стран, поступившие в Министерство финансов РФ. В среднем треть официальных резервов составляет золотой запас. Он исполь­зуется для пополнения валютных резервов путем продаж золота на мировом рынке, получения кредитов под залог золота, а также операций «своп». Помимо золота и иностранной валюты между­народные ликвидные резервы России включают также резервную позицию в МВФ в размере 1,2 млрд долл. на 30 апреля 1998 г. (21,47% квоты), которая была использована после вступления России в Фонд, и счет в СДР (на 1 июля 1998 г. — 253 млн долл., к началу 1999 г. полностью израсходован). В сентябре 1997 г. МВФ принял решение о новом, одноразовом выпуске СДР. Доля России в нем составляет 1264,4 млн (1,8 млрд долл.).

5. Что касается следующего элемента валютной системы — международных кредитных средств обращения, то наша страна давно руководствуется унифицированными международными нормами, ко­торые регламентируют использование, в частности, векселей и чеков.

6. Регламентация международных расчетов России также осу­ществляется в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.

7. Институциональная структура и режим валютного рынка России определяются ее валютным законодательством. Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., а также другим законам и правовым актам, операции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномоченные коммерческие банки, имеющие лицензии Банка России. Помимо банков на валютном рынке действуют восемь валютных бирж, ведущее место среди которых принадлежит ММВБ. Эти биржи объединяет Ассоциация валютных бирж России.

Достигнув пика в 1995 г., биржевой валютный оборот стал сокращаться при одновременном резком расширении прямых межбанковских сделок, что соответствует мировой практике. По имеющимся оценкам, до финансового и валютного кризисов 1997—1998 гг. биржевой оборот составлял 2—3% объема валют­ных операций. Кризисные потрясения парализовали межбанковс­кий рынок. Валютные операции в подавляющей части вновь вер­нулись на биржи. Однако по мере стабилизации экономики, в том числе банковской системы, следует ожидать возврата к докризисной структуре валютного рынка.

8. В России формируется внутренний рынок золота, драгоцен­ных металлов и драгоценных камней. До рыночных реформ такой рынок отсутствовал. Все вновь добытые драгоценные металлы монопольно приобретались специальным государственным орга­ном — Гохраном — по устанавливаемой государством фиксиро­ванной цене. Скупка золотых и серебряных изделий и лома у насе­ления производилась через сеть специальных скупочных пунктов. Изделия из золота и серебра продавались в государственных ювелирных магазинах. Однако золото сохраняло за собой роль валютного металла. Признанием этого наряду с наличием госуда­рственного золотого запаса явился выпуск Министерством финан­сов РФ в 1993 г. золотых сертификатов, каждый из которых был обеспечен 10 кг золота 0,9999 пробы. Цена таких сертификатов корректировалась с учетом изменения цены золота на Лондонском рынке и курса рубля к доллару.

Юридическую базу для оформления рынка драгоценных ме­таллов и камней образуют Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», вступивший в силу 26 марта 1998 г., а также указы Президента, в частности «О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации аффини­рованного золота и серебра» от 23 июля 1997 г., ряд поста­новлений Правительства и нормативных документов Централь­ного банка РФ. Согласно всем этим документам коммерческим банкам и физическим лицам предоставлено право приобретения, хранения и продажи золота, серебра и платины. Банк России ежедневно проводит операции по купле-продаже драгоценных металлов; при этом используются цены в рублях, основанные на ценах лондонского рынка и пересчитанные в рубли по текущему официальному курсу. В 1997 г. коммерческие банки получили право самостоятельно осуществлять экспорт золота и серебра. Предполагается учредить в стране специализированную биржу по торговле драгоценными металлами.

9. В России сложился правовой и институциональный меха­низм регламентации деятельности национальных органов управ­ления валютными отношениями, проведения валютной политики и валютного регулирования. Это регулирование осуществляется по трем главным направлениям.

Во-первых, формируется и постоянно обновляется законода­тельная и нормативная база внешних валютно-кредитных и фина­нсовых отношений. Руководство валютной политикой осуществ­ляют Президент, Правительство, Государственная Дума и Совет Федерации. Они принимают законодательные акты в сфере валют­ных отношений, обеспечивают их соблюдение, распределяют пол­номочия и функции по управлению и регулированию. Законода­тельные акты конкретизируются и дополняются постановлениями Правительства, инструктивными документами Центрального бан­ка РФ и других ведомств. Валютное законодательство России регулирует порядок проведения операций в национальной и ино­странной валюте (куплю-продажу, ввоз и вывоз, право владения и т.д.), формирование валютных фондов, осуществление валют­ного контроля. Практически валютную политику проводят в жизнь Центральный банкРФ, Министерство финансов. Мини­стерство экономики. Федеральная служба по валютному и экс­портному контролю. Государственный таможенный комитет. Главный исполнительный орган валютного регулирования — Банк России — осуществляет валютное регулирование с помощью различных нормативных документов (инструкции, циркулярные письма и т.д.), выдает лицензии коммерческим банкам на право проведения валютных операций, контролирует эти операции, вво­дит ограничения внешних заимствований.

Во-вторых, функционирует механизм повседневного валютного контроля, перед которым поставлена цель обеспечивать соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности ва­лютного законодательства, прежде всего установленных ограниче­ний на переводы капиталов. Центральный банк РФ и Правительст­во РФ, являющиеся органами валютного контроля, а также высту­пающие в роли агентов валютного контроля Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Государственный тамо­женный комитет и другие ведомства добиваются, с одной стороны, полного и своевременного поступления экспортной выручки в Рос­сию, а с другой — обеспечения обоснованности платежей в ино­странной валюте за импортируемые товары. Непосредственные исполнители валютного контроля — уполномоченные коммерчес­кие банки, подотчетные Центральному банку РФ. Они имеют сеть обменных пунктов для осуществления операций с гражданами по купле-продаже наличной иностранной валюты на рубли.

В-третьих, Центральный банк РФ, а также Правительство РФ, руководствуясь поставленными целями макроэкономической по­литики, осуществляют, каждый в пределах своей компетенции, текущее оперативное воздействие на функционирование валют­ного механизма: определяют режим валютного курса рубля; регу­лируют динамику рыночного валютного курса; предпринимают меры по обеспечению достаточного уровня и наиболее эффектив­ной структуры официальных золото-валютных резервов; произ­водят погашение государственного внешнего долга; оказывают влияние на основные виды внешнеэкономической деятельности, в первую очередь торговлю товарами, услугами и движение капи­талов, на состояние платежного баланса.

На протяжении 90-х годов валютная система России постоянно совершенствовалась, продвигаясь по пути к более глубокому ин­тегрированию в мировую валютную систему. После глобального кризиса 1998 г. насущной задачей является восстановление нор­мального функционирования всех структур и механизмов управле­ния международными валютно-кредитными и финансовыми от­ношениями страны.

• 10.2. ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК И ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ В РОССИИ

В условиях плановой экономики и валютной монополии валют­ный рынок в СССР отсутствовал. Государство являлось единст­венным законным владельцем иностранной валюты, которая кон­центрировалась в его руках и распределялась с помощью валют­ного плана. Оно имело монопольное право на совершение операций с валютными ценностями и управление золото-валют­ными резервами. Принцип единства валютной кассы обязывал всех держать валюту на счетах во Внешэкономбанке СССР.

Развитие валютного рынка и валютных операций в стране нача­лось с конца 80-х годов. Составной частью экономических реформ, направленных на переход к рыночной экономике, явились отмена государственной монополии внешней торговли и валютной моно­полии и введение децентрализации внешнеэкономической деятель­ности страны. Валютная реформа обеспечила переход от админист­ративного распределения валютных ресурсов государственными органами к формированию валютного рынка. Предприятиям и ор­ганизациям впервые было предоставлено право оставлять в своем распоряжении значительную часть экспортной выручки на откры­тых им валютных счетах. Они получили возможность использовать эти средства по своему усмотрению. С ноября 1989 г. Внешэконом­банк СССР начал проводить аукционы по продаже валюты по рыночному курсу. В Москве была создана валютная биржа.

Согласно Закону «О валютном регулировании» от 1 апреля 1991 г. всем предприятиям и организациям, а также гражданам было предоставлено право продавать и покупать через уполномо­ченные коммерческие банки иностранную валюту в обмен на советские рубли по рыночному курсу. В апреле 1991 г. стали регулярно проводиться торги на валютной бирже Госбанка СССР по рыночному курсу.

После распада СССР на рубеже 1991—1992 гг. и образования Российской Федерации процесс формирования валютного рынка ускорился. Это составная часть радикальных структурных эконо­мических реформ. Валютный рынок дает возможность эффектив­нее использовать валюту и определять реальный валютный курс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.